Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

УРОК,

или Русская леди, не говорящая по-английски

Опубликовано 21 Октября 2011 в 04:07 EDT

Сидя на заднем сидении автомобиля, уставшая, в полудреме, она уже понимала, что раз шофер знает ее фамилию и за ней прислали машину, значит все будет в порядке и о ней позаботятся.

Чего, конечно, она не знала, что это ее дочь, позвонив Славским и узнав от них, что Нина Васильевна не приехала, что они ее встречали, но не нашли на станции, подняла по линии железной дороги тревогу
по дороге в Бостон пропала русская леди, не говорящая по-английски; что какие-то люди тоже звонили в полицию (видимо, те двое парней Джон и Питер) и сообщили об одинокой растерянной женщине на полустанке, говорящей на незнакомом им языке.
Гостевой доступ access Подписаться

Пос­вя­ща­ет­ся Ири­не Гри­горь­ев­не Пан­ченко

Ни­на Ва­силь­ев­на, сра­зу же по при­ез­де в Аме­рику на пос­то­ян­ное мес­то жи­тель­ства к де­тям и вну­кам, ре­шила объ­ехать сво­их здеш­них дру­зей, с ко­торы­ми в прош­лом под­держи­вала хо­рошие от­но­шения. Ну, во-пер­вых, пе­ренять опыт при­мене­ния гу­мани­тар­но­го об­ра­зова­ния в но­вых ус­ло­ви­ях, а, во-вто­рых, ут­вердить­ся мыслью о том, что ин­ди­виду­ум мо­жет вы­живать в лю­бых тя­желых об­сто­ятель­ствах: без зна­ния ан­глий­ско­го язы­ка, за­пад­ной куль­ту­ры и мес­тных обы­ча­ев.

Ска­зано - сде­лано. Би­лет был куп­лен от Фи­ладель­фии, где обос­но­валась ее семья до Бос­то­на, в ко­тором жи­ли близ­кие друзья Слав­ские. Дочь за­бот­ли­во за­писа­ла ей все не­об­хо­димые дан­ные на бу­маж­ке, пре­дуп­ре­дила кон­дукто­ра на ка­кой стан­ции пе­ред са­мым Бос­то­ном ей вы­ходить. Слав­ские жи­ли в при­горо­де.

В по­ез­де бы­ло теп­ло и у­ют­но. За ок­на­ми бы­ла вес­на с зе­ленью де­ревь­ев и все­ми крас­ка­ми цве­тения в суб­тро­пичес­ком кли­мате. Здеш­ний пей­заж от­ли­чал­ся от рос­сий­ско­го: ак­ку­рат­ные по­лос­ки вспа­хан­ной зем­ли, ухо­жен­ные ко­ровы на пас­тби­щах, доб­ротные дву­хэтаж­ные до­ма. Но лю­дей ниг­де не бы­ло вид­но, и ник­то не ма­хал вслед про­ходя­щему по­ез­ду.

Ни­на Ва­силь­ев­на не мог­ла ни с кем из пас­са­жиров об­ме­нять­ся да­же нес­коль­ки­ми сло­вами из-за пол­но­го нез­на­ния ан­глий­ско­го язы­ка. Но она се­бя са­ма раз­вле­кала: чи­тала га­зету "Но­вое рус­ское сло­во", рас­тя­нула на пол­ча­са вре­мя пе­реку­са - ела не­боль­шие сэн­дви­чи - ма­лень­кие бу­лоч­ки с сы­ром и кол­ба­сой и за­пива­ла "Нар­за­ном", всё бы­ло куп­ле­но в рус­ском ма­гази­не "Сто­лич­ный".

На­чало тем­неть. Нес­коль­ко раз к ней под­хо­дил кон­дуктор и ус­по­ка­ива­юще улы­бал­ся. По­езд шел рав­но­мер­но по­качи­ва­ясь. Чуть слыш­но в ди­нами­ке иг­ра­ла лег­кая джа­зовая му­зыка. Ни­на Ва­силь­ев­на пос­те­пен­но зад­ре­мала. Ей сни­лась Мос­ква…

Сколь­ко прош­ло вре­мени, она не пом­ни­ла. Ког­да прос­ну­лась, она за­вол­но­валась - не про­еха­ла ли она ос­та­нов­ку? Как не прос­то жить без зна­ния язы­ка! Она ли­хора­доч­но на­чала ра­зыс­ки­вать кон­дукто­ра. Но где же его най­дешь, ког­да он так ну­жен! Че­рез две ска­мей­ки си­дела ми­лая тол­стая нег­ри­тян­ка, и Ни­на Ва­силь­ев­на бро­силась к ней за по­мощью.

- Бос­тон! Бос­тон! - гром­ко и не­тер­пе­ливо об­ра­щалась к ней Ни­на Ва­силь­ев­на.

- O, yes, yes! - ра­дос­тно под­твер­ди­ла нег­ри­тян­ка и, что-то по­казы­вая за ок­ном, пов­то­рила за ней. - Бос­тон! Бос­тон!

Кон­дукто­ра по-преж­не­му ниг­де не бы­ло вид­но. Ни­ну Ва­силь­ев­ну ох-ва­тила па­ника. Мо­мен­таль­но соб­рав боль­шую до­рож­ную сум­ку, она вы­лете­ла в там­бур. Она нер­вно пос­матри­вала по сто­ронам, на­де­ясь всё-та­ки уви­деть кон­дукто­ра. Но чу­да не про­изош­ло. По­езд стал при­тор­ма­живать и ос­та­новил­ся. Ни­на Ва­силь­ев­на мощ­ным дви­жени­ем ру­ки от­кры­ла дверь ва­гона и ри­нулась вниз по сту­пень­кам…

По­езд еще пос­то­ял нес­коль­ко се­кунд, за­тем пом­чался даль­ше. И толь­ко, ког­да пос­ледний ва­гон ис­чез из по­ля зре­ния Ни­ны Ва­силь­ев­ны, ог­ля­нув­шись вок­руг, она с ужа­сом по­няла, что это не толь­ко не Бос­тон, но да­же и не прос­тая же­лез­но­дорож­ная стан­ция, а ка­кой-то про­межу­точ­ный пус­тынный по­лус­та­нок. Она яв­но выш­ла не там, где нуж­но бы­ло…

Бу­дучи че­лове­ком бы­валым, вна­чале она ре­шила спо­кой­но об­ду­мать си­ту­ацию. На­до по­нять, где она и что мож­но сде­лать? Преж­де все­го, ос­мотреть мес­тность. За по­лус­танком шло шос­се, а за ним сплош­ная по­лоса ле­са. По дру­гую сто­рону рель­сов то­же сплош­ной лес. На тер­ри­тории по­лус­танка сто­яла пус­тая зак­ры­тая буд­ка и ря­дом столб с те­лефо­ном-ав­то­матом. На буд­ке ви­село рас­пи­сание по­ез­дов, но про­честь что-ли­бо Ни­на Ва­силь­ев­на не мог­ла. Те­лефон!! Эта мысль ро­дилась и мгно­вен­но ис­чезла. Она же не уме­ет го­ворить по-ан­глий­ски, а ес­ли бы да­же и уме­ла, то у нее нет ме­лочи поз­во­нить…
Ве­чер­ние су­мер­ки сгус­ти­лись, и бы­ло до­воль­но тем­но. Над по­лус­танком с двух про­тиво­полож­ных кон­цов заж­глись фо­нари. И всё… Не бы­ло да­же ска­мей­ки, что­бы при­сесть.

Ни­на Ва­силь­ев­на по­нуро топ­та­лась на од­ном мес­те. У нее еще бы­ла ка­кая-то на­деж­да на спа­сение, но она вспом­ни­ла сло­ва до­чери, что сог­ласно рас­пи­санию, это был пос­ледний по­езд в Бос­тон, на ко­тором она еха­ла. Ни­чего, мы при­вык­шие, ду­мала она про се­бя, сто­яли же по два ча­са в оче­редях за про­дук­та­ми. И по пол­ча­са в ту­алет в ком­му­нал­ке, где она жи­ла рань­ше. И ни­чего! Раз­ве она не выс­то­яла пя­тича­совую оче­редь в Аме­рикан­ском по­соль­стве за ви­зой, пе­ред при­ез­дом сю­да. А би­леты, а ба­гаж, а та­мож­ня… Нет, нет, нет, вот уж она-то за­кален­ная, да еще как!

Где-то ми­нут че­рез двад­цать она ус­лы­шала шум приб­ли­жа­ющей­ся по шос­се ма­шины. Ни­на Ва­силь­ев­на ки­нулась к обо­чине. Это бы­ло так­си! Уви­дев оди­нокую фи­гуру жен­щи­ны на пус­той стан­ции, шо­фер при­тор­мо­зил. Он был ин­ду­сом в го­лубой чал­ме, го­ворив­ший по-ан­глий­ски так, что ес­ли бы Ни­на Ва­силь­ева и зна­ла язык, то всё рав­но бы ни­чего не по­няла. Оба на­чали жес­ти­кули­ровать. Ни­на Ва­силь­ев­на в на­деж­де, что он ее под­ве­зет по ад­ре­су на бу­маж­ке за не­боль­шую сум­му, ко­торую она одол­жит у сво­их дру­зей Слав­ских. Ин­дус же, ни­ког­да не слы­шав­ший рус­ские сло­ва, ти­па: "ну, пой­ми же, ми­лень­кий", "нель­зя же быть та­ким бес­толко­вым", "что ж те­бе в жиз­ни так по­вез­ло, ну и эго­ист же ты", и все в та­ком же ду­хе. Всё это про­дол­жа­лось ми­нут пят­надцать, и ин­дус в го­лубой чал­ме, по­няв, что кли­ент не го­тов к жер­тве и что он зря те­ря­ет дра­гоцен­ное вре­мя, улыб­нувшись ши­рокой бе­лозу­бой улыб­кой на смуг­лом ли­це, ис­чез нав­сегда…

Ни­на Ва­силь­ев­на сно­ва ос­та­лась од­на. На ум в этом пус­тынном лес­ном мес­те при­ходи­ла рус­ская на­род­ная сказ­ка о ба­буш­ке, се­ром вол­ке и крас­ной ша­поч­ке… Ко­нец у сказ­ки был оп­ти­мис­тичным.
В под­твержде­ние ее мыс­лей, вда­леке опять раз­дался шум мо­тора; и вско­ре Ни­на Ва­силь­ев­на уви­дела гру­зови­чок. Она по­маха­ла ру­кой, и он при­тор­мо­зил пря­мо пе­ред ней. Из не­го выш­ли два пар­ня в ра­бочих спе­цов­ках. Они по­пыта­лись объ­яс­нить­ся с Ни­ной Ва­силь­ев­ной, но ре­зуль­тат был поч­ти ну­левым. Ни­на Ва­силь­ев­на го­вори­ла сло­ва в сле­ду­ющей пос­ле­дова­тель­нос­ти: "Мос­ква-Фи­ладель­фия-Бос­тон…" и да­ла бу­маж­ку с ад­ре­сом наз­на­чения. В от­вет один из пар­ней, бе­лоб­ры­сый, по­казал на се­бя и ска­зал твер­до вы­гова­ривая: "Джон", а на сво­его бо­лее стар­ше­го по воз­расту, дру­га, ука­зал: "Пи­тер". За­тем они се­ли в гру­зови­чок и, по­махав ру­кой, сно­ва ука­тили в тем­но­ту.

Ни­на Ва­силь­ев­на опять ос­та­лась од­на. Она уже всё по­няла и без слов: что выш­ла на ос­та­нов­ку или две рань­ше, чем нуж­но бы­ло, что по­ез­да нуж­но ждать до ут­ра, что би­лет у неё уже прос­ро­чен, что да­же, ес­ли кто-то ос­та­новит­ся и пред­ло­жит ее под­везти, то бо­яз­но са­дить­ся в ма­шину к нез­на­комо­му че­лове­ку, ей-то рас­ска­зыва­ли столь­ко жут­ких ис­то­рий…

Пре­бывая в по­доб­ном ме­лан­хо­личес­ком сос­то­янии, она вдруг уви­де-ла, что опять по­явил­ся гру­зови­чок с Джо­ном и Пи­тером. Бе­лоб­ры­сый Джон вы­нес ей ко­фе в бу­маж­ном ста­кане, сал­фетки и сдоб­ную, еще теп­лую, бу­лоч­ку в па­кети­ке. Пи­тер по­казы­вал ей что-то ру­кой, и она по­няла, что на­до сто­ять тут на мес­те и че­го-то ждать. Ви­димо они ку­да-то поз­во­нили, по­дума­ла она. На­вер­ное, в по­лицию, ку­да же еще?

Ми­нут че­рез двад­цать вдруг подъ­ехал рос­кошный ли­музин, и чер­но-ко­жий шо­фер в фор­ме с га­луна­ми, спро­сил у неё:

- Гос­по­жа Лит­ви­нен­ко?

- Да, да! - об­ра­дован­но вскрик­ну­ла она и по­тащи­ла сум­ку к ли­музи-ну.

- One minute! - ос­та­новил ее шо­фер.

Он от­крыл ей двер­цу ли­музи­на, заб­рал сум­ку и по­ложил ее в ба­гаж-ник.

Си­дя на зад­нем си­дении ав­то­моби­ля, ус­тавшая, в по­луд­ре­ме, она уже по­нима­ла, что раз шо­фер зна­ет ее фа­милию и за ней прис­ла­ли ма­шину, зна­чит все бу­дет в по­ряд­ке и о ней по­забо­тят­ся.
Че­го, ко­неч­но, она не зна­ла, что это ее дочь, поз­во­нив Слав­ским и уз­нав от них, что Ни­на Ва­силь­ев­на не при­еха­ла, что они ее встре­чали, но не наш­ли на стан­ции, под­ня­ла по ли­нии же­лез­ной до­роги тре­вогу: по до­роге в Бос­тон про­пала рус­ская ле­ди, не го­воря­щая по-ан­глий­ски; что ка­кие-то лю­ди то­же зво­нили в по­лицию (ви­димо, те двое пар­ней Джон и Пи­тер) и со­об­щи­ли об оди­нокой рас­те­рян­ной жен­щи­не на по­лус­танке, го­воря­щей на нез­на­комом им язы­ке.

…Ли­музин под­ка­тил к же­лез­но­дорож­но­му вок­за­лу Бос­то­на. Шо­фер, толь­ко те­перь в об­ратной пос­ле­дова­тель­нос­ти, дос­тал сум­ку из ба­гаж­ни­ка, от­крыл Ни­не Ва­силь­ев­не двер­цу и, по­жав на про­щание ей ру­ку, ука­тил уже в ноч­ной све­тящий­ся ог­ня­ми го­род.

И тут в ней прос­ну­лась ре­шимость. Она заш­ла на вок­за­ле в бар, по­дош­ла к ка­кой-то юной де­вице, по­каза­ла ей те­лефон на бу­маж­ке. Та с улыб­кой наб­ра­ла ей нуж­ный но­мер, и она со­об­щи­ла друзь­ям Слав­ским, где ее нуж­но ис­кать.

Те­перь Ни­на Ва­силь­ев­на твер­до по­няла, что она не про­падет в этой стра­не да­же без ан­глий­ско­го язы­ка, но что по при­ез­де в Фи­ладель-фию, пер­вым де­лом, за­сядет за ан­глий­ский.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть двенадцатая

«Нет, уж, милостивая государыня, этого в Евангелии точно нет!!!»

Граф Разумовский: «Боюсь, государыня, в России мор будет»

«Пуд сала на лечение его высочества...»

Игорь Альмечитов май 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка