Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Клоун

Опубликовано 14 Апреля 2023 в 07:27 EDT
Обновлено 24 Апреля 2023 в 03:26 EDT

Однажды в букете цветов, брошенном к его ногам, Сэм нашел записку: «Вы такой необыкновенный! Вы мне очень нравитесь. Была бы очень рада встретиться с вами. Мишель» И номер телефона… Записка отличалась от всех предыдущих, в которых дети рисовали смешные рожицы в знак признания клоунского таланта Сэма.
Гостевой доступ access Подписаться

- Свет! Ти­шина! Де­воч­ки, ваш вы­ход. Сэм, вы сле­ду­ющий, при­готовь­тесь, - гром­ким ше­потом ско­ман­до­вал ве­дущий кон­церта.

Сэм весь нап­рягся. Сколь­ко раз пе­ред вы­ходом на сце­ну его ох­ва­тыва­ла эта за­вора­жива­ющая дрожь. Это чувс­тво, это сос­то­яние и есть то, за­чем он здесь. Все уш­ло в сто­рону, ис­чезли низ­менные проб­ле­мы. Те­ло при­под­ня­лось над зем­лёй, вхо­дя в осо­бый сце­ничес­кий эк­стаз, так зна­комый пев­цам, тан­цо­рам, всем, для ко­го сце­на не столь­ко ра­бота, сколь­ко приз­ва­ние, нас­лажде­ние, упо­ение и, ес­ли хо­тите, за­виси­мость. Без это­го уже нель­зя про­жить. Это как нар­ко­тик. Вот сей­час кон­фе­рансье объ­явит его вы­ход:

- Встре­чай­те из­вес­тно­го мас­те­ра сме­ха, кло­уна, фо­кус­ни­ка и ми­ма, вол­шебни­ка Сэ­ма Бо­чини!

Сэм вы­бегал на сце­ну с су­мас­шедшим сме­хом. В зал вры­валась ма­жор­ная му­зыка, взры­вались хло­пуш­ки, ба­раба­ны от­би­вали дробь. Де­ти под­пры­гива­ли, прос­нувшись от пре­дыду­щих нуд­ных пев­цов, а взрос­лые рас­слаб­ля­лись в крес­лах, при­гото­вив­шись к сме­ху. Сэм рез­ко ос­та­нав­ли­вал­ся у са­мого края сце­ны, тор­мо­зя но­гами, ед­ва не па­дая в зал. За­мира­ла му­зыка. Сэм, нас­ла­див­шись ве­ликой се­кун­дой вни­мания, звон­ким го­лосом спра­шивал зал:

- А кто мне ска­жет, чем от­ли­ча­ет­ся ман­ная ка­ша от мо­рожен­но­го? - Смех про­каты­вал­ся по ря­дам.

- Пра-а-виль­но! – вос­кли­цал Сэм, - Кто из вас, де­ти, лю­бит ман­ную ка­шу?

- Ник­то-о-о! – Ре­вел зал, и да­же ро­дите­ли, - мо­жет быть и не сов­сем пра­виль­но и пе­даго­гич­но. Но, на то он и кло­ун.

- А мо­рожен­ное?

- Все! Все! - Кри­чали де­ти.

Сэм вы­каты­вал на сце­ну ог­ромное на­дув­ное ва­фель­ное мо­рожен­ное…

- Кто хо­чет стать кло­уном? – вос­кли­цал Сэм.

- Мы-ы-ы! – от­ве­чал зал сот­ня­ми дет­ских го­лосов.

   Его нас­то­ящая фа­милия бы­ла Боч­карь, Се­мен Боч­карь. Но раз­ве с та­кой фа­мили­ей мож­но вы­ходить на сце­ну?

Иног­да его имя объ­яв­ля­ли пос­ле но­мера, ког­да ап­ло­дис­менты бла­годар­ных зри­телей заг­лу­шали ве­селую му­зыку:

- Пе­ред ва­ми выс­ту­пал маг и вол­шебник Сэм Бо­чини! Пуб­ли­ка за­ходи­лась от сме­ха. Он вы­бегал на бис. Опять ап­ло­дис­менты. Ему бро­сали цве­ты, кри­чали: «Бра­во, Сэм!»

   По­том в ма­лень­кой гри­мер­ке, сни­мая крас­ку с ли­ца, Сэм прок­ру­чивал свое выс­тупле­ние сно­ва и сно­ва: «Вот здесь спот­кнул­ся слег­ка, ка­жет­ся, не за­мети­ли. За­то кон­цовка бы­ла не­обык­но­вен­ной. А кон­цовка – это са­мое глав­ное!»

   Ма­ма от­да­ла его в цир­ко­вую шко­лу очень ра­но. И все по­тому, что его из-за ран­не­го воз­раста еще не при­нима­ли ни в ка­кие спор­тивные круж­ки. А в цирк взя­ли. И он с удо­воль­стви­ем ку­выр­кался на ков­ре, ка­тал­ся на ка­натах. По­том его ста­ли брать в ка­кие-то но­мера со стар­ши­ми. Он при­вык. Вы­ход на сце­ну, ап­ло­дис­менты, яр­кий свет, праз­днич­ная ат­мосфе­ра за­ла, — все это ста­ло пот­ребностью жиз­ни Сэ­ма. Иног­да, идя по ули­це, за­мечал, как про­хожие ки­вали: «Это Сэм – кло­ун, пом­нишь? Смеш­ной та­кой!..»

   Ма­ма хо­тела, что­бы он стал учи­телем в шко­ле. Он да­же сдал эк­за­мены в пе­даго­гичес­кий ин­сти­тут, и, окон­чив его, пре­пода­вал де­тям ариф­ме­тику. Но вре­мя шло. Сэм ни­ког­да не бро­сал цирк. Пусть не про­фес­си­ональ­ный, а лю­битель­ский, но все-та­ки цирк при Двор­це ис­кусств.


   Шли го­ды. По­том был вы­езд в Аме­рику. Труд­ные на­чаль­ные го­ды эмиг­ра­ции. Ра­бота где по­пало. Где мог, го­ворил: «Я ар­тист, я кло­ун!»

   Его, на­конец, ус­лы­шали. Впер­вые в Аме­рике выс­ту­пил на бла­гот­во­ритель­ном кон­церте.

Пуб­ли­ка за­лива­лась:

- Смот­ри, этот па­рень – нас­то­ящий кло­ун!

- Ты зна­ешь, в Рос­сии всег­да бы­ли хо­рошие ар­тисты, ба­лет, тан­цы на ль­ду, гим­насты.

- Да, но кло­ун – это ин­те­рес­но.

   Сэ­ма ста­ли приг­ла­шать. День­ги пла­тили не­боль­шие. Ну, кто пла­тит ар­тистам? Но вни­мание и ус­пех был у Сэ­ма всег­да.

  Од­нажды в бу­кете цве­тов, бро­шен­ном к его но­гам, Сэм на­шел за­пис­ку: «Вы та­кой не­обык­но­вен­ный! Вы мне очень нра­витесь. Бы­ла бы очень ра­да встре­тить­ся с ва­ми. Ми­шель» И но­мер те­лефо­на… За­пис­ка от­ли­чалась от всех пре­дыду­щих, в ко­торых де­ти ри­сова­ли смеш­ные ро­жицы в знак приз­на­ния кло­ун­ско­го та­лан­та Сэ­ма. Вспом­нил, ма­ма дав­но го­вори­ла: же­нись, сы­нок. Те­бе уже поч­ти со­рок. По­ра…»

   Поз­во­нил… Приш­ла сим­па­тич­ная пол­нушка - ще­бетуш­ка: «Вы та­кой та­лан­тли­вый, с ва­ми, на­вер­ное, ни­ког­да не скуч­но».

По­том бы­ла ночь. Го­рячие мо­лодые те­ла до­казы­вали друг дру­гу свою лю­бовь.

Свадь­ба бы­ла не­обыч­ной. Гос­ти-ар­тисты, пес­ни, смеш­ные тос­ты, торт в ви­де кло­ун­ской шля­пы…

…Прош­ло мно­го лет. Ми­шель ра­бота­ла мед­сес­трой в го­род­ском гос­пи­тале, прак­ти­чес­ки тя­нула на се­бе весь дом. Де­тей не бы­ло. Сколь­ко не хо­дила по вра­чам, при­говор – бес­пло­дие! Но­чами пла­кала. Осо­бен­но те­ми но­чами, ког­да Сэм при­ходил да­леко за пол­ночь, пос­ле оче­ред­но­го кон­церта, праз­днуя ус­пех с друзь­ями – ар­тиста­ми в рес­то­ране. Хо­зя­ин рес­то­рана, боль­шой лю­битель сце­ны, кор­мил и по­ил ар­тистов бес­плат­но. Рес­то­ран проц­ве­тал. Пок­лонни­ки в та­кие ча­сы ло­мились в зал по­гово­рить, пос­мотреть, вы­пить с ак­те­рами.

   Сэм не лез в до­маш­ние де­ла. Ми­шель пла­тила по сче­там, уби­рала дом, по­купа­ла про­дук­ты. Она счи­тала, что та­лан­тли­вый муж дол­жен иметь все для ре­пети­ций, для выс­тупле­ний. Сэ­ма ус­тра­ива­ло та­кое по­ложе­ние. Де­нег он мно­го не за­раба­тывал. Ско­рее на­обо­рот, де­нег в до­ме не хва­тало. А еще не­мало ухо­дило на по­шив но­вых кос­тю­мов, по­куп­ку рек­ви­зита. Бы­ли и гас­тро­ли по раз­ным го­родам.

   Од­нажды приг­ла­сили выс­ту­пить в Рос­сии. Встре­чали шум­но, ши­роко, с ли­музи­ном, шам­пан­ским, ши­кар­ным но­мером в гос­ти­нице. Ему, уже аме­рикан­ско­му ак­те­ру, прис­та­вили лич­но­го ох­ранни­ка. В те вре­мена да­же кло­ун из Аме­рики счи­тал­ся осо­бо важ­ной пер­со­ной.

   Сэм чувс­тво­вал се­бя на вер­ши­не Олим­па.

   Толь­ко, на­конец-то доб­равшись до­мой, ви­дел пос­кучнев­шее, да и пос­та­рев­шее ли­цо же­ны.

- Сэм, - од­нажды ска­зала Ми­шель, - нам не­чем пла­тить за дом.

- Как это, не­чем?

Ми­шель от­верну­лась:

- Ты уже тре­тий ме­сяц ни­чего не за­раба­тыва­ешь.

- Ну, и что? – бод­ро от­ве­чал Сэм. – Сей­час ма­ло ра­боты. Не так час­то приг­ла­ша­ют. Вот ра­зучу но­вый но­мер, тог­да пой­дет. Мой агент обе­щал ра­боту в из­вес­тном кол­лекти­ве.

   Ра­боты ста­ло дей­стви­тель­но мень­ше. То ли цирк из­ме­нил­ся, то ли Сэм пос­та­рел, по­терял фор­му. Сэм и сам по­нимал это.  Но, что бы­ло де­лать? На дру­гую ра­боту ид­ти не хо­телось. Да, и на ка­кую ра­боту? Быть кло­уном – это все, что он умел.

- Ты не ра­зучи­ва­ешь но­вый но­мер, - грус­тно ска­зала Ми­шель, - Я знаю…

   По­том был раз­вод. Ми­шель, раз­би­рав­ша­яся нам­но­го луч­ше в аме­рикан­ской су­деб­ной сис­те­ме, от­су­дила се­бе дом, до­казав, что толь­ко она пла­тила за дом из сво­ей зар­пла­ты. У Сэ­ма ле­галь­но­го до­хода поч­ти не бы­ло. Лов­кие ад­во­каты же­ны зас­та­вили Сэ­ма под­пи­сать сог­ла­шение, по ко­торо­му Сэ­му пе­рехо­дила не­боль­шая квар­тирка во Фло­риде, а быв­шей суп­ру­ге их дом…

… Про­шел еще год. Страш­ный год в жиз­ни Сэ­ма. Сняв ма­лень­кую тем­но­ватую ком­на­ту, Сэм по­дол­гу си­дел в оди­ночес­тве, не вклю­чая свет. Ку­да бы­ло ид­ти? Ра­боты нет, до­ма нет, же­ны нет, как ока­залось, и дру­зей нет.

   Сэм не ушел в за­пой. Он и в мо­лодос­ти не умел пить. Нев­кусно, неп­ри­ят­но, ме­ша­ет ра­боте кло­уна.

- Для че­го я стал кло­уном? - ду­мал Сэм. – Что та­кое приз­ва­ние? Кто дол­жен под­держи­вать приз­ва­ние? Лю­ди, на­вер­ное, дол­жны со­дер­жать кло­уна, ес­ли хо­тят сме­ять­ся.

Всех, ко­го он знал, ра­бота­ли, за­раба­тыва­ли. Семьи, де­ти…

   Не­ожи­дан­но раз­дался зво­нок те­лефо­на. Зво­нил его ста­рый агент:

- Мис­тер Бо­чини, вы го­товы к вы­ходу на сце­ну?

- Да, бе­зус­ловно, - не ве­ря, ска­зал Сэм. – Это пос­то­ян­ная ра­бота?

- Нет, к со­жале­нию. Это боль­шой вы­пус­кной кон­церт мес­тной шко­лы.

- Я сог­ла­сен, - про­шеп­тал Сэм.

- Сэм, вы сле­ду­ющий. При­готовь­тесь!

И вот, как и преж­де, яр­кий свет рам­пы, не­ис­то­вый бой ба­раба­нов. Кло­ун вы­бега­ет на сце­ну. Вер­нее, не вы­бега­ет, а вы­ез­жа­ет на на­дув­ном жел­том так­си. «Бип-бип» - пи­щит ог­ромный клак­сон. Зал дет­ски­ми го­лоса­ми ре­вет: «Кло­ун!»

- Здравс­твуй­те, де­ти! – орет кло­ун.

- Здравс­твуй, кло­ун! – орут де­ти.

- А кто из вас хо­чет стать так­систом?

- Ник­то! – гре­мело в от­вет.

- А кто хо­чет стать кло­уном?

- Все, - от­ве­чал зал.

- А я … я не хо­чу боль­ше быть кло­уном. Я хо­чу так­систом! - вдруг ти­хо и грус­тно ска­зал Сэм в мик­ро­фон.

Зал зас­ме­ял­ся, да­ря кло­уну ап­ло­дис­менты…

… Ну, вот и всё. Так про­шел еще год. Сэм го­нял жел­тое так­си, удив­ля­ясь нез­на­комым мес­там зна­комо­го го­рода.

   В прош­лую пят­ни­цу под­вез в а­эро­порт сим­па­тич­ную жен­щи­ну. По­мог выг­ру­зить че­мода­ны. Она за­писа­ла но­мер те­лефо­на Сэ­ма. Ска­зала, что поз­во­нит, ког­да вер­нется.

Сэм де­нег с неё не взял…

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ПРОЗА

ГОД КРЫСЫ

Смолли осторожно высунула свою головку с розовым носом из едва заметной щели между плинтусом и стеной: принюхалась, смешно шевеля аккуратными усиками, поводила из стороны в стороны небольшими серыми ушками...

Валерий Андронов июнь 2025

ПРОЗА

ИЛЛЮЗИЯ И ЛЮБОВЬ

Друзья с интересом спрашивали: «Твоя новая девушка наверное в постели показывает высший пилотаж?» Гарри улыбался и на этот вопрос, деликатно не отвечал. Друзья понимали, что попали в точку.

Валерий Зелиговский июль 2025

ПРОЗА

Радужное настроение (рассказ)

Люди направлялись и в сторону Арбата и таким же потоком шли навстречу. Прямо праздник! Только что не пляшут вокруг, но двери многочисленных кафе открыты настежь. Заходи если есть деньги. А ведь где-то сейчас стреляют. Бойцы падают на землю. Но военных вокруг чего-то не видно. Всего один человек шел навстречу в камуфляжной форме, тяжело опираясь на палочку. Толпа обтекала его особо не задерживаясь. Да, куда ни глянь везде были толпы народа.

Никита Николаенко июль 2025

КУЛЬТУРА

Джаз в «Красной чайхане»

Красный цвет неизменно приходит на ум при изучении распространения джаза лагерного и внелагерного в 1920-30-х годах – красного цвета были стяги, транспаранты, лозунги, плакаты, обложки энциклопедий и книг марксистских классиков, афиши, сцены, абажуры, «красными» называли переориентированные на пролетарскую публику чайханы…

Назар Шохин июнь 2025

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

Наши меньшие братья по оружию

На войне люди часто предавали животных, но животные никогда не предавали людей. Среди них было много героев, но не было дезертиров…

Сергей Кутовой июль 2025

ПРОЗА

ИЛЛЮЗИЯ И ЛЮБОВЬ

Друзья с интересом спрашивали: «Твоя новая девушка наверное в постели показывает высший пилотаж?» Гарри улыбался и на этот вопрос, деликатно не отвечал. Друзья понимали, что попали в точку.

Валерий Зелиговский июль 2025

Радужное настроение (рассказ)

Люди направлялись и в сторону Арбата и таким же потоком шли навстречу. Прямо праздник! Только что не пляшут вокруг, но двери многочисленных кафе открыты настежь. Заходи если есть деньги. А ведь где-то сейчас стреляют. Бойцы падают на землю. Но военных вокруг чего-то не видно. Всего один человек шел навстречу в камуфляжной форме, тяжело опираясь на палочку. Толпа обтекала его особо не задерживаясь. Да, куда ни глянь везде были толпы народа.

Никита Николаенко июль 2025

РЕЗОНАНС

Путешествие на планету Транай. Две реминисценции из прошлого

Тракай – это первая столица государства Литва …! Но чего-то я споткнулся об это слово,о ТРАКАЙ... А! Я вспомнил! Когда-то я читал рассказ Роберта Шекли, в котором фигурировала планета (рассказ фантастический) с именем, созвучным с названием этого литовского городка.

Виталий Цебрий июль 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка