Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Американский расизм

Опубликовано 18 Апреля 2024 в 07:27 EDT
Обновлено 22 Апреля 2024 в 05:17 EDT

Понимая, что скоро Майк меня выдавит, я приготовил дома по словарю речь. Однажды, когда мы остались вдвоем с Майком в каком-то глухом подвале, я прочитал ему эту речь:

- Ты, черная обезьяна, - сказал я, - Если ты не прекратишь жаловаться на меня хозяину, тебе здесь в подвале наступит конец! В подтверждение своих слов я держал в руках огромный сантехнический ключ… Мне было 35. Майку 62…

Сейчас, прожив много лет в Америке, я никогда бы не назвал черных обезьянами. Среди них есть, так же, как и среди белых, умные и глупые, хорошие и плохие, добрые и злые. Если вы заблудились в дороге, черные помогут быстрее, чем белые.
Гостевой доступ access Подписаться

Пер­вую ра­боту я по­терял че­рез 3 не­дели. Мой ма­лень­кий босс прос­то поз­во­нил мне и ска­зал: «Ра­боты нет, ког­да бу­дет, поз­во­ню. Зав­тра не при­ходи».

Опять приш­лось об­ра­тить­ся за по­мощью к ве­дущей NAYANA.  У же­ны ра­боты не бы­ло. Мы на­чина­ли по­нимать, что ра­бота в Аме­рике – сос­то­яние шат­кое. Ник­то не га­ран­ти­ру­ет, а тем бо­лее не зас­тавля­ет ра­ботать. Ра­бот на всех не хва­та­ет, а для то­го, что­бы удер­жать­ся на ра­боте, на­до ра­ботать хо­рошо. С боль­шой го­сударс­твен­ной точ­ки зре­ния это по­ложи­тель­но – при здо­ровом ка­пита­лиз­ме ка­кой-то про­цент без­ра­бот­ных дол­жен су­щес­тво­вать. Но как быть нам? Как пла­тить за квар­ти­ру, по­купать еду и одеж­ду, как жить?

Мно­гие из на­ших, по­нимая риск не иметь га­ран­ти­рован­ную ра­боту, сра­зу пе­реш­ли на со­ци­аль­ное обес­пе­чение. Вэл­фер – так на­зыва­ет­ся прог­рамма по­мощи бед­ным в Аме­рике. Да, вэл­фер спас мно­гих эмиг­рантов от ни­щеты. В то же вре­мя вэл­фер при­водил к при­выч­ке не ра­ботать, без­делью. А глав­ное, на­до бы­ло все вре­мя до­казы­вать, что ты бед­ный. Это от­ри­цатель­но от­ра­жалось на уров­не жиз­ни, на от­но­шени­ях в семье.

Эмиг­ра­ция быс­тро раз­де­лилась на тех, кто выб­рал жизнь на по­собии, и тех, кто по­шел ра­ботать. Мы пош­ли ра­ботать.
 
   По­мощ­ник сан­техни­ка – так на­зыва­лась моя пер­вая ра­бота. Зар­пла­та: два с по­лови­ной дол­ла­ра в час. Ком­па­ния сос­то­яла из хо­зя­ина, до­воль­но по­жило­го поль­ско­го ев­рея Зе­лика, чер­но­коже­го мас­тер-сан­техни­ка Май­ка и ме­ня, мо­лодо­го по­мощ­ни­ка: при­неси – по­дай.

Зе­лик го­ворил нем­но­го по-рус­ски. Он си­дел в ка­ком-то си­бир­ском ла­гере, как по­ляк, по­том во­евал в поль­ском кор­пу­се в сос­та­ве Крас­ной Ар­мии. За­тем по до­гово­ру СССР с поль­ским пра­витель­ством пос­ле вой­ны вер­нулся в Поль­шу. Зе­лик рас­ска­зывал, как встре­чали по­ляки тех нем­но­гочис­ленных ев­ре­ев, ко­торые раз­ны­ми пу­тями уце­лели в вой­не и воз­вра­щались в Поль­шу. Ев­рей­ские до­ма и ма­гази­ны бы­ли раз­граб­ле­ны, си­наго­ги унич­то­жены. Ев­ре­ев не пус­ка­ли к се­бе до­мой. Дош­ло до пог­ро­мов и убий­ств. Поль­ский ан­ти­семи­тизм пре­вос­хо­дил не­мец­кий. Тог­да же на­чали про­яв­лять­ся и мно­гочис­ленные фак­ты скот­ско­го от­но­шения по­ляков к со­седям-ев­ре­ям во вре­мя Вто­рой Ми­ровой Вой­ны, во вре­мя не­мец­кой ок­ку­пации. Хо­локост, ла­геря смер­ти, га­зовые ка­меры – фо­тог­ра­фии ужа­сов по­пол­зли по ми­ру.

Поль­ша го­ворит, что все прес­тупле­ния про­тив ев­ре­ев со­вер­ша­ли нем­цы. Мы, ев­реи, го­ворим, что не толь­ко нем­цы, но и по­ляки, ли­тов­цы, ук­ра­ин­цы…
 
- Иду по ули­це Кра­кова, где мы жи­ли до вой­ны, - рас­ска­зывал мне Зе­лик, - Смот­рю, идут лю­ди в ха­сид­ской одеж­де, чер­ные длин­ные лап­серда­ки, чер­ные фет­ро­вые шля­пы. Ев­реи! Но, ока­залось, это бы­ли по­ляки, раз­гра­бив­шие си­наго­гу…

… Не в си­лах обес­пе­чить бе­зопас­ность ев­ре­ев, поль­ское пра­витель­ство раз­ре­шило им вы­ехать в толь­ко что об­ра­зован­ный Из­ра­иль. Эти быв­шие поль­ские ев­реи, мно­гие из ко­торых во­ева­ли на фрон­тах, ста­ли мощ­ной сос­тавля­ющей ев­рей­ско­го го­сударс­тва. Имен­но они пер­вы­ми по­няли, что в этом ми­ре ник­то не за­щитит ев­ре­ев от вра­гов, кро­ме са­мих се­бя. Си­онизм пос­ле вой­ны при­об­рел но­вое зна­чение: го­сударс­тво Из­ра­иль – это не толь­ко на­ша зем­ля, где мы име­ем пра­во жить, но и зем­ля, где мы име­ем шанс вы­жить!

   Зе­лик, ве­лико­леп­ный ме­ханик, сна­чала по­пал в ла­герь для пе­ресе­лен­цев на Кип­ре, а по­том в Из­ра­иль. Уже на Кип­ре он чи­нил сан­техни­ку, ве­лоси­педы, кас­трю­ли. По­том ра­ботал в Из­ра­иле. За­тем по­пал в Аме­рику, где и ос­но­вал ма­лень­кую сан­техни­чес­кую ком­па­нию. Он на­учил ме­ня мно­гому, этот ужас­ный с тя­желым ха­рак­те­ром Зе­лик, мой пер­вый ка­пита­лист-экс­плу­ата­тор. И мой пер­вый учи­тель в Аме­рике. Спа­сибо ему!

А мас­тер-сан­техни­ком в на­шей ком­па­нии был чер­но­кожий Майк, поч­ти ко­рен­ной аме­рика­нец. На са­мом де­ле его при­вез­ли ро­дите­ли еще ре­бен­ком из Ямай­ки. У Май­ка то­же, как и у Зе­лика, был тя­желый ха­рак­тер. Сан­техни­ку он знал ве­лико­леп­но, но на этом его по­ложи­тель­ные ка­чес­тва за­кан­чи­вались. По­лучал Майк раз в де­сять боль­ше ме­ня, все вре­мя пе­реру­гивал­ся с хо­зя­ином, всег­да был чем-то не­дово­лен. Майк не лю­бил бе­лых за то, что они бе­лые; Зе­лика за то, что он хо­зя­ин; ме­ня за то, что я мо­лод, а ему ско­ро на пен­сию. Од­нажды Зе­лик ска­зал мне, что по тре­бова­нию Май­ка, ему уже приш­лось уво­лить нес­коль­ко по­мощ­ни­ков. Майк на­чал ры­чать и на ме­ня. В те­чение дня Зе­лика не бы­ло, и мы ра­бота­ли вдво­ем. Майк злил­ся на ме­ня за то, что я не по­нимаю, как по-ан­глий­ски мо­лоток, тру­ба, га­еч­ный ключ.

«Хам­мер,- по­нима­ешь, - хам­мер» - зве­рел Майк, вы­пучив на ме­ня гла­за. Он жа­ловал­ся Зе­лику, что ему не­воз­можно ра­ботать с та­ким, как я, ту­пым и не­об­ра­зован­ным по­мощ­ни­ком. Май­ку и в го­лову не при­ходи­ло, что на све­те есть лю­ди, не го­воря­щие по-ан­глий­ски.

- И по­том он глу­хой, - кри­чал Майк Зе­лику, - Что я ему не го­ворю, он не слы­шит. Ку­пи ему слу­ховой ап­па­рат.

И это бы­ло прав­да, он об­ра­щал­ся ко мне, а я смот­рел на не­го мол­ча, не ре­аги­руя. Вам смеш­но? Сей­час мне то­же.

По­нимая, что ско­ро Майк ме­ня вы­давит, я при­гото­вил до­ма по сло­варю речь. Од­нажды, ког­да мы ос­та­лись вдво­ем с Май­ком в ка­ком-то глу­хом под­ва­ле, я про­читал ему эту речь:

- Ты, чер­ная обезь­яна, - ска­зал я, - Ес­ли ты не прек­ра­тишь жа­ловать­ся на ме­ня хо­зя­ину, те­бе здесь в под­ва­ле нас­ту­пит ко­нец! В под­твержде­ние сво­их слов я дер­жал в ру­ках ог­ромный сан­техни­чес­кий ключ… Мне бы­ло 35. Май­ку 62…

Майк не ска­зал ни сло­ва. От­вернул­ся и ушел. Мы про­дол­жа­ли ра­ботать. Жа­лобы прек­ра­тились. Од­нажды нам приш­лось ус­та­нав­ли­вать джа­кузи, со­вер­шенно но­вое обо­рудо­вание в те вре­мена, ни Зе­лик, ни Майк по­нятия не име­ли с че­го на­чать. А ког­да я поп­ро­сил тех­ни­чес­кий пас­порт и, про­читав его, рас­ска­зал им, что нуж­но де­лать, они оне­мели. Хо­зя­ин по­высил мне зар­пла­ту на 25 цен­тов в час, а Майк стал со мной со­вето­вать­ся по сан­техни­ке. Ес­тес­твен­но, я про­дол­жал тас­кать га­зовые бал­ло­ны, тя­желые уни­тазы и да­же чу­гун­ные ван­ны по эта­жам. Тог­да это бы­ло для ме­ня не слож­но. 

   Зе­лик при­нес в обе­ден­ный пе­рерыв три ог­ромных бу­тер­бро­да, бу­тыл­ку вод­ки и ко­роб­ку апель­си­ново­го со­ка. Я на­лил се­бе пол­ста­кана вод­ки и под­нес ко рту.

- Стой, - за­орал Майк, - Раз­бавь вод­ку апель­си­новым со­ком, ина­че ты сож­жёшь все внут­ри се­бя.

Я зас­ме­ял­ся, а Зе­лик ска­зал:

- Не бес­по­кой­ся за этих ра­шен. Они при­вык­ли.
 
   Сей­час, про­жив мно­го лет в Аме­рике, я ни­ког­да бы не наз­вал чер­ных обезь­яна­ми. Сре­ди них есть, так же, как и сре­ди бе­лых, ум­ные и глу­пые, хо­рошие и пло­хие, доб­рые и злые. Ес­ли вы заб­лу­дились в до­роге, чер­ные по­могут быс­трее, чем бе­лые.

Нам, ев­ре­ям, не под­хо­дит ра­сизм. Мы не сов­сем бе­лые, да­же ес­ли у не­кото­рых го­лубые гла­за и бе­лые куд­ри. Тем из нас, кто ду­ма­ет, что мы бли­же к бе­лым ан­гло­сак­сам, арий­цам, сла­вянам, со­ветую спро­сить пос­ледних, счи­та­ют ли они нас сво­ими брать­ями?

Мир че­рез 100-200 лет бу­дет смуг­лым, и в этом нет ни­какой проб­ле­мы. Сов­ре­мен­ный Из­ра­иль го­раз­до лег­че на­ходит об­щий язык с не ев­ро­пей­ски­ми стра­нами: Ки­та­ем, Ин­ди­ей, хрис­ти­ан­ской Аф­ри­кой. С Ев­ро­пой на­ша лю­бовь не сло­жилась.

   Это дав­но по­няли аме­рикан­ские ев­реи, ко­торые еще в 60-х го­дах прош­ло­го сто­летия взя­ли курс на сбли­жение с чер­ны­ми аме­рикан­ца­ми. Ев­реи под­держа­ли дви­жение «Чер­ных пан­тер», по­нимая, что ра­сизм и ан­ти­семи­тизм име­ют об­щие кор­ни. Еще не так дав­но в Аме­рике мож­но бы­ло встре­тить над­пи­си: «Толь­ко для бе­лых». По­рыв­шись нем­но­го в ис­то­рии, я уз­нал, за та­кими дверь­ми ев­ре­ев то­же не жда­ли, а кое-где бы­ло на­писа­но: «Не для ев­ре­ев». Не на­до ду­мать, что ККК (Ку-Клукс-Клан) был соз­дан для за­щиты бе­лых ев­ре­ев.

…Факт, рас­ска­зан­ный мне по­жилым ев­ре­ем- аме­рикан­цем. Зва­ли его Фил.

- Мы жи­ли тог­да в шта­те Юж­ная Ка­роли­на. Бы­ло это до вой­ны. На две­рях од­но­го из рес­то­ранов по­яви­лась над­пись: «Со­бакам и ев­ре­ям не вхо­дить!» Да-да, имен­но та­кая над­пись. И это бы­ло не­нака­зу­емо тог­да! Мы, мо­лодые ев­реи, бло­киро­вали этот рес­то­ран, не пус­кая по­сети­телей, по­ка хо­зя­ин не снял эту над­пись…

Се­год­ня не­мало чер­но­кожих счи­та­ют се­бя ев­ре­ями, по­сеща­ют си­наго­ги, жи­вут по-ев­рей­ски. И в Аме­рике, и в Из­ра­иле. Но еще боль­шее чис­ло их пе­рехо­дит в Ис­лам, осо­бен­но в тюрь­мах США. Эти, к со­жале­нию, не ста­новят­ся на­шими друзь­ями.
 
А че­рез пол­го­да Зе­лик вы­шел на пен­сию, зак­рыв ком­па­нию, и мы с Май­ком ста­ли офи­ци­аль­ны­ми аме­рикан­ски­ми без­ра­бот­ны­ми. Пом­ню, ог­ромные оче­реди в офи­се за по­луче­ни­ем по­собия по без­ра­боти­це. Мол­ча­ливые лю­ди, неп­ри­ят­ное чувс­тво тре­воги. Над­пи­си на ан­глий­ском, ис­пан­ском, ки­тай­ском, италь­ян­ском. На рус­ском над­пи­сей не бы­ло.

Я на­шел ра­боту че­рез две не­дели. В этот раз, по­верив в мой рас­сказ, ме­ня при­няли ин­же­нером сан­техни­чес­ко­го от­де­ла боль­шой де­вело­пер­ской ком­па­нии с хо­рошей зар­пла­той и бе­нефи­тами.

-I am proud for you, boy! - Ска­зал мне Майк при встре­че, - Я гор­жусь то­бой, па­рень!
 
С тех пор прош­ло мно­го вре­мени. Нег­ры на­чали ве­личать се­бя аф­ро­аме­рикан­ца­ми. По­лит кор­рек­тность пе­реш­ла все гра­ницы и прев­ра­тилась в раз­да­чу бес­плат­ных ль­гот и без­на­казан­ности. В Аме­рике по­явил­ся чер­ный ра­сизм.
 
…Од­нажды в гос­пи­тале ма­ма ска­зала мне:

- Ска­жи, мож­но поп­ро­сить за­менить это­го чер­но­го док­то­ра?

- Нет. Но по­чему?

- По­нима­ешь, - ска­зала ма­ма, - этот док­тор ни­чего не зна­ет. Он по­лучил ль­гот­ный дип­лом вра­ча…

Ду­маю, нор­маль­ных чер­но­кожих аме­рикан­цев уни­жа­ет и ос­кор­бля­ет та­кая сверх по­лит кор­рек­тность.

Кон­гресс США ни­ког­да не приз­нал ев­ре­ев эт­ни­чес­ким мень­шинс­твом, хоть нас нам­но­го мень­ше, чем аф­ро­аме­рикан­цев. И ни­ког­да ни­каких ль­гот нам не дал.

И пра­виль­но сде­лали аме­рикан­ские кон­грессме­ны: по­зор-то был бы ка­кой – ль­го­ты за то, что ты ев­рей!

 

Пер­вая аме­рикан­ская ра­бота

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

Наши меньшие братья по оружию

На войне люди часто предавали животных, но животные никогда не предавали людей. Среди них было много героев, но не было дезертиров…

Сергей Кутовой июль 2025

СТРОФЫ

Подброка стихов “Дух музыки”

И чистым звуком музыкальной речи,
Родным, знакомым русским языком
Широко расправляет крылья - плечи
С рук птица - песня быстрым говорком.

Александр Зах июнь 2025

ПРОЗА

ИЛЛЮЗИЯ И ЛЮБОВЬ

Друзья с интересом спрашивали: «Твоя новая девушка наверное в постели показывает высший пилотаж?» Гарри улыбался и на этот вопрос, деликатно не отвечал. Друзья понимали, что попали в точку.

Валерий Зелиговский июль 2025

ПРОЗА

Радужное настроение (рассказ)

Люди направлялись и в сторону Арбата и таким же потоком шли навстречу. Прямо праздник! Только что не пляшут вокруг, но двери многочисленных кафе открыты настежь. Заходи если есть деньги. А ведь где-то сейчас стреляют. Бойцы падают на землю. Но военных вокруг чего-то не видно. Всего один человек шел навстречу в камуфляжной форме, тяжело опираясь на палочку. Толпа обтекала его особо не задерживаясь. Да, куда ни глянь везде были толпы народа.

Никита Николаенко июль 2025

ПОЛИТИКА

Израиль: Внутренний враг в государстве

У этой статьи нелёгкая задача – доказать, что примерно 12% населения страны объективно выступают против интересов своего государства, что деятельность этого сегмента населения нано- сит существенный вред Государству Израиль, т.е. фактически речь идет о деятельности «пятой колонны» внутри страны.

Эдуард Малинский июль 2025

СТРОФЫ

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка