Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Диалог писем

Сентиментальная история

Опубликовано 3 Октября 2018 в 03:13 EDT

…она не одна, но общалась сама с собой. Она рассказала об этом диалоге чувств языком старых писем, значит, она хотела, чтобы все это жило, оставалось дорогими событиями жизни и памяти. Фрагменты - блики давних переживаний, отражающие перемещение из улыбчивой облачности в земную жизнь. Посвящая себя не фантастическим надеждам, а реальному человеку во плоти и крови. Рождая для себя все многообразие мечты и быта. Жизнь - Разнообразную. Реальную...
Гостевой доступ access Подписаться

По­лина Са­вель­ев­на, нес­мотря на свой глу­бокий вось­мой де­сяток лет, смот­ре­ла на жизнь с оп­ти­миз­мом. Ве­сомые про­житые го­ды час­то от­вле­кали от вос­при­ятия ме­лоч­ных за­бот ка­тяще­гося дня. Сле­ду­ющий день был всег­да ин­те­ресен, раз­ве что ка­кое не­домо­гание ог­ра­ничи­вало мыс­ли те­кущим ча­сом.

Стран­но и смеш­но слу­шать на­вяз­чи­вые в зу­бах клас­си­фика­ции - "зо­лотой воз­раст", "тре­тий воз­раст", "воз­раст до­жития", мо­лодежь - ста­родежь... У че­лове­ка толь­ко один воз­раст. Тот, ко­торый он се­бе пред­став­ля­ет, ко­торый не­сет в ду­ше. Что-то с го­дами ме­ня­ет­ся (увы, очень мно­гое), что-то при­ходит, что-то ис­че­за­ет... Но воз­раст ду­ши ма­ло ог­ра­ничен и не нор­ми­рован ан­кетны­ми дан­ны­ми.

Со сто­роны, ко­неч­но, мо­жет по­явить­ся дру­гое ощу­щение воз­раста. По­рой ре­бенок ка­жет­ся юным ста­рич­ком, а по­жилой че­ловек по­ража­ет мо­лодостью.

Об­ра­щение в прош­лое бы­ло для По­лины Са­вель­ев­ны со­быти­ем се­год­няшне­го дня. (Для крат­кости поз­во­лим се­бе иног­да ее пол­ное имя за­менять аб­бре­ви­ату­рой ПС.) По­рой при вос­по­мина­ни­ях она нас­толь­ко от­ре­шалась от об­ста­нов­ки, что жи­ла толь­ко в со­быти­ях да­леких дней, и да­же не чет­ко мож­но пред­ста­вить в та­кие мо­мен­ты, су­щес­твен­но ли бы­ло для нее ее ок­ру­жение.

ПС как-то го­вори­ла: "Нес­коль­ко лет то­му на­зад по­каза­ли "Подс­троч­ник". Уди­витель­ная жен­щи­на Ли­ли­ан­на Лун­ги­на вспо­мина­ла о жи­вущих в ней со­быти­ях, рас­ска­зыва­ла о них дру­гим. Я не­воль­но втя­гива­лась в рас­сказ, жи­ла в со­быти­ях жиз­ни дру­гого че­лове­ка. Я же пе­режи­ваю дав­нее в се­бе и для се­бя. Как сон..."

Она си­дела в крес­ле-ка­чал­ке вбли­зи жур­наль­но­го сто­лика. Пе­ред ней на сте­не был боль­шой те­леви­зи­он­ный эк­ран. Без зву­ка шло ка­кое-то дей­ство. Она пло­хо вос­при­нима­ет этот "ящик", собс­твен­но, дав­но ут­ра­тив­ший ме­бель­ное сходс­тво. Но она лю­бит, по ее при­выч­но­му оп­ре­деле­нию "дер­жать ру­ку на пуль­се со­бытий дня". Ей, ве­ро­ят­но, скуч­но це­лыми дня­ми си­деть без дел.

В прек­лонном воз­расте, по-ви­димо­му, воз­ни­ка­ет ди­лем­ма, ког­да проб­ле­ма без­делья всту­па­ет в про­тиво­речие с труд­ностя­ми лю­бого де­ла. Это, ве­ро­ят­но, и при­водит к мир­но­му ста­тич­но­му пре­быва­нию с мыс­ленным об­ра­щени­ем в прош­лое, та­ящее де­ла и чувс­тва ушед­ших лет.

Ка­залось, что имен­но так в эти мгно­вения, пульс со­бытий пе­ремес­тился с се­год­няшних дней на ка­кие-то дру­гие вре­мена, очень па­мят­ные ПС. Вот толь­ко за нес­коль­ко ми­нут до это­го она пред­ла­гала чаю сво­им гос­тям, го­дящим­ся по воз­расту ей во вну­ки. Она час­то рас­ска­зыва­ет ка­кие-то се­мей­ные ис­то­рии, но се­год­ня она как бы приг­ла­сила в не­обыч­ное вос­по­мина­ние. Труд­но бы­ло да­же по­нять, что она не пе­рес­ка­зыва­ет ка­кой-то ме­лод­ра­матич­ный се­ри­ал, а ви­дит пе­ред со­бой мгно­вения собс­твен­ной жиз­ни. Это бы­ло ес­тес­твен­но и вы­рази­тель­но. Каж­дое мгно­вение ка­залось кад­ра­ми хо­рошо сня­того кли­па.

Об­лик По­лины Са­вель­ев­ны, поч­ти не­под­вижно си­дящей в крес­ле, от­ра­жал все ню­ан­сы пе­режи­ваний. От че­лове­ка, как бы чи­та­юще­го бу­дора­жащее ее пись­мо, до че­лове­ка, бро­са­юще­го на бу­магу стро­ки от­ве­та. Пе­реп­ле­тение слов, мыс­лей и чувств бы­ло под­властно толь­ко ей. Каж­дый фраг­мент пи­сем от­ра­жал­ся в об­ли­ке ПС столь вы­рази­тель­но, что без вся­кой ус­ловнос­ти мож­но го­ворить об этих мо­мен­тах об­ра­щения к по­лучен­но­му пись­му и пись­му от­прав­ленно­му, как "она чи­та­ет" или "она на­писа­ла".

От нее всег­да ис­хо­дил оп­ти­мизм и доб­рое от­но­шение к каж­до­му ее со­бесед­ни­ку. По сво­ему ха­рак­те­ру она па­ничес­ки бо­ялась дос­та­вить ко­му-ли­бо неп­ри­ят­ность, расс­тро­ить, огор­чить че­лове­ка. В мо­мен­ты воз­вра­щения к ста­рому по­лучен­но­му ею пись­му эта му­ка явс­твен­но про­яв­ля­лась во всем ее об­ли­ке.

ПС на­дела оч­ки, от­ки­нулась на спин­ку крес­ла и ста­ла чи­тать ни­кому не­види­мое пись­мо:
"Как и рань­ше, ког­да я со­бира­юсь те­бе пи­сать, ру­ки нер­вно дро­жат. По­чему? Се­год­ня при упо­мина­нии о дав­ней встре­че те­бе яв­но хо­телось, что­бы это бы­ло не в прош­лом, а в нас­то­ящем. Мо­жет быть, ты так­же, как и я, ма­лора­зум­но ждешь от­кли­ка? Я пос­то­ян­но на­де­юсь те­бя уви­деть у до­ма, у ос­та­нов­ки; ус­лы­шать звук тво­его звон­ка, да­же не го­лоса, а хо­тя бы звон­ка, - что­бы фан­та­зиро­вать о том, что ты хо­тела и не мог­ла ска­зать. Рань­ше на это бы­ли хоть ка­кие-то шан­сы: я пред­став­лял се­бе, что ты хоть в ка­кой-то день мо­жешь быть од­на (Я пы­та­юсь не вду­мывать­ся в мер­зос­тность мо­его вос­при­ятия.) Сей­час не мо­жет быть и это­го. И все рав­но я с на­деж­дой смот­рю на те­лефон, тот те­лефон, по ко­торо­му ты дав­но ни ра­зу не зво­нила."

ПС по­ложи­ла не ра­ботав­шие оч­ки на сто­лик и про­дол­жа­ла вза­имо­дей­ство­вать с ка­ким-то ею оп­ре­делен­ным вре­менем. Она то ли чи­тала, то ли ду­мала вслух, то ли шла по со­быти­ям дав­них лет.

От­ре­шен­но смот­ря в ок­но, ПС ста­ла на­певать ме­лодию "Ста­рых пи­сем". Ког­да-то Клав­дия Шуль­жен­ко до­води­ла до слез пол­ные за­лы сло­вами этой пес­ни:

Хра­нят так мно­го до­рого­го
Чуть по­жел­тевшие лис­ты,
Как буд­то всё вер­ну­лось сно­ва,
Как буд­то вновь со мною ты! 

Ти­хо ПС про­дол­жа­ет раз­го­вор:

- Я пом­ню свои сло­ва то­го пись­ма...

- Я не ста­ла ждать отъ­ез­да в "сва­деб­ное" пу­тешес­твие, за­хоте­лось на­писать сей­час. Я шла вдоль ал­леи Цен­траль­но­го пар­ка и поч­ти не­воль­но свер­ну­ла к Frick Collection, му­зею, в ко­тором нам бы­ло так у­ют­но. Я не ви­дела и не хо­тела ви­деть ни­чего но­вого. Все бы­ло во мне. Я се­ла у фон­та­нов и мне по­каза­лось не­об­хо­димым на­писать те­бе. Ты, воз­можно, пом­нишь то уб­ла­жен­ное нас­тро­ение, пе­рено­сящее в дру­гую ре­аль­ность, в у­ют­ных ком­на­тах, об­рамлен­ных кар­ти­нами Бу­ше.

Все вре­мя ду­маю о те­бе - так лас­ко­во и теп­ло, что те­бе бы очень пон­ра­вилось. Во­об­ще, все вре­мя ду­маю, как мне с то­бой с пер­вых дней зна­комс­тва бы­ло ин­те­рес­но и хо­рошо. Вот имен­но, ни­чего смеш­но­го. Это ведь то­же очень ред­кое.

Не­види­мые по­жел­тевшие лис­тки опять пе­ред гла­зами: "Каж­дый день вме­ща­ет в се­бя не­ис­числи­мое ко­личес­тво мгно­вен­ных пред­став­ле­ний: от на­дежд до край­ней без­на­деж­ности. Твои гла­за иног­да по­ража­ют теп­лом. Дав­ние сло­ва нем­но­гих пи­сем, неж­ность не­забы­ва­емых рук. В дру­гой мо­мент этих глаз я стра­шусь. Бе­зыс­ходнос­ти.

Сме­на дней, сме­на мгно­вений. Нас­тро­ение не под­да­ет­ся тол­ко­ванию, хо­тя все ча­сы и ми­нуты этих дней, вне за­виси­мос­ти от дел, раз­го­воров и за­нятий, за­няты це­поч­носви­той па­ути­ной объ­яс­не­ний. Объ­яс­не­ний с то­бой, раз­го­вора­ми о те­бе, о нас и о не­понят­ном. Все не­понят­но слож­но и слиш­ком прос­то, до не­разум­ной слож­ности. Я ищу те­бя, я мыс­ленно (или поч­ти мыс­ленно) ка­са­юсь те­бя, я слы­шу моль­бу о том, что­бы не му­чить те­бя. Ты му­ча­ешь­ся от та­кого об­ще­ния со мной, и мне при этом ни­чуть не лег­че; как псих, ко­торый наг­ражда­ет сво­их де­тей сво­ей бо­лезнью - и ни­чуть не умень­ша­ет до­лю сво­их проб­лем."

ПС об­ла­дала та­инс­твен­но зав­ле­катель­ной спо­соб­ностью как бы нев­зна­чай пе­рехо­дить в раз­личные ипос­та­си об­ще­ния: то она со­бесед­ник, то рас­сказ­чик, а то - как бы отор­ва­но от ми­ра - пог­ру­жалась са­ма в се­бя по­доб­но пре­быва­нию во сне, то ли на ис­по­веди.

Отор­вавшись от пи­сем, она вдруг про­дол­жи­ла раз­мышле­ние: "А вдруг он не пой­мет то, что я хо­чу ему ска­зать? Да собс­твен­но, смог­ла бы я встать на дру­гую сто­рону, слу­чись та­кие из­ме­нения с ним? Вряд ли... Но не мо­гу не по­пытать­ся

- Ты мой очень род­ной. И все, что про­ис­хо­дит, не мо­жет это­го из­ме­нить. И мне ка­жет­ся, что не та­кая уж я ужас­ная жен­щи­на, что раз­два­ива­юсь. Прос­то это все очень раз­ное. Ес­ли с то­бой не по­лучи­лось об­ще­го до­ма, то, мо­жет, ос­та­лось об­щее - не ме­нее важ­ное. И прос­то у нас с то­бой боль­шое счастье - ведь в труд­ную, неп­ри­ят­ную, ну не обы­ден­ную до­маш­нюю или ка­кую-то не ря­довую слож­ную ми­нуту, а имен­но, в "пи­ковую" - и те­бе и мне мож­но толь­ко по­думать о нас и дол­жно от­пустить. Да?..

ПС, как бы по­могая се­бе вгля­дывать­ся в от­сутс­тву­ющие стра­ницы, тя­нет­ся за оч­ка­ми и про­дол­жа­ет вспо­минать дав­но про­читан­ное пись­мо. Есть что-то ки­нема­тог­ра­фичес­кое в этом спек­такле од­но­го ак­те­ра. Ве­ро­ят­но, та­кое оп­ре­деле­ние не очень точ­но, так как наз­ва­ние "спек­такль" ас­со­ци­иру­ет­ся с чем-то ис­кусс­твен­ным. Здесь же зву­чит мгно­вение, со­бытие жиз­ни.

"Я ты­сячу раз го­ворил се­бе и клял­ся: ко­нец, нель­зя; те­бе не дол­жно быть де­ла до мо­его вы­вер­ну­того нут­ра, Ру­бикон то­бой пе­рей­ден. И я воз­вра­ща­юсь опять, как толь­ко чу­дит­ся ис­корка в тво­их гла­зах. (Им всег­да пло­хо уда­валось скры­вать суть. Да столь ли час­то ты стре­милась её скрыть? Раз­ве что, как всег­да, жа­лея ме­ня, смяг­чая раз­дра­жение). Я прек­ло­ня­юсь пе­ред то­бой. Не пе­ред тво­ей лю­бовью, я знаю, что не­су в от­вет; пе­ред тво­ей си­лой, ко­торой хва­тило на столь­ко лет. Я про­хожу этот путь и гнусь.

Я не мо­гу со­ри­ен­ти­ровать­ся в сво­ем ха­осе. Из все­го это­го крис­талли­зу­ет­ся мрак, да­вящий и неп­ре­одо­лимый. Пос­ледние дни - сов­сем.

Се­год­ня, мне по­каза­лось, мы сов­сем заб­лу­дились в безъ­язы­ком об­ще­нии. Мы тя­нули друг дру­га на раз­го­вор и, зная его бес­смыс­ленность, бе­зыс­ходно ухо­дили от не­го. И опять ав­то­бус, тя­желое вмес­ти­лище на­дежд и гне­ва.

Зав­тра, зав­тра, что бу­дет зав­тра?"

ПС вновь ищет сог­ла­сия:

- По­лучи­лась ка­кая-то не­понят­ная бу­мага, но нам с то­бой, по-мо­ему, очень нуж­ная. Во вся­ком слу­чае, у ме­ня не по­лучи­лось ска­зать это вслух. В пос­леднее вре­мя ты очень "труд­ный ре­бенок". Проч­тешь это и, мо­жет быть, пой­мешь не­дос­ка­зан­ное.

Це­лую те­бя, мой род­ной.

Она про­из­но­сила, как зак­ли­нания, стро­ки сво­его пись­ма, про­режи­вая ими как бы чи­та­емые стро­ки его пись­ма.

"Я ищу спа­сение для се­бя в при­митив­ной ме­лочи за­бот о те­бе, в ра­дос­ти собс­твен­ной за­нятос­ти то­бой. Я по­нимаю всю. не­сораз­мерность си­ту­ации, жиз­ни и сво­его вер­че­ния. И все рав­но еще и еще раз пе­ред то­бой и со­бой я мо­гу ска­зать толь­ко од­но, что за­пол­ня­ет весь мир, всех лю­дей и все со­бытия. Это ук­ла­дыва­ет­ся в од­но хо­рошо ска­зан­ное сло­во - люб­лю. Неж­но и горь­ко, с пер­воздан­ной дрожью и всег­дашней пре­дан­ностью. От ред­ких лас­ко­вых слов до не­объ­ят­ных мол­ча­ний. Как для под­вы­пив­ше­го - не­бо с ов­чинку, так для ме­ня - ты - во всю жизнь. И я не хо­чу трез­веть, хо­чу быть тем ал­ко­голи­ком, для ко­торо­го все рав­но нет спа­сения. При­кос­но­вение не­воз­врат­но и в нем нес­равнен­ность про­шед­ших дней. Дней, каж­дый из ко­торых жи­вой ку­сок, рав­но­му ко­торо­му нель­зя пред­ста­вить. Это ощу­щаю при каж­дом ша­ге, все свя­зано с об­щи­ми (на­шими) ша­гами, сло­вами, мыс­ля­ми и взгля­дами.

Вновь и вновь, как все эти го­ды смот­рю впе­ред: зав­тра, пос­ле­зав­тра... Цеп­ля­юсь за нас, как за что-то ре­аль­ное, сов­мес­тно су­щес­тву­ющее.

Зна­ешь, ве­сен­ние то­поля, об­рублен­ные вет­ви - они всег­да пу­гали ме­ня. Хо­телось бы обой­тись без та­ких сим­во­лов.

Пред­став­ля­ет­ся, что жизнь свя­зала на­ши судь­бы..."

По­лина Са­вель­ев­на ви­дела, что она не од­на, но об­ща­лась са­ма с со­бой. Она рас­ска­зала об этом ди­ало­ге чувств язы­ком ста­рых пи­сем, зна­чит, она хо­тела, что­бы все это жи­ло, ос­та­валось до­роги­ми со­быти­ями жиз­ни и па­мяти. Фраг­менты - бли­ки дав­них пе­режи­ваний, -от­ра­жа­ющие пе­реме­щение из улыб­чи­вой об­лачнос­ти в зем­ную жизнь. Пос­вя­щая се­бя не фан­тасти­чес­ким на­деж­дам, а ре­аль­но­му че­лове­ку во пло­ти и кро­ви. Рож­дая для се­бя все мно­го­об­ра­зие меч­ты и бы­та. Жизнь - Раз­но­об­разную. Ре­аль­ную...

В ду­ше вол­не­ние от пе­рек­лички двух пи­сем, ос­та­вив­ших за­мет­ный след в па­мяти По­лины Са­вель­ев­ны. "Чуть по­жел­тевшие лис­ты..." Ны­неш­ние компь­ютер­ные имей­лы не по­жел­те­ют. А что сох­ра­нят?..

-Вы зна­ете, до­рогие, - об­ра­тилась вдруг ПС к нам, - мне за­хоте­лось не толь­ко вспом­нить о мо­лодых днях, но под­тол­кнуть вас, не­похо­жих на до­компь­ютер­ных лю­дей, что­бы вы по­чувс­тво­вали мно­гоп­ла­новость каж­до­го дня. Что-то за­меща­ет од­но дру­гое. А что-то нак­ла­дыва­ет­ся и до­пол­ня­ет. В слож­ном бу­кете не­оче­вид­ных про­тиво­речий и со­еди­нений.

- Ве­ро­ят­но, не все яс­но в ус­лы­шан­ном ди­ало­ге двух пи­сем, не все прос­лу­шива­ет­ся в сбив­чи­вом рас­ска­зе, - про­дол­жи­ла ПС. - Мы бы­ли, как го­ворят, не раз­лей во­да, но мы ни­ког­да не го­вори­ли о бу­дущем. Я поз­на­коми­лась со сво­им бу­дущим му­жем. Мой друг не­ожи­дан­но ос­тро вос­при­нял это. На­писал нер­вное боль­шое пись­мо. Ку­да же де­лось это пись­мо? Я пом­ню, что, спря­тав­шись от всех, я проч­ла его нут­ром, да­же не гла­зами. Пись­мо как бы рас­тво­рилось. Боль­ше я его не ви­дела. Оно ос­та­лось внут­ри. Се­год­ня я чувс­твую в ру­ках по­жел­тевшие стра­ницы, ви­жу стро­ки, нер­возно на­писан­ные до­рогим мне че­лове­ком. Здесь нет спо­ра нас­то­яще­го с прош­лым. Здесь есть бу­кет, неб­роская эки­бана под наз­ва­ни­ем - жизнь. 

В этот мо­мент она, блуж­дая в об­рывках да­леких вос­по­мина­ний, воз­вра­щалась к од­но­му и то­му же. Она не за­меча­ла. что поч­ти дос­ловно пов­то­ряла уже ска­зан­ное.

- Я проч­ла его пись­мо, раз­нер­вни­чалась, раз­ре­велась. Пом­ню, что су­дорож­ны­ми дви­жени­ями рук ском­ка­ла нес­коль­ко стра­ниц пись­ма и ку­да-то бро­сила. Ку­да?.. Боль­ше оно мне не по­пада­лось, но я пом­ню его от пер­во­го до пос­ледне­го сло­ва и се­год­ня. Я не зна­ла. что де­лать: я бо­ялась по­терять дру­га, я стро­ила свои се­мей­ные пла­ны... Бро­дя по го­роду, я по­няла, что дол­жна объ­яс­нить­ся: я на­писа­ла ему свое пись­мо... Ес­ли осо­бо не за­думы­вать­ся, то все прос­то, как раз-два-три. И вся жизнь в этом сче­те.

И тут вдруг на­ша ге­ро­иня, от­да­вая дань мно­гим го­дам, про­житым за оке­аном, еле слыш­но про­из­несла:
At least heed this advice i'm giving.
Of life you haven't got a clue,
You don't realize life is worse living.
Это бы­ло столь не­ожи­дан­но, что да­же не сра­зу приш­ло по­нятие, что это ан­глий­ский пе­ревод из Есе­нина:

Пой­ми со мной хоть са­мое прос­тое.
Ведь ты не зна­ешь, что та­кое жизнь,
Не зна­ешь ты, что жить на све­те сто­ит.

- Ка­жет­ся, я бы­ла тог­да не глу­пая де­воч­ка. Про­рочес­ки пра­виль­но вгля­делась в бу­дущее. Очень до­рогие го­ды се­мей­ной жиз­ни, за­меча­тель­ные дочь и сын, чу­дес­ные вну­ки и прав­ну­ки. И сквозь все про­несен­ное чувс­тво бли­зос­ти с той ни­ког­да не кон­ча­ющей­ся лю­бовью. При встре­чах и без них я чувс­твую от­ветную бли­зость и под­дер­жку. Ока­зыва­ет­ся. бы­ва­ет та­кое...

В рас­ска­зе пуль­си­рова­ла бы­лая жизнь, вов­се не ста­новив­ша­яся ушед­шей. В этой жиз­ни слож­но на­ложи­лись со­бытия раз­ных лет, соз­да­вая не­пов­то­римое яв­ле­ние лич­ной, очень ин­ди­виду­аль­ной, жиз­ни. Пы­та­ешь­ся пред­ста­вить се­бе эту си­ту­ацию с дру­гой - как бы от­вер­гну­той сто­роны - и по­нима­ешь, что по­ле для пе­режи­ваний без­гра­нич­но, а под­ска­зан­ный жизнью вы­ход - счас­тли­вый.

Это бы­ло дав­но, да­же очень дав­но. Го­ды, го­ды, про­шед­шие го­ды... Семья, друзья, де­ти, вну­ки и прав­ну­ки. Ока­зыва­ет­ся дав­нюю-дав­нюю лю­бовь мож­но не толь­ко про­нес­ти в се­бе че­рез всю жизнь, но и чер­пать в ней уве­рен­ность, что в жиз­ни нет толь­ко од­но­го пу­ти. Жи­ви и бу­дет те­бе ра­дость... В люб­ви... Жизнь по­каза­ла - это до пос­ледних дней.

Па­мять хра­нит от­зву­ки боль­ших мо­мен­тов жиз­ни. Даль­ше... Даль­ше - ти­шина.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ПАМФЛЕТ

Профессор Соловей — знай же меру (Политический фельетон)

Удивительное дело, когда мир день ото дня живёт в описаниях мировых событий, которых не было и не могло быть. О такой "новости" настойчиво заботится один человек на весь мир. И имя этого человека, как и главное сообщение, мы знаем. Это — Валерий Соловей, герой нашего повествования.

Лазарь Фрейдгейм март 2025

ПАМФЛЕТ

НАДЕЖДА УМИРАЕТ ПОСЛЕДНЕЙ

Возвращение в мировую политику Трампа, напоминает историю, случившуюся в Москве 20-х годов, описанную М. Булгаковым в романе Мастер и Маргарита. А в главе 13 (чертова дюжина) изложен диалог писателя и поэта в психиатрической лечебнице, где поэт Иван Бездомный оказался после встречи с гостем из преисподней.

Леонид Анцелович апрель 2025

ЗАРУБКИ В ПАМЯТИ

МОЙ ДЯДЯ САНЯ

В 1957 году я стал чемпионом Киева среди юношей в лёгком весе. Кроме грамоты мне вручили приз - кожаную папку и красивый альбом для фотографий. Надеялся, что чемпиона Киева возьмут в любой институт. Но не получилось по определенным обстоятельствам.

Валерий Зелиговский апрель 2025

ВЕХИ

Войны и судьбы: Итак, она звалась Татьяной…

С Татьяной Хмельницкой, моей учительницей музыки, я познакомился… даже страшно сказать, сколько лет назад! Пожалуй, прошло уже более полувека и уже прожита целая жизнь. Музыкального таланта мне, чтобы поступить в консерваторию, не хватило, я стал журналистом. Но и сама по себе «музыкальная тема», и многие люди, музыканты и педагоги, меня окружавшие в юности, были со мной до конца репортерской карьеры.

Виталий Цебрий апрель 2025

СТРОФЫ

Защита жизни

Первые стихи Седаковой появились в печати тридцать лет назад. С тех пор каждое ее стихотворение, перевод, статья, обращение-событие.

Александр Зах март 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

ИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДОСЬЕ

Неизвестный плагиат

Почему «Буратино» был заимствованием, а «Терминатора» едва ни сочли воровством?

Сергей Кутовой май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка