Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Николай Васильевич, как сделать, чтоб стало хорошо, но без реформ?

Гоголь и современность

Опубликовано 10 Мая 2018 в 12:12 EDT

…У Гоголя высокое нередко отражается в низком. Все помнят, пожалуй, самый известный эпизод "Женитьбы", когда Агафья Тихоновна воображает портрет идеального мужчины: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича"…
Гостевой доступ access Подписаться

В пов­седнев­ной жиз­ни и в ис­кусс­тве мы при­вык­ли, что ес­ли есть воп­ро­сы, то обя­затель­но бу­дут от­ве­ты. Но мир час­то сос­то­ит из од­них воп­ро­сов…

 "…са­мый не­обыч­ный по­эт и про­за­ик, ка­ких ког­да-ли­бо рож­да­ла Рос­сия", - ко­го так ха­рак­те­ризу­ет Вла­димир На­боков, сов­сем не склон­ный к аф­фекта­ции? О ка­ком про­из­ве­дении это­го про­за­ика Дос­то­ев­ский от­зы­ва­ет­ся, как об од­ном из са­мых глу­боких и бо­гатых со­дер­жа­ни­ем? Ка­кую пь­есу ны­не трак­ту­ют как  эк­зистен­ци­аль­ное про­из­ве­дение, пред­вес­тник те­ат­ра аб­сурда, за­дол­го да­же до на­меков на офор­мле­ние аб­сурдиз­ма и  эк­зистен­ци­ализ­ма в мен­таль­ном прос­транс­тве эпо­хи?

На эти воп­ро­сы от­ве­тить нес­ложно: речь идет о Ни­колае Ва­силь­еви­че Го­голе и его пь­есе "Же­нить­ба".

Как-то в Аме­рике, си­дя в рес­то­ране, Брод­ский о чём-то страс­тно дис­ку­тиро­вал с при­яте­лем. Удив­ленная офи­ци­ан­тка спро­сила: "Ин­те­рес­но, о чём мож­но столь­ко вре­мени так ув­ле­чён­но раз­го­вари­вать?" "Как это о чём? О Го­голе, ра­зуме­ет­ся", - от­ве­тил Брод­ский. По­гово­рим о Го­голе и мы, прос­тые смер­тные.

..1 мар­та в ор­лов­ском те­ат­ре "Сво­бод­ное прос­транс­тво" сос­то­ялась премь­ера спек­такля "Же­нить­ба" по пь­есе Го­голя в пос­та­нов­ке ли­тов­ско­го ре­жис­сё­ра Ли­наса Зай­ка­ус­ка­са.

По­яв­ле­ние "Же­нить­бы" на ор­лов­ской сце­не, в оп­ре­делен­ной сте­пени, сим­во­лич­но: во вре­мена Го­голя дру­гую его вещь - ко­медию "Ре­визор" имен­но в Ор­ле и Ир­кут­ске зап­ре­тили еще до пос­та­нов­ки. Те­перь же Го­голь, при­чем, в гро­тес­кном, в тра­гифар­со­вом из­во­де, был здесь при­нят и по­нят.

Вы­бор нес­тандар­тно­го сце­ничес­ко­го воп­ло­щения ло­гичен, ведь и судь­ба пь­есы не­обыч­ная, стран­ная, и стран­ность эта, в пер­вую оче­редь, обус­ловле­на её со­дер­жа­ни­ем, об­манчи­во яс­ным, с мер­ца­ющи­ми смыс­ла­ми, па­радок­саль­ным.

Го­голь нес­коль­ко лет ра­ботал над пь­есой и соз­дал че­тыре ва­ри­ан­та тек­ста, преж­де чем его де­тище уви­дело сце­ну. Тем не ме­нее, "Же­нить­ба", пос­тавлен­ная поз­же "Ре­визо­ра", дол­го ос­та­валась в те­ни это­го приз­нанно­го дра­матур­ги­чес­ко­го ше­дев­ра.

Но­ватор­ская фор­ма и ме­тафо­ричес­кая об­разность "Же­нить­бы" с пер­во­го пред­став­ле­ния не бы­ли по­няты ни те­ат­ром, ни зри­телем, так что пь­еса ус­пе­ха не име­ла. Как от­ме­ча­ет Ю.Манн, "Же­нить­ба" ча­ще все­го иг­ра­лась со стро­гой ис­то­ричес­кой и клас­со­вой ло­кали­заци­ей в ду­хе Ос­тровско­го и не­из­бежно те­ряла обоб­ща­ющий ли­ричес­кий и фи­лософ­ский под­текст. Эк­спе­римен­таль­ные пос­та­нов­ки 1920-х го­дов от­кры­ли но­вую стра­ницу в ос­во­ении нас­ле­дия Го­голя, и хо­тя они не всег­да бы­ли ус­пешны, за­то ак­центи­рова­ли проб­ле­му ус­ловной, ме­тафо­ричес­кой при­роды ко­медии.

"Со­вер­шенно не­веро­ят­ное со­бытие в двух дей­стви­ях" - та­кое жан­ро­вое оп­ре­деле­ние дал про­из­ве­дению ав­тор, и уже в нем кро­ет­ся не­кая за­мани­лов­ка для ре­жис­се­ра, обе­щание осо­бен­ной гиб­кости со­четать в се­бе и клас­сичность, и воз­можность эк­спе­римен­та.

Се­год­ня о "Же­нить­бе" го­ворят, как об од­ном из пер­вых ша­гов бу­дуще­го те­ат­ра аб­сурда, а о Го­голе - как об од­ном из ос­но­вопо­лож­ни­ков дан­но­го нап­равле­ния не толь­ко в те­ат­ре, но и в ли­тера­туре.

К сло­ву, на За­паде то­же обо­жа­ют Го­голя. Его там мно­го эк­ра­низи­рова­ли, и счи­та­ют не  ре­алис­том, а пер­вым и ве­ликим аван­гардис­том, за ко­торым пош­ли Каф­ка, обэ­ри­уты, Бул­га­ков, Зо­щен­ко…

Го­голь мно­гоме­рен, поч­ти все­объ­ем­лющ, по­это­му пь­еса жи­вет на раз­ных смыс­ло­вых уров­нях, и со­ци­аль­ный - са­мый прос­той из них. Сов­ре­мен­ные те­ат­раль­ные пос­та­нов­ки "Же­нить­бы" ре­али­зу­ют столь ши­рокое по­ле трак­то­вок. Нап­ри­мер, в спек­такле Ана­толия Эф­ро­са речь шла о че­лове­чес­ком из­ме­рении, об оди­ночес­тве, об­ре­чен­ности че­лове­ка жить в нес­во­боде, об ил­лю­зор­ности вы­бора. Пос­та­нов­ка "Ко­ляда-те­ат­ра"  - па­родия на пош­лость, бра­вур­ную скре­понос­ность, на стиль "а-ля рюс" в мыш­ле­нии и са­моп­ре­зен­та­ции. Стеб над ре­ализ­мом, на­вязы­ва­емым Го­голю, над плос­ким ди­дак­тизмом буд­то ис­кусс­тво обя­зано слу­жить от­ра­жени­ем дей­стви­тель­нос­ти.

В пос­леднее вре­мя осо­бый ин­те­рес вы­зыва­ет го­голев­ская мис­ти­ка, де­ла­ют­ся по­пыт­ки вы­вес­ти мир Го­голя за пре­делы на­шего ми­ра. Так про­ис­хо­дит в спек­такле Алек­сан­дринско­го те­ат­ра в пос­та­нов­ке Ва­лерия Фо­кина. Ана­толий Пра­удин, го­воря о сво­ем спек­такле в ом­ском "Пя­том те­ат­ре", рас­ска­зыва­ет, что ви­дит в Под­ко­леси­не пад­ше­го ан­ге­ла, ко­торый не зна­ет как ужить­ся в этом ми­ре и, на­конец, из не­го сбе­га­ет. В перм­ском те­ат­ре "У мос­та" ра­зыг­ры­ва­ет­ся уже со­вер­шенно ин­ферналь­ная ис­то­рия, на­поми­на­ющая ша­баш воп­ло­щений низ­ше­го ас­траль­но­го пла­на бы­тия.

Как же на воп­рос: "Чем ин­те­рес­на ис­то­рия Под­ко­леси­на и Агафьи Ти­хонов­ны в XXI ве­ке?" от­ве­ча­ет Ли­нас Зай­ка­ус­кас? Он пред­ла­га­ет зри­телю свой ва­ри­ант от­ве­та и для его фор­маль­ной ре­али­зации на­ходит не­ор­ди­нар­ный ход: все ро­ли в спек­такле, в том чис­ле и муж­ские, ис­полня­ют жен­щи­ны. Вследс­твие та­кой под­ме­ны пер­со­нажи выг­ля­дят буд­то бес­по­лыми, осо­бен­но не­лепы­ми, вы­чур­но гро­тес­кны­ми, и это де­ла­ет бо­лее оче­вид­ным тот факт, что пе­ред на­ми не лич­ности, а по­ка толь­ко ха­рак­те­ры.

С од­ной сто­роны, эти смеш­ные не­доте­пы - шарж на муж­чин, на­рисо­ван­ный жен­щи­нами. Без­во­лие муж­чин, их инер­тность, бе­зыни­ци­атив­ность, не­дале­кость, узость ин­те­ресов, кос­ность взгля­дов - эти муж­ские ог­ре­хи выс­ве­чива­ет го­голев­ская кри­тика, а  в прос­транс­тве жен­ско­го взгля­да они ста­новят­ся еще ко­мич­нее.

С дру­гой сто­роны, эта нез­лая ка­рика­тура: врож­денная жен­ская мяг­кость, склон­ность к ком­про­мис­сам со­об­ща­ет муж­ским пер­со­нажам прос­каль­зы­ва­ющую по­рой но­ту сос­тра­дания, от­те­нок со­чувс­твия.

Ко­неч­но, Я­ич­ни­ца (зас­лу­жен­ная ар­тис­тка РФ Нон­на Иса­ева) не бо­лее чем гру­бый, тол­сто­кожий, скря­га-эк­зе­кутор; "ве­ликат­ный" Ануч­кин (Ва­лерия Жи­лина) - глу­пый, пус­той не­веж­да с ам­би­ци­ями; "ама­тер" Же­вакин (зас­лу­жен­ная ар­тис­тка РФ Мар­га­рита Ры­жико­ва) - бы­валый се­ладон, лю­битель ро­зан­чи­ков; Под­ко­лесин (Ма­рия Коз­ло­ва) - вя­лый, не об­ла­да­ющий собс­твен­ным мне­ни­ем веч­ный "Иван", ко­торый веч­но ле­жит на пе­чи. Всё же же­нихи вы­зыва­ют к се­бе жа­лость, так как где-то в глу­бине ду­ши, (ко­торая у них, как вид­но, есть) они каж­дый по-сво­ему нес­частен, но не зна­ют как се­бе по­мочь, как из­ме­нить собс­твен­ную жизнь. Мо­мент, ког­да Же­ваки­ну уда­ет­ся взгля­нуть прав­де в гла­за, под­чер­кну­то тра­гичен.

Воз­можно, кри­тика Го­голя так ос­тра по­тому, что, как из­вес­тно из его пи­сем, сво­их пер­со­нажей он спи­сывал с се­бя - та­кова бы­ла при­рода его мыш­ле­ния. На­вер­ня­ка, так про­изош­ло и с Под­ко­леси­ным: в нем он выс­ме­ива­ет, в том чис­ле, се­бя. Ду­маю, нес­лу­чай­но этот пер­со­наж, соз­данный Ма­ри­ей Коз­ло­вой, пор­трет­но на­поми­на­ет Ни­колая Ва­силь­еви­ча.

"Же­нить­ба" еще и пь­еса о люб­ви, где про­ис­хо­дит страш­ная ре­дук­ция чувств. Во­об­ще, Го­голь - ро­ман­тик, для ко­торо­го лю­бовь су­щес­тву­ет в не­раз­ре­шимом кон­флик­те меж­ду ре­аль­ностью и гип­но­тизи­ру­ющей, прек­расной вы­дум­кой. А ре­аль­ность тут - пус­тосло­вие и кос­но­язы­чие ок­ру­жения,

бед­ность внут­ренне­го ми­ра, ску­дость ин­теллек­та, при­митив­ность вку­сов, пош­лость как при­выч­ный ат­ри­бут пов­седневья.

Пер­со­нажи пос­то­ян­но го­ворят, но в их ре­чи ноль ин­форма­ции, ноль со­дер­жа­ния: она прос­то за­пол­ня­ет пус­то­ты. Ме­лоч­ные ин­три­ги, бес­смыс­ленные ди­ало­ги об­на­жа­ют аб­сур­дные гра­ни че­лове­чес­ко­го су­щес­тво­вания. 

Му­жико­ватая, ха­мова­тая Агафья Ти­хов­новна (Оле­ся Ба­лаба­нова) об­ре­чена на веч­ный по­иск иде­аль­но­го муж­чи­ны, по­тому что она, как и по­тен­ци­аль­ные же­нихи, умс­твен­но и ду­шев­но не раз­ви­та нас­толь­ко, что­бы по­нять, что она за че­ловек, что ей нуж­но от жиз­ни и как к это­му стре­мить­ся. Вож­де­лен­ная же­нить­ба три­ви­аль­на, без­ду­хов­на, люб­ви тут нет мес­та: "Пус­тя­ки, пус­тя­ки! Толь­ко не кон­фузь­ся: я те­бя же­ню так, что и не ус­лы­шишь", - уго­вари­ва­ет Под­ко­леси­на Коч­ка­рев (Ири­на Агей­ки­на).

   Лю­бопыт­ный пер­со­наж: вро­де бы прой­до­ха, сек­су­аль­ный про­вока­тор, не луч­ший из дру­зей, но ведь и но­ситель ак­тивно­го на­чала, ху­дож­ник сво­его де­ла. При­зем­ленный и ух­ва­тис­тый, но по­рой спо­соб­ный под­нять­ся до по­эти­зации жен­щи­ны: "Ты рас­смот­ри толь­ко гла­за ее: ведь это черт зна­ет что за гла­за; го­ворят, ды­шат!" - го­ворит он о гла­зах Агафьи Ти­хонов­ны и на­поми­на­ет нам сход­ное по сти­лис­ти­ке опи­сание глаз кра­сави­цы Ан­нунци­аты в "Ри­ме" Го­голя.

Бес­ко­рыс­тный сват Коч­ка­рев рвет­ся в бой, но тер­пит не­уда­чу. Это  то­же сим­во­лич­но в кон­тек­сте па­радок­саль­ной рос­сий­ской дей­стви­тель­нос­ти: и штоль­цы, и коч­ка­ревы здесь всег­да ока­зыва­ют­ся ни с чем.

У Го­голя вы­сокое не­ред­ко от­ра­жа­ет­ся в низ­ком. Все пом­нят, по­жалуй, са­мый из­вес­тный эпи­зод "Же­нить­бы", ког­да Агафья Ти­хонов­на во­об­ра­жа­ет пор­трет иде­аль­но­го муж­чи­ны: "Ес­ли бы гу­бы Ни­кано­ра Ива­нови­ча да прис­та­вить к но­су Ива­на Кузь­ми­ча, да взять сколь­ко-ни­будь раз­вязнос­ти, ка­кая у Бал­та­зара Бал­та­зары­ча, да, по­жалуй, при­бавить к это­му еще до­род­ности Ива­на Пав­ло­вича - я бы тог­да тот­час же ре­шилась".

С од­ной сто­роны, че­лове­ка лю­бят не за что-то, но це­ликом со все­ми его свой­ства­ми и ка­чес­тва­ми, а фо­томон­таж Агафьи Ти­хонов­ны на­поми­на­ет ма­нипу­ляции Фран­кен­штей­на, тво­ряще­го монс­тра из час­тей тел раз­ных лю­дей. Сва­товс­тво же боль­ше по­ходит на ком­мерчес­кую сдел­ку. Ска­жем, в "Ста­рос­вет­ских по­мещи­ках", этой го­голев­ской прит­че о веч­ной люб­ви, пе­ри­од, пред­шес­тву­ющий вступ­ле­нию в брак, выг­ля­дит ина­че: бу­дущий муж по­хища­ет Пуль­хе­рию Ива­нов­ну. Там речь идет о люб­ви, здесь - о сдел­ке как на ба­заре.

Од­на­ко Агафье Ти­хонов­не нель­зя от­ка­зать в меч­та­тель­нос­ти и не­пос­редс­твен­ности. Она дос­той­на быть счас­тли­вой, в ней есть доб­рые за­дат­ки, но по­ка эти за­дат­ки не по­лучат дол­жно­го раз­ви­тия, она об­ре­чена на веч­ный по­иск иде­ала, чер­ты ко­торо­го, как в пор­тре­тах Пи­кас­со, раз­дроб­ле­ны в ми­ре ре­аль­ном.

Бо­лее то­го, вы­сокие об­разцы ло­гики, тра­вес­ти­рован­ные в мо­ноло­ге Агафьи Ти­хонов­ны, на­ходим у са­мого Го­голя. Так в ис­то­ричес­кой статье "Шле­цер, Мил­лер и Гер­дер" он пи­шет: "Мне ка­жет­ся, что ес­ли бы глу­бокость ре­зуль­та­тов Гер­де­ра, нис­хо­дящих до са­мого на­чала че­лове­чес­тва, со­еди­нить с быс­трым, ог­ненным взгля­дом Шле­цера и изыс­ка­тель­ною, рас­то­роп­ною муд­ростию Мил­ле­ра, тог­да бы вы­шел та­кой ис­то­рик, ко­торый бы мог на­писать все­об­щую ис­то­рию".

Спек­такль Ли­наса Зай­ка­ус­ка­са от­кли­ка­ет­ся на слож­ную не­од­нознач­ность го­голев­ской оцен­ки: в нем есть и смех, и са­тира, и со­чувс­твие, и не­обыч­ный ра­курс вос­при­ятия, есть и вы­ход на фи­лософ­ский уро­вень обоб­ще­ния. В об­ра­зе веч­но же­ниховс­тву­юще­го Под­ко­леси­на, не­оп­ре­делен­но­го как по­года в гу­берн­ском го­роде NN, Го­голь, а вслед за ним и ре­жис­сер спек­такля, за­яв­ля­ют о боль­шой проб­ле­ме - инер­тнос­ти рус­ско­го ха­рак­те­ра, его не­реши­тель­нос­ти, склон­ности мять­ся на по­роге пе­ред ре­шени­ем серь­ёз­ных за­дач.

Еще Бе­лин­ский на­ходил здесь про­яв­ле­ние па­губ­ной идеи рус­ской жиз­ни: "По­ка де­ло идет о на­мере­нии Под­ко­лесин ре­шите­лен до ге­ро­из­ма, но чуть кос­ну­лось ис­полне­ния - он тру­сит. Это не­дуг, ко­торый зна­ком слиш­ком мно­гим лю­дям по­ум­нее и по­об­ра­зован­нее Под­ко­леси­на. В ха­рак­те­ре Под­ко­леси­на ав­тор под­ме­тил и вы­разил чер­ту об­щую, а, сле­дова­тель­но, идею".

Все в ожи­дании, как в аб­сурдист­ских пь­есах, каж­дый "В ожи­дании Го­до". Все ждут не­ко­его же­ниха или не­кую не­вес­ту, но ни­чего не про­ис­хо­дит.  Не слу­чай­но, имен­но в Ру­нете по­лучи­ла та­кую по­пуляр­ность и ста­ла ме­мом скуль­пту­ра гол­ланд­ской ху­дож­ни­цы Мар­грит ван Бре­ворт - Ждун. "Пе­ремен, мы ждем пе­ремен!"

   А вот как зло­бод­невность "Же­нить­бы" для дня се­год­няшне­го, ак­ту­аль­ность проб­ле­мати­ки об­ра­за Под­ко­леси­на оп­ре­деля­ет сам Ли­нас Зай­ка­ус­кас: "Он очень хо­тел бы из­ме­нить свою уже са­мому не­навис­тную жизнь, но так­же был бы не прочь, что­бы эта жизнь из­ме­нилась са­ма, без при­ложен­ных уси­лий. Как мы зна­ем, за­час­тую про­из­ве­дение ис­кусс­тва в час­тном зас­тавля­ет уви­деть об­щее. Тот страх пе­ред пе­реме­нами, пе­ред ре­фор­ма­ми пе­рено­сит­ся с час­тно­го - Под­ко­леси­на, - на об­щес­тво в це­лом. Ка­кой бы пло­хой ни бы­ла жизнь, - она уже вош­ла в при­выч­ку, в ней по­нят­но, как су­щес­тво­вать. И по­это­му ре­фор­мы под­созна­тель­но вос­при­нима­ют­ся как уг­ро­за бе­зопас­ности. Во­об­ще, Рос­сия пе­режи­ва­ет из­ме­нения очень труд­но. Вот ка­ким об­ра­зом сде­лать так, что­бы ста­ло хо­рошо, но без ре­форм?" 

Так как же это сде­лать? Смо­гут ли ког­да-ни­будь под­ко­леси­ны из­жить сом­не­ния и не­уве­рен­ность? Най­дет ли Коч­ка­рев луч­шее при­ложе­ние сво­их та­лан­тов и добь­ет­ся ли ус­пе­ха на Ру­си?

От­ве­тите ли, Ни­колай Ва­силь­евич?..

"Русь, ку­да ж не­сешь­ся ты? дай от­вет. Не да­ет от­ве­та. Чуд­ным зво­ном за­лива­ет­ся ко­локоль­чик; гре­мит и ста­новит­ся вет­ром ра­зор­ванный в кус­ки воз­дух; ле­тит ми­мо все, что ни есть на зем­ле, и, ко­сясь, пос­то­рани­ва­ют­ся и да­ют ей до­рогу дру­гие на­роды и го­сударс­тва".

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ПРОЗА

ИЛЛЮЗИЯ И ЛЮБОВЬ

Друзья с интересом спрашивали: «Твоя новая девушка наверное в постели показывает высший пилотаж?» Гарри улыбался и на этот вопрос, деликатно не отвечал. Друзья понимали, что попали в точку.

Валерий Зелиговский июль 2025

ЮМОР И САТИРА

БЕЖИТ РЕКА (Короткие рассказы)

...как злословили осведомленные институтские дамы, Олега привлекали не столько Тамара, столько наличие у нее папаши, высокопоставленного руководителя городского масштаба. Как они и предполагали, после женитьбы карьера новоиспеченного мужа резко рванула в гору. А когда ему маячила должность старшего научного сотрудника, на пути его успешной карьеры возникла неодолимая преграда в виде юной практикантки...

Леонид Анцелович май 2025

БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ

Наши меньшие братья по оружию

На войне люди часто предавали животных, но животные никогда не предавали людей. Среди них было много героев, но не было дезертиров…

Сергей Кутовой июль 2025

ПРОЗА

ИЛЛЮЗИЯ И ЛЮБОВЬ

Друзья с интересом спрашивали: «Твоя новая девушка наверное в постели показывает высший пилотаж?» Гарри улыбался и на этот вопрос, деликатно не отвечал. Друзья понимали, что попали в точку.

Валерий Зелиговский июль 2025

Радужное настроение (рассказ)

Люди направлялись и в сторону Арбата и таким же потоком шли навстречу. Прямо праздник! Только что не пляшут вокруг, но двери многочисленных кафе открыты настежь. Заходи если есть деньги. А ведь где-то сейчас стреляют. Бойцы падают на землю. Но военных вокруг чего-то не видно. Всего один человек шел навстречу в камуфляжной форме, тяжело опираясь на палочку. Толпа обтекала его особо не задерживаясь. Да, куда ни глянь везде были толпы народа.

Никита Николаенко июль 2025

РЕЗОНАНС

Путешествие на планету Транай. Две реминисценции из прошлого

Тракай – это первая столица государства Литва …! Но чего-то я споткнулся об это слово,о ТРАКАЙ... А! Я вспомнил! Когда-то я читал рассказ Роберта Шекли, в котором фигурировала планета (рассказ фантастический) с именем, созвучным с названием этого литовского городка.

Виталий Цебрий июль 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка