Лилия Мучник и друзья музыки
Опубликовано 5 Августа 2008 в 17:00 EDT
Лалла РУК
Так называлась программа концерта в Jordan Hall из серии бесплатных вечеров в New England conservatory, даваемых профессорами и педагогами. По инициативе солирующей скрипачки Лилии Мучник, получившей образование в московском институте имени Гнесиных, а ныне педагога и музыкального директора камерного музыкального общества Новой Англии, публике была предложена необычно яркая по составу произведений программа с большим количеством участников-инструменталистов. Выбор исполняемых произведений определил высокую и сосредоточенную атмосферу музицирования. А она сама предстала как строгий ансамблист.
Точкой отсчёта явилось само начало, когда прозвучал Фортепианный квинтет F-minor, op. 34 Иоганнеса Брамса (1833–1897). Объединяемые общим пониманием европейских симфонических традиций, которые развивал Брамс, и роли солирующих инструментов, проникнутые чувством стиля, музыканты выявили в этом четырёхчастном произведении певучий, столь присущий композитору песенный мелодизм, припрятанный под интеллектуальной формой произведения. Партию фортепиано с отточенным мастерством и чуткостью исполнил Виктор Розенбаум. Звуки поднимались выше и выше, пока не истаяли под сводами зала.
Строгому академизму первого отделения было противопоставлено второе, которое знакомило с творчеством композиторов ХХ века, в том числе наших современников. Заметим, исполняемые произведения отбирались по признакам преобладания в них фольклорных мотивов. Незнакомые сочинения ослепили необычными сочетаниями тембров, броской колоритностью, сменой ритмов. Так, начало невольному состязанию между ними положило исполнение Le Grand Tango, ныне обретшего чрезвычайную популярность Астора Пьяццолы (1921–1992). В исполнении Лилии Мучник и Элины Блайндер (фортепиано) тягучие пряные краски музыки искрились, обретали завораживающую власть танцевального ритма, покорившего мир в 20-е годы ХХ столетия, и с тех пор удержавшего свою позицию превосходства над всеми модами века.
Музыку Освалдо Голыхова (1960 г. рождения) – уроженца Аргентины, не так давно переехавшего в Бостон, – публика могла услышать минувшей осенью в Majestic Theater, где была представлена его опера «Айнадамар», посвящённая Ф. Г. Лорке, а также в концерте Symphony Hall, где исполнялся его камерный концерт, вызвавший шквал оваций. В рецензируемом концерте прозвучали два сочинения композитора: Lullaby and Doina и Last Round. Своеобразная по сочетаниям тембров, по аргентинским ритмам, а в данном случае – по ритмам Молдавии и Румынии, – эта музыка воздействует страстью, динамикой, ослепляющей красотой мелодий. Состав инструментов: флейта (Элжбета Брандис), кларнет (Мей Ми Лан), скрипка (Лилия Мучник), альт (Джоан Эллерсик), виолончель (Уинг Джун Вей), контрабас (Тайлер Шепперд)… В этой музыке нет следования канонам, но отчётливо присутствует преклонение перед стихией искусства ярко национального, природного, как, скажем, фламенко.
И, наконец, абсолютно неожиданным открытием стало исполнение произведения самого молодого композитора в этой программе – Тани Анисимовой (1966 г. рождения). Оно называется «Квинтет – concerto» и по внешним признакам выстроено в такой же четырёхчастной классической форме, как и Фортепианный квинтет Брамса. Но…
При всей серьёзности и глубине сочинения автор свободно располагает в его пространстве темы и мелодии, сопутствующие впечатлениям жизни. Прожив в детстве до пяти лет в Чечне, она, очевидно, унесла в дальние края память о песнях Кавказа, и чеченские мелодии внезапно тут вступают в диалог с русскими. Как музыкант, она является виолончелисткой. И для виолончели, на которой она играет в Квинтете, написана ею солирующая партия. В соотношениях инструментов музыка строго выверена, но возникает ощущение, что временами взвихренное диссонантное звучание рождается спонтанно. Таня Анисимова, в жилах которой течёт русская и кавказская кровь, ныне живущая в Вирджинии, говорит как представитель современного поколения в искусстве, для которого главным импульсом и источником творчества остаётся боль мира.
В концерте камерной музыки, подготовленном Лилией Мучник, слушателей провели словно через арку от эпохи к эпохе, от музыки возвышенного романтизма к музыке нашего времени, где соединились симфонизм и джаз, атональность и песенность, синкопирование и власть мелодий.
Слушайте
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ощущение такое, что война России с Украиной вступила в новую фазу. Вряд ли она последняя. Молох российского государства требует от своих преданных граждан-людей все новых жертв, и что характерно, – жертвы охотно и невозмутимо идут на заклание. Аналитики предполагают, что свои перестановки в высших эшелонах власти (включая перемещение Шойгу) царь-Путин делает в целях усиления ВПК РФ – с тем, чтобы обеспечить достаточно длительную (раз уж так выходит) войну со всем «коллективным Западом».
июль 2024
НОВЫЕ КНИГИ
«Последний» из декабристов
«Я не желаю ничего, генерал, кроме зонтика»
Удивительные факты. Так сколько же всё-таки букв в русском алфавите?
А. С. Пушкин
«Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись»
Князь Меншиков
«Ваше Величество, если нужно кого-то разорить, пошлите графа Киселёва»
июль 2024
ИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДОСЬЕ
Продолжим рассказ о льне. В предыдущей публикации рассказывалось, как и когда было одомашнено это растение, как на протяжении веков лен приживался на полях разных народов. В этот раз расскажем об истории выращивания и обработки выращенного льна, о том, чем важна для цивилизации эта техническая культура.
июль 2024
УГОЛОК КОЛЛЕКЦИОНЕРА
ИСТОРИЯ СПОРТА
В 60-х годах мотогонки на ипподроме были одним из самых популярных видов мотоспорта в Ростове-на-Дону. Однажды на чемпионате Ростовской области какому-то местному начальнику взбрело в голову провести это мероприятие с тотализатором, по типу скачек.
июль 2024