Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

"Семь дней изменили мою жизнь"

Интервью со Светланой Тома

Опубликовано 1 Марта 2019 в 07:56 EST

…Да, я не цыганка. Но я - артистка. В "Таборе…", кстати, снимались цыгане со всего Советского Союза, которых тщательно, каждого, отбирал Лотяну. Так вот Лотяну сделал всё для того, чтобы цыгане во время съёмок приняли меня за свою. И они, настоящие цыгане, представьте себе, поверили в то, что я тоже истинная цыганка!..
Гостевой доступ access Подписаться

Свет­ла­на То­ма - из­вес­тная со­вет­ская, мол­дав­ская и рос­сий­ская ак­три­са те­ат­ра и ки­но. Зас­лу­жен­ная ар­тис­тка Рос­сий­ской Фе­дера­ции, На­род­ная ар­тис­тка Мол­до­вы. Сыг­ра­ла мно­жес­тво ро­лей, но ее звез­дный час нас­ту­пил пос­ле вы­хода кар­ти­ны "Та­бор ухо­дит в не­бо" Эми­ля Ло­тяну, где ак­три­са выс­ту­пила в об­ра­зе мо­лодой кра­сави­цы-цы­ган­ки Ра­ды - гор­дой и страс­тной. Свою "звёз­дную" кар­ти­ну Свет­ла­на То­ма пред­ста­вила и на про­шед­шем тра­дици­он­ном Фес­ти­вале рос­сий­ской куль­ту­ры 2018 го­да "Рос­сия в гос­тях у Эс­се­на", где и уда­лось с ней по­бесе­довать:

- Свет­ла­на, а как вы по­пали в ки­но? Ведь, ка­жет­ся, до это­го го­тови­ли се­бя к дру­гой про­фес­сии?

- Ну… Это бы­ла моя ис­то­ричес­кая встре­ча с Эми­лем Ло­тяну на трол­лей­бус­ной ос­та­нов­ке в Ки­шине­ве. Пе­ред са­мым пос­тупле­ни­ем на юр­фак ме­ня, 17-лет­нюю, на этой ос­та­нов­ке за­метил ас­систент мол­дав­ско­го ре­жис­сё­ра Ло­тяну, ко­торый тог­да как раз ис­кал ак­три­су на глав­ную роль для филь­ма "Крас­ные по­ляны". Пос­ле это­го я и сос­то­ялась сов­сем в дру­гой про­фес­сии.

- А до это­го хо­тели в ад­во­каты? Или, ро­дите­ли, мо­жет быть, нап­равля­ли вас на эту до­рож­ку?

- Нет. Прос­то моя те­туш­ка, ма­мина род­ная сес­тра, жи­ла тог­да в Бу­харес­те и бы­ла там дос­та­точ­но из­вес­тным ад­во­катом, док­то­ром пра­ва. Она при­ез­жа­ла к нам, мы с ней мно­го раз­го­вари­вали, и мне, с вы­соты мо­его юно­шес­ко­го вос­при­ятия жиз­ни, ка­залось, что это прек­расная и ин­те­рес­ная про­фес­сия. 

- И как род­ные, да­лекие в сво­их про­фес­си­ях от ис­кусс­тва, вос­при­няли то, что вы вдруг так рез­ко по­меня­ли свои стрем­ле­ния - от юрис­пру­ден­ции к ак­терс­тву?

- Ну да, у нас ни­ког­да не бы­ло в ро­ду ак­тё­ров и во­об­ще де­яте­лей ис­кусс­тва. Па­па -пред­се­датель кол­хо­за, ма­ма - в прош­лом под­поль­щи­ца… И ког­да мне Ло­тяну пред­ло­жил сни­мать­ся, ког­да он при­ехал к мои ро­дите­лям, спро­сил у них раз­ре­шения на мои у не­го съ­ем­ки…

- …а, да­же так? При­ехал сам к ро­дите­лям?

- Ну, ко­неч­но, так по­лага­лось, пос­коль­ку я же бы­ла тог­да не­совер­шенно­лет­няя, до­маш­няя де­воч­ка: на­до бы­ло по­лучить сог­ла­сие от ро­дите­лей. И Эмиль Вла­дими­рович, поз­на­комив­шись с мо­ими ро­дите­лями, был, на­до ска­зать, слег­ка удив­лен па­пиным от­но­шени­ем ко все­му это­му. Па­па, ес­тес­твен­но, выс­ка­зал свое мне­ние: что на­до мне сна­чала по­лучить нор­маль­ную про­фес­сию, а это ак­терс­тво… Оно не вос­при­нима­лось им как серь­ез­ное за­нятие в жиз­ни.

- А ма­ма?

- Ма­ма от­неслась к это­му ло­яль­нее. Но, ко­неч­но, то­же без осо­бого эн­ту­зи­аз­ма. Но Эмиль Вла­дими­рович су­мел их в кон­це кон­цов убе­дить, и я у­еха­ла с ним на пер­вые мои съ­ем­ки. В филь­ме "Крас­ные по­ляны". Во­об­ще, вся эта ис­то­рия про­изош­ла очень быс­тро, в те­чение бук­валь­но се­ми дней: с мо­мен­та зна­комс­тва с ним на той са­мой трол­лей­бус­ной ос­та­нов­ке, до - пер­во­го съ­емоч­но­го дня. Семь дней, ко­торые из­ме­нили мою жизнь, всю мою судь­бу. И в эти семь дней вмес­ти­лось всё: на­ше с ним зна­комс­тво, ре­шение ро­дите­лей, ак­тер­ские ки­ноп­ро­бы, ут­вер­жде­ние ме­ня в глав­ной ро­ли и, собс­твен­но, на­чало съ­ёмок.

- А в "Крас­ных по­лянах" вы то­же цы­ган­ка?

- Бо­же упа­си! И по­чему - "то­же"?!

- Из­ви­ните, не хо­тел вас оби­деть… Прос­то в вос­при­ятии мас­со­вого ки­ноз­ри­теля, ког­да зву­чит ва­ше имя, не­воль­но всплы­ва­ет об­раз кра­сави­цы-цы­ган­ки по име­ни Ра­да из филь­ма "Та­бор ухо­дит в не­бо". И по­том, вы же сни­мались в нес­коль­ких лен­тах имен­но в ро­лях цы­ганок…

- Да, в со­вет­ском ки­нема­тог­ра­фе из мо­их се­миде­сяти с лиш­ним ро­лей, я сыг­ра­ла в че­тырех филь­мах цы­ган­ку. И все че­тыре цы­ган­ки - это филь­мы по клас­си­ке. Пер­вая - Ма­ша в "Жи­вом тру­пе" Тол­сто­го, по­том Ра­да в "Та­боре", это Горь­кий, да­лее Ти­на в кар­ти­не "Мой лас­ко­вый и неж­ный зверь" по Че­хову и пос­ледняя - "Мои цы­гане" по ав­то­би­ог­ра­фичес­кой по­вес­ти гру­зин­ско­го клас­си­ка Но­дара Дум­бадзе на сту­дии "Гру­зия-Фильм". А в "Крас­ных по­лянах"…  нет, я ни­какая не цы­ган­ка. Обыч­ная мо­лодая де­вуш­ка. Это фильм о пер­вой люб­ви де­ревен­ской де­воч­ки, тон­кие вза­имо­от­но­шения, пер­вые эмо­ции. Очень кра­сивый, ро­ман­тичный фильм. По-мо­ему, и се­год­ня смот­рится на од­ном ды­хании! 

- Что ж тут уди­витель­но­го? "Та­бор…" то­же сей­час хо­рошо смот­рится.

- Ну, "Та­бор…" - это уже моя де­сятая кар­ти­на. Пос­ле пер­во­го филь­ма, а это был 1965 год, я пос­ту­пила в те­ат­раль­ный ин­сти­тут (а я учи­лась в Ле­нин­гра­де, в ЛГИТ­Ми­Ке, на эк­спе­римен­таль­ном кур­се, наб­ранном в Ки­шинё­ве), за­кон­чи­ла его. Еще во вре­мя уче­бы в ин­сти­туте ме­ня приг­ла­сил сни­мать­ся Вла­димир Яков­ле­вич Вен­ге­ров, из­вес­тней­ший ре­жис­сёр, и пред­ло­жил мне Ма­шу в "Жи­вом тру­пе". И для ме­ня, тог­дашней сту­ден­тки треть­его кур­са, ра­ботать ря­дом с та­кими боль­ши­ми ар­тиста­ми, как Алек­сей Ба­талов, Олег Ба­силаш­ви­ли, Ин­но­кен­тий Смок­ту­нов­ский, Олег Бо­рисов - это бы­ло что-то не­веро­ят­ное! И даль­ше, как го­ворит­ся, пош­ла уже раз­ви­вать­ся моя карь­ера в ки­но и в те­ат­ре. И вот, че­рез де­сять лет пос­ле пер­во­го филь­ма был "Та­бор ухо­дит в не­бо"…

- …са­мая, по­жалуй, зна­ковая ва­ша кар­ти­на.

- И зна­ковая она не толь­ко для ме­ня, но и для ре­жис­се­ра. Эмиль Ло­тяну - это уни­каль­ный ре­жис­сёр ро­ман­ти­чес­ко-по­эти­чес­ко­го ки­но в на­шем ки­нема­тог­ра­фе. И ран­ний ро­ман­ти­чес­кий Горь­кий, по мо­тивам рас­ска­зов ко­торо­го снят "Та­бор…", очень точ­но сов­пал по тог­дашне­му ду­шев­но­му нас­трою с нас­тро­ем ре­жис­се­ра Ло­тяну, ока­зал­ся ему бли­зок. Эта кар­ти­на при­нес­ла со­вет­ско­му ки­нема­тог­ра­фу не­малые ди­виден­ды. Кар­ти­на бы­ла куп­ле­на для по­каза в 120 стра­нах. Фильм этот по­лучил мно­жес­тво раз­ных прес­тижных меж­ду­народ­ных пре­мий, в том чис­ле Гран-при меж­ду­народ­но­го ки­нокон­курса в Сан-Се­басть­яне… У ме­ня то­же мно­го меж­ду­народ­ных при­зов за роль Ра­ды. Это фильм, ко­торый зна­ют во всем ми­ре. Нес­мотря на тог­дашний "же­лез­ный за­навес", ког­да во­об­ще ма­ло кто мог вы­ез­жать за гра­ницу СССР, толь­ко иног­да в Бол­га­рию, а я бы­ла с этим филь­мом в 47 стра­нах!

- А, кста­ти, на эту роль Ра­ды в "Та­боре…" вас сра­зу ут­верди­ли?

- Не-ет. Там на эту роль бы­ло нес­коль­ко очень серь­ез­ных пре­тен­денток и мно­го очень под­робных, тща­тель­ных ки­ноп­роб. Ведь Эмиль Ло­тяну из тех ки­норе­жис­се­ров, ко­торые, по­ка не убе­дят­ся, что имен­но этот ис­полни­тель смо­жет воп­ло­тить об­раз на эк­ра­не, не ут­вер­ждал ар­тиста на роль. Он до­бивал­ся всег­да точ­но­го по­пада­ния ар­тиста в об­раз, ко­торо­го он, ре­жис­сер, ви­дит для сво­его филь­ма. Ме­ня, нап­ри­мер, на роль Ра­ды ут­верди­ли толь­ко пос­ле треть­ей ки­ноп­ро­бы. Хо­тя я, ка­залось бы, бы­ла уже опыт­ная ак­три­са, и я вро­де счи­талась ак­три­сой Ло­тяну, и на­чина­ла у не­го… и так да­лее. Нет. По­ка он сам не убе­дит­ся в том, что это то, что он для се­бя ви­дит в бу­дущей кар­ти­не, - ни­кого и ни­ког­да не ут­вер­ждал. И это пра­виль­но и очень про­фес­си­ональ­но.

- И в ито­ге, для зри­теля вы - глав­ная цы­ган­ка СССР, хо­тя вы - не цы­ган­ка…

-  Да, я не цы­ган­ка. Но я - ар­тис­тка. В "Та­боре…", кста­ти, сни­мались цы­гане со все­го Со­вет­ско­го Со­юза, ко­торых тща­тель­но, каж­до­го, от­би­рал Ло­тяну. Так вот Ло­тяну сде­лал всё для то­го, что­бы цы­гане во вре­мя съ­ёмок при­няли ме­ня за свою. И они, нас­то­ящие цы­гане, пред­ставь­те се­бе, по­вери­ли в то, что я то­же ис­тинная цы­ган­ка!.. Они пот­ря­са­юще по­том ко мне от­но­сились… Нап­ри­мер, та­кой был слу­чай. Мне для съ­ёмок бы­ли куп­ле­ны ста­рин­ные зо­лотые рос­кошные серь­ги. И на­до ж бы­ло та­кому слу­чить­ся, что од­ну из них я… по­теря­ла. Кош­мар! Я ре­шила, что всё кон­че­но, ме­ня уда­лят из филь­ма, ли­шат ро­ли… И, пред­став­ля­ете, ког­да цы­гане, учас­тву­ющие в съ­ем­ках, об этом уз­на­ли, они - все до еди­ного! - ста­ли бук­валь­но пол­зать по по­ляне, про­щупы­вать сан­ти­метр за сан­ти­мет­ром всю съ­ёмоч­ную пло­щад­ку, и… НАШ­ЛИ серь­гу! Это бы­ло так тро­гатель­но!

А пос­ле пер­во­го по­каза, ко­торый сос­то­ял­ся в том мес­те Кар­пат, в го­род­ке Ви­ног­ра­дово, где мы сни­мали, вы­ходит на сце­ну са­мый глав­ный у цы­ган че­ловек, ста­рей­ши­на, на­зыва­емый "ба­ро" (по-рус­ски мы всег­да на­зыва­ли его "цы­ган­ский ба­рон"), го­ворит нам при­ят­ные сло­ва, по­том смот­рит на ме­ня: "А ты - нас­то­ящая цы­ган­ка, толь­ко скры­ва­ешь это. Ай, как не­хоро­шо!" Так я по­няла, что они ме­ня приз­на­ли.

- А как вы, опыт­ная уже ки­но­ак­три­са, от­но­ситесь к про­бам?

- К про­бам… Вы зна­ете, про­бы про­бам - рознь. Нап­ри­мер, в со­вет­ском ки­но ки­ноп­ро­бы - это был очень серь­ёз­ный про­цесс пе­ред съ­ем­ка­ми. Это бы­ли мно­гочис­ленные фо­топ­ро­бы, дол­гие по­ис­ки гри­ма, кос­тю­мов, про­бы с пар­тне­рами и без пар­тне­ров, в раз­ных сце­нах бу­дуще­го филь­ма, с ре­жис­се­рами, с ас­систен­та­ми, с опе­рато­рами, и дли­лось это по­дол­гу, все от­би­ралось очень под­робно и тща­тель­но тог­да.

- А се­год­ня не так?

- Се­год­ня… Зна­ете, я мно­го раз от­ка­зыва­лась в пос­леднее вре­мя от раз­ных ки­ноп­редло­жений, прос­то не хо­жу на про­бы. Ну что это за ки­ноп­ро­бы?! Пред­ставь­те, они сни­ма­ют вас, ак­три­су, на… те­лефон. И час­то тот, кто сни­ма­ет кар­ти­ну, мо­жет да­же во­об­ще не быть про­фес­си­ональ­ным ре­жис­сё­ром, а прос­то… не­понят­но кем, то есть ни­како­го про­фес­си­она­лиз­ма… Есть, ко­неч­но, та­лан­тли­вые ре­бята, кое-кто ухит­ря­ет­ся де­лать, нес­мотря ни на что, хо­рошие филь­мы, ко­торые ста­новят­ся со­быти­ями и у нас, и в ми­ре.

- Вы мно­го сни­мались, и не толь­ко у Ло­тяну…

- Да, мне по­вез­ло с ре­жис­се­рами, и я им всем очень бла­годар­на. Но, по­нима­ете, Ло­тяну был че­лове­ком, ко­торый от­крыл для ме­ня мир ки­но. Он был бес­ко­неч­но та­лан­тлив и это был тот ре­жис­сер, ко­торо­му я бес­ко­неч­но до­веря­ла. И Ло­тяну ни с кем срав­нить по уров­ню нель­зя. Он уни­кален. Но ра­ботать с ним бы­ло, ко­неч­но, слож­но. Он был вре­мена­ми прос­то ти­раном.

- Да­же по от­но­шению к вам?

- Осо­бен­но ко мне…

- Воп­рос, мо­жет быть, для вас неп­ри­ят­ный, из­ви­ните. Вы упо­мяну­ли о "Жи­вом тру­пе". Прек­расный фильм, и вы мне в ро­ли Ма­ши очень пон­ра­вились, но… Ме­ня там очень сму­щал го­лос, ко­торым го­вори­ла ва­ша Ма­ша. По­том я по­нял, что это го­лос… Люд­ми­лы Гур­ченко. Как  по­лучи­лось, что вас оз­ву­чили?

- Де­ло в том, что я сни­малась в "Жи­вом тру­пе", бу­дучи сту­ден­ткой ин­сти­тута. Ког­да приш­ло вре­мя оз­ву­чания… А, на­до ска­зать, Вен­ге­ров дру­жил с Люд­ми­лой Мар­ковной, ко­торая в то вре­мя бы­ла без ра­боты. И Вен­ге­ров, ви­димо, ре­шил: "Ну, То­ма сту­ден­тка…" То есть я, сту­ден­тка, бы­ла бес­прав­на! И я тог­да не мог­ла за­явить об этом и предъ­явить свои пре­тен­зии.

- А как вы от­неслись к ко­неч­но­му ре­зуль­та­ту этой за­мены?

- Гур­ченко, при всём мо­ём ува­жении к ней как к пот­ря­са­ющей ак­три­се, я счи­таю, "не по­пала" в Ма­шу. По­тому что моя Ма­ша - это юное, све­жее, чис­тое су­щес­тво. И го­лос Гур­ченко "не по­пал" в эту юность и чис­то­ту. Но я прос­то бы­ла пос­тавле­на пе­ред фак­том. Ког­да я приш­ла на премь­еру, я...

- … а вы что - толь­ко на премь­ере об этом уз­на­ли?

- Да, толь­ко на премь­ере! Я жда­ла вы­зова на оз­ву­чание, жда­ла, жда­ла, но вы­зова всё не бы­ло… Алек­сей Вла­дими­рович Ба­талов вре­мя от вре­мени ло­жил­ся в боль­ни­цу, у не­го бы­ли проб­ле­мы с гла­зами, и я ду­мала, что оз­ву­чание за­дер­жи­ва­ет­ся по этой при­чине… Но ког­да я при­еха­ла на премь­еру в Ле­нин­град, я - ах­ну­ла. Ме­ня прос­то выз­ва­ли на премь­еру!?.. Для ме­ня это был удар. Страш­ней­ший. Я, ко­неч­но, спро­сила у Вен­ге­рова, в чем тут де­ло. А Вла­димир Яков­ле­вич объ­яс­нил мне, что, мол, ну ты дол­жна по­нять, ты все-та­ки сту­ден­тка… и так… и сяк… Это был очень неп­ри­ят­ный мо­мент для ме­ня.

- Вас мас­со­вый зри­тель боль­ше зна­ет и лю­бит все-та­ки как ки­но­ак­три­су… Пе­ред ва­ми не вста­вала ди­лем­ма - те­атр или ки­но?

- Да нет… Был и те­атр, бы­ло и ки­но. И тем и дру­гим за­нима­лась. Есть ин­те­рес­ные ро­ли, есть про­фес­си­ональ­ная ра­бота. Это всё для ме­ня - ра­бота. Я очень люб­лю те­атр и - очень люб­лю ки­но. Я и се­год­ня не за­бываю те­атр: иг­раю в ан­треп­ризных спек­таклях.

- Ког­да вам что-то пред­ла­га­ют, есть ли для вас та­бу: на что вы ни­ког­да не пой­дё­те?

- Ни­ког­да - на раз­ру­шитель­ную энер­гию пер­со­нажа. На тех пер­со­нажей, ко­торые раз­ру­ша­юще дей­ству­ют на пси­хику зри­теля. На это ни­ког­да не сог­ла­шусь.

- От­ка­зыва­лись от ро­лей?

- О-о! Ко­неч­но, и мно­го раз.

- Не жа­ле­ете по­том?

- Нет, не жа­лею. Всё ведь еще за­висит от лю­дей, от съ­ёмоч­ной груп­пы, от че­лове­чес­ких ка­честв учас­тни­ков съ­ёмок. Бы­вало, я при­ез­жа­ла на про­бы и вдруг чувс­тво­вала, что ре­жис­сёр мне… неп­ри­ятен, вы­зыва­ет раз­дра­жение. В че­лове­чес­ком пла­не. Ког­да нет кон­такта че­лове­чес­ко­го, ни­чего не по­лучит­ся и в твор­чес­тве. У ме­ня бы­ла единс­твен­ная в мо­ей прак­ти­ке кар­ти­на (на­зывать её не бу­ду), где ме­ня уже ут­верди­ли на роль, но у ме­ня ока­залась пол­ная не­сов­мести­мость с пар­тне­ром, с ко­торым на­до бы­ло иг­рать лю­бовь и все та­кое, и - ни­чего не по­лучи­лось. Я уш­ла.

- С до­черью Ири­ной Ла­чиной сни­мать­ся при­ходи­лось?

- Да. В се­ри­але, ко­торый при­нёс ей боль­шую из­вес­тность - "Ле­ди Бомж" и "Ле­ди Босс". У ме­ня там не­боль­шая роль, эпи­зоди­чес­кая, но важ­ная для сю­жета. А ког­да она бы­ла ма­лень­кая, у ме­ня с ней бы­ло нес­коль­ко об­щих филь­мов, где я - ма­ма, а она - доч­ка.

- А с род­ным че­лове­ком вам иг­рать лег­че или труд­нее?

- На пло­щад­ке нет род­ных лю­дей. Это ра­бота, и ты ак­три­са, и они ак­тё­ры, и толь­ко.

- Воп­рос, ко­торый не мо­гу вам не за­дать: вы так пот­ря­са­юще выг­ля­дите, в та­кой от­личной фи­зичес­кой фор­ме. Есть у вас ре­цепт это­го?

- Мой ре­цепт - это Все­выш­ний… Но во­об­ще-то, я же быв­ший спорт­смен. За­нима­юсь и сей­час. Пос­то­ян­но. Ут­ром - ком­плекс по­луча­совой. Да­же иног­да се­бя за во­лосы тя­ну и - де­лаю эту за­ряд­ку. На­до быть в фор­ме.

Ав­тор вы­ража­ет бла­годар­ность Об­щес­тву "Rhein-Ruhr-Russland" (Эс­сен) в ли­це Лю­бови Яков­ле­вой-Шнай­дер и Мар­ти­на Шнай­де­ра за по­мощь в ор­га­низа­ции это­го ин­тервью."

_______________________________  
На фо­то:

Цве­ты - лю­бимой ак­три­се.
Свет­ла­на То­ма на "крас­ной до­рож­ке" в Эс­се­не.
Свет­ла­на То­ма.
Во вре­мя бе­седы с ав­то­ром.
С. То­ма в филь­ме "Та­бор ухо­дит в не­бо".

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть двенадцатая

«Нет, уж, милостивая государыня, этого в Евангелии точно нет!!!»

Граф Разумовский: «Боюсь, государыня, в России мор будет»

«Пуд сала на лечение его высочества...»

Игорь Альмечитов май 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка