Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Новые свидетельства о Чеченских войнах

ДНЕВНИК ПОЛИНЫ

Опубликовано 2 Июня 2014 в 10:14 EDT

Станислав Божко
[+ВИДЕОИНТЕРВЬЮ ПОЛИНЫ ЖЕРЕБЦОВОЙ УКРАИНСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ]

У Полины Жеребцовой - автора "Кругозора" из Финляндии, писательницы и правозащитницы, широко известной своим пронзительным "Дневником Жеребцовой Полины" - записями 9-летней девочки, пережившей в Грозном ужасы Чеченской войны, - вышла новая книга. Тоже о том страхолетье. Недавно в Сахаровском центре в Москве состоялась её презентация. Станислав Божко - писатель, миротворец, бывший спасатель в Грозном - показал свой авторский фильм "Четыре песни о Чечне", как и другие журналисты и правозащитники, рассказывал о новой книге. О ней - и его статья, которую предлагаем читателям "Кругозора". А также - интервью Полины Жеребцовой украинскому телевидению.
_________________________
В фотоокне
Станислав Божко.
Гостевой доступ access Подписаться

У По­лины Же­реб­цо­вой - ав­то­ра "Кру­гозо­ра" из Фин­ляндии, пи­сатель­ни­цы и пра­воза­щит­ни­цы, ши­роко из­вес­тной сво­им прон­зи­тель­ным "Днев­ни­ком Же­реб­цо­вой По­лины" - за­пися­ми 9-лет­ней де­воч­ки, пе­режив­шей в Гроз­ном ужа­сы Че­чен­ской вой­ны, - выш­ла но­вая кни­га. То­же о том стра­холетье. Не­дав­но в Са­харов­ском цен­тре в Мос­кве сос­то­ялась её пре­зен­та­ция. Ста­нис­лав Бож­ко - пи­сатель, ми­рот­во­рец, быв­ший спа­сатель в Гроз­ном - по­казал свой ав­торс кий фильм "Че­тыре пес­ни о Чеч­не", как и дру­гие жур­на­лис­ты и пра­воза­щит­ни­ки, рас­ска­зывал о но­вой кни­ге. О ней - и его статья, ко­торую пред­ла­га­ем чи­тате­лям "Кру­гозо­ра". А так­же - ин­тервью По­лины Же­реб­цо­вой ук­ра­ин­ско­му те­леви­дению.

29 ап­ре­ля 2014 го­да в из­да­тель­стве "Кор­пус" выш­ла сле­ду­ющая кни­га до­кумен­таль­ных днев­ни­ков По­лины Же­реб­цо­вой - де­воч­ки с пла­неты Чеч­ня.

Кни­га на­зыва­ет­ся "Му­равей в стек­лянной бан­ке. Че­чен­ские днев­ни­ки 1994-2004 гг.".

Прис­ту­пая к чте­нию, мы дол­жны пом­нить, что все то, о чем пи­шет­ся на этих стра­ницах, со­вер­ша­ет­ся внут­ри от­дель­ной ре­аль­нос­ти, где опо­ры, на ко­торых обыч­но дер­жится на­ше вос­при­ятие, сме­щены ли­бо от­сутс­тву­ют вов­се. И оби­лие бы­товых под­робнос­тей не дол­жно вво­дить нас в заб­лужде­ние.

Вой­на нав­сегда выб­ро­сила По­лину Же­реб­цо­ву из ком­фор­тной сре­ды оби­тания - друж­ной боль­шой семьи, дол­гие де­сяти­летия жив­шей вбли­зи от юж­ной гра­ницы дрях­ле­ющей им­пе­рии. Вок­руг По­лины все ув­ле­чены ис­кусс­твом: по­эзи­ей, жи­вописью, те­ат­ром, ки­нема­тог­ра­фом. Од­на из ба­бушек - ак­три­са. Дру­гая обу­чалась у Рос­тисла­ва Плят­та, но впос­ледс­твии ста­ла ху­дож­ни­цей, раз­ри­совы­вала вруч­ную пок­ры­вала и плат­ки. Дед По­лины, из­вес­тный гроз­нен­ский ки­нодо­кумен­та­лист, ве­теран Ве­ликой Оте­чес­твен­ной. И жер­тва пер­вой че­чен­ской. В на­чале днев­ни­ка нам рас­ска­жут ис­то­рию его ги­бели при на­лете фе­дераль­ной ави­ации на го­род­скую боль­ни­цу Гроз­но­го.

Де­воч­ка ос­та­ет­ся с ма­терью, но вско­ре дом, где она про­жила пер­вые го­ды жиз­ни, был час­тично раз­ру­шен. Ее днев­ник фик­си­ру­ет, как мед­ленно, слов­но ог­ромные ло­вуш­ки-ра­кови­ны, схло­пыва­лись па­нель­ные мно­го­этаж­ки, ос­тавляя внут­ри по­лос­тей-скле­пов еще жи­вых лю­дей, как на­чались пер­вые за­чис­тки, жер­твой од­ной из ко­торых она ед­ва не ста­ла.

Во вто­рую че­чен­скую, ког­да По­лина Же­реб­цо­ва и ее мать уже жи­ли не толь­ко в раз­ва­линах жи­лищ, но и внут­ри де­фор­ми­рован­но­го и ис­ка­лечен­но­го че­лове­чес­ко­го со­об­щес­тва, По­лина на­учи­лась ви­деть че­рез сны то, что не ви­дит ник­то дру­гой:

"Пос­ле про­буж­де­ния я не бы­ла спо­соб­на раз­мышлять. Мыс­ли ка­зались пу­таны­ми, труд­ны­ми, не­яс­ны­ми, буд­то я от­хо­дила от об­ще­го нар­ко­за. Лун­ный свет, про­ника­ющий сквозь што­ры, был яр­ким и ос­ве­тил мою ру­ку. Про­ведя ру­кой по ли­цу, я по­няла, что она в кро­ви. Я бро­силась в ван­ную ком­на­ту, вклю­чила кро­хот­ную элек­три­чес­кую лам­почку, и заг­ля­нула в трес­нувшее зер­ка­ло. Мой под­бо­родок и часть шеи бы­ли рас­се­чены, слов­но хи­рур­ги­чес­ким скаль­пе­лем, и от­ту­да по­током ли­лась кровь. По­том это ста­ло по­хоже на ожог, а нем­но­го поз­же он тран­сфор­ми­ровал­ся в тон­кую крас­ную ли­нию, ко­торая на­чина­лась у ниж­ней гу­бы и за­кан­чи­валась поч­ти у ямоч­ки на шее".

Это и на­зыва­ет­ся те­перь Днев­ни­ком. И де­воч­ка, на­учив­ша­яся ори­ен­ти­ровать­ся во внут­ренних ру­инах, про­бу­ет до­гова­ривать­ся с те­ми, кто на­селя­ет внеш­нюю сто­рону, удер­жи­ва­ясь на гра­нице, со­еди­ня­ющей их. Пос­те­пен­но она пос­ти­га­ет то­пику прос­транс­тва, в ко­тором от­пе­чаток ступ­ни пос­ле де­сят­ка хо­дов про­иг­ры­ва­ет по­мечен­ной взры­вом пус­то­те, слов­но за­ново учит­ся хо­дить.

И хо­тя "смерть мо­жет при­нять лю­бые ви­ды и фор­мы, но я всег­да уз­наю ее.- фор­му­лиру­ет ав­тор днев­ни­ка - Ведь мы обыч­но си­дим с ней ря­дом и го­ворим обо всем".

Ког­да вду­мыва­ешь­ся в эту фра­зу, на­чина­ешь по­нимать, что, мо­жет быть, ее днев­ник - это как раз то ус­ло­вие, при ко­тором пи­шущий его мо­жет вый­ти из "тка­ни", но при этом не уме­реть. Пос­коль­ку смерть, при­шед­шая во сне, что-то вро­де при­вив­ки от той, под­сте­рега­ющей сна­ружи, и единс­твен­ный шанс уце­леть - это скрыть­ся внут­ри наб­лю­да­юще­го за то­бой не­под­вижно­го гла­за. "Мне бы­ло один­надцать и ме­ня уже нес­коль­ко раз пы­тались убить. Смерть приш­ла ко мне в ви­де ре­бен­ка. Вмес­то ли­ца у не­го был че­реп, а на го­лове шер­стя­ной кол­пак с бу­бен­чи­ками". Не­кото­рая из­бы­точ­ная ли­тера­тур­ность этой за­писи объ­яс­ня­ет­ся, не­дюжин­ной на­читан­ностью ав­то­ра. В ее до­маш­ней биб­ли­оте­ке, ко­торая ис­чезла вмес­те с раз­ру­шен­ным до­мом, бы­ло нес­коль­ко ты­сяч книг. И ког­да вы­читан­ная из них "смерть", прор­вав кар­тонные пе­реп­ле­ты, встре­тилась со сво­ей род­ной сес­трой, пи­киру­ющей на го­род из гряз­но­го не­ба, об­росла кос­тя­ми и по­сели­лась в Гроз­ном на­дол­го, у По­лины уже бы­ло про­тиво­ядие.

И она не толь­ко уце­лела, но и наш­ла сло­ва, что­бы рас­ска­зать о не­воз­можном.

"Тон­кая крас­ная ли­ния", по­явив­ше­гося из ни­от­ку­да тек­ста на­чина­ет дви­жение к нам.

Иди и смот­ри.

На фо­то: По­лина Же­реб­цо­ва; Об­ложка но­вой кни­ги.

ИНТЕРВЬЮ ПОЛИНЫ ЖЕРЕБЦОВОЙ УКРАИНСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

ИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДОСЬЕ

Неизвестный плагиат

Почему «Буратино» был заимствованием, а «Терминатора» едва ни сочли воровством?

Сергей Кутовой май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка