Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x
январь 2007

БОСТОНСКАЯ ПРИМА

А. Цыбульская
Эксклюзивное интервью с прима-балериной Бостонского балета Ларисой Пономаренко

Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ
cпециальный корреспондент “Кругозора”

Ponmarenko in La Sylphide; photo by Angela Sterling
Ponmarenko in La Sylphide;
photo by Angela Sterling

Прима-балерина Бостонского балета Лариса Пономаренко танцует партии классического мирового репертуара и получила широкое признание любителей хореографического искусства. Американцы на спектаклях скандируют: «Brаvо, Larissa!». Cоотечественники выясняют, в какой день очередной премьеры будет состав именно с её участием — стремятся попасть «на Ларису».

В чём же секрет её сценического воздействия? Конечно же, в несомненном очаровании её индивидуальности. В танцевальной виртуозности, что находит опору в психологической окраске образов. В принадлежности к несравненной хореографической школе Петербургского училища имени Агриппины Вагановой. (Благодаря вкладу балетмейстера — француза Мариуса Петипа, осевшего в Петербурге, поставившего все балеты П. И. Чайковского; педагогической деятельности балерины А. Вагановой, чьё имя и носит училище; творчеству балетмейстеров Николая Легата, Михаила Фокина и ряда других, впоследствии сформировалась особая, признанная всем миром петербургская школа балета с уникальными по благородству и поэтичности осанкой танцовщиков и жестом рук).

Ларису отличают певучие линии танца, лирический дар. Но она разнопланова: ей присуща и комедийность. Она одинаково чутко ощущает хореографическую романтику старинных балетов и современный дисгармоничный стиль со скошенными движениями, сломанными линиями, нарушенными пропорциями.

 

Так получилось, что уроженка Одессы Лариса Пономаренко стала «звездой» Бостонского балета и держит марку вот уже почти 14 лет.

Она исполняет партии, в которых прославились великие балерины. Поэтому требовательна к себе и неизменно скромна. «Маленькая балерина» не самой многочисленной хореографической труппы, Лариса становится внимательнейшей ученицей, когда работает с опытными хореографами. И это делает ей честь. Она считает, что чрезвычайно многому научилась у русских хореографов-репетиторов, довольно долго трудившихся во благо Бостонского балета. Это блистательные солисты петербургского Мариинского (в прошлом Кировского) театра: Татьяна Легат (внучка вышеупомянутого Н. Легата), Татьяна Терехова, Сергей Бережной. Они подняли уровень мастерства всей бостонской труппы как для солистов, так и для кордебалета.

«Как необыкновенно интересно было работать с ними! Можно только жалеть, что сейчас их нет в компании», – говорит балерина.

Муж её – Виктор Плотников – тоже родом из Украины, только из Харькова, и также окончил Вагановское. Правда, опередил её по возрасту на три года. И – о, радость! – оба были приняты в труппу Донецкого театра оперы и балета. Там и свела их судьба с талантливейшим танцовщиком Вадимом Писаревым, который повлиял на весь их творческий рост. Он к моменту их прихода в труппу уже прошёл стажировку в Большом театре Союза ССР, поднялся на более высокую ступень и был источником вдохновения для начинающих солистов.

 

– Свою первую Жизель я танцевала именно с ним, – вспоминает Лариса. – А сейчас он – один из немногих, кто не уехал за границу, он даже учредил в Донецке ежегодный Международный конкурс балета, куда съезжаются «звезды» со всего мира…

– А как в Бостоне оказались?

– Приняли участие в Международном конкурсе, проходившем в г. Джексоне, штат Миссисипи. Стали дипломантами. Два года проработали в балетной труппе этого города. А затем, во многом благодаря заметившей нас Анне-Марии Холмс, – правой руке тогдашнего артистического директора Бостонского балета Брюса Маркса, – получили приглашение в его труппу.

Когда на постановку «Корсара» в качестве консультанта в 2001-ом году приезжала из Петербурга великая балерина Н. М. Дудинская, ставшая к тому времени выдающимся педагогом того же Вагановского училища, она успела оценить достоинства Ларисы Пономаренко.

С тех пор художественное руководство театра несколько раз сменилось. Однако эта супружеская пара продолжает идти рука об руку.

Характерно: поэтический ореол воплощённых Ларисой образов даёт ощущение возвышенности балетного искусства. Балерина, встав на пуанты, приподнимается над прозой реальности. Её героини – страдающие, любящие, жертвующие собой – всегда непохожи друг на друга, а подчас даже и контрастны. Вглядимся же в них.

 


…Со ступеней индийского храма, вытянув носок, приготовившись к танцу, спустилась под голубой чадрой Никия – храмовая танцовщица из балета «Баядерка» на музыку Л. Минкуса – шедевра, созданного великим балетмейстером Мариусом Петипа. Никия – Л. Пономаренко – покоряет и драматическим, и танцевальным мастерством. Когда героиня, приглашённая для увеселения знатных гостей, появляется на сцене, она приковывает к себе внутренним напряжением. В позе – горделивое достоинство. Сопернице – принцессе Гамзати, отнимающей у неё жениха, она глядит в глаза. Ещё секунда – и в её руках сверкнёт кинжал, ибо Никия – непокорная рабыня… В танце балерины – возвышенность лирики, пленительность танцевальных па, раскрывающих эмоции, и внезапно обрушивающаяся стихия темперамента.

А как ей удаётся передать волнение любви!.. Впервые увидев Солора (Ю. Яновский), её Никия устремляется к нему, словно завороженная. Начинается Адажио (медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете), раскрываемое в пируэтах, поддержках, вращениях…

По сюжету влюблённым не дано соединиться. Ужаленная коварно положенной в корзину с цветами змеёй, Никия гибнет. В исполнении Ларисы Пономаренко танец этот становится трагической кульминацией.

 


В величайшем творении Петипа – 3-ем акте – акте Теней – Солору в забытьи опиума мерещится умершая возлюбленная. В грёзе происходит их встреча. Это второе Адажио. Солора с Никией – теперь бесплотной, отделённой от всего земного, но по-прежнему излучающей любовь словно издалека. Никия – уже Тень…

В самом великом творении М. Петипа, созданном им вместе с Л. Ивановым, – «Лебедином озере» П. И. Чайковского – Лариса Пономаренко исполняет сложнейшую двойную партию Одетты-Одиллии. В этих контрастных образах Лариса одухотворена благородством и совершенством красоты бессмертной хореографии.

В сцене появления Зигфрида (В. Плотников) её Одетта подобна трепещущей птице. Фигурка балерины передаёт незащищённость, во всём – невольный жест обреченности: в движениях корпуса, в наклоне головы, в лёгком изгибе кисти руки.

В знаменитом Адажио Одетты и Зигфрида, получившем название «Песнь Торжествующей Любви», с его медлительной элегичностью и нарастающим волнением, Л. Пономаренко достигает апогея. Она напоминает о балеринах начала прошлого века с трагично никнущими руками и декадентской угловатостью.

Её Одиллия, которую Зигфрид принимает за Одетту, предстаёт в контрастной пластике. Острый, хищный, победительно надменный взгляд венчает горделивый «балеринский» апломб, повелительный «стальной» носок, знаменитые 32 фуэте (вращение на одной ноге – Ред.), «прокрученные» с виртуозностью. Демоническая суть Одиллии, выявляемая Ларисой, соответствует чёрному цвету её пачки.

А в «Спящей красавице» на музыку П. И. Чайковского и тоже в хореографии Петипа, её Аврора – олицетворение чистоты и света. Она – идеальная героиня. А вот в ещё одном шедевре М. Петипа на музыку Л. Минкуса, предложенного в этом сезоне театром в версии Р. Нуриева, – балете «ДонКихот» – Пономаренко танцует брызжущую радостью партию Китри. Сам Дон-Кихот – фигура в балете репрезентативная, но по величию сердца он помогает влюблённым. И балет становится праздником счастья! Лариса просто восхищает грацией и сверкающим каскадом танца. Во всех продолжительных па-де-де она искромётна, полётна, исполнена лукавства. Классическая «голубая» балерина обнаруживает вихревой испанский темперамент!

 


Ей не впервые раскрывать комедийные характеры. Например, в «Укрощении строптивой» (постановка хореографа 20-го века Джона Крэнко, музыка К. Штольца) её забавная фурия Катарина демонстрирует строптивость в эксцентричной пластике. Она обегает сцену, чуть прогнув спину, отодвинув локти назад, полуприпрыжкой. Выслеживает врага, чтобы в ярости ударить, застигнув врасплох. Она даёт ногой пинок, рукой – затрещину и не беспокоится, хороша или нет в эти мгновенья. В войне против Петруччио она в ярости. Преображение происходит под влиянием неожиданно просыпающейся любви. Исчезает угловатость. Резкость жестов сменяется мягкой женственностью. И происходит укрощение!.. Эту правду внутреннего перерождения Лариса Пономаренко сценически доносит и необычайно тонко, и в то же время предельно убедительно.

А вот другой всемирно известный балет – Д. Крэнко «Евгений Онегин». Лариса танцует в нём партию Татьяны. Незабываемая сцена письма Татьяны. У письменного столика она проводит считанные мгновенья. Затем встаёт, пересекает комнату, всматривается в зеркало и… видит перед собой Онегина! По воле хореографа её воображение наколдовало этот выход из Зазеркалья. Начинается страстное Адажио, где чувство Татьяны угадывается в ещё не высказанном признании. Оно затаилось в протяжённости жеста, переменчивости арабесков (летящей позиции), стало наваждением, охватившем Татьяну…

Она всегда в образе, в характере своих героинь и проживает на сцене их полный конфликтов жизненный путь, чувствуя хореографическую стилистику и эстетику, заданную различными постановщиками.

Когда Лариса танцует Жизель, в сцене сумасшедствия её бедной героини, она передает такое волнение, что вас будто что-то приподнимает из кресла… Любовь, измена, потеря счастья, без которого незачем жить, – вот шкала чувств героинь Ларисы Пономаренко. И нет здесь никакой архаики!

В балете «Дама с камелиями» на музыку из произведений Шопена в постановке современного хореографа Вала Канипароли Лариса исполнила партию Маргариты Готье. О-о, как пришлись впору все её умения и природные данные! Она ведёт пантомимический диалог с партнёром так, что можно забыть об условности жанра – её жесты, взгляд, каждая поза подкупают естественностью и благородством. Именно в этом балете артистка создаёт ощущение камерности, интимной атмосферы… Ее любовь к Арману (Ю. Яновский) и есть само откровение!

И танцовщица облагораживает свою грешную героиню. Но появляется отец, требующий самоотречения Маргариты, и танец Маргариты-Пономаренко становится криком отчаяния!

В «Сказках Арабской ночи» – опусе выдающегося датского хореографа прошлого Августа Бурнонвиля – Лариса Пономаренко танцевала прелестную девушку по имени Ирма, которой пришлось спасать легкомысленного возлюбленного. Кульминацией этой роли-партии становился виртуозный танец, которым героиня отвлекала властителя, чтобы он не послал погоню за повстанцем. Так дивертисмент (танец для развлечения) наполнялся драматизмом.

Незабываема Лариса и в партии Джульетты из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» (Хореограф Д. Пелциг). Свою героиню-подростка она наделяет страстностью, пленительностью, женственностью… Трогательна обезоруживающе искренняя Золушка Л. Пономаренко из одноимённого балета С. Прокофьева… И это далеко не весь перечень ролей!

Недавно мы встретились совсем ненадолго перед её каждодневным утренним тренингом в классе. Предстоял тяжёлый рабочий день: вечером ей предстояло танцевать в «Щелкунчике».

На моё высказывание о том, что она заслуживает большей популярности, балерина возразила:

– В Америке, чтобы добиться широкой известности, нужно чтобы реклама кричала о тебе, да ещё непрерывно, а я этого не люблю.

Да, она действительно остаётся скромной и верной тому художественному завету, согласно которому следует любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Но при этом знает цену своему успеху: это тяжелейший, изнурительный труд на протяжении всей жизни во имя мастерства, дающего право танцевать столь трудные партии. А само мастерство может расти только на репертуаре. А после спектаклей надо бинтовать стёртые в кровь пальцы…

Держит фотографии. Заметив моё любопытство, поясняет:

– Это из балета «Евгений Онегин». Виктор танцевал партию Онегина, но нас не ставили в одном составе. Он танцевал с Адрианой Суарес, с Полляной Рибейро. Когда мы танцевали в этом спектакле, он исполнял партию Гремина. Вот, посмотрите...

Очень выразительно. Видны характер и чувства обоих.

– Вот бы и читатели «Кругозора» этот снимок увидели! Дарите? Спасибо!

И ещё я спросила:

– А Ваша родная Украина – что значит она для Вас после стольких лет жизни в Америке?

– Так у нас же и в Одессе, и в Киеве родители, близкие, друзья. Конечно, мы туда стремимся, нам хочется всех повидать, и мы ездим домой каждый год летом отдыхать. И Киев, и Одесса преображены реставрационным обновлением. Они стали очень красивыми. Но жизнь людей вокруг трудна. Повседневные заботы отодвигают интерес к искусству. Театральные залы на хороших спектаклях не заполнены...

Мы прощаемся. Лариса спешит к балетному станку. Ведь в этом – жизнь её!..

Larissa Ponomarenko and Nelson Madrigal in Don Quixote pas de deux; photo by Gene Schiavone
Larissa Ponomarenko and Nelson Madrigal in Don Quixote pas de deux; photo by Gene Schiavone
Ponmarenko with Carlos Molina (DSC 0262) in George Balanchine’s Divertimento No. 15; photo by Eric Antoniou
Ponmarenko with Carlos Molina (DSC 0262) in George Balanchine’s Divertimento No. 15; photo by Eric Antoniou

* * *

Сценические создания эфемерны. Они живут пока идёт спектакль. Что остаётся зрителям? Благодарная память за просветление души, за уход от житейской прозы в мир вымысла, воображения, мечты. Редкая возможность соизмерить возвышенное и земное. За многоликостью воплощённых Ларисой Пономаренко героинь проступает сущность самой актрисы. Вдумчивой, серьёзной, одухотворенной.

И такой искренней!..

Обаятельной Ларисы.


Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Борьба за мировое лидерство или драка за планетарные ресурсы?
Борьба за мировое лидерство или драка за планетарные ресурсы?

Суть и смысл войны в Украине становятся понятными лишь с осознанием того, что она является эхом глобального кризиса. И что подобное эхо будет звучать в разных уголках Земли всё чаще и чаще…

Сергей Дяченко октябрь 2022

ИСТОРИЯ

«Герр полицай» какими были добровольные помощники Гитлера
«Герр полицай» какими были добровольные помощники Гитлера

Для поддержания «нового порядка» на оккупированных территориях у германского командования не хватало своих солдат. И тогда на службу во вспомогательную, а затем и в специальную полицию стали принимать местных коллаборационистов.

Сергей Кутовой октябрь 2022

55 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ ЧЕ ГЕВАРЫ

Последний поход Че (поэма памяти Эрнесто Гевары)
Последний поход Че (поэма памяти Эрнесто Гевары)

Пока моё сердце бьётся,
Покуда тверда рука
Мне выбирать не придётся,
Дорога моя - борьба!

Сергей Дин октябрь 2022

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x
Исчерпан лимит

Исчерпан лимит гостевого доступа

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить безлимитный доступ к публикациям на сайте.

Регистрация беслатна и конфенденциальна

Регистрация

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook