Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Александр Вертинский: 130 лет со дня рождения

"Жизнь свою отдав с улыбкой Родине своей…"

Опубликовано 17 Апреля 2019 в 05:20 EDT

Мария Мутлова
…Читая биографию Александра Николаевича, его письма, его воспоминания, бережно собранные в книгу с потрясающе точной цитатой из цыганского романса вместо названия "Дорогой длинною…", невольно хочется спросить: как человек с такой…
Гостевой доступ access Подписаться

НО­ВЫЙ АВ­ТОР "КРУ­ГОЗО­РА" О СЕ­БЕ

Ак­три­са и ре­жис­сёр те­ат­ра ку­кол, ка­мер­ная пе­вица. Окон­чи­ла ММТ им. Л. Б. Кра­сина по спе­ци­аль­нос­ти "Ди­зайн по от­раслям". Па­рал­лель­но с этим окон­чи­ла За­оч­ный на­род­ный уни­вер­си­тет ис­кусств как ак­три­са те­ат­ра, а пос­ле - как ре­жис­сер те­ат­ра. Об­ла­датель­ни­ца ти­тула "Прин­цесса ро­ман­са" 18-го от­кры­того меж­ду­народ­но­го волж­ско­го фес­ти­валя-кон­курса ис­полни­телей рус­ско­го и цы­ган­ско­го ро­ман­сов "Ро­ман­са го­лос осен­ний; об­ла­датель­ни­ца гран-при меж­ду­народ­но­го фес­ти­валя-кон­курса "Бе­гущая по вол­нам". В сво­ем твор­чес­тве от­даю пред­почте­ние ка­мер­ной му­зыке, ро­ман­су, на­род­ной пес­не и со­вет­ской ли­ричес­кой пес­не. Соз­да­ла нес­коль­ко соль­ных му­зыкаль­но-ли­тера­тур­ных прог­рамм, пос­вя­щён­ных Сер­гею Есе­нину, об­ра­зам жен­щи­ны и муж­чи­ны, рус­ско­му ро­ман­су и др.

"Вот ког­да с то­бой слу­чит­ся бе­да,
го­ре ка­кое-ни­будь, ты, мо­жет быть,
тог­да пой­мешь что-ни­будь во мне!"

А. Н. Вер­тин­ский

 

Хол­мистый Ки­ев. Кру­той Ан­дре­ев­ский спуск, из­вес­тный, в час­тнос­ти, рас­по­ложен­ным тут му­зе­ем Ми­ха­ила Бул­га­кова - "До­мом Тур­би­ных".


Ки­ев, Ан­дре­ев­ский спуск, дом-му­зей Ми­ха­ила Бул­га­кова

Наз­ванная ули­ца - один из ста­рин­ных пу­тей, со­еди­ня­ющих цен­траль­ную часть Вер­хне­го го­рода с тор­го­вым По­долом - обо­гати­лась ещё од­ним па­мят­ни­ком: урож­дённо­му ки­ев­ля­нину Алек­сан­дру Вер­тин­ско­му. Про­изош­ло со­бытие в мар­те ны­неш­не­го, 130-го го­да со дня рож­де­ния зна­мени­того  рос­сий­ско­го и со­вет­ско­го эс­трад­но­го ар­тиста, ки­но­ак­тё­ра, ком­по­зито­ра, по­эта и пев­ца, ку­мира эс­тра­ды пер­вой по­лови­ны XX ве­ка.

Па­мят­ник - ра­боты скуль­пто­ра Бо­риса Дов­га­ня. Ар­тист за­печат­лен в том са­мом об­ра­зе, в ко­тором его при­няли и по­люби­ли пер­вые зри­тели. Это грус­тный Пь­еро из ко­медии италь­ян­ско­го те­ат­ра ма­сок со скре­щен­ны­ми пе­ред со­бой кис­тя­ми изящ­ных по­ющих рук...

Во всей фи­гуре чувс­тву­ет­ся дви­жение, как буд­то еще ми­нута, и Ар­тист спус­тится с пос­та­мен­та и поб­ре­дет по ули­цам сво­ей "неж­ной ро­дины", как он на­зывал Ук­ра­ину…

Это пер­вый па­мят­ник Алек­сан­дру Вер­тин­ско­му, ес­ли не го­ворить о па­мят­ной дос­ке на фа­саде до­ма в Мос­кве на Твер­ской ули­це, где он по­селил­ся пос­ле воз­вра­щения на ро­дину вмес­те с суп­ру­гой и до­черь­ми. Хо­чет­ся ве­рить, что в Мос­кве од­нажды то­же по­явит­ся нас­то­ящий па­мят­ник по­эту, ком­по­зито­ру, ар­тисту и пев­цу Алек­сан­дру Ни­кола­еви­чу Вер­тин­ско­му. Это бы­ло бы спра­вед­ли­во и чес­тно по от­но­шению к че­лове­ку, от­давше­му ро­дине свою жизнь, лю­бовь и все свое неж­ное, проз­рачно-хруп­кое твор­чес­тво.

130 лет… Слож­но пред­ста­вить про­пасть вре­мени, ко­торая ле­жит меж­ду на­ми и Пе­чаль­ным Пь­еро, ко­торо­го судь­ба ис­пы­тыва­ла так мно­го лет: в дет­ские си­рот­ские го­ды, во вре­мя двух тя­желых войн, в эмиг­ра­ции, а по­том - на вновь об­ре­тен­ной ро­дине.

Го­ворят, что Гос­подь да­ет каж­до­му та­кой крест, ко­торый че­ловек смо­жет вы­нес­ти. Чи­тая би­ог­ра­фию Алек­сан­дра Ни­кола­еви­ча, его пись­ма, его вос­по­мина­ния, бе­реж­но соб­ранные в кни­гу с пот­ря­са­юще точ­ной ци­татой из цы­ган­ско­го ро­ман­са вмес­то наз­ва­ния "До­рогой длин­ною…", не­воль­но хо­чет­ся спро­сить: как че­ловек с та­кой по-дет­ски хруп­кой ду­шой не толь­ко вы­жил в страш­ное вре­мя, но еще и су­мел за­во­евать та­кое ува­жение к сво­ему ис­кусс­тву, прив­лечь к не­му та­кую зри­тель­скую лю­бовь, о ко­торой меч­та­ли очень мно­гие его сов­ре­мен­ни­ки, и о ко­торой гре­зят сов­ре­мен­ни­ки на­ши?

Что это: уда­ча, слу­чай? Твер­дость и си­ла ха­рак­те­ра са­мого Вер­тин­ско­го? Или все же пред­на­чер­та­ние судь­бы? На­вер­ное, все вмес­те. Не ина­че, без Бо­жес­твен­но­го про­виде­ния не обош­лось. Об этом пи­сал и сам Алек­сандр Ни­кола­евич, вспо­миная, как ему жи­лось в до­ме тет­ки пос­ле смер­ти ро­дите­лей:

"А в шесть-семь ча­сов ве­чера, ког­да сгу­щались су­мер­ки, вы­соко в тем­но-си­нем ук­ра­ин­ском не­бе - пря­мо над боль­шим то­полем во дво­ре - за­жига­лась звез­да. Круп­ная, неж­но-зе­лено­ватая, единс­твен­ная на фо­не быс­тро тем­не­юще­го не­ба.

- Это моя звез­да! - ска­зал я се­бе од­нажды и с тех пор час­то смот­рел на нее ве­чера­ми, отыс­ки­вая ее пер­вую на ве­чер­нем не­бе. Я раз­го­вари­вал с ней, по­веряя ей все свои дет­ские пла­ны и же­лания, а она ти­хо мер­ца­ла сво­ими зо­лоты­ми рес­ни­цами, точ­но во всем сог­ла­шалась со мной…"

Так пред­чувс­твие осо­бен­ной, не­обык­но­вен­ной жиз­ни еще в дет­ские го­ды ма­нило Вер­тин­ско­го, об­ла­дав­ше­го ар­тисти­чес­ким скла­дом ума и не­веро­ят­ной чут­костью.

Од­на­ко на­бож­ность юно­ши, бла­гого­вей­но при­носив­ше­го цве­ты к од­ной осо­бен­но по­любив­шей­ся ико­не Бо­горо­дицы, поч­ти влюб­ленно­го в об­раз Де­вы Ма­рии, по­рой сме­шива­лась с не­веро­ят­ным ко­щунс­твом, ро­див­шемся от тя­жес­ти си­рот­ской жиз­ни бу­дуще­го шан­сонье. Осо­бен­но яр­ко опи­сыва­ет Алек­сандр Ни­кола­евич ис­то­рию, свя­зан­ную с Ки­ево-Пе­чер­ской Лав­рой, в усы­паль­ни­це ко­торой го­лод­ные под­рос­тки во­рова­ли ме­дяки, при­несен­ные па­лом­ни­ками к мо­щам стар­цев:


Ки­ево-Пе­чер­ская Лав­ра, ко­нец XIX ве­ка

"Ве­ру­ющие бо­гомоль­цы прик­ла­дыва­лись к ним, це­луя ку­мач, и кла­ли свер­ху ме­дяки на све­чи угод­ни­ку.

Вот эти-то ме­дяки и бы­ли пред­ме­том на­ших вож­де­лений. Но как ук­расть их? Обыч­но про­цес­сию па­лом­ни­ков соп­ро­вож­дал ка­кой-ни­будь мо­нах со све­чой (в пе­щерах бы­ло тем­но). Лю­ди крес­ти­лись, мо­лились, а по­том на­гиба­лись и це­лова­ли мо­щи. Вот тут-то мы и при­дума­ли трюк. Наг­нувшись к мо­щам и де­лая вид, что мы их це­лу­ем, мы на­бира­ли в рот столь­ко ме­дяков, сколь­ко он мог вмес­тить. Отой­дя в сто­рон­ку, мы вып­лё­выва­ли день­ги в ру­ку и пря­тали в кар­ман.

Брр! До сих пор не мо­гу вспом­нить без от­вра­щения! И на что толь­ко не спо­соб­ны маль­чиш­ки!"

Не с рас­ка­яния ли в этом маль­чи­шес­ком раз­бое на­чал­ся путь Вер­тин­ско­го к приз­на­нию? Ка­жет­ся, что сво­ровав ме­дяки, он пос­ле от­дал Гос­по­ду столь­ко, что с лих­вой от­мо­лил этот дет­ский грех.

За­меча­тель­но еще од­но вос­по­мина­ние Алек­сан­дра Ни­кола­еви­ча, свя­зан­ное с 1913 го­дом, ког­да он, при­ехав­ший за сла­вой в Мос­кву и пе­реби­вав­ший­ся с хле­ба на во­ду, про­ходя ми­мо особ­ня­ка Мо­розо­вой на Ар­ба­те, вдруг бро­сил­ся по­могать са­нита­рам:


Особ­няк Мо­розо­вой на Ар­ба­те, 1913 г.

"Ра­неных вы­нима­ли из ка­реты и на но­сил­ках вно­сили в дом. Я стал по­могать. Ког­да пос­ледний ра­неный был вне­сён, я вмес­те с дру­гими то­же во­шёл в дом. В пе­ревя­зоч­ной док­то­ра спеш­но де­лали пе­ревяз­ки, раз­ма­тывая гряз­ные бин­ты и про­мывая ра­ны. Я стал по­могать. За этой го­рячей ра­ботой не­замет­но прош­ла ночь, по­том дру­гая, по­том третья. Пос­те­пен­но я втя­гивал­ся в эту но­вую для ме­ня ли­хора­доч­ную и ин­те­рес­ную ра­боту. Мне нра­вилось сто­ять до упа­ду в пе­ревя­зоч­ной, не спать но­чи нап­ро­лёт.

В этом бы­ла, ко­неч­но, ка­кая-то до­за по­зёрс­тва, не­об­хо­димо­го мне в то вре­мя. Я уже всю свою энер­гию от­да­вал гос­пи­талю. Я чи­тал ра­неным, пи­сал им пись­ма до­мой, при­сутс­тво­вал на опе­раци­ях, ко­торые де­лал зна­мени­тый мос­ков­ский хи­рург Хо­лин, и уже был вов­ле­чён с го­ловой в это де­ло…"

Так Гос­подь уме­ло нап­ра­вил свое ча­до, оп­ре­делив его мес­то в чис­ле вра­чева­теля не толь­ко душ, но и тел че­лове­чес­ких. Вер­тин­ский с го­ловой ушел во вра­чеб­ное де­ло! Его стой­костью и вы­дер­жкой мож­но толь­ко вос­хи­щать­ся!

Еще из вос­по­мина­ний в кни­ге "До­рогой длин­ною…":

"- Кто этот Брат Пь­еро? - спро­сил Гос­подь Бог, ког­да ему док­ла­дыва­ли о де­лах че­лове­чес­ких.

- Да так… ак­тёр ка­кой-то, - от­ве­тил де­жур­ный ан­гел. - Быв­ший ко­ка­инист.

Гос­подь за­думал­ся.

- А нас­то­ящая как фа­милия?

- Вер­тин­ский.

- Ну, раз он ак­тёр, и трид­цать пять ты­сяч пе­ревя­зок сде­лал, пом­ножь­те все это на мил­ли­он и вер­ни­те ему в ап­ло­дис­ментах.

С тех пор мне ста­ли мно­го ап­ло­диро­вать. И с тех пор я все бо­юсь, что уже ис­черпал эти за­пасы ап­ло­дис­ментов или что они уже на ис­хо­де…"

В ду­ше Ар­тиста не­бес­ное и зем­ное так близ­ко сто­яло друг от дру­га и пе­реп­ле­талось в та­кой слож­ный узор, что ста­новит­ся по­нят­но, что сам Алек­сандр Ни­кола­евич свой та­лант счи­тал Да­ром и бе­рег его как са­мое до­рогое, что у не­го есть. Столь бе­реж­ное от­но­шение к собс­твен­но­му ис­кусс­тву вряд ли встре­чалось у ко­го-ли­бо из его сов­ре­мен­ни­ков.

Вер­тин­ский как буд­то все вре­мя прис­лу­шивал­ся к го­лосу той са­мой Звез­ды из да­леко­го детс­тва и бо­ял­ся по­терять ее, пре­дать или да­же прос­то огор­чить… Тре­пет пе­ред собс­твен­ным та­лан­том пот­ря­са­ет… Да­же в эмиг­ра­ции, выс­ту­пая по­рой в са­мых стран­ных и неп­ри­ят­ных за­веде­ни­ях, Ар­тист ста­рал­ся сох­ра­нить в чис­то­те дар Бо­жий, не за­пят­нать его, на­де­ясь на про­щение Ро­дины, ко­торую он по­кинул, как приз­на­ет­ся, без­думно и неп­рости­тель­но лег­ко­мыс­ленно. Он всег­да на­де­ял­ся от­дать ей все, что у не­го есть - Та­лант и Жизнь!

Сре­ди бес­ко­неч­ных пе­ре­ез­дов из стра­ны в стра­ну, из го­рода в го­род Вер­тин­ский влюб­лялся во мно­гих жен­щин, но лишь од­на из них су­мела по-нас­то­яще­му пле­нить его сер­дце. В пись­мах к Ли­дии Цир­гла­ва Вер­тин­ский пре­дель­но, от­ча­ян­но от­кро­венен и влюб­лен, как маль­чиш­ка, а ведь ему тог­да бы­ло уже поч­ти 54 го­да! Судь­ба по­дари­ла ему Ан­ге­ла-Хра­ните­ля пос­ле столь­ких лет ме­таний и по­ис­ков. Не­обы­чай­но твер­дая, рев­ни­вая, но лю­бив­шая его силь­нее, чем мож­но се­бе пред­ста­вить, юная Ли­дия по­вери­ла Вер­тин­ско­му и пос­ле­дова­ла за ним в не­из­вес­тность…

Ког­да пос­ле нес­коль­ких бе­зот­ветных про­шений о раз­ре­шении вер­нуть­ся в Рос­сию, да еще и в страш­ные го­ды Ве­ликой Оте­чес­твен­ной Вой­ны, Вер­тин­ский все же по­лучил приг­ла­шение при­ехать и петь, в нем как буд­то от­кры­лась вто­рая ду­ша! С груд­ной до­черью Ма­ри­ан­ной на ру­ках, обе­регая все­ми спо­соба­ми мо­лодую суп­ру­гу, он ехал на Ро­дину, не зная ни ус­ло­вий жиз­ни, ни то­го, как при­мет со­вет­ский на­род его ис­кусс­тво. Бесс­траш­ная Ли­дия под­держи­вала его во всем и по­тому ос­та­вила за гра­ницей мать и ба­буш­ку и у­еха­ла в Рос­сию. Здесь ро­дилась вто­рая доч­ка Вер­тин­ских - Анас­та­сия...

О люб­ви Алек­сан­дра Ни­кола­еви­ча к до­черям нуж­но пи­сать от­дель­ные статьи… Из вос­по­мина­ний Ма­ри­ан­ны и Анас­та­сии скла­дыва­ет­ся очень жи­вой пор­трет Вер­тин­ско­го-от­ца, ко­торый мгно­вен­но вы­тес­нял Вер­тин­ско­го-ар­тиста, ед­ва он пе­рес­ту­пал по­рог квар­ти­ры на Твер­ской ули­це, вер­нувшись с нес­конча­емых гас­тро­лей… Лю­бовь его бы­ла та­кой силь­ной, что про­щала все ша­лос­ти и слож­ности ха­рак­те­ров до­черей, до­рожив­ших им и обо­жав­ших его. В пе­сен­ке "До­чень­ки" Вер­тин­ский бук­валь­но за­шиф­ро­вал свои чувс­тва столь ис­кусным спо­собом, что и че­рез мно­го лет она зву­чит, от­зы­ва­ясь в сер­дцах слу­шате­лей бес­ко­неч­ным све­том и теп­лом до­маш­не­го оча­га.

В Со­вет­ской Рос­сии пе­сен­ки Пе­чаль­но­го Пь­еро ста­ли сов­сем ины­ми: ис­чезла ил­лю­зор­ность и не­ре­аль­ность, при­сущая ран­ней по­эзии, но от­четли­вей про­яви­лась лю­бовь и  бла­годар­ность на­роду и стра­не, в ко­торую он вер­нулся, не зная, что его ждет, на­угад, толь­ко бы до­мой!

"Я тво­рю и пою сво­ему на­роду и по­лучаю за это та­кую бла­годар­ность и лю­бовь, ко­торой за гра­ницей не ку­пишь ни за ка­кие день­ги. По­тому что там ис­кусс­тво су­щес­тву­ет толь­ко для раз­вле­чения, а у нас это на­сущ­ная не­об­хо­димость. В этом я ви­жу свою мис­сию, в этом моя ве­ликая наг­ра­да за пло­ды мо­его скром­но­го твор­чес­тва. И так жи­ву не я один - так жи­вут все".

Эти стро­ки на­писа­ны в за­рисов­ке "Мо­им заг­ра­нич­ным друзь­ям". Мож­но ли сом­не­вать­ся в ис­крен­ности этих слов? Воз­можно ли уп­рекнуть, что пы­тались сде­лать уже пос­ле смер­ти Вер­тин­ско­го мно­гие кри­тики, его, про­шед­ше­го столь слож­ный, му­читель­но дол­гий путь до­мой, во лжи и конъ­юн­кту­ре?

Вер­тин­ский от­ве­тил всем сво­им про­тив­ни­кам од­ной прон­зи­тель­ной пес­ней, нес­прос­та на­зывая ее "Иная пес­ня", и от­хо­дя от де­каденс­тва и ра­фини­рован­ности сво­ей да­лекой мо­лодос­ти:

"…И за все ошиб­ки
Рас­пла­чусь я с ней, -
Жизнь свою от­дав с улыб­кой
Ро­дине сво­ей".

В год 130-ле­тия со дня рож­де­ния Алек­сан­дра Ни­кола­еви­ча его пес­ни, ари­ет­ки, сти­хи и вос­по­мина­ния зву­чат с мно­гочис­ленных сцен Рос­сии. И нет в них ни­чего ан­тиквар­но­го или не­сов­ре­мен­но­го. Буд­то толь­ко вче­ра к мик­ро­фону вы­ходил сам Вер­тин­ский, а се­год­ня и на­чина­ющие ис­полни­тели, и приз­нанные ар­тисты с пря­мотой сво­их го­рячих сер­дец вто­рят ему, мно­жат его ис­кусс­тво, вы­пол­няя за­вет Пе­чаль­но­го Пь­еро, ко­торый до пос­ледне­го вздо­ха при­ум­но­жал те та­лан­ты, что бы­ли от­ме­рены ему "доб­рым Бо­гом", как он час­то пи­сал в сво­их сти­хах.

ПОЁТ АЛЕКСАНДР ВЕРТИНСКИЙ

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть десятая

Легенда о проволоке на пробке шампанского, знаменитой вдове Клико и любви русских к игристым винам!

Исторический нравоучительный анекдот. Граф Александр Васильевич Суворов: «Вот твой враг!»

Генерал М. П. Бутурлин. «Заставь дурака Богу молиться...»

Игорь Альмечитов март 2025

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть двенадцатая

«Нет, уж, милостивая государыня, этого в Евангелии точно нет!!!»

Граф Разумовский: «Боюсь, государыня, в России мор будет»

«Пуд сала на лечение его высочества...»

Игорь Альмечитов май 2025

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть одиннадцатая

А. С. Пушкин: «У меня доход постоянный – с 36 букв русской азбуки»

Два императора в одной избе

Легендарный атаман, граф Матвей Платов: «Я всегда любил сочинителей, потому, что все они пьяницы»

Исторический курьёз: «…если бы вся Россия была наполнена людьми на него похожими, я не только продал, но и даром отдал бы её»

Игорь Альмечитов апрель 2025

ВЕХИ

Войны и судьбы: Итак, она звалась Татьяной…

С Татьяной Хмельницкой, моей учительницей музыки, я познакомился… даже страшно сказать, сколько лет назад! Пожалуй, прошло уже более полувека и уже прожита целая жизнь. Музыкального таланта мне, чтобы поступить в консерваторию, не хватило, я стал журналистом. Но и сама по себе «музыкальная тема», и многие люди, музыканты и педагоги, меня окружавшие в юности, были со мной до конца репортерской карьеры.

Виталий Цебрий апрель 2025

ПОЛИТИКА

Юбилей Нетаниягу: 15 лет у власти!

В чём ошибается не только «The Wall Street Journal», но и ... «Любите вы его или ненавидите, Биньямин Нетаниягу - исторический лидер, который навязал свою волю великим событиям своего времени» (Журнал «The Wall Street Journal»). Под таким заголовком появилась редакционная статья в этом американском журнале. Нужно сказать, что зарубежные средства массовой информации не в первый раз пиарят израильского премьера: несколько лет назад журнал «Тime» неоднократно помещал на своей обложке фотографию Беньямина Нетаниягу. И это при том…

Эдуард Малинский апрель 2025

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть двенадцатая

«Нет, уж, милостивая государыня, этого в Евангелии точно нет!!!»

Граф Разумовский: «Боюсь, государыня, в России мор будет»

«Пуд сала на лечение его высочества...»

Игорь Альмечитов май 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка