Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Мой Друг Пупок

Рассказ, эксклюзив

Опубликовано 3 Октября 2018 в 03:05 EDT

…- А знаешь, я чувствую большую вину перед советским народом. Я, хоть и не напрямую, но косвенно виноват в том, что на страну обрушилось такое несчастье - кукурузная кампания. Эту злосчастную кукурузу наш любимый вождь Никита Хрущёв велел сеять везде, где попало - от южных гор до северных морей, и этим почти довёл страну до очередного голода. А всё из-за меня…
Гостевой доступ access Подписаться

"У­ез­жай, го­луб­чик! Ес­ли от­пустят, обя­затель­но у­ез­жай! Это са­мый важ­ный шаг в тво­ей жиз­ни и са­мый пра­виль­ный", ска­зал мой друг Илья Да­выдо­вич Пуп­ко. Близ­кие друзья шут­ли­во на­зыва­ли его Пу­пок, по­меняв мес­та­ми две пос­ледние бук­вы в фа­милии. Мы си­дели на ста­рин­ном ко­жаном ди­ване в его ка­бине­те в квар­ти­ре на Гре­чес­ком прос­пекте Ле­нин­гра­да, ко­торая пе­реш­ла ему в нас­ледс­тво от от­ца. Я при­ехал поп­ро­щать­ся с ним пос­ле то­го, как в 1977 го­ду мы с же­ной по­дали до­кумен­ты на эмиг­ра­цию из СССР.

Дру­жили мы не так уж дол­го, лет шесть или семь пос­ле то­го, как поз­на­коми­лись на од­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции; сош­лись быс­тро, по­чувс­тво­вав друг в дру­ге родс­твен­ные ду­ши и об­на­ружив мно­жес­тво об­щих ин­те­ресов. Спе­ци­аль­нос­ти у нас бы­ли сход­ные - оба ра­бота­ли с ме­дицин­ски­ми элек­трон­ны­ми при­бора­ми, оба лю­били изоб­ре­тать вся­кие за­нят­ные штуч­ки. Прав­да, он - в зак­ры­том уч­режде­нии, а я - в от­кры­том ме­дицин­ском НИИ.

Жи­ли мы в раз­ных го­родах, ви­делись не так уж час­то, но пе­репи­сыва­лись и пе­рез­ва­нива­лись пос­то­ян­но. Он был стар­ше ме­ня лет на 20 или да­же 25, сей­час не пом­ню. По­это­му я не на­зывал его фа­миль­яр­но "Пу­пок", а ува­житель­но, по име­ни-от­чес­тву.

Од­на­ко, нам та­кая фор­маль­ность не ме­шала чувс­тво­вать се­бя близ­ки­ми друзь­ями и да­же слег­ка под­шу­чивать друг над дру­гом. Нап­ри­мер, я ему го­ворил: "Нек­ра­сиво это вы пос­ту­па­ете, Илья Да­выдо­вич, не­пат­ри­отич­но. Жи­вёте в со­вет­ской стра­не, а по­сели­лись по­чему-то на Гре­чес­ком прос­пекте. Вот я, как homo-sovieticus, жи­ву на ули­це "Со­вет­ская". На что он мгно­вен­но па­риро­вал: "А те­бе, го­луб­чик, на­до бы знать, что в на­шей стра­не все ули­цы со­вет­ские, да­же те, ко­торые гре­чес­кие".

Отец Ильи Да­выдо­вича был по­ляр­ни­ком, но в на­чале трид­ца­тых го­дов по­чему-то был нап­равлен на ра­боту в НКВД. Од­на­ко, то, что там тво­рилось, очень его тя­готи­ло и он ис­кал спо­собы, что­бы от­ту­да уй­ти, не нав­ле­кая на се­бя и свою семью бе­ду. В 1934 го­ду ему приш­ла в го­лову спа­ситель­ная идея - он поп­ро­сил нап­ра­вить его, как по­ляр­ни­ка, в пла­ванье на па­роход "Алек­сандр Си­биря­ков", ко­торый дол­жен был от­пра­вить­ся в да­лёкий и опас­ный по­ход по Ле­дови­тому Оке­ану до са­мого Бе­рин­го­ва Про­лива, пов­то­ряя мар­шрут "Че­люс­ки­на".

Это­му по­ходу при­дава­ли боль­шое по­лити­чес­кое зна­чение и Да­вида Пуп­ко наз­на­чили ту­да пом­по­литом. Ушёл он на этом ко­раб­ле и не воз­вра­щал­ся в Пи­тер поч­ти це­лый год. А за это вре­мя в стра­не про­изош­ли серь­ёз­ные со­бытия: был убит Ки­ров, пос­ле че­го поч­ти что весь пи­тер­ский НКВД был расс­тре­лян или сос­лан в ла­геря, а наш ум­ный Да­вид Пуп­ко был да­леко, там, где ни­чего страш­нее кро­ме по­ляр­ных мед­ве­дей не воз­ни­кало, и по­тому ос­тался жив и нев­ре­дим. Ах как по­лез­но в нуж­ное вре­мя быть со­об­ра­зитель­ным! Впро­чем, мой рас­сказ не о нём, а о его сы­не, Илье Да­выдо­виче.

 В один из мо­их при­ез­дов в Пи­тер (я тог­да на­де­ял­ся за­щищать дис­серта­цию в од­ном из пи­тер­ских ву­зов и по­тому час­то ту­да ле­тал), мы с Иль­ёй Да­выдо­вичем, как обыч­но, си­дели на ко­жаном ди­ване в его ком­на­те и бе­седо­вали на раз­ные ин­те­рес­ные те­мы. Я об­ра­тил вни­мание на ви­сев­шее над ко­модом фо­то мо­лодень­ко­го, поч­ти под­рос­тка, во­ен­но­го лёт­чи­ка.

-Кто это там на фо­то? - спро­сил я.

- Не уз­на­ёшь? Так ведь это я сам в 42-м го­ду, - от­ве­тил он. - Во вре­мя вой­ны я слу­жил на се­вере в мор­ской ави­ации. Ле­тал на гид­ропла­не, то есть ле­та­ющей лод­ке. Ме­ня ту­да оп­ре­дели­ли вви­ду не­высо­кого рос­та и ма­лого ве­са. Подъ­ём­ная си­ла у та­кой лод­ки не­вели­ка и каж­дый ки­лог­рамм ве­са ва­жен.

- А в бо­ях вы учас­тво­вали, Илья Да­выдо­вич?

- Ле­та­ющая лод­ка МР-1, на ко­торой я ле­тал, не бо­евая, хо­тя кое-ка­кое во­ору­жение всё же бы­ло: один пу­лемёт, из ко­торо­го мог стре­лять вто­рой пи­лот. На­ша за­дача бы­ла соп­ро­вож­дать ан­глий­ские кон­вои, ко­торые че­рез ар­кти­чес­кий ко­ридор дос­тавля­ли в Мур­манск гру­зы по ленд-ли­зу. Ко­раб­ли шли из Ис­ландии и Шот­ландии, а на­ши са­молё­ты их прик­ры­вали.

Нем­цы от­ча­ян­но бом­би­ли эти кон­вои с воз­ду­ха, тор­пе­диро­вали их из под­водных ло­док, и мно­жес­тво ко­раб­лей бы­ло по­топ­ле­но. Ес­ли под­би­тый ко­рабль со всем цен­ным гру­зом шёл на дно, моя за­дача бы­ла та­кая: са­дить­ся на во­ду и за­бирать на борт гид­ропла­на сколь­ко смо­гу то­нущих ан­глий­ских мо­ряков. Ле­та­ющая лод­ка МР-1 бы­ла ма­лень­кая - два пи­лота, и ещё мог­ла взять лишь шесть пас­са­жиров. Для эко­номии мес­та я обыч­но ле­тал один, без вто­рого пи­лота, хо­тя это бы­ло рис­ко­ван­но. Но за­то мог спас­ти из во­ды на од­но­го че­лове­ка боль­ше.

Зна­ешь, что бы­ло са­мое страш­ное? Я дол­жен был ре­шать - ко­му жить, а ко­му уме­реть. Пред­ставь се­бе, что зна­чит де­лать та­кой страш­ный вы­бор, да ещё не­опыт­но­му юн­цу! Ког­да ко­рабль шёл ко дну и мо­ряки па­дали в ле­дяную во­ду, они там вы­жить мог­ли не бо­лее де­сяти ми­нут. И вот я са­жусь на во­ду; об­ста­нов­ка, пря­мо ска­жем, не ку­рорт: с не­ба не­мец­кие са­молё­ты нас ог­нём по­лива­ют, вок­руг гид­ропла­на де­сят­ки мо­ряков ба­рах­та­ют­ся, ру­ки ко мне тя­нут: "Спа­си!", а я толь­ко семь че­ловек мо­гу взять на борт, ну, ес­ли рис­кну, от си­лы - во­семь, ина­че не взле­теть. Ос­тать­ся на пла­ву то­же нель­зя - не мцы с воз­ду­ха расс­тре­ля­ют. Заб­рал лю­дей, и уле­тай ско­рее на свою ба­зу.

Вот тог­да я дол­жен был за се­кун­ды ре­шать - ко­го мне из во­ды вы­тащить, а ко­го ос­та­вить. Те, ко­го не возь­му, че­рез нес­коль­ко ми­нут по­гиб­нут от хо­лода. Я что - бог, что­бы ре­шать та­кие ве­щи? Но в те страш­ные ми­нуты я был имен­но бо­гом - дер­жал в ру­ках судь­бы этих нес­час­тных.

- Как же вы ре­шали?

- Ста­рал­ся ос­та­вить всё на во­лю слу­чая - пусть он ре­ша­ет. Брал тех, кто ока­зывал­ся бли­же. Обыч­но слу­чалось так: взял на борт се­мерых, а ещё с де­сяток за ма­шину цеп­ля­ют­ся, от­ча­ян­но пы­та­ют­ся заб­рать­ся. Что де­лать? Мне же с ни­ми не взле­теть и все по­гиб­нем!

При­ходи­лось этих нес­час­тных си­лой об­ратно в во­ду стал­ки­вать, на вер­ную смерть. Ни­кому не по­желаю брать на ду­шу та­кой грех. И это пов­то­рялось де­сят­ки раз, поч­ти каж­дый вы­лет. Вот уж 30 лет прош­ло с тех пор, а мне час­то по но­чам снят­ся умо­ля­ющие гла­за мо­ряков, ко­го я от­тол­кнул…

- Илья Да­выдо­вич, - ска­зал я, - вы с дру­гой сто­роны на это пос­мотри­те. Да, мно­гих не спас­ли, но ведь семь че­ловек за каж­дый ваш вы­лет бы­ли вам обя­заны жизнью. Я не знаю ни­кого кро­ме вас, кто мо­жет гор­дить­ся тем, что спас жизнь хо­тя бы од­но­го че­лове­ка.

- Это так, но всё же, всё же…

- - -

Как-то мы об­сужда­ли с ним ус­трой­ство од­но­го при­бора, над ко­торым я тог­да ра­ботал. Вдруг он мне го­ворит, не то в шут­ку, не то всерь­ёз:

- А зна­ешь, я чувс­твую боль­шую ви­ну пе­ред со­вет­ским на­родом. Я, хоть и не нап­ря­мую, но кос­венно ви­новат в том, что на стра­ну об­ру­шилось та­кое нес­частье - ку­куруз­ная кам­па­ния. Эту злос­час­тную ку­куру­зу наш лю­бимый вождь Ни­кита Хру­щёв ве­лел се­ять вез­де, где по­пало - от юж­ных гор до се­вер­ных мо­рей, и этим поч­ти до­вёл стра­ну до оче­ред­но­го го­лода. А всё из-за ме­ня…

- Как же это мо­жет быть, Илья Да­выдо­вич, вы что, бы­ли зна­комы с Хру­щёвым?

- Нет, ни­ког­да, кро­ме как на фо­тог­ра­фи­ях, его не ви­дел. Вот пос­лу­шай, я те­бе рас­ска­жу, как это по­лучи­лось. Тут в Пи­тере есть у ме­ня при­ятель про­фес­сор Тар­та­ков­ский. Лет двад­цать на­зад он за­болел ра­ком гор­ла и ему уда­лили гор­тань с го­лосо­выми связ­ка­ми. Опе­рация прош­ла ус­пешно, но с тех пор он по­терял воз­можность го­ворить. Осо­бен­но его уг­не­тало то, что он не мог чи­тать лек­ции сту­ден­там. Од­нажды мы бе­седо­вали с ним на раз­ные тех­ни­чес­кие те­мы; он, ес­тес­твен­но, в пись­мен­ной фор­ме. Он ме­ня спра­шива­ет, нель­зя ли сде­лать про­тез гор­ла с ис­кусс­твен­ны­ми го­лосо­выми связ­ка­ми, что­бы мож­но бы­ло го­ворить? Я от­ве­чаю, что про­тез гор­ла - шту­ка слож­ная, и я не пред­став­ляю, как это сде­лать. Од­на­ко, по­том стал над этой за­дачей ду­мать, и приш­ла мне в го­лову та­кая идея: го­лосо­вые связ­ки соз­да­ют звук, но раз­борчи­вая речь в ос­новном фор­ми­ру­ет­ся не в гор­ле, а во рту, то есть дви­жени­ями щёк, язы­ка, губ. Тог­да я ре­шил вмес­то го­лосо­вых свя­зок сде­лать внеш­ний ге­нера­тор зву­ка. Сей­час по­кажу.

Он от­крыл ящик пись­мен­но­го сто­ла и дос­тал от­ту­да ко­рич­не­вый при­бор­чик, на­поми­на­ющий по фор­ме элек­троб­ритву. Сбо­ку бы­ла кноп­ка, а на тор­це плас­тмас­со­вая тру­боч­ка. Он су­нул тру­боч­ку се­бе в рот и на­жал кноп­ку. Раз­дался жуж­жа­щий звук, Илья Да­выдо­вич стал дви­гать гу­бами и че­люстью, и тут я ус­лы­шал, как звук, ре­зони­руя во рту, прев­ра­ща­ет­ся в стран­ный ме­хани­чес­кий го­лос, но мож­но бы­ло ра­зоб­рать сло­ва: "Это элек­трон­ные го­лосо­вые связ­ки. Внут­ри - ге­нера­тор зву­ка, вмес­то тра­хеи - тру­боч­ка. Звук вы­ходит из неё в рот. Я ртом мо­дули­рую звук. По­луча­ет­ся речь. Хо­рошо ме­ня по­нима­ешь?" Он вы­нул труб­ку из рта и ска­зал уже сво­им обыч­ным го­лосом:

- Тре­бу­ет тре­ниров­ки, но ког­да прис­по­собишь­ся, то ста­новит­ся до­воль­но раз­борчи­во. Я сде­лал та­кую ма­шин­ку для Тар­та­ков­ско­го, и он с ней стал сно­ва чи­тать лек­ции. Сту­ден­ты до­воль­ны, всё по­нима­ют, а он, по его сло­вам, буд­то за­ново ро­дил­ся. Я пы­тал­ся как-то уго­ворить своё на­чаль­ство, на­чать се­рий­ный вы­пуск этих при­боров - в стра­не ведь мно­го без­гортан­ных лю­дей, но от ме­ня толь­ко от­махну­лись. Вот ес­ли бы из не­го мож­но бы­ло бы, ска­жем, стре­лять и уби­вать, тог­да да, сра­зу бы ух­ва­тились, а про­из­но­сить сло­ва - ко­го в на­шей стра­не это ин­те­ресу­ет? Наш на­род дол­жен слу­шать, а не го­ворить…

- Да, - ска­зал я, - это я по­нимаю, но при чём здесь ку­куру­за?

- А вот при чём. Как-то я про­читал в га­зете, что до­рогой Ни­кита Сер­ге­евич ско­ро едет с ви­зитом в Аме­рику. Это был 1959 год. Там же го­вори­лось, что он со­бира­ет­ся в шта­те Ай­ова по­сетить фер­ме­ра Ро­су­эл­ла Гар­ста, с ко­торым поз­на­комил­ся за нес­коль­ко лет до то­го, ког­да Гарст при­ез­жал в СССР на сель­ско­хозяй­ствен­ную выс­тавку, где по­казы­вал свои се­мена ку­куру­зы. Там же в га­зете пи­сали про Гар­ста и объ­яс­ня­ли, что он боль­шой друг СССР, круп­ней­ший спе­ци­алист по ку­куру­зе, и ещё всколь­зь упо­мяну­ли, что он без­гортан­ный - у не­го из-за ра­ка гор­ла уда­лены го­лосо­вые связ­ки, и он не мо­жет го­ворить. Тут я по­думал: ес­ли мы сде­ла­ем для Гар­ста та­кой-же при­бор­чик, как для Тар­та­ков­ско­го, то авось Хру­щёв, ска­жем, из рек­ламных со­об­ра­жений даст ко­ман­ду на­чать в СССР их се­рий­ное про­из­водс­тво. Мы в ла­бора­тории по сек­ре­ту от на­чаль­ства из­го­тови­ли два об­разца в кор­пу­се из крас­но­го де­рева, на­ши умель­цы ещё сде­лали кра­сивые ко­жаные фут­ля­ры, от­пе­чата­ли инс­трук­цию на ан­глий­ском язы­ке. Я всё это упа­ковал и от­пра­вил в Кремль на имя Хру­щёва, с пред­ло­жени­ем сде­лать Гар­сту по­дарок от со­вет­ских учё­ных. От­ве­та я не по­лучил, но по­том от од­но­го зна­комо­го жур­на­лис­та-меж­ду­народ­ни­ка уз­нал, как всё по­лучи­лось.

Ни­кита при­ехал в Аме­рику и при­был к Гар­сту на фер­му. Они пош­ли на ку­куруз­ное по­ле, и Гарст что-то шеп­тал, за­тыкаю паль­цем сто­му, то есть от­вер­стие в гор­ле. В это вре­мя кто-то из по­мощ­ни­ков по­дал Хру­щёву ко­робоч­ку с на­шим зву­ковым ге­нера­тором. Ни­кита тут же на по­ле по­дарил его Гар­сту, а по­мощ­ник объ­яс­нил, как им поль­зо­вать­ся. Гарст сна­чала не по­нял, но по­том су­нул тру­боч­ку се­бе в рот, на­жал кноп­ку, за­шеве­лил язы­ком, и вдруг все ус­лы­шали "Хэл­ло!". Гарст прос­то об­мер от изум­ле­ния и ра­дос­ти, об­нял Хру­щёва, прос­ле­зил­ся. Пос­ле эк­скур­сии Хру­щёв по­шёл от­ды­хать в от­ве­дён­ную ему ре­зиден­цию, а Гарст от­пра­вил­ся к се­бе в офис тре­ниро­вать­ся с мо­им при­бор­чи­ком. Ве­чером на обе­де он уже смог сам ска­зать, и все по­няли, что за та­кой фан­тасти­чес­кий по­дарок, он сво­ему дру­гу Ни­ките рас­кро­ет все сек­ре­ты ку­куруз­но­го биз­не­са. Ни­кита, прав­да, хо­рохо­рил­ся, де­лал вид, что он то­же в ку­куру­зе по­нима­ет, но тем не ме­нее, слу­шал вни­матель­но и до­гово­рил­ся с Гар­стом о мас­со­вых пос­тавках се­мян. Ко­роче го­воря, этот Гарст на ра­дос­тях так за­моро­чил Ни­ките го­лову, что тот во­об­ра­зил, буд­то ку­куру­за - это па­лоч­ка-вы­руча­лоч­ка для дох­ло­го со­вет­ско­го сель­ско­го хо­зяй­ства, и ес­ли её вы­ращи­вать по всей стра­не, то мы тут же Аме­рику до­гоним и пе­рего­ним. Вер­нулся он до­мой и по ду­рос­ти на­чал эту жут­кую ку­куруз­ную кам­па­нию. А всё из-за мо­его при­бор­чи­ка. Вот по­это­му жи­вёт в мо­ей ду­ше чувс­тво ви­ны пе­ред со­вет­ским на­родом. Что ка­са­ет­ся се­рий­но­го про­из­водс­тва, Ни­кита нам ни­чем не по­мог…

Так за­кон­чил свой рас­сказ мой друг Пу­пок. Чес­тно го­воря, до сих пор не знаю, бы­ло ли всё имен­но так, как он рас­ска­зывал или это плод его изоб­ре­татель­но­го во­об­ра­жения - он на та­кие ве­щи был го­разд.

Че­рез нес­коль­ко ме­сяцев пос­ле на­шей пос­ледней встре­чи мы по­лучи­ли раз­ре­шение на эмиг­ра­цию и нав­сегда у­еха­ли из Со­вет­ской Рос­сии. В 1979 го­ду я по­лучил пись­мо от од­но­го из на­ших об­щих зна­комых, где он пи­сал, что Илья Да­выдо­вич Пуп­ко ско­ропос­тижно умер. Бы­ло ему все­го-нав­се­го 56 лет.

©Jacob Fraden, 2018.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть одиннадцатая

А. С. Пушкин: «У меня доход постоянный – с 36 букв русской азбуки»

Два императора в одной избе

Легендарный атаман, граф Матвей Платов: «Я всегда любил сочинителей, потому, что все они пьяницы»

Исторический курьёз: «…если бы вся Россия была наполнена людьми на него похожими, я не только продал, но и даром отдал бы её»

Игорь Альмечитов апрель 2025

СТРАНСТВИЯ

В окно Европы – ЕС

Путевые заметки как руководство к действию.

А я оформляю документы, продолжаю, как потом выяснится, под почти тайным, необъяснимым, слегка мистическим влиянием, завораживающим, заволакивающим глаза и уши сознания одним необычным, необъяснимым, несказанным словом – Париж – это с одной стороны...

Виктор Шлапак апрель 2025

ПОЛИТИКА

Юбилей Нетаниягу: 15 лет у власти!

В чём ошибается не только «The Wall Street Journal», но и ... «Любите вы его или ненавидите, Биньямин Нетаниягу - исторический лидер, который навязал свою волю великим событиям своего времени» (Журнал «The Wall Street Journal»). Под таким заголовком появилась редакционная статья в этом американском журнале. Нужно сказать, что зарубежные средства массовой информации не в первый раз пиарят израильского премьера: несколько лет назад журнал «Тime» неоднократно помещал на своей обложке фотографию Беньямина Нетаниягу. И это при том…

Эдуард Малинский апрель 2025

ИСТОРИЯ

В судьбе поэта - судьба страны

Чем же обернулось для самой этой «Страны рабов» убийство Великого Поэта на самом взлете его гениального дарования? Нетрудно догадаться, что она была им проклята и ровно через 100 лет, в годовщину его рождения в 1914г.началась Первая Мировая Война, которая стоила России несколько миллионов жизней и вскоре приведшая к её полному обнищанию и ещё большему количеству жертв в ходе последующих революции и Гражданской Войны.

Бен-Эф март 2025

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть двенадцатая

«Нет, уж, милостивая государыня, этого в Евангелии точно нет!!!»

Граф Разумовский: «Боюсь, государыня, в России мор будет»

«Пуд сала на лечение его высочества...»

Игорь Альмечитов май 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка