Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть одиннадцатая

Опубликовано 11 Апреля 2025 в 07:27 EDT
Обновлено 28 Апреля 2025 в 10:16 EDT

А. С. Пушкин: «У меня доход постоянный – с 36 букв русской азбуки»

Два императора в одной избе

Легендарный атаман, граф Матвей Платов: «Я всегда любил сочинителей, потому, что все они пьяницы»

Исторический курьёз: «…если бы вся Россия была наполнена людьми на него похожими, я не только продал, но и даром отдал бы её»
Гостевой доступ access Подписаться

А. С. Пушкин: «У меня доход постоянный – с 36 букв русской азбуки»

Из мас­сы ис­то­ричес­ких сви­детель­ств и опи­саний до­под­линно из­вес­тно, что «Пуш­кин – на­ше всё» (как в 1859 го­ду аб­со­лют­но точ­но вы­разил­ся рус­ский по­эт Апол­лон Гри­горь­ев), был не толь­ко не­обы­чай­но та­лан­тлив в уме­нии вы­ражать свои мыс­ли на пись­ме, но и в ус­тной ре­чи не­заб­венный «Але­сан Сер­ге­ич» сла­вил­ся тем, что был ис­клю­читель­но ос­тёр на язык, умея бук­валь­но каж­дую си­ту­ацию по­вер­нуть та­ким об­ра­зом, что лю­бой ос­трос­лов, же­ла­ющий по­иро­низи­ровать над ве­ликим по­этом, сра­зу ока­зывал­ся в не­завид­ном по­ложе­нии пос­ле сво­их ос­трот.

И по­доб­ных бы­лей (а воз­можно, и до­пол­ни­тель­ных «ми­фов», ко­торы­ми со вре­менем на­чали об­растать эти бы­ли, как и от­почко­вывать­ся от них и жить са­мос­то­ятель­ной жизнью) в лич­ной ис­то­рии «На­шего всё» бы­ло столь­ко, что дав­но уже сто­ило из­дать це­лое соб­ра­ние за­бав­ных и курь­ёз­ных си­ту­аций «Из жиз­ни и ос­трот Пуш­ки­на»…

И, ес­ли по­явит­ся ког­да-то эн­ту­зи­аст, ко­торый со­берёт «под од­ной об­ложкой» все «ми­фы» и ле­ген­ды, ок­ру­жав­шие в своё вре­мя А.С. Пуш­ки­на, ду­ма­ет­ся най­дёт­ся не­мало же­ла­ющих про­читать сей за­бав­ный и од­новре­мен­но по­учи­тель­ный труд…

Од­на из та­ких иро­нич­ных и в то же вре­мя за­поми­на­ющих­ся ис­то­рий опи­сана в рас­ска­зе А. Ф. Го­лици­на-Про­зоров­ско­го, ко­торый ли­бо лич­но при­сутс­тво­вал при том раз­го­воре, ли­бо уз­нал о нём не­пос­редс­твен­но из «пер­вых уст»:

«Од­нажды приг­ла­сил А. С. Пуш­кин нес­коль­ко че­ловек в рес­то­ран "До­мини­ка" и уго­щал их на сла­ву. Вхо­дит граф За­вадов­ский и го­ворит:

– Од­на­ко, Алек­сандр Сер­ге­евич, вид­но, ту­го на­бит у вас бу­маж­ник!

– Да ведь я бо­гаче вас, – от­ве­ча­ет Пуш­кин, – вам при­ходит­ся иной раз про­живать­ся и ждать де­нег из де­ревень, а у ме­ня до­ход пос­то­ян­ный – с 36 букв рус­ской аз­бу­ки».

Так, ни­чуть не сму­тив­шись скры­той иро­нии гра­фа За­вадов­ско­го, «На­ше всё» су­мел не толь­ко пос­та­вить в не­выгод­ное по­ложе­ние са­мого гра­фа, по­казав то­му, кто в тот мо­мент «за­казы­вал му­зыку» в рес­то­ране, но и не­навяз­чи­во ука­зал на от­сутс­твие у са­мого ос­трос­ло­ва яв­ных лич­ных та­лан­тов, ко­торые, пос­ледний смог бы (как ска­зали бы уже в на­ше «веч­но не­лёг­кое и веч­но неп­ростое вре­мя») «мо­нети­зиро­вать»…

Два императора в одной избе

Нес­мотря на сов­сем не­дол­гое царс­тво­вание им­пе­рато­ра Пав­ла I, ко­личес­тво курь­ёз­ных, а то и от­кро­вен­но ко­мич­ных ис­то­рий, при­шед­шихся на не­пол­ные че­тыре с по­лови­ной го­да его прав­ле­ния, ка­жет­ся яв­но чрез­мерным на еди­ницу вре­мени.

И при­чиной то­му яв­лялся не толь­ко сво­еоб­разный ха­рак­тер им­пе­рато­ра и осо­бен­ности его мыш­ле­ния, но и то чис­ло час­то весь­ма сом­ни­тель­ных для поль­зы го­сударс­тва ре­форм, ко­торые бы­ли им ини­ци­иро­ваны за та­кой не­дол­гий по ис­то­ричес­ким мер­кам срок.

Тем не ме­нее по­мимо мно­гих и яв­ных не­лепос­тей, к ко­торым ве­ла го­сударс­твен­ная по­лити­ка Пав­ла I, и в его час­тной жиз­ни (ес­ли та­ковая во­об­ще есть у им­пе­рато­ров) про­ис­хо­дили си­ту­ации нас­толь­ко ко­мич­ные, что они впол­не бы­ли бы дос­той­ны пе­ра Моль­ера, ро­дись ве­ликий фран­цуз­ский ко­меди­ог­раф на па­ру ве­ков поз­же…

Од­на из та­ких ис­то­рий слу­чилась во вре­мя по­ез­дки Пав­ла I в Ка­зань и рас­ска­зана бы­ла кня­зем Пет­ром Ми­хай­ло­вичем Вол­кон­ским, ко­торый сос­то­ял адъ­ютан­том при ве­ликом кня­зе Алек­сан­дре Пав­ло­виче (бу­дущем нас­ледни­ке прес­то­ла) и так­же соп­ро­вож­дал им­пе­рато­ра в том пу­тешес­твии в чис­ле про­чих прид­ворных и иной го­суда­ревой че­ляди.

Ба­ронет Яков Ва­силь­евич Вил­лие, лейб-хи­рург им­пе­рато­ра Пав­ла I, а за­тем и лейб-хи­рург им­пе­рато­ров Алек­сан­дра I и Ни­колая I, бу­дущий ор­га­низа­тор во­ен­но-ме­дицин­ско­го де­ла в рос­сий­ской ар­мии, шот­ландец по про­ис­хожде­нию, сде­лав­ший, как обыч­но го­ворят в та­ких слу­ча­ях, го­ловок­ру­житель­ную карь­еру при Рос­сий­ском дво­ре, так­же соп­ро­вож­дал го­суда­ря в этой по­ез­дке.

К сло­ву ска­зать, имен­но лейб-хи­рург Вил­лие в даль­ней­шем под­пи­сал то са­мое ме­дицин­ское зак­лю­чение, сви­детель­ству­ющее, что им­пе­ратор Па­вел I умер не от уду­шения шёл­ко­вым шар­фом и уда­ра зо­лотой та­бакер­кой по го­лове в ре­зуль­та­те двор­цо­вого за­гово­ра, а «все­го лишь» от апоп­лекси­чес­ко­го уда­ра… Впро­чем, всё это слу­чилось нам­но­го поз­же опи­сан­ной в дан­ном очер­ке ко­мич­ной си­ту­ации.

Во вре­мя же по­ез­дки в Ка­зань лейб-хи­рург сос­то­ял не­пос­редс­твен­но при нас­ледни­ке прес­то­ла ве­ликом кня­зе Алек­сан­дре Пав­ло­виче. В ре­зуль­та­те ба­наль­ной до­рож­ной не­раз­бе­рихи во вре­мя од­ной из но­чёвок в пу­ти ям­щик за­вёз Вил­лие на ноч­лег в из­бу, где раз­местил­ся им­пе­ратор Па­вел I, ко­торый к то­му мо­мен­ту уже го­товил­ся лечь в пос­тель.

В до­рож­ной одеж­де, ус­тавший и за­пылён­ный Ви­лие во­шёл в из­бу, к ко­торой его дос­та­вил ям­щик, и уви­дел пе­ред со­бой им­пе­рато­ра в ноч­ной пи­жаме. Мож­но пред­ста­вить се­бе, в ка­ком шо­ке пре­бывал прид­ворный ле­карь в тот мо­мент, как и не­шуточ­ное удив­ле­ние им­пе­рато­ра из-за не­ожи­дан­но­го «втор­же­ния».

Ес­тес­твен­но, Ви­лие рас­сы­пал­ся в из­ви­нени­ях за до­пущен­ную ошиб­ку. Но, су­дя по все­му, им­пе­ратор был в доб­ром нас­тро­ении и лич­но ре­шил ра­зоб­рать­ся в не­понят­ной си­ту­ации. Он спро­сил у Вил­лие, как тот к не­му по­пал. На что Вил­лие сос­лался на бес­толко­вого ям­щи­ка, ко­торый при­вёз его от­че­го-то к «им­пе­ратор­ской из­бе», вмес­то от­ве­дён­но­го мес­та для ноч­ле­га не­пос­редс­твен­но для лейб-ме­дика.

Им­пе­ратор (оче­вид­но, в от­сутс­твие бо­лее важ­ных го­сударс­твен­ных дел) пот­ре­бовал пос­лать за ям­щи­ком. То­го тут же при­вели в «им­пе­ратор­скую из­бу».

На впол­не ло­гич­ный воп­рос го­суда­ря: по­чему ям­щик при­вёз лейб-хи­рур­га к не­му в из­бу, тот от­ве­тил, что его «пас­са­жир» ска­зал, что он «ан­пе­ратор», по­тому-то он и дос­та­вил его сю­да.

– Врёшь, ду­рак! – со сме­хом вос­клик­нул Па­вел I. – Им­пе­ратор – это я, а он – опе­ратор.

– Из­ви­ни, ба­тюш­ка, – с ис­пу­гом от­ве­тил ям­щик, при­жимая шап­ку к гру­ди и кла­ня­ясь го­суда­рю в но­ги, – я не знал, что вас двое.

Легендарный атаман, граф Матвей Платов: «Я всегда любил сочинителей, потому, что все они пьяницы»

Ата­ман вой­ска Дон­ско­го граф Мат­вей Ива­нович Пла­тов за­мет­но вы­деля­ет­ся да­же в ря­ду тех, ко­го мож­но наз­вать «са­мыми уни­каль­ны­ми пер­со­нажа­ми в ис­то­рии Рос­сий­ской им­пе­рии».

Че­ловек, ро­див­ший­ся в 1753 го­ду в сто­лице дон­ско­го ка­зачес­тва, го­роде Чер­кас­ске, в семье вой­ско­вого стар­ши­ны (что со­от­ветс­тво­вало чи­ну май­ора или под­полков­ни­ка в Та­бели о ран­гах, уч­реждён­ном им­пе­рато­ром Пет­ром Ве­ликим), а, по су­ти, в обыч­ной, ма­ло чем при­меча­тель­ной семье, Мат­вей Пла­тов, как ска­зали бы в на­ше вре­мя, ис­поль­зуя сов­ре­мен­ные не­оло­гиз­мы, был тем са­мым self-made man, ко­торый в жиз­ни все­го до­бил­ся сам.

Учас­тник бук­валь­но всех войн и во­ору­жён­ных кон­флик­тов, ко­торые Рос­сий­ская им­пе­рия ве­ла во вто­рой по­лови­не XVIII ве­ка и на­чале XIX ве­ка (вклю­чая и во­ору­жён­ные вос­ста­ния кресть­ян и на­ци­ональ­ных мень­шинств, ко­торые, на­до от­дать Пла­тову «дол­жное», он без­жа­лос­тно по­дав­лял «стан­дар­тны­ми» ме­тода­ми, дей­ствуя про­тив них так­же, как дей­ство­вал про­тив неп­ри­яте­ля на по­ле боя), Мат­вей Пла­тов преж­де все­го ос­тался в на­род­ной па­мяти ге­ро­ем Оте­чес­твен­ной вой­ны 1812 го­да и ед­ва ли не са­мым обо­жа­емым рус­ским фоль­кло­ром пер­со­нажем на­род­ных ска­заний.

Ещё при его жиз­ни имя Мат­вея Пла­това бы­ло ове­яло ле­ген­да­ми и «ми­фами» в сти­ле зна­мени­того ба­рона Мюн­хга­узе­на. И, как ни стран­но, мно­гие из тех «ми­фов» име­ли под со­бой ре­аль­ную ос­но­ву…

Нап­ри­мер, вес­ной 1774 го­да два не­боль­ших ка­зац­ких от­ря­да об­щим сос­та­вом чуть боль­ше ты­сячи че­ловек, од­ним из ко­торых ко­ман­до­вал Мат­вей Пла­тов, раз­би­ли, а за­тем об­ра­тили в бегс­тво 20-ти ты­сяч­ное крым­ско­татар­ское вой­ско ха­на Дев­лет Ги­рея…

Ли­бо как ещё один при­мер мож­но при­вес­ти уже дру­гую ис­то­рию, свя­зан­ную с мо­раль­ны­ми ус­та­нов­ка­ми и пре­ферен­ци­ями зна­мени­того ата­мана. Ког­да в 1807 го­ду меж­ду На­поле­оном Бо­напар­том и рос­сий­ским им­пе­рато­ром Алек­сан­дром I был под­пи­сан тиль­зит­ский мир­ный до­говор, Мат­вей Пла­тов на­ходил­ся в сос­та­ве рос­сий­ской де­лега­ции не­пос­редс­твен­но в Тиль­зи­те. Им­пе­ратор Фран­ции, зная о не­веро­ят­ной храб­рости рус­ско­го ка­зака, лич­но по­дарил Мат­вею Пла­тову дра­гоцен­ную та­бакер­ку и хо­тел наг­ра­дить его ор­де­ном По­чёт­но­го ле­ги­она (тем са­мым ор­де­ном, уч­реждён­ным На­поле­оном Бо­напар­том… ор­де­ном, ко­торый и до сей по­ры счи­та­ет­ся ед­ва ли не са­мым прес­тижным ор­де­ном во всём ми­ре и ко­торым фран­цуз­ское пра­витель­ство вне за­виси­мос­ти от на­ци­ональ­нос­ти и граж­данс­тва наг­ражда­ет толь­ко вы­да­ющих­ся лич­ностей и толь­ко за ис­клю­читель­ные зас­лу­ги в на­уке, куль­ту­ре, ис­кусс­тве, во­ен­ном де­ле и т. д.). Как гла­сят ле­ген­ды, та­бакер­ку в ви­де по­дар­ка Мат­вей Пла­тов при­нял, а от ор­де­на нап­рочь от­ка­зал­ся, ар­гу­мен­ти­ровав это тем, что фран­цуз­ско­му им­пе­рато­ру он ни­ког­да не слу­жил и слу­жить не мо­жет…

Увы, по­мимо рат­ных под­ви­гов, граф Пла­тов был пе­чаль­но из­вестен и ти­пич­но рус­ским по­роком – силь­ной не­воз­держан­ностью и прис­трас­ти­ем к ал­ко­голь­ным на­пит­кам. И имен­но о дан­ной «ду­шев­ной» склон­ности зна­мени­того ата­мана, в ос­новном, и по­вес­тву­ет этот очерк.

Ата­ман Пла­тов пил мно­го и с боль­шим удо­воль­стви­ем (хо­тя, как во­дит­ся у лю­бите­лей вы­пить, сам он к за­пой­ным и горь­ким пь­яни­цам от­но­сил­ся от­ри­цатель­но).

Как гла­сит од­на из ле­генд, ок­ру­жав­ших Мат­вея Пла­това (рас­ска­зан­ная ед­ва ли не са­мым вы­да­ющим­ся рус­ским по­этом до­пуш­кин­ской эпо­хи, а по «сов­мести­тель­ству» ге­нера­лом, ге­ро­ем Оте­чес­твен­ной вой­ны 1812 го­да и зна­мени­тым гу­саром, Де­нисом Да­выдо­вым), на од­ном из при­ёмов в Мос­кве граф Фё­дор Ва­силь­евич Рос­топчин пред­ста­вил ата­ману Пла­тову пи­сате­ля и офи­ци­аль­но­го рос­сий­ско­го ис­то­ри­ог­ра­фа Ни­колая Ми­хай­ло­вича Ка­рам­зи­на.

В тот мо­мент Мат­вей Ива­нович Пла­тов как раз на­ливал се­бе то ли в бо­кал, то ли прос­то в чаш­ку из­рядную пор­цию ан­глий­ско­го ро­ма. Веж­ли­во кив­нув но­вому зна­комс­тву, Пла­тов ува­житель­но про­из­нёс: «Очень рад поз­на­комить­ся, ми­лос­ти­вый го­сударь. Я всег­да лю­бил со­чини­телей, по­тому, что все они пь­яни­цы».

Исторический курьёз: «…если бы вся Россия была наполнена людьми на него похожими, я не только продал, но и даром отдал бы её»

Граф Дмит­рий Ни­кола­евич Блу­дов, ро­див­ший­ся во впол­не за­уряд­ной и ни­чем не при­меча­тель­ной дво­рян­ской семье во Вла­димир­ской гу­бер­нии в 1785 го­ду, бла­года­ря креп­ким лок­тям, «же­лез­ным че­люс­тям» и, как по­лага­ли мно­гие его сов­ре­мен­ни­ки, уме­нию прис­по­саб­ли­вать­ся бук­валь­но к лю­бым об­сто­ятель­ствам и изо все­го вы­носить для се­бя не­малую поль­зу в пла­не карь­ер­но­го рос­та и фи­нан­со­вой обес­пе­чен­ности, яв­лялся впол­не ти­пич­ным для Рос­сий­ской им­пе­рии XIX ве­ка «го­сударс­твен­ным му­жем».

На­чав с дол­жнос­ти мел­ко­го клер­ка в ар­хи­ве инос­тран­ных дел ещё в Мос­кве (ко­торая в то вре­мя не бы­ла сто­лицей им­пе­рии), жизнь свою он за­кон­чил в 1862 го­ду в дол­жнос­ти пред­се­дате­ля Гос­со­вета и Ко­мите­та ми­нис­тров. То есть был он в ка­ком-то смыс­ле (пусть и от­но­ситель­но не­дол­го) ед­ва ли не вто­рым ли­цом в Рос­сий­ской им­пе­рии пос­ле им­пе­рато­ра Алек­сан­дра II.

Но, увы, нес­мотря на все внеш­ние дос­ти­жения, зва­ния и за­нима­емые дол­жнос­ти, из-за от­сутс­твия лич­ной ори­гиналь­нос­ти и стра­теги­чес­ко­го мыш­ле­ния, ко­торы­ми дол­жен был об­ла­дать го­сударс­твен­ный муж та­кого «ка­либ­ра», в рос­сий­ской ис­то­рии он так и ос­тался до оп­ре­делён­ной сте­пени «про­ход­ным» пер­со­нажем…

Тем не ме­нее в мо­лодые го­ды, пос­ле пе­ре­ез­да в Мос­кву, а за­тем и сто­лицу им­пе­рии – Санкт-Пе­тер­бург, Д. Н. Блу­дов пос­то­ян­но вхо­дил в близ­кий круг об­ще­ния та­ких круп­ных рос­сий­ских пи­сате­лей и ис­то­риков, как Ва­силий Жу­ков­ский и Ни­колай Ка­рам­зин. Бо­лее то­го, он и сам яв­лялся ли­тера­тором и да­же лич­но го­товил к пе­чати 12-й том «Ис­то­рии го­сударс­тва Рос­сий­ско­го» пос­ле смер­ти пос­ледне­го ве­лико­го рос­сий­ско­го ис­то­ри­ог­ра­фа Н. М. Ка­рам­зи­на.

Как и за лю­бым из­вес­тным и пуб­личным че­лове­ком, за Д. Н. Блу­довым тя­нул­ся и оп­ре­делён­ный шлейф дос­та­точ­но курь­ёз­ных ис­то­рий. И нель­зя ска­зать, что бы­ли они ко­мич­ны­ми, ис­хо­дя из праг­ма­тич­но­го и дос­та­точ­но кон­серва­тив­но­го взгля­да гра­фа Блу­дова на ли­тера­туру и куль­ту­ру в це­лом.

Как при­мер, Д. Н. Блу­дов пос­то­ян­но по­сещал те­атр и его кри­тичес­кое мне­ние о раз­личных спек­таклях, выс­ка­зан­ное пуб­лично, не­пос­редс­твен­но вли­яло на их даль­ней­шую судь­бу.

Так­же из­вес­тно, что уже в по­жилые го­ды гра­фа Блу­дова в его до­ме в Санкт-Пе­тер­бурге не­ред­ко про­ходи­ли ли­тера­тур­ные чте­ния и имен­но там по­луча­ли пу­тёв­ку в жизнь мно­гие из­вес­тные ли­тера­торы то­го вре­мени. К сло­ву ска­зать, не­од­нократ­но чи­тал там свои про­из­ве­дения и бу­дущий ве­ликий рус­ский пи­сатель граф Л. Н. Тол­стой.

Тем не ме­нее ед­ва ли не са­мая из­вес­тная фра­за, бла­года­ря ко­торой Д. Н. Блу­дова пом­нят го­раз­до боль­ше, чем за все его дос­ти­жения на го­сударс­твен­ном поп­ри­ще (как обыч­но и слу­ча­ет­ся во мно­гих по­доб­ных слу­ча­ях), бы­ла дос­та­точ­но жёс­тким от­ве­том не­ко­ему го­сударс­твен­но­му са­нов­ни­ку (имя ко­торо­го ис­то­рия, увы, «не сох­ра­нила»).

Как-то, под­ра­зуме­вая оп­ре­делён­ную мо­раль­ную «гут­та­пер­че­вость» гра­фа Блу­дова на поп­ри­ще го­сударс­твен­ной служ­бы, один из круп­ных чи­нов пуб­лично выс­ка­зал­ся о нём, что тот при слу­чае и при оп­ре­делён­ной вы­годе для се­бя го­тов бу­дет про­дать да­же Рос­сию.

На что Д. Н. Блу­дов, ко­торо­му пе­реда­ли эти сло­ва, от­ре­аги­ровал так­же пуб­лично и очень жёс­тко. Про­из­не­ся ту са­мую фра­зу, ко­торая уже дав­но ста­ла кры­латой: «Ска­жите ему, что ес­ли бы вся Рос­сия ис­клю­читель­но бы­ла на­пол­не­на людь­ми на не­го по­хожи­ми, я не толь­ко про­дал, но и да­ром от­дал бы её».

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть десятая

Легенда о проволоке на пробке шампанского, знаменитой вдове Клико и любви русских к игристым винам!

Исторический нравоучительный анекдот. Граф Александр Васильевич Суворов: «Вот твой враг!»

Генерал М. П. Бутурлин. «Заставь дурака Богу молиться...»

Игорь Альмечитов март 2025

УРОКИ ВРЕМЕНИ

Тарифные войны экономических империй

Желая сделать как лучше, важно не натворить как всегда!

Сергей Кутовой апрель 2025

ВЕХИ

Войны и судьбы: Итак, она звалась Татьяной…

С Татьяной Хмельницкой, моей учительницей музыки, я познакомился… даже страшно сказать, сколько лет назад! Пожалуй, прошло уже более полувека и уже прожита целая жизнь. Музыкального таланта мне, чтобы поступить в консерваторию, не хватило, я стал журналистом. Но и сама по себе «музыкальная тема», и многие люди, музыканты и педагоги, меня окружавшие в юности, были со мной до конца репортерской карьеры.

Виталий Цебрий апрель 2025

ПОЛИТИКА

Юбилей Нетаниягу: 15 лет у власти!

В чём ошибается не только «The Wall Street Journal», но и ... «Любите вы его или ненавидите, Биньямин Нетаниягу - исторический лидер, который навязал свою волю великим событиям своего времени» (Журнал «The Wall Street Journal»). Под таким заголовком появилась редакционная статья в этом американском журнале. Нужно сказать, что зарубежные средства массовой информации не в первый раз пиарят израильского премьера: несколько лет назад журнал «Тime» неоднократно помещал на своей обложке фотографию Беньямина Нетаниягу. И это при том…

Эдуард Малинский апрель 2025

ПРОЗА

ИЛЛЮЗИЯ № 3

– Полиция Вас беспокоит, – громко поведал из телефона пронзительный женский голос, – Главное управление МВД России, старший следователь экономического отделабезопасности. Меня зовут Разова Валерия Сергеевна. Связываюсь с Вами касаемо заявления, которое сегодняшним днём получила от сотрудников Центрального Банка по факту мошеннических действий…

Валерий Андронов март 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

ИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДОСЬЕ

Неизвестный плагиат

Почему «Буратино» был заимствованием, а «Терминатора» едва ни сочли воровством?

Сергей Кутовой май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка