Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть вторая

Опубликовано 1 Апреля 2024 в 07:27 EDT
Обновлено 22 Апреля 2024 в 05:17 EDT

Светлейший князь Потёмкин «На месте ли монумент императору Петру Великому?»

Ф. И. Тютчев: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом…»

Баснописец Крылов. «Вы, Иван Андреич, вымойтесь, да причешитесь и никто вас не узнает!»
Гостевой доступ access Подписаться

Вся че­лове­чес­кая ис­то­рия пол­на курь­ёзов и не­пос­ти­жимых хит­рос­пле­тений. Не­кото­рые из них кар­ди­наль­но ме­няли весь ход че­лове­чес­кой ис­то­рии. Не­кото­рые же… не­кото­рые же прос­то ос­та­лись в па­мяти че­лове­чес­кой не бо­лее чем за­бав­ны­ми ис­то­ричес­ки­ми анек­до­тами и сох­ра­нились лишь по­тому, что кто-то из «силь­ных и зна­чимых ми­ра се­го» су­мел «зас­ве­тить­ся» в той или иной ис­то­рии.

Од­на из та­ких «со­вер­шенно нич­тожных» бы­лей да­же для от­дель­но взя­той ис­то­рии го­сударс­тва Рос­сий­ско­го (не го­воря уже о ми­ровой ис­то­рии) про­изош­ла во вре­мя прав­ле­ния Ека­тери­ны Ве­ликой и бы­ла не­пос­редс­твен­но свя­зана с, по­жалуй, са­мым из­вес­тным и вли­ятель­ным фа­вори­том им­пе­рат­ри­цы, Свет­лей­шим кня­зем По­тём­ки­ным-Тав­ри­чес­ким.

Ис­то­рия, ко­торая не пов­ли­яла ни на ход ми­ровой ис­то­рии, ни да­же на судь­бы на­родов Рос­сий­ской им­пе­рии. От­ра­зив­шись раз­ве что на судь­бе все­го лишь од­но­го по­жило­го дь­яч­ка из Смо­лен­ской гу­бер­нии…

Ког­да Гри­горий Алек­сан­дро­вич По­тём­кин вслед за гра­фом Ор­ло­вым стал лю­бимым фа­вори­том Ека­тери­ны Вто­рой и фак­ти­чес­ки вто­рым ли­цом в Рос­сий­ской им­пе­рии, а, мо­жет быть, ког­да толь­ко на­чал на­бирать «прид­ворную си­лу» (ибо о точ­ной да­те это­го то ли ис­то­ричес­ко­го анек­до­та, то ли курь­ёза, рас­тя­нув­ше­гося на нес­коль­ко лет, ис­то­рия, увы, умал­чи­ва­ет), из Смо­лен­ской гу­бер­нии, из се­ла Чи­жово (вот­чи­ны Свет­лей­ше­го кня­зя По­тём­ки­на-Тав­ри­чес­ко­го) в Санкт-Пе­тер­бург при­ехал сель­ский дь­ячок, ко­торый в ран­нем детс­тве учил чи­тать и пи­сать мо­лодо­го ба­рина.

Дь­ячок был в прек­лонных ле­тах, оди­нок и бе­ден. Единс­твен­ной его на­деж­дой ос­та­лось про­сить пок­ро­витель­ства у Свет­лей­ше­го кня­зя, что­бы тот при­ютил его и на­шёл ка­кое-то «не пыль­ное» мес­то, где сель­ский дь­ячок мог бы по­лучать жа­лованье и спо­кой­но до­живать свои дни.

Доб­равшись до Пе­тер­бурга, он на­шёл дво­рец Свет­лей­ше­го кня­зя, пред­ста­вил­ся и поп­ро­сил а­уди­ен­ции у сво­его быв­ше­го уче­ника и пи­том­ца.

На удив­ле­ние, князь не про­иг­но­риро­вал сво­его ста­рого (в пря­мом и пе­ренос­ном смыс­лах) зна­ком­ца и сра­зу же при­нял дь­яч­ка у се­бя в при­ём­ной.

Дь­ячок хо­тел бы­ло бро­сить­ся в но­ги Свет­лей­ше­му, по­нимая, что пе­ред ним уже не сель­ский бар­чук, а мо­гущес­твен­ный вель­мо­жа, но По­тём­кин с улыб­кой удер­жал его и уса­дил нап­ро­тив се­бя в крес­ло, ос­ве­домил­ся о жиз­ни в род­ном Чи­жово и за­дал оче­вид­ный воп­рос:

– За­чем же ты, ста­рина, при­был в Пе­тер­бург?

– Прос­ти, Ва­ша Свет­лость, за прось­бу, – от­ве­тил тот. – Боль­ше по­луве­ка слу­жил я ве­рой и прав­дой Гос­по­ду Бо­гу в цер­кви, да уже стал дрях­лым, под­сле­пова­тым и глу­хова­тым. По­тому и выг­на­ли ме­ня за не­надоб­ностью. Не хо­чу, Ва­ша Свет­лость, по­бирать­ся мир­ским по­да­яни­ем. Я бы го­суда­рыне ещё мог в чём-то служ­бу сос­лу­жить. По­тому и при­шёл к те­бе за по­мощью с ни­жай­шей прось­бой.

– Хо­рошо, – улыб­нулся Свет­лей­ший прось­бе дь­яч­ка. – Я пох­ло­почу о те­бе. Толь­ко ку­да ж мне те­бя прис­тро­ить? Опять в со­бор­ные дь­яч­ки?

– Нет, Ва­ша Свет­лость, – от­ве­тил тот. – Стар я стал. Ни го­лоса уже нет пес­ни петь, да и ви­деть я стал пло­хо – не раз­бе­ру уже тек­сты цер­ковные. А всё же да­ром не при­вык свой хлеб есть.

– Так ку­да ж мне те­бя прис­тро­ить?

– Не знаю, Ва­ша Свет­лость. Мо­жет най­дёт­ся у те­бя ка­кое мес­то?

– Да, брат, труд­ную ты мне за­дачу за­дал, – зас­ме­ял­ся Свет­лей­ший князь. – Ну что ж. При­ходи зав­тра по­ут­ру. Я меж­ду тем по­думаю, ку­да те­бя ус­тро­ить.

На том и по­реши­ли.

На сле­ду­ющий день, прос­нувшись по­ут­ру, князь уз­нал из док­ла­да, что дь­ячок уже с ран­не­го ут­ра до­жида­ет­ся его в при­ём­ной.

Князь ве­лел поз­вать то­го к се­бе в при­ём­ную.

Как толь­ко дь­ячок во­шёл, князь об­ра­тил­ся к не­му с хит­рой улыб­кой:

– Ну что, ста­рина. На­шёл я те­бе под­хо­дящее по ле­там де­ло.

– Спа­сибо, Ва­ша Свет­лость, – об­ра­довал­ся дь­ячок, – дай те­бе Бог здо­ровья!

– Се­нат­скую пло­щадь зна­ешь? – спро­сил Свет­лей­ший.

– Как не знать, Ва­ша Свет­лость, – от­ве­тил дь­ячок, – и вче­рась, и се­год­ня че­рез неё к те­бе на при­ём хо­дил.

– Вот, и слав­но, – улыб­нулся Свет­лей­ший. – Фаль­ко­нетов мо­нумент им­пе­рато­ру Пет­ру Ве­лико­му ви­дел на ней?

– Ви­дел, Ва­ша Свет­лость.

– Схо­ди-ка пря­мо сей­час ту­да и про­верь, всё ли нор­маль­но с мо­нумен­том, – дал по­руче­ние Свет­лей­ший князь.

Дь­ячок ис­полнил по­руче­ние, вер­нулся не­кото­рое вре­мя спус­тя и опять был вве­дён на при­ём к Свет­лей­ше­му.

– Ну, как? – спро­сил По­тём­кин. – Сто­ит мо­нумент?

– Сто­ит, Ва­ша Свет­лость.

– Креп­ко сто­ит?

– Креп­ко. Сам под­хо­дил, ру­ками щу­пал.

– Вот и слав­но, зак­лю­чил Свет­лей­ший князь. – Дол­жность у те­бя те­перь бу­дет та­кая: каж­дое ут­ро про­веряй на мес­те ли мо­нумент им­пе­рато­ру и мне ак­ку­рат­но до­носи об этом. За то и жа­лованье бу­дешь по­лучать. А те­перь мо­жешь ид­ти до­мой. На се­год­ня ты своё де­ло сде­лал…

Как гла­сят ле­ген­ды, до са­мой сво­ей смер­ти дь­ячок ис­прав­но ис­полнял обя­зан­ность, воз­ло­жен­ную на не­го Свет­лей­шим кня­зем, и бла­гос­ловлял сво­его бла­годе­теля. Жа­лованье же по­лучал из лич­ных до­ходов кня­зя По­тём­ки­на…

Та­ким не­ожи­дан­ным об­ра­зом Свет­лей­ший князь от­бла­года­рил сво­его пер­во­го учи­теля, ни­как не уни­зив его че­лове­чес­кое дос­то­инс­тво и дав то­му до­ход­ную дол­жность, на ко­ей дь­ячок и «прос­лу­жил» ос­та­ток сво­ей жиз­ни.

Ф. И. Тютчев: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом…»

По­жалуй, мно­гим «ди­ван­ным пат­ри­отам» (ко­их, бла­года­ря «па­кет­но­му мыш­ле­нию» и выс­ше­му те­леви­зи­он­но­му об­ра­зова­нию, раз­ве­лось у нас в стра­не чрез­вы­чай­но в пос­ледние го­ды), бу­дет, как «баль­зам на ду­шу» уз­нать, что зна­мени­тый рус­ский по­эт Фё­дор Ива­нович Тют­чев, бу­дучи боль­шую часть сво­ей жиз­ни го­сударс­твен­ным му­жем, счи­тал роль Рос­сии в ми­ровом со­об­щес­тве не толь­ко уни­каль­ной, но бук­валь­но про­тивос­то­ящей сво­им кон­серва­тиз­мом и тра­дици­ями ре­волю­ци­он­но­му, а, зна­чит, весь­ма нес­та­биль­но­му (и, как ска­зали бы в на­ше «веч­но не­лёг­кое вре­мя») «кол­лектив­но­му За­паду».

Дос­та­точ­но вспом­нить трак­тат Тют­че­ва «Рос­сия и За­пад», где по­эт, пуб­ли­цист, мыс­ли­тель и го­сударс­твен­ный муж, соз­да­ёт сво­его ро­да обоб­щённый об­раз ты­сяче­лет­ней и ста­биль­ной Рос­сии. Из­ла­гая в трак­та­те свой взгляд на Рос­сий­скую им­пе­рию и сво­еоб­разный ха­рак­тер го­сударс­твен­ности в стра­не, Тют­чев осо­бое вни­мание при­давал имен­но её осо­бому пу­ти и «пра­вос­лавно­му ха­рак­те­ру» (что бы ни сто­яло за эти­ми весь­ма абс­трак­тны­ми фра­зами то ли в во­об­ра­жении, то ли в меч­тах зна­мени­того по­эта).

В не­боль­шой же статье 1848-го го­да «Рос­сия и ре­волю­ция» (а в то вре­мя ед­ва ли не вся Ев­ро­па бур­ли­ла ре­волю­ци­он­ны­ми нас­тро­ени­ями) Тют­че­вым бы­ла раз­ви­та мысль (впро­чем, опять же весь­ма обоб­щённая и, как ска­зали бы сей­час, «силь­но при­тяну­тая за уши» и сос­то­ящая боль­ше из гром­ких и ма­лодо­каза­тель­ных те­зисов, ха­рак­терных, увы, для мно­гих «ин­ту­итив­ных меч­та­телей» от со­ци­оло­гичес­ких на­ук), что в сов­ре­мен­ном Тют­че­ву ми­ре есть лишь две ре­аль­ные си­лы: ре­волю­ци­он­ная Ев­ро­па и кон­серва­тив­ная Рос­сия.

В статье в чис­ле про­чего из­ла­галась и идея соз­да­ния со­юза сла­вян­ско-пра­вос­лавных го­сударств под эги­дой Рос­сии. «Ты­сяче­лет­ние пред­чувс­твия не мо­гут об­ма­нывать. Рос­сия, стра­на ве­ру­ющая, не ощу­тит не­дос­татка ве­ры в ре­шитель­ную ми­нуту. Она не ус­тра­шит­ся ве­личия сво­его приз­ва­ния и не от­сту­пит пе­ред сво­им наз­на­чени­ем», пи­сал Тют­чев, нис­коль­ко не уг­лубля­ясь, од­на­ко, в де­тали­зацию «гром­ких ло­зун­гов» от­но­ситель­но то­го, что кон­крет­но нуж­но сде­лать в стра­не, что­бы та «не ус­тра­шилась ве­личия сво­его приз­ва­ния».

Как вид­но из «те­зиса» ав­то­ра, идеи ожи­дания ве­личия Рос­сии на ми­ровой аре­не уже не од­ну сот­ню лет бу­дора­жили «пат­ри­отич­но нас­тро­ен­ные умы», вклю­чая и са­мого Тют­че­ва…

Но, увы, ка­кие бы статьи ни пи­сал зна­мени­тый по­эт и мыс­ли­тель, ед­ва ли не по­лови­ну сво­ей соз­на­тель­ной жиз­ни сам он про­жил в той са­мой «ре­волю­ци­он­ной и заг­ни­ва­ющей Ев­ро­пе», где и меч­тал о ве­личии Рос­сии лишь из­да­лека, не силь­но уг­лубля­ясь в еже­час­ные проб­ле­мы со­ци­аль­но-эко­номи­чес­ко­го су­щес­тво­вания сво­ей ро­дины…

К боль­шо­му со­жале­нию, для ны­неш­них «квас­ных пат­ри­отов», об­раз Тют­че­ва мо­жет быть нес­коль­ко «за­маран» и дву­мя бра­ками, где оба ра­за его суп­ру­гами ста­нови­лись, увы, не ис­конные рус­ские жен­щи­ны, а «все­го лишь» не­мец­кие арис­тократ­ки…

Впро­чем, всё вы­шена­писан­ное не бо­лее чем не­боль­шая «пре­людия» к до­воль­но за­бав­но­му ис­то­ричес­ко­му анек­до­ту, свя­зан­но­му с «пат­ри­отиз­мом» Тют­че­ва. А имен­но: од­нажды, воз­вра­ща­ясь из заг­ра­нич­но­го пу­тешес­твия, Тют­чев пи­сал сво­ей суп­ру­ге: «Я не без грус­ти рас­стал­ся с этим гни­лым За­падом, та­ким чис­тым и пол­ным удобств, что­бы вер­нуть­ся в эту мно­го­обе­ща­ющую в бу­дущем грязь ми­лой ро­дины».

Ины­ми сло­вами, как по­шутил бы сей­час, на­вер­ня­ка, не один скеп­тик: «Ес­ли хо­рошень­ко от­мыть ка­кого-ни­будь лю­бите­ля за­пад­ных цен­ностей, под сло­ями на­нос­но­го му­сора обя­затель­но от­кро­ет­ся чис­тый и не­замут­нённый ни­каки­ми лиш­ни­ми при­меся­ми нас­то­ящий рус­ский пат­ри­от»… ко­торый обыч­но тем силь­нее лю­бит свою ро­дину, чем даль­ше от неё на­ходит­ся…

Баснописец Крылов. «Вы, Иван Андреич, вымойтесь, да причешитесь и никто вас не узнает!»

Как гла­сит зна­мени­тая по­говор­ка – «и на ста­руху бы­ва­ет про­руха». Так и у мас­сы лю­дей, внёс­ших бо­лее чем за­мет­ный вклад в рус­скую куль­ту­ру, жизнь час­тная бы­ла да­лека от то­го, что­бы наз­вать её «куль­тур­ной»…

Ве­ликий рус­ский бас­но­писец Иван Ан­дре­евич Кры­лов, как сви­детель­ству­ют сов­ре­мен­ни­ки, об­раз жиз­ни вёл до­воль­но не­оп­рятный и, как ска­зали бы в на­ше вре­мя, очень ма­ло вни­мания уде­лял собс­твен­но­му внеш­не­му ви­ду и собс­твен­ной ги­ги­ене.

Был Кры­лов дос­та­точ­но ту­чен, одеж­да на нём си­дела меш­ко­вато и час­то бы­ла нес­ве­жей. Как сюр­тук, так и жи­лет под ним пос­то­ян­но бы­ли чем-то за­ляпа­ны, а во­лосы его бы­ли рас­трё­паны и не­мыты. Ины­ми сло­вами, И. А. Кры­лов про­из­во­дил очень не­ряш­ли­вое впе­чат­ле­ние. Да и в до­ме его всег­да ца­рило край­нее за­пус­те­ние и, как от­ме­чали сов­ре­мен­ни­ки: «бы­ло гряз­но­вато». Из-за все­го это­го зна­мени­тый пи­сатель не­од­нократ­но ста­новил­ся объ­ек­том как дос­та­точ­но ед­ких, так и иро­нич­но-дру­жес­ких шу­ток и анек­до­тов.

Счи­та­ет­ся, что са­мым близ­ким дру­гом Кры­лова был Алек­сей Ни­кола­евич Оле­нин – из­вес­тный ис­то­рик, ху­дож­ник и ар­хе­олог. А «по сов­мести­тель­ству» и круп­ный го­сударс­твен­ный чи­нов­ник, а имен­но: член Го­сударс­твен­но­го со­вета – выс­ше­го за­коно­сове­щатель­но­го ор­га­на при рос­сий­ском им­пе­рато­ре.

Кры­лов пос­то­ян­но бы­вал в до­ме сво­его дру­га и впол­не ес­тес­твен­но был «на ко­рот­кой но­ге» со всей его семь­ёй, вклю­чая и де­тей, ко­торых у Оле­нина бы­ло пя­теро. У Оле­ниных же до­ма над Кры­ловым час­то под­тру­нива­ли из-за его не­оп­рятно­го внеш­не­го ви­да (хо­тя, на­до от­дать дол­жное се­мей­ству Оле­ниных, – под­тру­нива­ли они над Кры­ловым без­злоб­но и по-дру­жес­ки).

Го­ворят, од­нажды Кры­лов, как уже из­вес­тный и сос­то­яв­ший­ся ли­тера­тор, был приг­ла­шён на прид­ворный мас­ка­рад и очень пе­режи­вал из-за то­го, что ему сле­ду­ет на­деть на та­кое ме­роп­ри­ятие. При­том от­но­ситель­но то­го, как ему сле­ду­ет на­рядить­ся, Кры­лов, впол­не ес­тес­твен­но, ре­шил по­сове­товать­ся имен­но с Оле­нины­ми, как с близ­ки­ми друзь­ями и людь­ми час­то вы­ез­жа­ющи­ми и в выс­ший свет, и на раз­личные кос­тю­миро­ван­ные дей­ства в час­тнос­ти. На что по­лучил впол­не «за­коно­мер­ный» и ло­гич­ный со­вет, про­из­не­сён­ный с из­вес­тной до­лей иро­нии: «Вы, Иван Ан­дре­ич, вы­мой­тесь, да при­чеши­тесь, на­день­те но­вый сюр­тук, и ник­то вас на мас­ка­раде не уз­на­ет!».

 

Ми­фы, ле­ген­ды и курь­ёзы Рос­сий­ской им­пе­рии XVIII–XIX ве­ков. Часть третья

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть одиннадцатая

А. С. Пушкин: «У меня доход постоянный – с 36 букв русской азбуки»

Два императора в одной избе

Легендарный атаман, граф Матвей Платов: «Я всегда любил сочинителей, потому, что все они пьяницы»

Исторический курьёз: «…если бы вся Россия была наполнена людьми на него похожими, я не только продал, но и даром отдал бы её»

Игорь Альмечитов апрель 2025

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть десятая

Легенда о проволоке на пробке шампанского, знаменитой вдове Клико и любви русских к игристым винам!

Исторический нравоучительный анекдот. Граф Александр Васильевич Суворов: «Вот твой враг!»

Генерал М. П. Бутурлин. «Заставь дурака Богу молиться...»

Игорь Альмечитов март 2025

ПАМФЛЕТ

Прозрение Трампа-Великого

Проснулся Президент Трамп, глянул в зеркало – и озарение ударило в висок. А вдруг это правда, что твердят день ото дня на многих интернет каналах России, что настоящий президент России Путин давно почил в Бозе.

Лазарь Фрейдгейм апрель 2025

ПОЛИТИКА

Юбилей Нетаниягу: 15 лет у власти!

В чём ошибается не только «The Wall Street Journal», но и ... «Любите вы его или ненавидите, Биньямин Нетаниягу - исторический лидер, который навязал свою волю великим событиям своего времени» (Журнал «The Wall Street Journal»). Под таким заголовком появилась редакционная статья в этом американском журнале. Нужно сказать, что зарубежные средства массовой информации не в первый раз пиарят израильского премьера: несколько лет назад журнал «Тime» неоднократно помещал на своей обложке фотографию Беньямина Нетаниягу. И это при том…

Эдуард Малинский апрель 2025

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Трамп безбашенный

«Не так давно Владимир Зеленский был комиком в Украине…» Ну и что, что комиком? Президент Рейган играл в Голливуде роли дешевого ковбоя – и так прожил до 50 лет! И этот господин Рональд, «актер второго плана» и легкого кино-жанра, стал одним из величайших президентов США!

Виталий Цебрий март 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

ИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДОСЬЕ

Неизвестный плагиат

Почему «Буратино» был заимствованием, а «Терминатора» едва ни сочли воровством?

Сергей Кутовой май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка