ХОХМЫ СО ВСЕЙ СЕРЬЁЗНОСТЬЮ
Опубликовано 17 Февраля 2008 в 17:00 EST
Его кумиром был Аркадий Райкин. Юноша не упускал ни малейшей возможности послушать или посмотреть его выступления. Иногда в узком кругу сам тоже что-то изображал, кого-то пародировал. Вроде, получалось. Окружающие говорили: ну-ну, пробуй — может, по актёрской линии пойдёшь. Так и вышло. Поступал одновременно в разные театральные училища: и в щепкинское — при Малом тетре, и в щукинское — при вахтанговском. В первом успешно прошёл два тура, но поступил всё-таки в щукинское.Так в 1959 году в театре имени Евгения Вахтангова появился новоиспечённый актёр Эрнст Нотерзор, избравший себе театральный псевдоним Эрнст Зорин, с которым и стал известен.
Александр БОЛЯСНЫЙ
Его кумиром был Аркадий Райкин. Юноша не упускал ни малейшей возможности послушать или посмотреть его выступления. Иногда в узком кругу сам тоже что-то изображал, кого-то пародировал. Вроде, получалось. Окружающие говорили: ну-ну, пробуй — может, по актёрской линии пойдёшь. Так и вышло. Поступал одновременно в разные театральные училища: и в щепкинское — при Малом тетре, и в щукинское — при вахтанговском. В первом успешно прошёл два тура, но поступил всё-таки в щукинское.Так в 1959 году в театре имени Евгения Вахтангова появился новоиспечённый актёр Эрнст Нотерзор, избравший себе театральный псевдоним Эрнст Зорин, с которым и стал известен.
![](https://static.bostonkrugozor.com/c/archive/2007/08/images/2007080201.jpg)
— Инициатором сего псевдонима был выдающийся русский актёр Иосиф Моисеевич Толчанов, соратник Евгения Вахтангова, народный артист СССР, мой педагог по училищу и один из ведущих актёров вахтанговского театра, — поясняет Эрнст. «Какова фамилия ваша, молодой человек?» — переспрашивал Толчанов. «Но-тер-зор?! Ну, это же совсем не театральная фамилия. Давайте-ка лучше от последних трёх букв: ЗОР. Пускай будет Зорин!» Вот так и и получилось.
— 60-е и 70-е… Вам можно позавидовать: с такими «звёздами» плечо к плечу работали…
— О, да: Михаил Ульянов, Николай Гриценко, Василий Лановой, Юлия Борисова, Владимир Этуш… А Рубен Николаевич Симонов, бывший художественный руководитель вахтанговского!.. Работать, творить с ними — просто счастье.
![](https://static.bostonkrugozor.com/c/archive/2007/08/images/2007080202.jpg)
— Так почему же, почему вы всё враз бросили, перебравшись жить за рубеж? Ведь и признанным были: только-только звание Заслуженного артиста вам присвоили, да и квартиру получили. Многие сих пор недоумевают….
— Когда-то у меня и в мыслях не было уехать из моей страны. Хоть я уже и заграницу видел, и впечатление о «тамошней» жизни имел. Как-то даже предлагали стать невозвроащенцем, но это было непремлемо для меня. А к 1974-му году капля по капле накопилось…
Более трети актёров, с которыми в своё время Евгений Вахтангов создавал театр, были евреями. Мы, молодёжь шестидесятых, называли их, естественно, «стариками», любили и очень уважали. Народные артисты СССР Цецилия Мансурова, Иосиф Толчанов, Народные артисты России Иосиф Раппопорт, Мария Синельникова, Александра Ремизова, Заслуженные артисты России Леонид Шахматов, Вера Львова и другие являлись украшением не только вахтанговского, но и всего советского театра.
![](https://static.bostonkrugozor.com/c/archive/2007/08/images/2007080204.jpg)
Потом ряды актёров-евреев стали редеть. Из среднего поколения вахтанговцев моей молодости назову лишь Народного артиста СССР Владимира Этуша и Заслуженного деятеля искусств Владимира Шлезингера. Последними евреями, принятыми в театр в «моём» 1959 году, были я и однокурсница Катя Райкина. Лишь через 30 лет после нас в театр приняли замечательную Юлю Рутберг.
Не скажу, что в театре моего времени ощущался антисемитизм на рабочем уровне. Но на бытовом — хоть отбавляй, особенно, когда актёры подвыпившие: «Еврейчик… Ты еврей, вроде, хороший, но Этуш…». Противно всё это. А в 68-ом, после смерти замечательного Рубена Симонова, театр возглавил его сын Евгений, и вахтанговка начала резко сдавать свои художественные позиции. Всё чаще появлялись спектакли, над которыми актёры шутили: «Итак, мы потерпели ещё одну победу». «Победой» любил называть свои постановки Евгений Симонов.
Но главное — что с возрастом я всё больше ощущал себя евреем, и моя первая ошибка при эмиграции в том, что я не направился в Израиль, где есть театр «Габима», некогда созданный с участием самого Евгения Вахтангова, и в котором были бы открыты возможности для большей моей реализации. Хотя, грех Бога гневить: в эмиграции мне и озвучивать «русские» кинофильмы доводилось, и роли играть в театрах на Бродвее, и ряд лет работать на радио «Свобода» в Мюнхене.
![](https://static.bostonkrugozor.com/c/archive/2007/08/images/2007080203.jpg)
— Я и сам хорошо помню «запрещённые» передачи Эрнста Зорина, доносящиеся, несмотря на всевозможные глушители, из моей «Спидолы». Особенно в 1986-ом, после возвращения из «чернобыльских» командировок всегда включал: очень уж хотелось узнать правду о том кошмаре, которую даже непосредственно на месте тех событий понять было невозможно.
— Да, и о Чернобыле рассказывал, и о «горбачёвских» событиях в Форосе в 91-ом при попытке государственного переворота… Но эта работа — лишь внешний блеск, хоть и хорошая была зарплата для эмигранта.
— А вы никогда не думали: а если бы не эмигрировали?
— Примерно так повёл разговор и Михаил Александрович Ульянов, который в начале 90-х — как раз в мой «мюнхенский» период — приехал в Германию. В то время Ульянов уже был художественным руководителем вахтанговского театра. Он говорит мне:
— Остался бы работать — глядишь, и Народного артиста получил бы, ты же хороший актёр…
Я в ответ:
— А вы бы меня взяли, если б я вернулся?
— Да я-то — с дорогой душой взял бы. Хоть сейчас. Только ведь в театре тебя предателем считают…
Словно и не прошли годы: там по-прежнему царила замшелая моральная атмосфера, от которо я и бежал. Ведь «предателем» я стал тотчас после разовора с Евгением Симоновым, которому сообщил о предстоящем отбытии. Тот моментально предупредил: отныне на сцену — ни ногой…
— Опасаетесь, дабы я не компрометировал театр в «идеологических» спектаклях — ладно. Но аполитичного Кота в сапогах почему же не играть?..
— Ваше появление на сцене в любом качестве нежелательно.
— Тем не менее вы и в эмиграции подтверждаете верность театралным подмосткам. И здесь ваше появление на сцене не является нежелательным — совсем даже наоборот.
— Работа на радио «Свобода» вовсе не затмила мне театр. Я и в Мюнхене играл в театре, и в США привозил свои работы. В Нью-Йорке ставил «Принцессу Турандот» Карло Гоцци, «Миллионершу» Бернарда Шоу, играл в пьесах «Москва — Нью-Йорк — Москва» (по мотивам «Варшавской мелодии»), «Сильнее любви» (по повести Б. Лавренёва «Сорок первый»), «Фиктивный брак» В. Войновича и других. Играл моноспектакль «Записки сумасшедшего» (по Гоголю). Да и сейчас, живя в штате Миссури, не думаю отказываться от творчества.
— А что покажете в программе «О евреях», которую по приглашению «КРУГОЗОРА» привезёте в Массачусетс и Коннектикут?
— Я — не «звезда», на которую зритель бросается вне зависимости от качества исполнения. Как правило, после объявления о моём концерте зритель начинает выяснять: а что это? а кто это? а интересно ли? Но те, кто в результате на концерт приходят, потом признаются: давно не получали такого удовольствия. Давно так от души не смеялись.
Моя программа и размышления вызывает, и смех безудержный. В своё время толчком для её создания мне послужила брошюра Горького «О евреях», которая, хотя была написана ещё до Октябрьской революции, тем не менее, в СССР тщательно скрывалась, и даже не вошла в полное собрание сочинений Горького. Настраивающие на серьёзные размышления стихи Владимира Орлова, Евгения Евтушенко, Александра Галича, Роберта Рождественского, Риммы Казаковой, Игоря Губермана чередуются в програме с вызывающими ироническую улыбку, смех, а то и гомерический хохот миниатюрами, памфлетами, монологами, стихами таких авторов, как Владимир Войнович, Сергей Довлатов, Михаил Жванецкий, Аркадий Хайт, Михаил Городинский.
«А евреи как? — звучит в программе вопрос Михаила Жванецкого из «Письма эмигрантам». «Они в любой стране в меньшинстве, но в каждой отдельной отрасли — в большинстве. Взять шахматы — в большинстве. Взять науку — в большинстве. А среди населения — в меньшинстве. Многие не могут понять, как это происходит, и начинают их бить…».
Жванецкому вторит Игорь Губерман:
«Всегда на еврея найдётся судья.
За живость. За ум. За сутулость.
За то, что еврейка стреляла в вождя.
За то, что она промахнулась».
Но чем рассказывать о моей программе, лучше её посмотреть и послушать, как это уже сделали в других штатах. Внимание было. Смех был. И даже хохот. А рекламации — нет, их не было.
— Думаю, и у нас их не будет.
С нетерпением ждём вас, Эрнст!
Слушайте
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ощущение такое, что война России с Украиной вступила в новую фазу. Вряд ли она последняя. Молох российского государства требует от своих преданных граждан-людей все новых жертв, и что характерно, – жертвы охотно и невозмутимо идут на заклание. Аналитики предполагают, что свои перестановки в высших эшелонах власти (включая перемещение Шойгу) царь-Путин делает в целях усиления ВПК РФ – с тем, чтобы обеспечить достаточно длительную (раз уж так выходит) войну со всем «коллективным Западом».
июль 2024
НОВЫЕ КНИГИ
«Последний» из декабристов
«Я не желаю ничего, генерал, кроме зонтика»
Удивительные факты. Так сколько же всё-таки букв в русском алфавите?
А. С. Пушкин
«Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись»
Князь Меншиков
«Ваше Величество, если нужно кого-то разорить, пошлите графа Киселёва»
июль 2024
ИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДОСЬЕ
Продолжим рассказ о льне. В предыдущей публикации рассказывалось, как и когда было одомашнено это растение, как на протяжении веков лен приживался на полях разных народов. В этот раз расскажем об истории выращивания и обработки выращенного льна, о том, чем важна для цивилизации эта техническая культура.
июль 2024
УГОЛОК КОЛЛЕКЦИОНЕРА
ИСТОРИЯ СПОРТА
В 60-х годах мотогонки на ипподроме были одним из самых популярных видов мотоспорта в Ростове-на-Дону. Однажды на чемпионате Ростовской области какому-то местному начальнику взбрело в голову провести это мероприятие с тотализатором, по типу скачек.
июль 2024