Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x
декабрь 2007

«СЧАСТЛИВЫЕ ГОДЫ»

Документальный фильм о Владимире Набокове назван именно так потому, что великий русский писатель сам, подытоживая прошлое, определил иммигрантский период, прожитый в Бостоне, как счастливые годы. Или как безоблачная пора.

Документальный фильм о Владимире Набокове назван именно так потому, что великий русский писатель сам, подытоживая прошлое, определил иммигрантский период, прожитый в Бостоне, как счастливые годы. Или как безоблачная пора.

Являлись ли они на самом деле счастливыми, или были оценены так Набоковым в сравнении с тем, что его семья пережила в России в достопамятном 1917 году прошлого века, откуда пришлось эмигрировать, или с тем, что происходило в Европе в 30–40-е годы того же прошлого столетия, откуда уже пришлось бежать в Америку, спасая жену-еврейку?

Об этом размышляют автор сценария Леонид Спивак, режиссёр и оператор в едином лице – Мария Герштейн и участники живой беседы в фильме, посвящённом биографическим и творческим обстоятельствам в связи со временем и местом. А соединительным звеном для высказываний, звучащих, по-видимому, для контраста в перебивку, и для кадров, запечатлевающих дом в Кэмбридже, где в одной из квартир жили Набоковы, или интерьер Зоологического музея Гарвардского Университета, где некоторое время работал писатель как энтомолог, и, не имея специального образования, открыл два вида неизвестных бабочек (в музее хранятся его коллекции бабочек), или для Уэллсли-колледжа, где он читал курс русской литературы, или для коттеджика, где он недолго жил поблизости, становится вид Charles-river, чьи тёмные воды колеблет лишь отражающаяся в них листва, или плывущая зелёная ветка… Так возникает ощущение вечности природы и краткости человеческого бытия.

Камера Марии Герштейн, приближаясь, даёт возможность вглядеться в пейзаж, знакомый Набокову, и, тем самым, приблизиться к его восприятию природы.

При том, что наследие Набокова изучено, Леонид Спивак как историк совершает свои открытия. Многим ли известны места пребывания писателя в Бостоне? Нет! К тому же, едва ли поставлены мемориальные доски на домах, где квартировал писатель. Сценарист бережно и воскрешает прошлое, и идёт по его следу.

И тут, возможно, невольно возникает заострение мысли о том, что, став англоязычным писателем, завоевавшим мировое признание, Набоков всё же наиболее ёмко воспринимается русскими читателями. А его судьба понятнее тем, кто сам пережил изгнание. Им не понаслышке можно живо представить себе тяжёлую жизнь во имя хлеба насущного, которую вынужден вести за границей человек гуманитарной профессии. Набокову приходилось ранним утром после бессонной ночи, посвящённой сочинительству, бежать с одной работы на другую, на перекладных, на медленно идущих поездах… Но и это не всё. Уэллсли-колледж, предоставивший возможность читать курс русской литературы, внезапно отказывается от его услуг. Причина? Новый директор охвачен «розовым» восприятием Советского Союза и абсолютно не понимает трагической реальности.

Даже бедствуя, писатель не отказывается от своих взглядов и высказываний.

«До тех пор, пока мне служит язык, я буду обличать насилие и жестокость», – цитируются слова Набокова.

Очевидно, ничто не могло и заставить его заниматься чем-нибудь другим, более высоко оплачиваемым. Знание европейских языков в совершенстве могло бы открыть ему дорогу к благополучию. Набоков предпочитал суровость существования и верность избранному поприщу. Об этом и о многом другом говорят участники фильма.

Прежде всего, назову тех, кто является живыми свидетелями событий. Это Маргарита Ивановна ЗаруднаяФриман, представитель эмиграции первой волны, автор недавно вышедшей книги «Летели годы», и Сергей Михайлович Карпович – сын профессора истории Петербургского и Гарвардского Университетов, некогда доброго знакомого отца писателя – В. Д. Набокова. Высказываются и представители других поколений, что чтут наследие писателя.

О творческих исканиях, о связи впечатлений от американской реальности и процессе создания произведений говорит, вдумываясь, избегая стандартных оборотов, приходя к собственным аналитическим выводам, славист Максим Шраер.

Даже бедствуя, писатель не отказывается от своих взглядов и высказываний. «До тех пор, пока мне служит язык, я буду обличать насилие и жестокость».

О путях-дорогах писателя, о свободном владении им европейскими языками в творчестве высказывается журналист Иосиф Богуславский.

О периоде работы в Уэллсли-колледже и о переживаниях, которые выпали Набокову в связи с иллюзорными политическими взглядами начальства, великолепно владея русской речью, рассказывает американский профессор-славист Адам Вайнер.

О неисповедимых путях встреч и разлук говорит Михаил Ковнер – коллекционер живописи Добужинского – художника, который давал уроки рисования Набокову в детстве, а в зрелые годы, в Америке согрел его своей дружбой…

И в те моменты, когда каждый говорящий о Набокове или вспоминающий его, начинает испытывать волнение, торжественно и величественно, словно из-под гигантских концертных сводов, нисходит звучание музыки Баха и Берлиоза. Эмоциональное впечатление возникает благодаря тщательно воссозданной атмосфере фильма: природа, дома, виды города, документальные кадры... Трудно забыть эпизод нашествия немцев и охваченных паникой в каком-то городе людей…

Казалось бы, фильм вместил маленький кусочек жизни Набокова. За пределами его остались только упомянутыми годы жизни в Берлине, где автор публиковался под псевдонимом Сирин; годы жизни в Париже, детство и юность в Петербурге и под Петербургом в селе Рождествено, в фамильном имении Рукавишниковых; и последний период жизни в Швейцарии…

И, тем не менее, портрет человека Набокова в бостонском экстерьере и интерьере состоялся. Именно в этом городе и его окрестностях Набоков увидел ту провинциальную жизнь, что заронила в его гениальное сознание идею романа, ставшего открытием 20-го века – «Лолиту».

Конечно, жаль, что не присутствовал в фильме живущий в Париже сын писателя – Дмитрий Владимирович, появлявшийся в других киноили телесъёмках. Но понятно, что это произошло не из-за упущения, а из-за трудностей в организации контакта с уже немолодым человеком.

В фильме звучит и русская, и английская речь. Переводы за кадром осуществил Михаил Эфроимский. И, наверное, для художественного воплощения документального фильма, названного «Счастливые годы», особо ценно звучание голоса великого писателя, читающего свои стихи. Запись поэтического вечера была найдена создателями фильма в архиве Гарварда. Их кропотливый и серьёзный труд стал проникновенным вкладом в исследования о крупнейшем писателе, на долю которого выпали исторические катаклизмы 20-го века.

А сам фильм приобщает к чувствам высокого преклонения перед талантом Набокова-писателя и личным мужеством Набокова-человека.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram

СВОБОДА СЛОВА

Демократия без свободы: Западный мир на пороге нового большевизма
Демократия без свободы: Западный мир на пороге нового большевизма

До недавнего времени в основе современной демократии западного типа лежал принцип осознанного выбора. Для его реализации требуется свобода слова, дающая доступ к объективной информации. Однако теперь гражданам все чаще навязывают не терпящее возражений «правильное мнение»...

Сергей Дяченко сентябрь 2022

Свобода слова на Украине: Почему Кругозор обеспокоен
Свобода слова на Украине: Почему Кругозор обеспокоен

Почему украинская власть так боится правды, если она говорит, что верит в свою правоту? Почему издания как Кругозор должны волноваться блокируют ли его всего лишь за несогласие украинских властей с мнением, взглядом или оценкой на его страницах?

Максим Болясный сентябрь 2022

ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ

Арсенал инноваций и ошибок. Винтовки и револьверы русско-турецкой войны 1877-78 г.г.
Арсенал инноваций и ошибок. Винтовки и револьверы русско-турецкой войны 1877-78 г.г.

Каким оружием наши прадеды воевали под Плевной и Шипкой? Большинство вспомнит лишь знаменитую «берданку», в тени которой почти неизвестными остались удивительные образцы оружейной мысли того времени – пусть и не всегда удачные…

Сергей Кутовой сентябрь 2022

УГОЛОК КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Байки антикварщика. Истории и предыстории
Байки антикварщика. Истории и предыстории

Одним из очень распространённых хобби является коллекционирование. Коллекционеры — странные люди. Вне зависимости от того, что он собирают, у них особые взаимоотношения между "одноверцами" и даже особое отношение к предметам коллекционирования. Они для них из вещей превращаются в предметы общения.

Лазарь Фрейдгейм сентябрь 2022

ВЫЖИВАНИЕ ПЛАНЕТЫ

Виноваты ли коровы в глобальном потеплении?
Виноваты ли коровы в глобальном потеплении?

Обещанная климатическая катастрофа на нашей планете пока еще не разразилась, однако человечество уже охвачено климатическим безумием. В порыве которого пророки техногенного апокалипсиса призывают принести в жертву промышленность, энергетику и даже животноводство…

Сергей Кутовой сентябрь 2022

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x
Исчерпан лимит

Исчерпан лимит гостевого доступа

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить безлимитный доступ к публикациям на сайте.

Регистрация беслатна и конфенденциальна

Регистрация

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook