Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

Опубликовано 28 Февраля 2008 в 17:00 EST

Когда торжественно отмечалось 60-летие победы над фашизмом, почему-то никто не вспомнил о кинематографистах – свидетелях и участниках Второй мировой войны. Их фильмы смотрели тогда миллионы и миллионы зрителей. А имена кинозвёзд солдаты на фронте знали совсем не хуже, чем имена своих главнокомандующих.
А что сами кинозвёзды? Как они вели себя, когда после окончания съёмок возвращались домой и оставались один на один со своими мыслями по поводу происходящего в мире? Увы и к сожалению, весьма по-разному.
Гостевой доступ access Подписаться


 

Владимир ИВАНОВ 
Режиссёр фильма, искусствовед и кинокритик. Ванкувер, Канада

Историк кино, кинокритик, кинорежиссёр. После окончания Всесоюзного Государственного института кинематографии (ВГИК) работал в Госфильмофонде СССР и дирекции Московского Международного кинофестиваля. Был автором телепередач о знаменитых киноактёрах периода «золотой эпохи Голливуда», а также принимал участие в выпусках «Кинопанорамы» времён Алексея Каплера. Печатался в журнале «Советский экран», газете «Известия».
В 1994 году был приглашён в жюри Международного кинофестиваля в Иерусалиме, а в 1995 году, после переезда на жительство в Канаду, был членом жюри Международного кинофестиваля в Ванкувере, где сейчас проживает. Автор фильмов «ЦЕНА СЛАВЫ», «ТАНЦУЮЩИЕ КИНОЗВЕЗДЫ: ВРЕМЯ И СУДЬБЫ», «ПЕТЕР»: ВОСПОМИНАНИЕ».
По приглашению «Босфильма» Владимир Иванов прилетит в Бостон в начале марта на премьеру фильма «ЦЕНА СЛАВЫ».
Владимир ИВАНОВ
Режиссёр фильма, искусствовед и кинокритик.
Ванкувер, Канада

Историк кино, кинокритик, кинорежиссёр. После окончания
Всесоюзного Государственного института
кинематографии (ВГИК) работал в Госфильмофонде СССР
и дирекции Московского Международного кинофестиваля.
Был автором телепередач о знаменитых киноактёрах периода
«золотой эпохи Голливуда», а также принимал участие
в выпусках «Кинопанорамы» времён Алексея Каплера.
Печатался в журнале «Советский экран», газете «Известия».

В 1994 году был приглашён в жюри Международного кинофестиваля
в Иерусалиме, а в 1995 году, после переезда на жительство
в Канаду, был членом жюри Международного кинофестиваля в
Ванкувере, где сейчас проживает.
Автор фильмов «ЦЕНА СЛАВЫ», «ТАНЦУЮЩИЕ КИНОЗВЕЗДЫ:
ВРЕМЯ И СУДЬБЫ», «ПЕТЕР»: ВОСПОМИНАНИЕ».

По приглашению «Босфильма» Владимир Иванов прилетит
в Бостон в начале марта на премьеру фильма «ЦЕНА СЛАВЫ».

Премьера в Бостоне кинофильма «ЦЕНА СЛАВЫ»: о поющих кинозвёздах – МАРЛЕН ДИТРИХ, ЛЮБОВИ ОРЛОВОЙ, ЦАРЕ ЛЕАНДЕР и ЭДИТ ПИАФ

Когда торжественно отмечалось 60-летие победы над фашизмом, почему-то никто не вспомнил о кинематографистах – свидетелях и участниках Второй мировой войны. Их фильмы смотрели тогда миллионы и миллионы зрителей. А имена кинозвёзд солдаты на фронте знали совсем не хуже, чем имена своих главнокомандующих.

А что сами кинозвёзды? Как они вели себя, когда после окончания съёмок возвращались домой и оставались один на один со своими мыслями по поводу происходящего в мире? Увы и к сожалению, весьма по-разному. Одни принимали решение идти на фронт. Другие, рискуя жизнью, выступали на передовой. Третьи, заботясь лишь о карьере, пытались никак не реагировать на происходящее, даже когда их родную землю топтали сапоги оккупантов. Наконец, четвёртые – беззастенчиво набивали свои карманы и для них было совершенно неважно, кто и за что им платит. Кто-то, возможно, скажет, что кинозвёздам можно простить всё. Но так ли это?

Вот, например, великая Грета Гарбо, приехавшая в Голливуд из Швеции. Никогда не интересуясь политикой, она всё же постоянно отказывалась от весьма заманчивых предложений Геббельса, министра нацистской пропаганды, сняться в Германии. Актриса знала, что Гитлер в восторге от неё, особенно от фильма «Дама с камелиями», который он разрешил показывать, несмотря на «неарийское» происхождение режиссёра картины Джорджа Кьюкора. Незадолго до войны Гитлер лично пригласил Гарбо приехать в Берлин. И она, как вспоминал позже её близкий друг Сэм Грин, говорила о том, что готова поехать в Германию, чтобы убить Гитлера. Гарбо была уверена: её не станут обыскивать и она сможет пронести истолет в косметической сумочке.

А вот эпизод из жизни другой знаменитой шведки – Ингрид Бергман. В 1938 году ей, восходящей звезде шведского кино, тот же Геббельс предложил выгодный контракт на два фильма. И Бергман приехала в Берлин. Вернувшись после окончания съёмок первого фильма на родину, Бергман заявила, что в Берлин больше не поедет. Незадолго до смерти знаменитая звезда сыграла одну из своих лучших ролей – роль Голды Меир в американском телевизионном фильме «Голда», посчитав это своим долгом. Актриса тогда сказала, что всю жизнь хотела искупить вину за совершённый ею в молодости необдуманный поступок.

Но мало кто знает, что Бергман, согласившись сниматься в Берлине, последовала тогда примеру другой шведской актрисы и певицы Цары Леандер, которая стала самой знаменитой кинозвездой нацистской Германии. В отличие от своих соотечественниц Гарбо и Бергман, эта кинодива не испытывала угрызений совести из-за того, что снималась в нацистской Германии. Получаемые Леандер огромные гонорары обеспечили Геббельсу её молчание по поводу происходящего вокруг и готовность сниматься в фильмах, которые были очень нужны министру пропаганды. Когда после разгрома Германии Сталин спровоцировал холодную войну с Западом, он распорядился показывать в Советском Союзе именно эти, взятые в качестве трофеев, фильмы с участием Цары Леандер («Восстание в пустыне», «Дорога на эшафот»).

Любопытное совпадение: именно в это время на советские экраны вышел и антиамериканский фильм режиссёра Г. Александрова «Встреча на Эльбе», звездой которого была его знаменитая супруга Любовь Орлова. Сталин так отреагировал на новую картину своей любимой актрисы: «Фильм сделан со знанием дела!». И тут же его любимцы получили очередную Сталинскую премию. Что интересно, до сих пор никто в России не рискнул прямо назвать эту ленту грубо сколоченной антиамериканской подделкой. Как и знаменитый фильм с участием Л. Орловой «Цирк» – стопроцентно пропагандистским, восхвалявшим СССР как страну, «где так вольно дышит человек», в то время, когда всё более набирало обороты колесо массовых репрессий. И кому, как не Орловой и Александрову, было не знать о происходящем? Но звёздная пара восхваляла сталинский режим как никто другой, взахлеб.

Разумеется, звёздам французского кино и эстрады в это время ничего не угрожало. Далёкие от политики (хотя в 30-е годы политические кризисы сотрясали страну один за другим), эти люди были озабочены лишь одним – как можно дольше удержаться на вершине славы. Даже когда их любимая Франция оказалась разгромленной и оккупированной. Напомним, что страну в это время покинули немногие кинозвёзды. Пожалуй, только Жан Габен и Мишель Морган, а также актриса и певица Жозефина Бейкер. Все же остальные, т. е. подавляющее большинство, чувствовали себя при немцах достаточно комфортно – снимались в кино, выступали на сцене, пели в мюзик-холлах и кабаре. Как та же Эдит Пиаф. Именно в годы оккупации Эдит обрела огромную популярность и стала получать баснословные гонорары. Немцы её тоже любили, и это с их согласия певица выступала в лучших концертных залах и кабаре оккупированной ими Франции, а в 1941 году даже снялась в фильме «Монмартр-на-Сене», в котором сыграла главную роль. Певица гастролировала по Франции и выезжала с концертами не только в оккупированную немцами Бельгию, но даже в нейтральную Швейцарию, куда при первой же возможности бежали многие европейские знаменитости. В годы войны Пиаф также дважды побывала в Германии...

Совсем иначе вела себя в эти тёмные времена самая знаменитая немецкая киноактриса и певица Марлен Дитрих, ставшая звездой Голливуда. Антифашистка по убеждениям, она помогала беженцам из нацистской Германии, а потом, когда США вступили в войну, приняла активное участие в распространении облигаций военного займа и стала выступать перед солдатами, готовившимися отправиться в Европу. Затем Дитрих обратилась с просьбой разрешить ей выступать с концертами на фронте. Много можно рассказать о героизме Марлен, певшей перед солдатами на передовой, порой с риском для жизни. Единственное, чего Дитрих боялась – это попасть в плен. Нетрудно представить, что сделали бы с ней нацисты... И как бы сейчас не пытались авторы многочисленных книг о знаменитой голливудской диве представить её, прежде всего, как сексуально озабоченную особу, факт остаётся фактом – именно Марлен Дитрих в годы войны являла собой пример человека и актрисы, которую нельзя было ни испугать, ни купить. Увы, довольно редкий пример. Для нашего времени тоже.

Премьера
Премьера

 

Все вышесказанное легло в основу полнометражного музыкального кинофильма «ЦЕНА СЛАВЫ», рассказывающего о четырёх поющих кинозвездах – МАРЛЕН ДИТРИХ, ЛЮБОВИ ОРЛОВОЙ, ЦАРЕ ЛЕАНДЕР и ЭДИТ ПИАФ. В фильм «ЦЕНА СЛАВЫ» включены уникальные архивные киноматериалы и фрагменты из фильмов, совершенно неизвестных в Америке. Картина демонстрируется на русском языке. Продолжительность фильма – 1 час 35 мин.

 

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

МИР ЖИВОТНЫХ

ИЗ ЦАРЕЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФАУНЫ - В ЗВЁЗДЫ АНТИЧНОГО ШОУ-БИЗНЕСА (Часть вторая)

Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?

Аким Знаткин октябрь 2024

НЕПОЗНАННОЕ

Могут ли законы физики ограничить наше воображение?

Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.

Сергей Кутовой октябрь 2024

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Стратегия выжженной земли или второй сон Виталия Викторовича

Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.

Виталий Цебрий октябрь 2024

ОСТРЫЙ УГОЛ

Методы дрессировки человека

Подчинить себе других намного проще, чем сохранить собственную свободу.

Сергей Дяченко сентябрь 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка