Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Василь Быков - человек, который выстоял

С войны так и не вернувшийся…

Опубликовано 23 Мая 2019 в 13:44 EDT

…В том же году Быкову был поставлен страшный диагноз. Его прооперировали в пражской клинике, а в 2003 году, за месяц до своей смерти…
Гостевой доступ access Подписаться

ПОХОРОНЕН БЫЛ ЗАЖИВО

19 и­юня 1945 го­да ему ис­полнил­ся 21 год. И уже год, как до­ма из по­хорон­ки зна­ли, что он "пал смертью храб­рых". Он по­гиб и вер­нулся, что­бы по­нять то, что уже не из­жить. Он выс­то­ял не толь­ко в вой­не. Тя­желее и не­выно­симее был сам труд по­нима­ния, си­лы, что­бы про­жить не­мыс­ли­мые жиз­ни не толь­ко сво­их ге­ро­ев, но и свою. Ва­силь Бы­ков с са­мых пер­вых рас­ска­зов го­ворил толь­ко о вой­не. В этом смыс­ле он ни­ког­да не вер­нулся от­ту­да. И с са­мого на­чала он не пи­сал о тор­жес­тве и по­беде. А толь­ко пос­леднее нап­ря­жение ис­пы­тания, ги­бели, из ко­торых нель­зя бы­ло выб­рать­ся преж­ним.

Вик­тор Ас­тафь­ев час­то го­ворил, что с вой­ны во­об­ще нель­зя вер­нуть­ся жи­вым, нель­зя вер­нуть­ся по­беди­телем. Мож­но раз­ве выс­то­ять, что вы­ше по­беды. Они двое бы­ли всег­да в кон­флик­те с по­коле­ни­ем, с те­ми, кто оп­ре­делил вой­ну в раз и нав­сегда вы­сокие и гор­дые, не под­верга­емые рез­ко­му ана­лизу, стра­ницы ис­то­рии.

Ва­силь Бы­ков уз­нал влас­тную си­лу этой об­щес­твен­ной гор­дости рань­ше Ас­тафь­ева, сра­зу пос­ле по­вес­ти "Мер­твым не боль­но". Пи­сате­лю объ­яс­ни­ли, что есть об­сто­ятель­ства, ког­да на­до стре­лять и су­дить сво­их  для поль­зы об­ще­го де­ла, и заг­на­ли по­весть в мол­ча­ние. Поз­днее он ос­та­вит чи­тате­ля на­еди­не с ге­ро­ями са­мим ре­шать сте­пень пра­воты ге­ро­ев и ав­то­ра. По­явит­ся чувс­тво, что все они, как и ав­тор, жи­вут с по­хорон­кой внут­ри, ко­торая сра­зу ос­во­бож­да­ет че­лове­ка от об­щес­твен­но­го ли­цеме­рия и за­щит­но­го бы­та, выс­тавляя его на уз­кий вы­сокий по­рог, с ко­торо­го толь­ко и пу­ти, что в ги­бель. Ник­то из них не уви­дит по­беды сво­его проз­ре­ния. Че­ловек еще ос­та­ет­ся в те­нетах ис­то­рии и са­моза­щит­ной неп­равды.

…Зось­ка шла на оче­ред­ное за­дание ("Пой­ти и не вер­нуть­ся"), а встре­тила лю­бовь, что­бы тут же и по­терять ее, и по­катить­ся к ги­бели, по­тому что зло ока­залось рас­четли­вее и бес­по­щад­нее ее чис­то­ты. У вой­ны свои пра­вила, и их впер­вые по­нима­ет да­же еще вче­ра хо­роший пар­ти­зан, а се­год­ня  враг и про­тив­ник Зось­ки.

… Ста­рый сол­дат Аге­ев ("Карь­ер") вер­нется во вре­мена юнос­ти и бу­дет дол­гое ле­то пе­река­пывать ста­рый карь­ер, что­бы ус­по­ко­ить се­бя, что че­тыре де­сят­ка лет на­зад расс­тре­лива­емый здесь, он не по­губил свою не­ча­ян­ную воз­люблен­ную, что чу­до сбе­рег­ло ее, и он зап­ла­тил за все сам. "Они жи­ли нас­то­ящим, каж­дым мгно­вени­ем, ибо толь­ко это мгно­вение при­над­ле­жит им. Зав­тра для них мог­ло не быть вов­се…"

Их от­кры­тия ка­жут­ся прос­ты ны­неш­не­му изощ­ренно­му, вскор­млен­но­му бе­зопас­ным книж­ным зна­ни­ем уму, да­же стран­ны, но они зна­ют что-то, что вы­ше и зна­читель­нее слов.

И вот эту-то ат­мосфе­ру, эту не­пос­ти­жимую тон­кость Бы­ков и опи­сыва­ет из по­вес­ти в по­весть. Его нас­той­чи­вость, его не­пос­ти­жимое же­лание дос­ту­чать­ся до на­шего соз­на­ния, поч­ти бо­лез­ненно. При­рода не зна­ет све­та. Идут дол­гие глу­хие сне­га, ль­ют не­нас­тные дож­ди, мо­роз ко­робит бин­ты. По­ля враж­дебны, ле­са чуж­ды, до­роги ги­бель­ны. Про­тив них опол­ча­ет­ся и вре­мя - не ус­пе­ва­ют дой­ти, до­жить до рас­све­та, вый­ти к сво­им. Взбун­то­вав­ша­яся про­тив вой­ны жизнь ло­ма­ет ча­сы и вре­мена го­да.

"В ту­мане" про­ходит ко­рот­кая и бес­ко­неч­ная, стре­митель­ная и за­тянув­ша­яся опе­рация, в ко­торой пар­ти­зану Бу­рову на­до бы­ло "прос­то" убить пре­дате­ля. А все ока­зыва­ет­ся буд­нично и не­раз­ре­шимо, ког­да все ге­рои по­вес­ти, ни­чего не су­мев объ­яс­нить, бу­дут мер­твы.

"Сту­жа" го­нит вче­раш­не­го ком­со­моль­ца и мо­лодо­го пар­тий­ца, ны­неш­не­го пар­ти­зана Азе­вича от де­рев­ни к де­рев­не, где вче­ра он тя­жело стро­ил "свет­лое бу­дущее", а се­год­ня ему нет прис­та­нища, по­тому что он стро­ил его слиш­ком страш­но. И те­перь ему все оди­нако­во чу­жие: и свои, и нем­цы.

ТАК, КАК БЫЛО…

До по­яв­ле­ния в ли­тера­туре Ва­силя Бы­кова та­кие сю­жеты бы­ли не в тя­гость. От­ве­ты ав­то­ров из­вес­тны за­ранее: и пре­датель по­лучит свое, и пар­ти­зан - свое. А тут по­гиба­ет с клей­мом пре­дате­ля чес­тный че­ловек ("В ту­мане"), и смерть нав­сегда уно­сит его тай­ну, и же­на, и сын, од­но­сель­ча­не нав­сегда оп­ре­делят его в мол­ча­ливые чер­ные спис­ки. Так что вой­на и по окон­ча­нии до­берет свое ис­ка­жен­ны­ми судь­ба­ми, про­дол­жая страш­ную жат­ву.

Не жал­ко бы­ло бы рай­он­но­го инс­трук­то­ра Азе­вича ("Сту­жа") - уве­чил жизнь де­рев­ни ги­бель­ной кол­лекти­виза­ци­ей, ло­мал жер­но­ва, ос­тавляя де­тей без хле­ба - пусть те­перь по­муча­ет­ся чу­жим на род­ной зем­ле. А толь­ко Бы­ков та­ких за­дач не ста­вил. В том - то и бе­да, что па­рень - то обык­но­вен­ный, со­вес­тли­вый, из са­мого на­рода. Да толь­ко "чу­жая во­ля пра­вила свой дь­яволь­ский бал на че­лове­чес­ких жиз­нях… Он жил чу­жой со­вестью, по чу­жим за­конам. Он дав­но все по­нял, да что с то­го, ког­да НКВД  кру­жит над ним и не­куда ему деть­ся. У нем­цев - сту­жа, у сво­их - сту­жа. И он ме­чет­ся, за­мета­емый сне­гом, и пле­тет­ся за ним чер­ный мол­ча­ливый пес, вы­рос­ший на тру­пах, не под­хо­дя и не от­ста­вая".

Лей­те­нант Ни­коль­ский  ("До­жить до рас­све­та") хо­тел ве­рить, что все, им со­вер­шенное в та­ких му­ках, дол­жно где-то об­на­ружить­ся, ска­зать­ся в чем-то. Пусть не се­год­ня, не здесь, не на этой до­роге…"Но ведь дол­жна же его му­читель­ная смерть, как и ты­сячи дру­гих, не ме­нее му­читель­ных смер­тей, при­вес­ти к ка­кому-то ре­зуль­та­ту в этой вой­не. Ина­че как же по­гибать в со­вер­шенней­шей без­на­деж­ности на этой зем­ле и в этой вой­не. Ведь за­чем-то он ро­дил­ся, жил, столь­ко бо­рол­ся, стре­лял, про­лил го­рячую кровь и те­перь в му­ках от­да­вал свою жизнь. Дол­жен же в этом  быть ка­кой-то пусть не очень зна­читель­ный, но все же че­лове­чес­кий  смысл…"

Ав­то­ру, са­мому из­ра­нен­но­му сол­да­ту, жал­ко этих ре­бят, как сво­их де­тей, уми­ра­ющих, ко­торые, не ус­пев по­жить и по­рой, не ус­пев да­же ска­зать то­го, что по­няли, уне­ся в смерть прав­ду, ко­торая мог­ла оза­рить их жизнь. Это тя­жело чи­тать, но пи­сать во сто крат тя­желее, пос­то­ян­но но­сить эту боль в се­бе, заг­ля­нуть  в са­мое ее дно и уме­реть с мо­лодым Бу­ровым, встать под расс­трел с Аге­евым, кру­жить­ся в мер­твой сту­же с Азе­вичем и вмес­те с лей­те­нан­том Ни­коль­ским вгля­дывать­ся в ко­нец жиз­ни. Что­бы вы­жить, на­до бы­ло убить, и убить не од­но­го, а мно­гих, и чем боль­ше, тем на­деж­нее ста­нови­лось су­щес­тво­вание од­но­го и всех.

Вой­на зас­та­ла Бы­кова  на зем­ле Ук­ра­ины.  Он был мо­били­зован на обо­рон­ные ра­боты и от­сту­пал вмес­те с во­ен­ны­ми час­тя­ми до Бел­го­рода, где от­стал от ос­новной ко­лон­ны ин­же­нер­но­го ба­таль­она. Его за­дер­жал ко­мен­дант­ский пат­руль, и по по­доз­ре­нию в шпи­она­же Ва­силя нес­коль­ко дней про­дер­жа­ли под арес­том. По сло­вам Бы­кова, пе­ред от­хо­дом из Бел­го­рода бы­ли расс­тре­ляны все его со­камер­ни­ки, его же са­мого по­жилой ох­ранник по­жалел и дал убе­жать, выс­тре­лив в воз­дух. Бы­ков пеш­ком от­пра­вил­ся к Харь­ко­ву, где ему уда­лось при­со­еди­нить­ся к сво­ей обо­рон­ной ко­ман­де. В 1942 го­ду Бы­кова приз­ва­ли в ар­мию и нап­ра­вили в Са­ратов­ское учи­лище пе­хоты, ко­торое он за­кон­чил в 1943 го­ду в зва­нии млад­ше­го лей­те­нан­та. Он учас­тво­вал в бо­ях под Кри­вым Ро­гом, Зна­мен­кой, Алек­сан­дри­ей. В бою под Се­верин­кой (Ки­ровог­рад­ская об­ласть) Ва­силь чу­дом не был раз­давлен не­мец­ким тан­ком, по­лучил тя­желей­шие ра­нения и су­мел доб­рать­ся до сан­части.  В это  вре­мя ко­ман­дир на­писал ра­порт о его ги­бели, и до сих пор на брат­ской мо­гиле воз­ле Се­верин­ки зна­чит­ся имя Бы­кова.

На сак­ра­мен­таль­ный воп­рос о стра­хе, бо­ял­ся ли, он ска­зал: "Ко­неч­но, бо­ял­ся, а, мо­жет, по­рой и тру­сил. Но стра­хов на вой­не мно­го, и они все раз­ные. Страх пе­ред нем­ца­ми - что мог­ли взять в плен, зас­тре­лить; страх из-за ог­ня, осо­бен­но ар­тилле­рий­ско­го или бом­бё­жек. Ес­ли взрыв ря­дом, так, ка­жет­ся, те­ло са­мо, без учас­тия ра­зума, го­тово ра­зор­вать­ся на кус­ки от ди­ких мук. Но был же и страх, ко­торый шёл из-за спи­ны - от на­чаль­ства, всех тех ка­ратель­ных ор­га­нов, ко­торых в вой­ну бы­ло не мень­ше, чем в мир­ное вре­мя. Да­же боль­ше".

В 1959 го­ду бы­ла опуб­ли­кова­на пер­вая по­весть на­чина­юще­го пи­сате­ля под ' наз­ва­ни­ем "Жу­рав­ли­ный крик", а вы­шед­шая в свет в 1961 го­ду "Третья ра­кета" при­нес­ла ему все­со­юз­ную сла­ву. Ог­ромный ус­пех име­ла по­весть "Аль­пий­ская бал­ла­да" (1963), по ко­торой был снят фильм, по­лучив­ший нес­коль­ко наг­рад. В "Аль­пий­ской бал­ла­де" Бы­ков пер­вым из со­вет­ских пи­сате­лей по­казал плен как тра­гедию, а не как ви­ну ге­роя, и опи­сал неж­ные чувс­тва меж­ду со­вет­ским сол­да­том и италь­ян­ской де­вуш­кой.

НАВСЕГДА ФРОНТОВИК

В 1982 го­ду Ва­силь Бы­ков ста­новит­ся ав­то­ром по­вес­ти "Знак бе­ды", ко­торая ста­ла зна­читель­ным  про­из­ве­дени­ем в ли­тера­туре со­вет­ско­го прос­транс­тва. За это тво­рение пи­сатель наг­ражден прес­тижной Ле­нин­ской пре­ми­ей.

Вы­шед­шая в 1970 го­ду по­весть "Сот­ни­ков" от­кро­вен­но рас­кры­ла те­му пре­датель­ства и зас­та­вила го­ворить о та­лан­те Ва­силия Вла­дими­рови­ча. Каж­дая но­вая по­весть Бы­кова бы­ла ли­тера­тур­ным со­быти­ем. Го­сударс­твен­ной пре­мии удос­то­ены "Обе­лиск" (1971) и "До­жить до рас­све­та" (1974), "Пой­ти и не вер­нуть­ся" (1978).

В по­вес­ти "Мер­твым не боль­но" (1965) ав­тор без прик­рас опи­сывал жес­то­кую прав­ду вой­ну так, как он ее ви­дел сво­ими гла­зами. Но не­сог­ла­сие с офи­ци­аль­ной иде­оло­ги­ей обош­лось  Ва­силию Вла­дими­рови­чу до­рого - на пи­сате­ля бы­ла от­кры­та нас­то­ящая трав­ля. Кро­ме гнев­ных ста­тей в га­зете, же­ну пи­сате­ля вы­зыва­ли на 'бе­седы' в ор­га­ны бе­зопас­ности, в их квар­ти­ре раз­би­ли ок­на, а на соб­ра­ни­ях Бы­кова клей­ми­ли и пред­ла­гали 'уби­рать­ся на за­пад'. Фрон­то­вик не от­сту­пил.

По­весть "Знак бе­ды" (1982) бы­ла от­ме­чена Ле­нин­ской пре­ми­ей. Это рас­сказ о не­моло­дых кресть­янах, ко­торые пе­режи­ли не­мец­кую ок­ку­пацию и доб­ро­воль­но уш­ли из жиз­ни. Кри­тики на­зыва­ли эту по­весть са­мым ан­ти­во­ен­ным про­из­ве­дени­ем Бы­кова. Те­ма нравс­твен­но­го вы­бора че­лове­ка и ре­жима ос­та­ет­ся ве­дущей и в по­вес­тях "Карь­ер"(1986), "В ту­мане"(1987), "Об­ла­ва" (1990).

Все про­из­ве­дения Ва­силя Бы­кова про­пита­ны за­пахом вой­ны. Во­ен­ные  го­ды ос­та­вили след в сер­дце пи­сате­ля, от­ра­зились на его жиз­ни и па­мяти. Фраг­менты вос­по­мина­ний всплы­вали в го­лове Ва­силя Вла­дими­рови­ча все вре­мя, до­каза­тель­ством это­го мо­жет пос­лу­жить кни­га "Дол­гая до­рога до­мой", на­писан­ная в 2002 го­ду. Ему при­ходи­лось наб­лю­дать кровь, го­лод и смерть, ко­торая пос­то­ян­но ви­тала в воз­ду­хе.

Око­ло двад­ца­ти ки­нолент сня­ты по мо­тивам про­из­ве­дений Ва­силя Вла­дими­рови­ча, нап­ри­мер: "Вос­хожде­ние" (1976), "Фру­за" (1981), "Круг­лян­ский мост" (1989), "Пой­ти и не вер­нуть­ся" (1992), "В ту­мане" (2012) и т.д.

Де­вянос­тые го­ды сно­ва при­вели В. Бы­кова к про­тивос­то­янию с властью. Пос­ле со­бытий осе­ни 1993 го­да Бы­ков был в чис­ле под­пи­сав­ших зна­мени­тое "пись­мо 43-х" в ад­рес Ель­ци­на с тре­бова­ни­ем пе­ре­из­бра­ния Вер­ховно­го Со­вета. Пос­ле по­беды на пре­зидент­ских вы­борах в Бе­лорус­сии А. Лу­кашен­ко пи­сатель не раз выс­ту­пал с кри­тикой его кур­са.

Про­за Бы­кова это­го пе­ри­ода ос­та­ет­ся  до­кумен­таль­но точ­ной и без­жа­лос­тной ("По­люби ме­ня, сол­да­тик", "Аф­га­нец", "Волчья яма"). В 1997 го­ду Ва­силь Бы­ков по приг­ла­шению ПЕН-Цен­тра вы­ехал в Фин­ляндию, за­тем про­живал в Гер­ма­нии и Че­хии.

В том же го­ду Бы­кову был пос­тавлен страш­ный ди­аг­ноз. Он был про­опе­риро­ван в праж­ской кли­нике, а в 2003 го­ду, за ме­сяц до сво­ей смер­ти воз­вра­тил­ся в Бе­лорус­сию. Пи­сатель, ко­торый по ут­вер­жде­нию кри­тиков, так и не вер­нулся с вой­ны, умер в па­мят­ную да­ту 22 и­юня.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ВЕХИ

Войны и судьбы: Итак, она звалась Татьяной…

С Татьяной Хмельницкой, моей учительницей музыки, я познакомился… даже страшно сказать, сколько лет назад! Пожалуй, прошло уже более полувека и уже прожита целая жизнь. Музыкального таланта мне, чтобы поступить в консерваторию, не хватило, я стал журналистом. Но и сама по себе «музыкальная тема», и многие люди, музыканты и педагоги, меня окружавшие в юности, были со мной до конца репортерской карьеры.

Виталий Цебрий апрель 2025

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть одиннадцатая

А. С. Пушкин: «У меня доход постоянный – с 36 букв русской азбуки»

Два императора в одной избе

Легендарный атаман, граф Матвей Платов: «Я всегда любил сочинителей, потому, что все они пьяницы»

Исторический курьёз: «…если бы вся Россия была наполнена людьми на него похожими, я не только продал, но и даром отдал бы её»

Игорь Альмечитов апрель 2025

ПОЛИТИКА

Юбилей Нетаниягу: 15 лет у власти!

В чём ошибается не только «The Wall Street Journal», но и ... «Любите вы его или ненавидите, Биньямин Нетаниягу - исторический лидер, который навязал свою волю великим событиям своего времени» (Журнал «The Wall Street Journal»). Под таким заголовком появилась редакционная статья в этом американском журнале. Нужно сказать, что зарубежные средства массовой информации не в первый раз пиарят израильского премьера: несколько лет назад журнал «Тime» неоднократно помещал на своей обложке фотографию Беньямина Нетаниягу. И это при том…

Эдуард Малинский апрель 2025

ПАМФЛЕТ

Профессор Соловей — знай же меру (Политический фельетон)

Удивительное дело, когда мир день ото дня живёт в описаниях мировых событий, которых не было и не могло быть. О такой "новости" настойчиво заботится один человек на весь мир. И имя этого человека, как и главное сообщение, мы знаем. Это — Валерий Соловей, герой нашего повествования.

Лазарь Фрейдгейм март 2025

ПРОЗА

Обмен новостями (Рассказ)

Ограничен мой круг общения. То есть желающих пообщаться достаточно, да вот я стал какой-то нелюдимый.Но остались еще люди, с которыми я общаюсь охотно. В тот поздний осенний день мы договорились встретиться в уютном ресторанчике с грузинской кухней, где и кормили неплохо и обслуживание было на высоте. Проверенное место, мы собирались там ранее.

Никита Николаенко март 2025

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть двенадцатая

«Нет, уж, милостивая государыня, этого в Евангелии точно нет!!!»

Граф Разумовский: «Боюсь, государыня, в России мор будет»

«Пуд сала на лечение его высочества...»

Игорь Альмечитов май 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка