Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

История

Рассказ

Опубликовано 11 Июня 2019 в 08:19 EDT

Модест Минский
…нас оставили в городе, и ее и меня, поскольку для усиления эффекта через ее тетку сделали справку, что она беременная на третьем месяце. Ничего этого на самом деле не было, но какое-то время…
Гостевой доступ access Подписаться

Я уже не пом­ню, где имен­но про­чел это впер­вые. Там сна­чала о нем, о муж­чи­не, она по­яви­лась поз­же. Хо­чу, пы­та­юсь, но не пом­ню. Пом­ню, что чи­тал, пом­ню ле­том, и ле­то бы­ло в го­лове, по­тому что там все склад­но и по-нас­то­яще­му, как в сол­нечный день. Так тог­да ду­мал. А еще бы­ли ка­нику­лы, и бы­ло хо­рошо. Бе­зус­ловно, это и от той ис­то­рии, и мыс­лей мно­го и ку­ча сво­бод­но­го вре­мени, ког­да мож­но меч­тать и заг­ля­дывать в бу­дущее. А еще, ис­кать ту единс­твен­ную, что зах­ва­тила с пер­вых строк. Выс­матри­вать, срав­ни­вать. Но по­хожие бы­ли все не­дос­тупные - ум­ные и утон­ченные, в от­ли­чие от ме­ня. А еще взрос­лые. Мои ро­вес­ни­цы ни­как не тя­нули на ту иде­аль­ную. Зна­ете, есть та­кие кни­ги, что сра­зу и на­дол­го. Как лю­бовь, от­кро­вение, от­кры­тие. Да­же нем­но­го рев­но­вал. К это­му в ис­то­рии. По­чему он, а не я? Впро­чем, тот уже в го­дах, то­му за трид­цать, а у ме­ня все впе­реди, и я обя­затель­но про­живу точ­но так же ин­телли­ген­тно с прик­лю­чени­ем, как и он.
Бы­ло это в ка­ком-то жур­на­ле, тол­стом, что из­да­вались тог­да боль­ши­ми ти­ража­ми. И наш со­сед, то есть не он, вы­писы­вал жур­на­лы де­душ­ка, а со­сед, мой ро­вес­ник, дал по­читать. Я чи­тать не лю­бил, боль­ше на ули­це в фут­бол или ка­заки-раз­бой­ни­ки или мож­но прос­то по­сидеть в бе­сед­ке, а здесь ув­лекся с пер­вых строк, па­ру стра­ниц схо­ду прог­ло­тил и ко­неч­но к Мак­си­му:

- Дай до обе­да?

- Ты что, де­душ­ка бу­дет ру­гать­ся. Вот и зак­ладки его.

- Я быс­тро, - уго­вари­вал то­вари­ща.

- Но­мер све­жий, пос­ледний.

- Да, лад­но.

Он сог­ла­сил­ся. Чи­тал за­по­ем. Уж очень сло­ва ров­но ло­жились, а еще внут­ри что-то тре­пета­ло. Вол­но­вал­ся, как у нее с этим бу­дет. Быс­тро про­читал, прог­ло­тил. Да­же от­дель­ные мес­та по два ра­за про­шел. Взгрус­тну­лось. Там, где про лю­бовь, где нер­вное, и са­мое-са­мое. Жур­нал вер­нул вов­ре­мя, да­же зак­ладки поп­ра­вил, как преж­де.

- Клас­сная вещь, - ска­зал.

Мак­сим изу­чал об­ложку, не за­лома­ны ли лис­ты. По­том по­ложил жур­нал на пись­мен­ный сто­лик - как и ле­жал.

- Ты чи­тал? - спро­сил я.

- Нет, еще ус­пею, - мах­нул он ру­кой.

А я за­видо­вал. У них боль­шой шкаф и этих тол­стых жур­на­лов аж две ниж­них пол­ки, сто­ят, как сол­да­тики, ру­ки по швам вы­тяну­ли. И в каж­дом, на­вер­ня­ка, та­кая же чу­дес­ная ис­то­рия. И знал, что чи­тать он вов­се не бу­дет.

- А есть что-ни­будь еще это­го ав­то­ра, - спро­сил я.

Но Мак­сим ме­ня вы­тол­кал. И пра­виль­но, как раз в это вре­мя заз­ву­чал ключ вход­ной две­ри. Мы быс­тро при­кину­лись за­няты­ми по уро­кам.

- Трид­цать вось­мой па­раг­раф? - спро­сил я те­ат­раль­но.

- Ага, трид­цать вось­мой, про Аф­ри­ку и на­селе­ние низ­ко­рос­лое. Пиг­меи, ка­жет­ся.

Сам ты пиг­мей, по­думал я. Мож­но бы­ло у де­душ­ки спро­сить про жур­на­лы. Но он на­девал до­маш­нюю кур­тку, оч­ки и выг­ля­дел до­воль­но стро­го.
Рас­сказ не вы­ходил из го­ловы и ав­то­ра я за­пом­нил. Труд­ное имя не на­ше, еле за­пом­нил. Ка­кое-то юж­ное. И Бек, и Иб­ра­гим, или все вмес­те. И мне не хо­телось ду­мать, что че­ловек с та­ким слож­ным и не­понят­ным име­нем лю­бил ту кра­сави­цу с чу­дес­ным ха­рак­те­ром. А ес­ли пи­сал, зна­чит бы­ло, толь­ко де­вуш­ка дол­жна быть на­ша, по­хожая. Луч­ше, ко­неч­но, что­бы на­писал Ива­нов или Куз­не­цов мож­но Сол­нцев. Тог­да по­нят­но. Но Бек? Как бас­мач из "Бе­лого сол­нца...". Раз­ве он мо­жет лю­бить, нап­ри­мер, как я? Впро­чем, фа­милия бы­ла нуж­на для дру­гого, и я пов­то­рял ее ман­трой до мес­тной биб­ли­оте­ки. По­том го­ворил по сло­гам, по­тому что биб­ли­оте­кар­ша не сра­зу со­об­ра­зила. Она си­дела за сто­лом и под­кле­ива­ла об­ложку стран­ным "мо­локом" из ба­ноч­ки. Ем­кость, как у от­цов­ско­го со­лидо­ла, схва­чен­ная гор­чичны­ми ко­рал­ла­ми.

- По­дож­ди, маль­чик, - ска­зала она, и я смот­рел, как та ору­ду­ет па­лоч­кой, раз­ма­зывая лип­кую, во­нючую дрянь по каль­ке. По­том от­ло­жила за­нятие.

- Не­ту та­кого ав­то­ра, - ска­зала она, пред­ва­ритель­но по­рыв­шись в кар­то­теке.

По­том спро­сила:

- А что он на­писал?

И я с гор­достью про­дик­то­вал длин­ное наз­ва­ние по­вес­ти.

- Нет, не встре­чала, - грус­тно ска­зала она. - А о чем там? - спро­сила с пос­ледней до­лей на­деж­ды.

Здесь я за­мял­ся.

- Там муж­чи­на и жен­щи­на, встре­ча­ют­ся,.. - ска­зал не­уве­рен­но.

- А! Про лю­бовь, - ска­зала она. - Ну, ты еще под­расти.

И бы­ло не­удоб­но от ее взрос­лости.

А я уже знал, что обя­затель­но куп­лю эту кни­гу. Неп­ре­мен­но.
Прав­да, на­дол­го за­был о ней. Не об об­ра­зе и пе­режи­вани­ях - это на всю жизнь, о том, что хо­рошо бы ку­пить. Прос­то не ста­вил целью, как ве­лоси­пед или нас­толь­ный хок­кей, что чуть ли не ежед­невно клян­чил у ро­дите­лей. Поз­же, как то за­былось, об­раз про­сел, срав­нялся с обыч­ны­ми дня­ми, я па­ру раз да­же влю­бил­ся, бе­зот­ветно. Но они не бы­ли та­кими, как в кни­ге, и я спо­кой­но рас­ста­вал­ся с собс­твен­ны­ми чувс­тва­ми. За­чем раз­ме­нивать­ся по ме­лочам. Мне нуж­на толь­ко та, са­мая луч­шая, как в книж­ке. А до нее еще рас­ти и рас­ти, раз­ви­вать­ся. И ни­чего страш­но­го, ес­ли нем­но­го по­дож­ду. И я тер­пе­ливо ждал, прис­матри­вал­ся. Оце­нивал слу­чай­ных кра­савиц. И ду­мал - эта бы по­дош­ла, прав­да, ма­ки­яж не очень и нос не та­кой, а этой в па­рик­ма­хер­скую сроч­но, а так -  ни­чего.
Уже в ин­сти­туте встре­тил од­ну. Она бы­ла очень по­хожа. Ну, очень. И во­лосы и ма­нера хо­дить и прос­то­та в об­ще­нии и на­ряды, что ме­няла пос­то­ян­но, и го­лос ее был та­кой же, как опи­сал влюб­чи­вый Бек. Я ис­кал к ней под­хо­ды и так и эдак, не нас­тырно, как тот в книж­ке, но она со­вер­шенно не ве­лась на ин­телли­ген­тные ма­неры. Ви­дел её на дис­ко­теках с од­но­кур­сни­ком, у то­го па­па шиш­ка-чи­нов­ник, по­том в ба­ре с не­понят­ны­ми пар­ня­ми. В об­щем, не то, ре­шил я и быс­тро ос­тыл.
Же­нил­ся я чуть поз­же сов­сем на дру­гой. Тог­да бы­ло не до бры­каний. Пос­ледний курс, рас­пре­деле­ние, а хо­лос­тых обе­щали зас­лать в даль­ние да­ли. Ту­да я очень не хо­тел, по­тому выб­рал од­но­кур­сни­цу поп­ро­ще, ни­чего та­кую, но без пре­тен­зии. Ей то­же пер­спек­ти­ва у­ехать не нра­вилась. И нас ос­та­вили в го­роде и ее и ме­ня, пос­коль­ку для уси­ления эф­фекта че­рез ее тет­ку сде­лали справ­ку, что она бе­ремен­ная на треть­ем ме­сяце. Ни­чего это­го на са­мом де­ле не бы­ло, но ка­кое-то вре­мя я хо­дил гор­дый и ме­ня все хит­ро поз­драв­ля­ли. И рас­пре­дели­лись мы удач­но, прав­да, в раз­ные кон­то­ры. Это и к луч­ше­му, За­чем се­мей­ствен­ность на ра­боте. Ни по­дура­чить­ся, ни вы­пить с кол­ле­гами, да и про­мыв­ка моз­гов на­чаль­ни­ком при же­не не очень.
Но са­мое глав­ное, на ра­боте был книж­ный ки­оск, и бы­ли там за­меча­тель­ные кни­ги, не та­кие, как в обыч­ных ма­гази­нах. Ред­кие эк­зем­пля­ры по­пада­лись. К то­му вре­мени я уже вы­писы­вал ку­чу тол­стых жур­на­лов, и ниж­ние сек­ции шка­фа бы­ли зас­тавле­ны по стой­ке смир­но, как у то­го ста­рика. А же­на бур­ча­ла, ког­да в кон­це го­да чуть ли не вся зар­пла­та ухо­дила на под­писку.
Ту кни­гу я на­шел слу­чай­но. Всег­да за­дер­жи­вал­ся при но­вых пос­тупле­ни­ях. Ждал, ког­да про­давец рас­па­ку­ет ак­ку­рат­ные пе­ревя­зи книг - праз­дник, скры­тый под се­рой бу­магой. Упа­ков­ки ды­шали ти­пог­ра­фи­ей, тай­ной, и вор­систая бе­чев­ка ло­палась под ос­три­ем нож­ниц. Она не спе­шила, и я имел вы­дер­жку. Что-то пря­тала под стол, кра­ем гла­за про­бежав, но в ос­новном вык­ла­дыва­ла на при­лавок. Ту кни­гу опус­ти­ла с без­разли­чи­ем - тон­кая, в мяг­кой об­ложке, вро­де - так се­бе. Я аж зат­рясся. Мгно­вен­но в па­мяти всплы­ло пе­режи­тое мно­го лет на­зад. Рас­те­рян­ность и ожи­дание. И в кар­ма­не нет де­нег, да­же тех не­боль­ших, что сто­ила она. И я от­ло­жил, за­верил. А она, ки­ос­керша, зна­ла ме­ня и снис­хо­дитель­но сде­лала при­ят­ное, на вся­кий слу­чай пок­ру­тила мой вы­бор, заг­ля­нула в ан­но­тацию. День­ги, ко­неч­но, на­шел быс­тро, там су­щая че­пуха, па­ру руб­лей. И нес ее до­мой, как до­рогую ико­ну, что от­ко­пал в тай­ном хра­нили­ще.

По пу­ти ку­пил конь­як, ма­лень­кую бу­тылоч­ку, пре­дус­мотри­тель­но спря­тал. Был праз­дник и на­до вес­ти се­бя со­от­ветс­твен­но.

До­ма из­влек из пор­тфе­ля кни­гу и по­казал же­не.

- Вот, - об­ра­довал­ся я.

Впро­чем, она не раз­де­лила мой вос­торг.

- У те­бя уже пол­ный шкаф, ста­вить не­куда, - ска­зала она.

- Ты ни­чего не по­нима­ешь, - ска­зал я.

А ког­да уш­ла на кух­ню чис­тить кар­тошку, быс­тро от­хлеб­нул из гор­лышка. Сна­чала кни­га ле­жала на сто­ле. По­том лис­тал ее ос­то­рож­но, как не про­бовал ни один фо­ли­ант. По­том пер­вая стра­ница, не за­ламы­вая об­ложку, и про­читал нес­коль­ко аб­за­цев, дер­жа счастье на ве­су. Сра­зу все вспом­нил, ну, поч­ти все. И ма­нера пись­ма, и лег­кость и чувс­тва, что ис­пы­тывал к ге­ро­ине, а она к Бе­ку -  и как всё кра­сиво там у них. И за­хоте­лось сно­ва пе­режить то, прош­лое. Я вы­пил ещё и по­нял, что чте­ние луч­ше ос­та­вить на де­серт, при­об­щить к пра­виль­но­му нас­тро­ению, оди­ночес­тву. Дож­дать­ся то­го сос­то­яния, ког­да не чи­тать не мо­гу. Впро­чем, все ис­порти­ла же­на.

- Ког­да ты на­учишь­ся скла­дывать нос­ки, - ска­зала она, зай­дя в ком­на­ту. - У те­бя есть оп­ре­делен­ное мес­то.

Нет, сей­час точ­но не сто­ит чи­тать, ре­шил я. Сплош­ная па­уза и жут­кий аб­зац. По­том она поз­ва­ла есть кар­тошку с се­лед­кой. И бы­ло что-то ри­ту­аль­ное в этой прос­той пи­ще. Пос­ле чая ска­зал, что бо­лит го­лова и на­до по­быть од­но­му, в ти­шине. Она не спо­рила, вклю­чила ку­хон­ный те­леви­зор и смот­ре­ла се­ри­ал. Я по­тихонь­ку грус­тил и до­пивал про­тив­ный конь­як! По­том ос­то­рож­но до­бавил вод­ки из ба­ра. Уж очень прив­кус у конь­яка был тер­пкий. Гру­бый, при­зем­ленный.

- Ты раз­день­ся и ло­жись, - ска­зала же­на. - Что-то сов­сем рас­кле­ил­ся.

Она за­кон­чи­ла се­ри­ал, по­том за­кон­чи­ла на кух­не, а я все это вре­мя дре­мал. Уже пе­ред сном на­шел для кни­ги по­чет­ное мес­то меж­ду сбор­ни­ком Че­хова и аме­рикан­ским де­тек­ти­вом, и мы лег­ли. Ес­ли чес­тно, я так и не ре­шил­ся пе­речи­тать ее. Слов­но укор с на­поми­нани­ем при­думан­ных на­дежд. Вро­де, бо­ял­ся, что от­крою и уви­жу все по-дру­гому, мо­жет со сти­лис­ти­кой не то, вдруг ра­зоча­ру­юсь. За про­летев­шее вре­мя про­читал мно­го хо­роших книг. На­учил­ся ви­деть, раз­мышлять. И мно­гие пи­сали кра­сиво.

Впро­чем, стиль ее на са­мом де­ле чу­дес­ный. Пом­ню до сих пор. Как они встре­тились, как шу­тил ге­рой над со­бой. Толь­ко мо­гут ли так лю­бить юж­ные лю­ди? Они та­кие го­рячие? А в кни­ге, вро­де, обыч­ный... До сих пор сом­не­ва­юсь. И про­бовал на­чало раз де­сять, но так и не ос­ме­лил­ся  даль­ше. Вро­де, счастья, что ос­та­вил на по­том, без ра­зоча­рова­ний и не­нуж­ных слу­чай­нос­тей. По­лет при­думан­ной пти­цы.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть двенадцатая

«Нет, уж, милостивая государыня, этого в Евангелии точно нет!!!»

Граф Разумовский: «Боюсь, государыня, в России мор будет»

«Пуд сала на лечение его высочества...»

Игорь Альмечитов май 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка