Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Украинцы и "америкосы". ХХ век

Опубликовано 7 Мая 2018 в 03:28 EDT

Экскурс в прошлое спора о русских и об их "младших братьях"
Гостевой доступ access Подписаться

Ук­ра­ин­цы и

С рос­си­яна­ми се­год­ня слож­но спо­рить на по­доб­ные те­мы. Прак­ти­чес­ки всех их, и осо­бен­но тех, кто нас­тро­ен про­путин­ски и ве­рит в мощь Им­пе­рии, труд­но убе­дить в чем-ли­бо, кро­ме их, рос­сий­ско­го собс­твен­но­го ве­личия и судь­бо­нос­ной ро­ли Рос­сии в ис­то­рии.  По­это­му пе­редаю сло­во од­но­му из са­мых ува­жа­емых в ми­ре "аме­рико­сов". Он - ла­уре­ат Но­белев­ской пре­мии по ли­тера­туре. Он так­же...  Кста­ти, поп­ро­буй­те и вы вспом­нить или до­гадать­ся, ко­му имен­но на са­мом де­ле при­над­ле­жали эти сло­ва об ук­ра­ин­цах, ска­зан­ные, а да­же ес­ли  точ­нее, то на­писан­ные 70  лет то­му на­зад: 

"Пос­коль­ку зем­ля бы­ла не очень пло­дород­ной, уро­жай пше­ницы по­лучи­ли не­высо­кий. Зер­но вы­сыпа­лось из мо­лотил­ки на ши­рокое по­лот­но бре­зен­та. По кра­ям си­дели де­ти, и они под­би­рали каж­дое зер­но, ко­торое, слу­чалось, па­дало в грязь ― ведь каж­дое зер­но на сче­ту. Ту­чи со­бира­лись все ут­ро, и на­конец стал ка­пать дождь. Лю­ди бро­сились зак­ры­вать пше­ницу от дож­дя.

Муж­чи­ны зас­по­рили, кто из них приг­ла­сит нас на обед. У ко­го-то в до­ме был боль­шой стол, же­на дру­гого се­год­ня с ут­ра пек­ла. Один го­ворил, что его дом толь­ко что отс­тро­или, он сов­сем но­вый и что имен­но он дол­жен при­нимать гос­тей. Все сог­ла­сились. Но у это­го че­лове­ка бы­ло ма­ло по­суды. Ос­таль­ные дол­жны бы­ли соб­рать для не­го ста­каны, та­рел­ки и де­ревян­ные лож­ки. Ког­да бы­ло ре­шено, что гос­тей бу­дут при­нимать в его до­ме, жен­щи­ны из этой семьи под­хва­тили юб­ки и пос­пе­шили в де­рев­ню.

Ког­да мы воз­вра­тились из Рос­сии, ча­ще все­го мы слы­шали та­кие сло­ва: «Они вам ус­тро­или по­казу­ху. Они все ор­га­низо­вали спе­ци­аль­но для вас. То­го, что есть на са­мом де­ле, вам не по­каза­ли». И эти кол­хозни­ки дей­стви­тель­но кое-что ус­тро­или для нас. Они ус­тро­или то, что ус­тро­ил бы для гос­тей лю­бой фер­мер из Кан­за­са. Они ве­ли се­бя так, как ве­дут се­бя лю­ди у нас на ро­дине..." 

"Они дей­стви­тель­но рас­ста­рались ра­ди нас. Приш­ли с по­ля гряз­ны­ми, сра­зу вы­мылись и на­дели луч­шую одеж­ду, а жен­щи­ны дос­та­ли из сун­ду­ков чис­тые и све­жие плат­ки. Они по­мыли но­ги и обу­лись, на­дели све­жевыс­ти­ран­ные юб­ки и блу­зы. Де­воч­ки соб­ра­ли цве­ты, пос­та­вили их в бу­тыл­ки и при­нес­ли в свет­лую гос­ти­ную. А из дру­гих до­мов при­ходи­ли де­лега­ции ре­бяти­шек со ста­кана­ми, та­рел­ка­ми и лож­ка­ми. Од­на жен­щи­на при­нес­ла бан­ку огур­цов осо­бого за­сола, и со всей де­рев­ни при­сыла­ли бу­тыл­ки вод­ки. А ка­кой-то муж­чи­на при­нес да­же бу­тыл­ку гру­зин­ско­го шам­пан­ско­го, ко­торую он при­пас бог зна­ет к ка­кому гран­ди­оз­но­му тор­жес­тву.

На кух­не вов­сю хло­пота­ли жен­щи­ны. В но­вой бе­лой пе­чи гу­дел огонь ― там пек­лись ров­ные ка­раваи доб­ро­го ржа­ного хле­ба, жа­рилась я­ич­ни­ца, ки­пел борщ. За ок­ном лил дождь, по­это­му на­ша со­весть бы­ла спо­кой­на ― ведь мы не от­ры­вали лю­дей от убо­роч­ных ра­бот, во вся­ком слу­чае, во вре­мя дож­дя ра­ботать с зер­ном не­воз­можно

.***********

В ком­на­ту вош­ли муж­чи­ны, оп­рятно оде­тые, чис­тые, по­мытые, поб­ри­тые и обу­тые. На ра­ботах в по­ле бо­тин­ки не но­сят.

Спа­са­ясь от дож­дя, в дом при­бежа­ли де­воч­ки с пол­ны­ми фар­ту­ками яб­лок и груш.

--********************

На­конец нас приг­ла­сили к сто­лу. Ук­ра­ин­ский борщ, до то­го сыт­ный, что им од­ним мож­но бы­ло на­есть­ся. Я­ич­ни­ца с вет­чи­ной, све­жие по­мидо­ры и огур­цы, на­резан­ный лук и го­рячие плос­кие ржа­ные ле­пеш­ки с ме­дом, фрук­ты, кол­ба­сы ― все это пос­та­вили на стол сра­зу. Хо­зя­ин на­лил в ста­каны вод­ку с пер­цем ― вод­ка, ко­торая нас­та­ива­лась на го­рош­ках чер­но­го пер­ца и пе­реня­ла его аро­мат. По­том он поз­вал к сто­лу же­ну и двух не­вес­ток ― вдов его по­гиб­ших сы­новей. Каж­дой он про­тянул ста­кан вод­ки.

Мать се­мей­ства про­из­несла тост пер­вой. Она ска­зала:

― Пусть бог нис­пошлет вам доб­ро.

И мы все вы­пили за это. Мы на­елись до от­ва­ла, и все бы­ло очень вкус­но.

Те­перь наш хо­зя­ин про­воз­гла­сил тост, ко­торый мы уже слы­шали очень мно­го раз, ― это был тост за мир во всем ми­ре. Стран­но, но нам ред­ко уда­валось слы­шать бо­лее ин­тимные, час­тные тос­ты. Ча­ще зву­чали тос­ты за неч­то бо­лее об­щее и гран­ди­оз­ное, чем за бу­дущее ка­кого-то от­дель­но­го че­лове­ка. Мы пред­ло­жили вы­пить за здо­ровье чле­нов семьи и проц­ве­тание кол­хо­за. А круп­ный муж­чи­на в кон­це сто­ла встал и вы­пил за па­мять Фран­кли­на Д. Руз­вель­та…

*************

Нас приг­ла­сили к се­бе в гос­ти Алек­сандр Кор­ней­чук и его же­на, из­вес­тная в Аме­рике поль­ская по­этес­са Ван­да Ва­силев­ская. Они жи­ли в хо­рошем до­ме с боль­шим са­дом. Обед был нак­рыт на ве­ран­де под тенью рас­ки­дис­той ви­ног­радной ло­зы. Пе­ред ве­ран­дой рос­ли цве­ты, ро­зы и цве­тущие де­ревья, а чуть по­даль­ше рас­по­ложил­ся боль­шой ого­род.

Обед при­гото­вила Ван­да Ва­силев­ская. Он был вкус­ный и очень обиль­ный. Еда сос­то­яла из бак­ла­жан­ной ик­ры, днеп­ров­ской ры­бы, при­готов­ленной в то­мат­ном со­усе, стран­ных на вкус фар­ши­рован­ных я­иц и стар­ки ― жел­то­ватой вод­ки с тон­ким вку­сом. По­том по­дали креп­кий нуж­ный буль­он, жа­реных цып­лят, на­подо­бие тех, что го­товят у нас на юге, с той лишь раз­ни­цей, что этих сна­чала об­ва­ляли в су­харях. За­тем был пи­рог, ко­фе, ли­кер, и, на­конец, Кор­ней­чук вы­ложил уп­маннов­ские си­гары в алю­мини­евых фут­ля­рах.

Обед был пре­вос­ходным. Приг­ре­вало сол­нце, в са­ду бы­ло очень при­ят­но.

 

Ве­чером мы сно­ва пош­ли на «Ривь­еру», тан­це­валь­ную пло­щад­ку над ре­кой, и смот­ре­ли свер­ху, как на рав­нинные прос­то­ры Ук­ра­ины над­ви­га­ет­ся ночь, как на­чина­ет се­реб­рить­ся ре­ка…

Об­ратно мы пош­ли че­рез парк. Сот­ни лю­дей все еще си­дели и слу­шали му­зыку.

Мы поп­ро­сили, что­бы нас от­везли на дру­гую фер­му, на зем­ле по­бога­че, чем та, где мы бы­ли, и не так силь­но ра­зорен­ную нем­ца­ми. И на сле­ду­ющее ут­ро мы от­пра­вились в нап­равле­нии, про­тиво­полож­ном то­му, что в прош­лый раз.

В кол­хоз и в де­рев­ню мы при­еха­ли око­ло по­луд­ня. Кол­хоз этот то­же был име­ни Шев­ченко. Нам приш­лось наз­вать его «Шев­ченко-2»!

В кол­хо­зе жи­ло око­ло ты­сячи двух­сот че­ловек, боль­шинс­тво муж­чин по­гиб­ло. Пред­се­датель ска­зал нам:

― Мы мо­жем вос­ста­новить по­головье ло­шадей, мо­жем да­же уве­личить его, но на­ших муж­чин не воз­вра­тить, а ка­лекам не вер­нуть но­ги и ру­ки.

Мы пош­ли на пше­нич­ное по­ле, где ра­бота­ла мас­са лю­дей. По­ле бы­ло очень боль­шое, и пов­сю­ду мы ви­дели, как лю­ди жа­ли пше­ницу ко­сами, ведь в кол­хо­зе бы­ла лишь од­на ма­лень­кая жат­венная ма­шина и трак­тор. По­это­му боль­шую часть пше­ницы жнут и вя­жут вруч­ную. Лю­ди ра­бота­ли не­ис­то­во. Они сме­ялись и пе­рек­ли­кались, ни на се­кун­ду не пе­рес­та­вая ра­ботать. И не толь­ко по­тому, что со­рев­но­вались меж­ду со­бой, а и от­то­го, что впер­вые за дол­гое вре­мя по­лучи­ли прек­расный уро­жай и хо­тели соб­рать все зер­но: ведь их до­ход це­ликом за­висит от это­го.

Са­ма де­рев­ня рас­по­ложи­лась на бе­регу озе­ра, в ко­тором ку­па­ют­ся, сти­ра­ют, мо­ют ло­шадей. Го­лые маль­чиш­ки за­ез­жа­ли в озе­ро вер­хом на ло­шадях, что­бы вы­чис­тить их. Вок­руг озе­ра сос­ре­дото­чились и об­щес­твен­ные за­веде­ния ― клуб с ма­лень­кой сце­ной, за­лом и танц­пло­щад­кой; мель­ни­ца и кон­то­ра, где хра­нят­ся сбе­реже­ния и вы­да­ют­ся пись­ма. В этом же уч­режде­нии есть ра­ди­оп­ри­ем­ник, реп­ро­дук­тор ко­торо­го вы­несен на кры­шу. А все до­маш­ние гром­ко­гово­рите­ли де­рев­ни под­клю­чены к это­му ос­новно­му. Эта де­рев­ня элек­три­фици­рова­на, здесь есть фо­нари и ра­бота­ют мо­торы.

До­ма с са­дами и ого­рода­ми сто­яли на скло­нах по­логих хол­мов. Де­рев­ня бы­ла очень кра­сива. До­ма не­дав­но по­бели­ли из­вестью, зе­лене­ли и пыш­но цве­ли са­ды, крас­не­ли по­мидо­ры на кус­тах, око­ло до­мов вы­силась ку­куру­за".

Итак, рас­крою имя ав­то­ра этих строк. Это Джон Стей­нбек, ко­торый по­бывал од­нажды  в СССР в не­обыч­ной ко­ман­ди­ров­ке... Все же тут не­об­хо­дим еще один ма­лень­кий ком­мента­рий. На­пом­ню, речь об од­ном ук­ра­ин­ском се­ле  Ки­ев­ской об­ласти. Дей­ствие про­ис­хо­дит в 47 го­ду, сра­зу пос­ле вой­ны. Ко­неч­но, ук­ра­ин­цев опи­сан­ных в этом бел­литрис­ти­чес­ком от­рывке мож­но опять-та­ки "трак­то­вать" как "аме­рикос­ких жо­поли­зов". Но мне бли­же и нор­маль­ней объ­яс­не­ние та­кого их по­веде­ние имен­но чер­та­ми ис­конной мен­таль­нос­ти: ува­жению к доб­рым гос­тям (а не тем, ко­торые нез­ванны), щед­ростью и  боль­шим дос­то­инс­твом в по­веде­нии, гу­биной ду­ши. Так­же оче­вид­ны склон­ность к  ме­лан­хо­лии, уме­ние по­нимать и ра­довать­ся  кра­соте  бы­тия, му­зыкаль­ность и тон­кость вос­при­ятия прек­расно­го. Та­ковы бы­ли, так выг­ля­дели в гла­зах за­оке­ан­ских гос­тей на­ши пред­ки.  Сов­сем не так дав­но это бы­ло. На­вер­ное, и се­год­ня они сох­ра­нили мен­таль­ность тех труд­ных, пос­ле­во­ен­ных 40-х...

 

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Новое

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

СТРОФЫ

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

ИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДОСЬЕ

Неизвестный плагиат

Почему «Буратино» был заимствованием, а «Терминатора» едва ни сочли воровством?

Сергей Кутовой май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка