Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

"Блюз над Парижем"

Опубликовано 3 Ноября 2020 в 06:27 EST

..."Хотение в Париж бывает разное. На минуточку и навсегда, на экскурсию и на годик, служебное и мимолетное, всерьез и в шутку: "Я опять хочу в Париж. - А что, вы там уже были? - Нет, я уже когда-то хотел", - так...
Гостевой доступ access Подписаться

Заголовок данноё публикации - это название художественной выставки, с успехом экспонирующейся в России. Она представляет работы знаковых художников XIX-XX вв. Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и Андре Массона, выполненные в технике офорта, литографии и гелиогравюры, из частных коллекций Франции и США.

Эти мастера работали в разных направлениях, но их связывает Париж - город, где возмужал их дар, где они обрели славу.

"К исходу сентября Париж был так прекрасен
Ночь виноградною лозой простерлась. Ясен
Струился свет ее ветвей. Она слилась
В созвездья спелые поклеванные всласть
Моим хмельным стихом. Зрел урожай рассвета…"

Так, наперекор пунктуации, в 1912 году описывал Париж Гийом Аполлинер в стихотворении "Вандемьер", которым, по мнению литературоведов, открылась эпоха современной поэзии.

Роскошь архитектурного убранства столицы искусств и откровенная нищета  кварталов для неимущих, скандальный и богемный, рафинированный и вульгарный, незабываемо романтичный, воспетый самыми безрассудными из поэтов, запечатленный на полотнах лучших мастеров, вписанный золотом в мировую литературу - Париж столетиями сводил с ума своих очарованных конфидентов.

"Хотение в Париж бывает разное. На минуточку и навсегда, на экскурсию и на го-дик, служебное и мимолетное, всерьез и в шутку: "Я опять хочу в Париж. - А что, вы там уже были? - Нет, я уже когда-то хотел", - так начинается рассказ Михаила Веллера "Хочу в Париж" о человеке из СССР, у которого, как у лермонтовского Мцыри, была "одна, но пламенная страсть": он всю жизнь хотел в Париж.

Его город грез - это французская столица времен Жака Бреля, самого искреннего из артистов, поющего про другой город свободы - Амстердам: "Старый порт Амстердам, где поют моряки о мечтах, что легки на пути в Амстердам…" Его Париж - это царица Олимпии - непревзойденная Далида, это дико талантливый, эпатажный и застенчивый Серж Генсбур, это Шарль Азнавур, шансонье от Бога с глазами раненого оленя и его знаменитый хит "Богема": "Богема - это значило: ты прекрасна. Богема - в каждом из нас жил гений…"

Однако всемирной столицей искусств Париж стал в начале ХХ века, когда силами Парижской школы здесь созидалось авангардное искусство.

Термин "Парижская школа" подразумевает интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших в Париж в 1900-20-е годы из разных стран Европы и Америки. Они жили и творили на Монпарнасе, подхватившем эстафету от легендарного Монмартра, где в последние десятилетия XIX и самом начале XX века сложилось братство французских художников и поэтов. Монпарнасское содружество придерживалось своей творческой стези вплоть до 1960-х годов.

У художников Парижской школы не было общих художественных программ: каждый придерживался собственного авторского стиля. Их связывало стремление к свободному эксперименту и профессиональному общению.

 Почему именно Париж? В Италии на тот момент существовала только классическая школа, а молодые новаторы жаждали научиться новому и создавать небывалое. В процессе становления неофиты Парижской школы, не утрачивая национальных особенностей, обретали "собственное лицо", следуя своей индивидуальности, оттачивали мастерство в кругу единомышленников, отстаивали новое видение искусства. Позднее их искания оформились в важнейшие художественные течения: фовизм, дадаизм, кубизм, орфизм, экспрессионизм и сюрреализм.

Героями их картин становились они сами - бедные художники, непризнанные гении, живущие смелой и прекрасной мечтой; те, кто был рядом: нервические молодые поэты, до глубокой ночи читающие стихи в холодных задымленных комнатах общежитий-сквотов, музы-модели с прозрачной кожей, взирающие с полотен и перелистывающие книги в тиши мастерских, азартные, как карточные шулеры, жаждущие совершенства художественные критики, маршаны-продавцы картин, настолько незаменимые, что история сохранила их имена, куртизанки в платьях с драматическим декольте, танцовщицы кабаре в кружащихся юбках и чулках цвета ночи, дамы в театральных ложах, усыпанные драгоценностями, сирены полусвета, транжиры и повесы за кулисами мюзик-холлов.

Некоторые из этих образов встречаются в искусстве Пикассо, самого известного представителя Парижской школы, на протяжении всего его творческого пути. Так на выставке представлены рисунки из серии "Пикассо и человеческая комедия" 1954 года, где художник с едкой самоиронией изображает себя то в виде глуповатого клоуна-гедониста, развлекающего статную красавицу-модель, то пишет себя нелепым гномом-слугой, пялящимся на всё ту же гордую и непреклонную музу.

 А вот ряд моментальных портретных зарисовок: несколько росчерков пера, и уже готов нелицеприятный приговор обывателю.

 Экспонируются литографии из серии "Калифорнийский альбом" 1959-1960 годов. Серия отличается частным, интимным характером изображаемого. Она носит название, отсылающее к наименованию виллы на Лазурном Берегу, расположенной на вершине холма "Калифорния" на востоке Канн, куда Пикассо переехал со второй женой Жаклин Рок. Дом окружал экзотический парк с пальмами, соснами, эвкалиптами и кипарисами, обнесенный высоким забором. Тут художник чувствовал себя защищенным от любопытных глаз и фотокамер.

  В одной из просторных комнат в стиле ар-нуво с лепным орнаментом на белых стенах, с картинами, скульптурами, керамикой - мастерская Пикассо. Многочисленные вариации этой мастерской яркими энергичными мазками по белому, залитому светом полю, линеарно и с растушевкой, подетально и обобщая, пишет мастер. Рядом - литографии с изображениями его музы - Жаклин в восточном костюме.

В соседнем зале можно познакомиться с литографиями с картин французского художника Ренуара - певца женской красоты, одного из родоначальников импрессионизма, солнечного художника, картины которого излучают радость и утверждают праздник жизни.

"В мире столько всего неприятного и докучного, - часто повторял Ренуар, что еще и писать это - лишняя трата времени. Моя задача - изобразить лучшие стороны мира". И вот перед нами: девушки у фортепьяно, усердно вглядывающиеся в ноты, крестьянские дети, играющие в мяч, задумчивая красавица в соломенной шляпе. Есть и обнаженная натура, также решенная в поэтичной манере, преисполненная объемностью, осязаемостью, чувственной теплотой, вдохновлявшими художника.

Изюминка выставки - впервые экспонируемые в России цветные офорты Андре Массона из серии "Эпизоды". Бельгиец Массон окунулся в парижскую жизнь в 1912 году, когда ему исполнилось 16 лет, и с тех пор был тесно связан с этим городом.

Обычно сложный, экспрессивный, символически блуждающий по сулящим опасность лабиринтам подсознания, художник здесь представлен изящной серией лирических абстракций, отчасти выполненных приемом автоматического письма. Куртуазные эротические мотивы метафорически переплавляются в образы природы. Теплая спокойная цветовая гамма, акценты золотом улучшают даже самое пасмурное настроение.

"Париж - это праздник, который всегда с тобой" - таким мог бы быть слоган выставки.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Мир должен быть добыт победой, а не соглашением» 

Поневоле появляются мысли, что  для нашего премьера  и его правительства война стала настоящей находкой. Чем дольше она продолжается, тем дольше они остаются у власти. Военное положение может стать рутиной: сперва Газа, потом север, далее везде… Но так ли это? Мы еще не решаемся ответить на этот вопрос утвердительно, но уже задаем его вслух…

Эдуард Малинский февраль 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Аннушка уже разлила масло...»

Статья эта посвящена подведению итогов полугодия военной кампании в секторе Газа, где происходит жесткое противостояние между АОИ – Армией Обороны Израиля и террористической организацией Хамас, хотя сам знак равенства между цивилизованным государством, армия которого по своей мощи, между прочим, по рейтингу входит в первую десятку армий мира, и террористической организацией, к тому же объявленной во многих странах вне закона, звучит унизительнодля государства.

Эдуард Малинский апрель 2024

ПРОЗА

Тетрадь, найденная в Холоне

Страницы были исписаны ровным, довольно убористым, но отчетливым почерком. Это, по  всей вероятности, был  чей–то дневник. Первым, почти инстинктивным, желанием было стремлением вернуть тетрадь на прежнее место, но вдруг внимание моё привлекли выделенные жирным курсивом слова «Если  дорог тебе твой дом…» И уже, ни о чем другом не думая, я углубился в чтение, да с таким интересом, что едва не проехал свою остановку.

Эдуард Малинский февраль 2024

ПРОЗА

Здрасьте, кума Настя, Америка!

Первые еврейские беженцы из России сразу в Америку не попадали. Их туда не пускали. Началось это более ста лет назад. Всех привозили на Эллис Айлэнд- небольшой остров, расположенный недалеко от Нью-Йорка. Здесь были не только евреи, но и итальянцы, украинцы, поляки. Основная цель начальной изоляции – карантин…

Анатолий Стеклов март 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Слезам Москвы не верят

Понятно, что такая избирательная эмпатия от жителей страны, которая последние 30 лет все время умывается чей-то кровью, начиная с чеченской и кончая украинской, удивила сторонних наблюдателей. «Эта страна отличается высшей степени высочайшим гуманизмом, выражающимся своей исключительно кровавой жестокостью по отношению к людям, как к своим, так и к чужим, и общенациональной трогательной культурой любви к щенкам, которых они демонстративно спасают из мест массового убийства людей».

Дагун Дениев февраль 2024

ОСТРЫЙ УГОЛ

Что не так с «абрамсами»?

Американской и европейской бронетехнике отводили решающую роль в украино-российской войне. Но всё пошло не по плану…

Сергей Дяченко апрель 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Аннушка уже разлила масло...»

Статья эта посвящена подведению итогов полугодия военной кампании в секторе Газа, где происходит жесткое противостояние между АОИ – Армией Обороны Израиля и террористической организацией Хамас, хотя сам знак равенства между цивилизованным государством, армия которого по своей мощи, между прочим, по рейтингу входит в первую десятку армий мира, и террористической организацией, к тому же объявленной во многих странах вне закона, звучит унизительнодля государства.

Эдуард Малинский апрель 2024

В ПРЕССЕ

Нам бы день продержаться, да год простоять!

В Украине, советник главы Офиса президента Михаил Подоляк подсказывает Маску «реалистичную стратегию». Простую – вывод российских войск с украинской территории. Вот типа так: "Пусть они выйдут на границу 1991 года и мы на этом всю эту бодягу с ними закончим! Или мы их заставим выйти и тогда будем договариваться о мире и реперациях..."

Виталий Цебрий апрель 2024

ИСТОРИЯ

Невероятно, но факт: Сталину дали по башке прямо на трибуне Мавзолея

Кто осмелился поднять руку на "пролетарского вождя" и что с ним случилось потом?

Аким Знаткин апрель 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть вторая

Светлейший князь Потёмкин «На месте ли монумент императору Петру Великому?»

Ф. И. Тютчев: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом…»

Баснописец Крылов. «Вы, Иван Андреич, вымойтесь, да причешитесь и никто вас не узнает!»

Игорь Альмечитов апрель 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка