Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

БОСТОН. ДАВИД КЛЕБАНОВ, "ИСТИННЫЙ ПОЭТ"...

80 лет со дня рождения

Опубликовано 16 Апреля 2014 в 06:23 EDT

Поэт - он всюду больше, чем поэт.
Нельзя им стать. Им суждено рождаться.
И это не зависит от гражданства,
А от того - поэт ты или нет.
Наверное, в расплату за грехи
Их обществу всегда недоставало,
Ведь истинных поэтов очень мало,
Но слишком много пишущих стихи.
________________________
Гостевой доступ access Подписаться

Про­шел год, как его не ста­ло - Да­вида Кле­бано­ва. 23 фев­ра­ля ему ис­полни­лось бы 80. На об­ложке кни­ги, ко­торая выш­ла из пе­чати на­кану­не его смер­ти, есть та­кие  строч­ки:

                  По­эт - он всю­ду боль­ше, чем по­эт.
                  Нель­зя им стать. Им суж­де­но рож­дать­ся.
                  И это не за­висит от граж­данс­тва,
                  А  от то­го - по­эт ты или нет.
                  На­вер­ное, в рас­пла­ту за гре­хи
                  Их об­щес­тву всег­да не­дос­та­вало.
                  Ведь ис­тинных по­этов очень ма­ло,
                  Но слиш­ком мно­го пи­шущих сти­хи.

И это, ко­неч­но, прав­да. Да­вид Кле­банов был "ис­тинный по­эт".  Я это по­чувс­тво­вала сра­зу, ког­да пер­вый раз его ус­лы­шала на од­ном из  выс­тупле­ний бос­тон­ских по­этов. Это бы­ло в кон­це 1999 го­да. При­ехав из Пи­тера, я ста­ралась не про­пус­кать ме­роп­ри­ятий, на ко­торые  приг­ла­шались  лю­бите­ли ли­тера­туры. Толь­ко ког­да проз­ву­чали сти­хи о пе­режи­вани­ях че­лове­ка в са­молё­те, по­кида­юще­го Ро­дину, я по­няла, что это на­писа­но и обо мне и о мно­гих дру­гих эмиг­рантах. Ска­зано чес­тно и очень точ­но.  Так пи­шут толь­ко нас­то­ящие по­эты: " Ре­вут тур­би­ны, слов­но гро­мы, нас от­ры­вая от зем­ли. Мы не до­жили до пог­ро­ма, а ведь впол­не до­жить мог­ли…"

              Мы ле­тим над оке­аном,
              Над гря­дою об­ла­ков,
              Мы всё даль­ше от об­ма­на,
              И до прав­ды да­леко.
              Но спо­кой­но сер­дце бь­ет­ся-
              Мы уже не на ме­ли.
              Как нам ред­ко уда­ет­ся
              Отор­вать­ся от зем­ли!
              Мы в об­ма­не, как в бо­лоте,
              Ко­пошим­ся, как ужи,
              Не­уже­ли лишь в по­лёте
              Мы отор­ва­ны от лжи?
              Ес­ли жизнь мне ра­дость да­рит
              Лишь по­камест я ле­чу,
              Я во­об­ще на этом ша­ре
              При­зем­лять­ся не хо­чу!
          
    По­том мы ста­ли час­то встре­чать­ся в клу­бе на ули­це Вин­честер, 93, где с удо­воль­стви­ем со­бира­лась рос­сий­ская твор­ческая ин­телли­ген­ция. Под так­тичным ру­ководс­твом Ри­ты Кропп мно­гие лю­ди су­мели там рас­крыть свои спо­соб­ности и та­лан­ты. Со­рев­но­вались в ос­тро­умии по­эты. Мне за­пом­ни­лась пи­киров­ка мас­те­ров изящ­ной сло­вес­ности Да­вида Кле­бано­ва и Ло­ры За­вилян­ской. Ло­ра как-то проч­ла своё сти­хот­во­рение, где бы­ла\ та­кая строч­ка: "Ре­ка те­чёт по бис­сек­три­се". Да­вид тут же на­писал па­родию:

               Здесь но­во всё - по­ля и вы­си,
               Ре­ка те­чёт  по бис­сек­три­се.
               А преж­де, пом­нится, в Со­юзе,
               Тек­ла лишь по ги­поте­нузе.    
   
Бы­ло и та­кое пос­вя­щение Ло­ре:
              
               На Мар­се есть по­ля и го­ры-
               В от­ли­чие от дру­гих пла­нет .
               Но  ес­ли нет на Мар­се Ло­ры,
               То, зна­чит, жиз­ни точ­но нет!         
   
    С Ло­рой  они  изу­чали  ан­глий­ский язык в од­ном клас­се. И она ему то­же по­рой вы­дава­ла  свои экс­пром­ты:

                Из дам лю­бая в на­шем клас­се
                Под­сесть к Да­виду но­ровит.
                Как Ап­по­лон Да­вид прек­ра­сен 
                И сек­со­пилен, как Да­вид.    

    Теп­лые строч­ки пос­вя­тил Да­вид и Га­нел­ле Злат­ков­ской, ко­торая в Одес­се бы­ла не­за­уряд­ным вра­чом с уче­ной сте­пенью, а в эмиг­ра­ции рас­крыл­ся её не­обы­чай­ный та­лант опе­реточ­ной ак­три­сы.

                Ах, Га­нел­ла, Га­нел­ла!
                Столь­ко лет про­лете­ло -
                Ты опять мо­лода…
                … Ты, Га­нел­ла, Га­нел­ла,
                На­ши ду­ши сог­ре­ла,
                Ты нуж­на нам Га­нел­ла,
                Как ев­ре­ям ма­ца.
                Мы же­ла­ем, Га­нел­ла,
                Что­бы ты не ста­рела,
                Тан­це­вала и пе­ла,
                Сог­ре­вая сер­дца!
  
   Доб­ро­жела­тель­ная твор­ческая об­ста­нов­ка, ца­рив­шая в клу­бе, поз­во­ляла чувс­тво­вать се­бя рас­ко­ван­но. По­сети­тели клу­ба ста­рались не про­пус­кать ни од­ной встре­чи по чет­вергам. Мно­гие  сдру­жились.

    Не­обы­чай­но пло­дот­ворной ока­залась твор­ческая друж­ба по­эта Да­вида Кле­бано­ва с кон­цер­тмей­сте­ром  Бо­рисом Фо­гелем. Кле­банов пи­сал сти­хи, а Фо­гель со­чинял му­зыку на сло­ва Да­вида.  По­том они час­то выс­ту­пали вмес­те не толь­ко в этом клу­бе, но на раз­личных кон­цер­тных пло­щад­ках Бос­то­на, где со­бира­ет­ся пуб­ли­ка из быв­ше­го Со­вет­ско­го Со­юза. И всю­ду их осо­бен­но теп­ло при­нима­ли.  Не раз слу­шала я их и  в днев­ном пан­си­она­те "Жем­чу­жина". Сох­ра­нились   дис­ки, на ко­торых за­писа­ны сов­мес­тные пес­ни Да­вида и Бо­риса: "Ого­нёк в но­чи", " Гимн люб­ви"… Прек­расные сти­хи пос­вя­тил Кле­банов и сво­ему дру­гу за­меча­тель­но­му пи­анис­ту Фо­гелю : " Еще ак­корды не зву­чали", "Обык­но­вен­ный, вро­де, им­мигрант" и дру­гие.

   Пом­ню, как-то ме­ня очень об­ра­дова­ло, что Да­виду пон­ра­вились ве­селые сти­хи ле­нин­градско­го по­эта Ефи­ма Бер­ли­на-Ефи­мов­ско­го, ав­то­ра  дет­ских кни­жек, о ко­тором я де­лала со­об­ще­ние в клу­бе. Да­вид поп­ро­сил у ме­ня эти сти­хи. И я с удо­воль­стви­ем от­да­ла ему свои рас­пе­чат­ки.

    Алек­сандр Мир­ный ре­гуляр­но вы­пус­ка­ет аль­ма­нах "Наш ав­тограф", ко­торый да­рит всем чле­нам клу­ба. Там  пе­чата­лись и сти­хи Кле­бано­ва.   

     Но, как ни стран­но, свой пер­вый пол­ный сбор­ник сти­хов "Я пи­шу не за­ум­ны­ми фра­зами", ко­торый по­эт го­товил мно­гие го­ды, ав­то­ру так и не приш­лось уви­деть. Он вы­шел не­боль­шим ти­ражом.

    Мне уда­лось при­об­рести его слу­чай­но, по зна­комс­тву. И этот сбор­ник  стал мо­ей  нас­толь­ной книж­кой. Чем боль­ше я от­кры­ваю его на лю­бой стра­нице, тем  ин­те­рес­нее рас­кры­ва­ет­ся пе­редо мной лич­ность не­дав­но ушед­ше­го из жиз­ни рус­ско­го по­эта Да­вида Кле­бано­ва.

    Сбор­ник хо­рошо из­дан, гра­мот­но, с лю­бовью. При­ят­ное офор­мле­ние. Удач­но по­доб­ра­ны шриф­ты. Со вку­сом и с глу­боким смыс­лом соб­ра­ны под­борки сти­хов и гла­вы: " Я бла­года­рен вам, друзья",  "А жизнь не под­да­ет­ся ло­гике", "Па­радок­сы вре­мени" и дру­гие.

   Но фа­милии сос­та­вите­лей и из­да­телей сбор­ни­ка ниг­де не упо­мяну­ты. Не сра­зу я уз­на­ла ис­то­рию вы­хода в свет этой книж­ки. Боль­шие пок­лонни­ки твор­чес­тва Да­вида Кле­бано­ва, суп­ру­ги ин­же­неры - стро­ите­ли из Виль­ню­са Ди­ана и Сер­гей Фи­лоно­вы дав­но уго­вари­вали дру­га по­доб­рать свои сти­хи для сбор­ни­ка. И он ра­ботал, ста­рал­ся... При­носил им свои тет­ра­ди с ру­копи­сями, под­борки по гла­вам. Друзья вно­сили их в компь­ютер. Сде­лали ма­кет кни­ги и всю верс­тку. Те­перь на­до бы­ло най­ти под­хо­дящее из­да­тель­ство и день­ги.  Близ­кий друг Да­вида Бо­рис Ме­ри­ин об­ра­тил­ся за со­ветом к Свет­ла­не Ба­биц­кой, у ко­торой уже имел­ся не­малый  опыт. И она взя­ла на се­бя все хло­поты по пе­рего­ворам с ак­ти­вис­та­ми клу­ба учё­ных и из­да­тель­ством. Клуб оп­ла­тил  рас­хо­ды из­да­тель­ству. И все-та­ки друзья, ко­торым мы обя­заны этой кни­гой, огор­че­ны. Они нем­но­го не ус­пе­ли. Ав­тор умер, не при­ходя в соз­на­ние, че­рез два дня пос­ле вы­хода  кни­ги в свет.…

    И хо­тя по­эти­чес­кое твор­чес­тво бы­ло не­отъ­ем­ле­мой частью жиз­ни  Кле­бано­ва, серь­ёз­но Да­вид на­чал от­но­сить­ся к сво­ему приз­ва­нию поз­дно, ког­да  уже вы­шел на пен­сию. Он был хо­рошим ин­же­нером. В Мос­кве  ра­ботал на­чаль­ни­ком це­ха круп­но­го за­вода, вы­пус­кавше­го уни­каль­ную про­дук­цию для кос­мо­нав­ти­ки. Имел мно­жес­тво наг­рад ВДНХ, где не раз де­монс­три­рова­лась про­дук­ция его це­ха. Он с удо­воль­стви­ем тру­дил­ся и жил, имел доб­рых дру­зей. Но ра­ди бу­дуще­го лю­бимой семьи вы­нуж­ден был всё-та­ки эмиг­ри­ровать. 

    Не так дав­но рус­ский куль­тур­ный центр Бос­то­на пе­ремес­тился в си­наго­гу Бней-Мо­ше. Там на­ходил­ся и клуб учё­ных, ко­торый пос­ледние го­ды по­сещал Да­вид Кле­банов, очень быс­тро став и здесь од­ним из  ор­га­низа­торов мно­гих ин­те­рес­ных ме­роп­ри­ятий, пер­вым по­мощ­ни­ком и за­мес­ти­телем пред­се­дате­ля клу­ба. Энер­гичный, ак­тивный и очень  доб­рый че­ловек, он сно­ва при­об­рел ши­рокий круг  дру­зей и пок­лонни­ков сво­его яр­ко­го по­эти­чес­ко­го та­лан­та..

Но с вы­пус­ком собс­твен­ной кни­ги  не спе­шил. О сво­их твор­ческих  сом­не­ни­ях он на­писал в сти­хот­во­рении " Ког­да по­луноч­ная мгла".   Кон­ча­ет­ся оно сло­вами:

                        И , пом­ня все свои гре­хи,
                        Я за­жигаю до­ма све­чи,
                        В их све­те рас­прав­ля­ют пле­чи
                        Мои  спа­сите­ли-Сти­хи! 

     При си­наго­ге Бней-Мо­ще ра­бота­ет и мо­лодёж­ный те­ат­раль­ный кол­лектив "Круг", где  учас­тву­ет в спек­таклях  внук Да­вида Бо­рис, ко­торым очень гор­дился дед.  Со сло­вами бла­годар­ности об­ра­щал­ся Да­вид  к ре­жис­сё­ру это­го те­ат­ра - Юрию Ру­бен­чи­ку.
                       
                           Они приш­ли, не знав­шие на­пас­тей,
                           Вой­ны, пог­ро­мов, жиз­ни не в чес­ти,
                           И это не­ожи­дан­ное счастье,
                           Что встре­тил­ся им ты на их пу­ти…. 
                                
Как и каж­дый ис­крен­ний по­эт. он пи­сал о тех со­быти­ях и лю­дях, о ко­торых час­то ду­мал: "Пусть из ре­бят ты не соз­дашь АК­ТЁ­РОВ, за­то из них ты де­ла­ешь ЛЮ­ДЕЙ".

    Са­мый боль­шой раз­дел его кни­ги - ли­рика. Она  пос­вя­шена Ва­лерии, лю­бимой  же­не, с ко­торой  про­жита дол­гая жизнь, и  друзь­ям, что бы­ли ря­дом и о ко­торых он пос­то­ян­но тос­ко­вал. В его сти­хах мно­го теп­ла, неж­ности, мяг­ко­го юмо­ра.   Но есть и дру­гие  ин­то­нации - гнев и воз­му­щение  те­ми, кто при­носит лю­дям го­ре, ом­ра­ча­ет жизнь нес­пра­вед­ли­востью и жес­то­костью. В его сти­хах нет про­ход­ных  стро­чек ра­ди риф­мы. При­чем, риф­мы его час­то - не­ожи­дан­ные, са­мобыт­ные, лег­ко за­поми­на­ют­ся.  И, ко­неч­но, прив­ле­катель­ной сто­роной по­эзии Да­вида Кле­бано­ва яв­ля­ет­ся при­сущее ему ос­тро­умие. В кон­це кни­ги по­меще­но сти­хот­во­рение, в ко­тором он как бы по­леми­зиру­ет с  Кон­стан­ти­ном Си­моно­вым. на­писав­шем:

                             Ес­ли  Бог нас сво­им мо­гущес­твом
                             Пос­ле смер­ти от­пра­вит в Рай,
                             Что мне де­лать с зем­ным иму­щес­твом,
                             Ес­ли ска­жет он: "Вы­бирай!" …

     Си­монов пи­сал: " …Ни­какой са­мой ма­лой ма­лос­ти на зем­ле бы не бро­сил я".  А  Да­вид Кле­банов в пос­леднее вре­мя был нас­тро­ен ина­че:


                               Я б не стал брать с со­бой  бе­ду мою-
                               Слов пос­пешных нес­метную рать.
                                И, по­жалуй, серь­ёз­но по­думаю,
                                Что  ешё мне с со­бой не брать.
                                И в тре­воге ду­ша моя ма­ет­ся,
                                 За­поз­да­ло се­бя ко­рю:
                                 Слиш­ком мно­го, увы., на­бира­ет­ся,
                                 Для че­го нет мес­та в Раю.
                                 Что-то сер­дце  тре­вож­но бь­ёт­ся ,
                                 И рож­да­ет­ся мысль в стро­ке: 
                                 Мо­жет стать­ся, что мне при­дёт­ся
                                 От­прав­лять­ся в Рай на­лег­ке!
                         
Вот так, ти­хо. не пе­рес­та­вая шу­тить, он и ушел из жиз­ни….

На пос­ледней стра­нице кни­ги сти­хи, пос­вя­щен­ные вну­кам:

                            Лю­бовь, ко­ей сер­дце пол­нится,
                            Я вну­кам да­рю без ос­татка.                           
                            Млад­ше­му - за дос­то­инс­тва,
                            Стар­ше­му - за не­дос­татки.   
 
Та­ким он и ос­та­нет­ся нав­сегда в на­шей па­мяти - прос­той, ос­тро­ум­ный, ве­сёлый, нас­то­ящий Че­ловек - По­эт Да­вид Кле­банов!

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть двенадцатая

«Нет, уж, милостивая государыня, этого в Евангелии точно нет!!!»

Граф Разумовский: «Боюсь, государыня, в России мор будет»

«Пуд сала на лечение его высочества...»

Игорь Альмечитов май 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка