Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Шовги Гусейнов

Зажёг зал

Опубликовано 6 Декабря 2019 в 11:33 EST

… Он знает, что будет уволен, если осуществит задуманное. К предстоящему вечеру он замышляет крикнуть о своей любви на весь зал! На что он апертая в тайниках его груди , бьется и просится вырваться наружу.

Открытый финал пьесы оставляет зрителей в неведении о том, что должно случиться с героем, но в переполненности теми эмоциями, болью, страстью, горечью, которыми артист Шовги Гусейнов зажег зал.
Гостевой доступ access Подписаться

Пьеса Патрика Зюскинда “Контрабас” одновременно и притягательна, и трудно преодолима и для актеров, и для публики. Она представляет собой кажущийся бесконечным монолог, полный по сути печали и горечи. Но и прорывов к счастью, к мечте, к несбыточному! В ней контрасты, взрывы, паузы! Сыграть эту пьесу, передавая душевные муки героя, изгибы и повороты исповеди, может только актер с сильным душевным потенциалом. И с большим мастерством потому, что по жанру это - трагифарс, по тексту - бездна литературы, по атмосфере- тотальное одиночество актера на сцене.

Публика Бостона видела эту монопьесу в исполнении Константина Райкина, и осталась под сильным впечатлением. Образ неказистого, нескладного, до срока постаревшего, преданного своей профессии человека, ощущающего свое место песчинки в безбрежности музыки, страдающего от неразделенной любви, бередил, тревожил, вызывал сострадание.

 О том, как по-другому сыграл эту пьесу Константин Хабенский, мы только читали или видели как видеозапись. Отличие было в том, что крен в постановке Н. Черепанова для К. Хабенского было в сторону от монолога к масштабу театрального действия.

 В обоих случаях пьеса, превращаемая в спектакль, втягивала в тяжелые психологические переживания героя, и раскрывалась по-разному. Чтобы взяться за исполнение этой пьесы после них нужна была смелость.

 Шовги Гусейнов - артист драматического азербайджанского театра из Баку на гастролях в Бостоне, которые проходили на сцене бостонского театра “КРУГ”, предложил свою трактовку образа одинокого несчастливого музыканта, играющего на самом неблагодарном инструменте- контрабасе, корпус которого слишком велик, а диапазон слишком мал.

У него была такая же преданность музыке, как у героев К. Райкина и К. Хабенского. Такое же преклонение перед великими композиторами прошлого. Такое же ощущение своего нижайшего места в музыкальной вселенной… В иерархии музыкальных инструментов оркестра… Но в отличие от контрабасиста К. Райкина, неуловимо передававшего этнические характерные особенности музыканта- еврея, Ш. Гусейнов сыграл музыканта азербайджанца, по пластике, жестам, интонации – кавказца. И стала очевидна интернациональная природа образа. На самом деле, этот придуманный П. Зюскиндом персонаж может быть воплощен и как итальянец, как немец, и как француз, и как литовец, и как украинец… Человек любой национальности, обнаруживая определенные характерные черты, может оживать в присущей ему пластике и интонации речи, представая по сути не кем иным, как маленьким человеком в том понимании, какое знакомо нам по русской литературе.

…Маленький зал театра “Круг” внезапно затемнен. А когда свет оказывается направлен на сцену, на ней человек невысокий, немолодой с темными сверкающими глазами. На нем черная футболка, черные с узкими носками ботинки и белый нарядный пиджак. В таком можно быть солистом эстрадного оркестра. Но герой пьесы знает, что он служит в государственном симфоническом оркестре. Большая разница!

 Шовги Гусейнов начинает говорить сразу, быстро, временами захлебываясь, увлекаясь, и, обрывая себя словно вынужденными паузами. Тогда от переполненности чувствами, он ложится на пол ничком и молчит. Потом вскакивает и продолжает говорить. Он говорит о композиторах-творцах с восхищением, преклонением, пониманием… Он знает судьбы Гайдна, Моцарта, Шуберта, Бетховена, Брамса…В глазах артиста загорается огонь!

Но подтачивает душу его героя безответная любовь к прекрасной певице, солистке, для него недостижимой… И, размечтавшись, он уже видит себя ее мужем, запрещающим ей принимать приглашения других мужчин. Тут словно кавказская кровь джигита- хозяина начинает бурлить в нем. И возникает комический контраст его мечты и реальности, в которой он- никто, чтобы запрещать ей что либо… Это он тоже начинает понимать после своей внезапной вспышки. И снова ложится ничком…Русский язык для артиста не родной. Но он играет эту пьесу в двух версиях: на русском, и по-азербайджански. И с громадой текста на русском языке справляется свободно. А за ним высится созданный из тонких металлических линий каркас контрабаса, того фетиша жизни его героя, который в мороз он укрывал и спасал своей одеждой, а потом, от того, что снял ее, промерз до тяжелой болезни… Контрабас на сцене – это настоящий артефакт, сконструированный художником спектакля - Зауром Абасовым. Режиссер постановки – Ирина Перлова.

Наш герой обнимает свой инструмент, бережно прикасается к нему, поднимает, ставит на место… Без этого не приносящего успеха инструмента, для которого нет на самом деле сольных концертов с оркестром, он не мыслит своей жизни. Этот человек, гордящийся им и прикованный к нему, отъединенный от мира в своей звуконепроницаемой комнате, готовится к последнему отчаянному безумству своей жизни, за которое готов поплатиться всей скромной устойчивостью своего существования. Он знает, что будет уволен, если осуществит задуманное. К предстоящему вечеру он замышляет крикнуть о своей любви на весь зал! На что он надеется?! Зачем это безумство? Ответа быть не может. Так душа человеческая, запертая в тайниках его груди , бьется и просится вырваться наружу.

Открытый финал пьесы оставляет зрителей в неведении о том, что должно случиться с героем, но в переполненности теми эмоциями, болью, страстью, горечью, которыми артист Шовги Гусейнов зажег зал.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

УРОКИ ВРЕМЕНИ

Как карта ляжет – так и сердце успокоится…

Эти цифры, как я понял, все-таки предпочитают не называть в России, но от них никуда не деться все равно. Сколько россиян погибает каждый день в Украине в так называемой (до сих пор) спецоперации? Войной ЭТОТ весь происходящий бред собачий никто из российских политиков называть не решается. Во какие храбрецы!

Виталий Цебрий август 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Юмор вешателя

Анекдоты, которые рассказывала в тылу российская пресса, ничем не уступали по цинизму фронтовым анекдотам. Как вспоминает известный рупор Кремля, штатная пропагандистка Маргарита Симонян, в декабре 1999-го российские разведчики и артиллеристы «отвлекались выпуском стенгазеты с шутками вроде “Сегодня в Грозном погода плохая – утром Град, вечером Ураган”»

Дагун Дениев август 2024

СТРОФЫ

СЕКРЕТ ПОЗИТИВА

Попросили детектива,
Нам открыть один секрет:
Где источник позитива?
Как прожить сто двадцать лет?

Михаил Шур август 2024

В ПРЕССЕ

Отторжение России и всего русского

И дело не в особой прозорливости или махровом русофобстве, порожденном личным опытом, хотя и не без того. Нет, оно в том, что я писал для множества российских изданий, и отторжение – обоюдное – произошло само собой, естественным, так сказать, образом…

Юрий Кирпичев июль 2024

ПРОЗА

«Мне приснилась любовь»

– Ты с ней спишь, что ли? – спросил меня мой шурин с солдатской прямотой и пытливо посмотрел мне в глаза. Мне вот интересно: он что хочет услышать в ответ: «да, сплю» или «да нет»? Я же только плюнул и махнул рукой – бесполезно! Что бы я ни сказал, что бы ни сделал– всё бесполезно! В глазах окружающих я уже нарушил табу и совершил чуть ли не святотатство.

Валерий Андронов июль 2024

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ

То, что нас не убило, может нас вылечить!

Как самое страшное оружие удалось обратить против самой страшной болезни…

Сергей Кутовой сентябрь 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть седьмая

Александр I: «Поздравляю тебя. Ты, говорят, вчерась выиграл»

Михайло Ломоносов и императорская премия весом 3,2 тонны!

Генерал М. П. Бутурлин. Прототип Гоголевского городничего в комедии «Ревизор»

Игорь Альмечитов сентябрь 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути. Часть 5. «Лето тревоги нашей»

В Киеве в назначенный день и час сотни тысяч людей с траурными повязками на рукаве вышли на улицы. Все были сосредоточены и угрюмы. Когда раздались тысячи и тысячи заводских и паровозных гудков, возвещающих минуту прощания, все одномоментно обнажили головы. Затем из уличных громкоговорителей прозвучали выступления накануне получивших новые полномочия членов Президиума ЦК КПСС, и прозвучал репортаж с Красной площади о процедуре захоронения умершего в ленинском Мавзолее.

Эдуард Малинский сентябрь 2024

ВЕХИ

МЕЖДУ МОЛОТОМ И НАКОВАЛЬНЕЙ

Организатор восстания заключенных в концентрационном лагере Собибор, лейтенант Красной Армии Александр Аронович Печерский вывел из лагеря около 400 пленников. Известны множество случаев побегов и героического сопротивления в фашистских концлагерях, но только одно завершилось настоящей победой заключенных – восстание в лагере смерти Собибор.

Леонид Анцелович сентябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка