Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Дело - табак

Рассказ

Опубликовано 18 Мая 2016 в 06:55 EDT

Владимир Алтунин
...Свою первую в жизни сигарету я стрельнул, набравшись храбрости, у своей старшей сестрилы. Ей на тот момент было двадцать, и было совершенно фиолетово бурчание родителей, она курила дома, рассыпая где попало пепел, не обращая ни на кого внимания. Услышав мою просьбу, она отвела взгляд от рассматриваемого журнала мод, удивленно подняла выщипанную в нитку правую бровь, указательным пальцем стряхнула пепел с сигареты в доверху набитую ею окурками пепельницу, и лениво протянула мне болгарскую "ВТ"...
_____________________
Гостевой доступ access Подписаться

   Как го­вари­вал всем из­вес­тный ве­селый, уса­тый аме­рикан­ский клас­сик, бро­сить ку­рить…вот вот, и я с ним аб­со­лют­но сог­ла­сен, лишь ко­личес­тво под­хо­дов у нас бы­ло раз­ным. Где-то при­мер­но с пол­ста раз я точ­но пы­тал­ся, не счи­тая тех жал­ких по­пыток, ко­торые пред­при­нимал в те­чении пер­вых де­сяти лет. Я не был в этом осо­бо ори­гина­лен, и как у всех, бро­сание ку­рить про­ис­хо­дило с Но­вого Го­да, дня рож­де­ния, 8 мар­та, 23 фев­ра­ля, или на ху­дой ко­нец с пер­во­го чис­ла ме­сяца, или с по­недель­ни­ка. Ре­зуль­тат был, ко­неч­но, один и тот же. Не по­мог­ли се­ан­сы а­утот­ре­нин­га, им­пор­тные  мод­ные  жвач­ки, по­пуляр­ные плас­ты­ри, и все­воз­можные таб­летки.

 А го­ды все шли, и мой стаж в унич­то­жении аро­мат­но­го,  ду­шис­то­го зелья приб­ли­зил­ся к со­рока го­дам. А тут еще врач-са­дюга за­явил, или бро­сишь ку­рить, или го­товь­ся выд­ви­гать­ся в нап­равле­нии клад­би­ща. Сло­жить ру­ки на гру­ди я как то еще сов­сем не был го­тов, и приш­лось ста­вить точ­ку в этой ис­то­рии, ко­торая на­чалась, ког­да мне бы­ло две­над­цать лет.

   Свою пер­вую в жиз­ни си­гаре­ту я стрель­нул, наб­равшись храб­рости, у сво­ей стар­шей сес­три­лы. Ей на тот мо­мент бы­ло двад­цать, и бы­ло  со­вер­шенно фи­оле­тово бур­ча­ние ро­дите­лей, она ку­рила до­ма, рас­сы­пая где по­пало пе­пел, не об­ра­щая ни на ко­го вни­мания. Ус­лы­шав мою прось­бу, она от­ве­ла взгляд от рас­смат­ри­ва­емо­го жур­на­ла мод,  удив­ленно под­ня­ла вы­щипан­ную в нит­ку пра­вую бровь,  ука­затель­ным паль­цем стрях­ну­ла пе­пел с си­гаре­ты в до­вер­ху на­битую ею окур­ка­ми пе­пель­ни­цу, и ле­ниво про­тяну­ла мне бол­гар­скую "ВТ", а я тут же по­чувс­тво­вал се­бя кру­тым и взрос­лым. Как ока­залось впос­ледс­твии, у нее бы­ла лег­кая ру­ка на при­об­ще­ние  ме­ня к  вред­ным при­выч­кам,  пос­коль­ку пер­вый бо­кал ви­на че­рез па­ру лет наль­ет мне то­же она, но вот тя­га к это­му яду ока­залась не нас­толь­ко силь­ной, как  к аро­мат­ной за­тяж­ке, и слезть со ста­кана для ме­ня ока­залось нам­но­го про­ще, хоть я и ус­пел дать стра­не дос­та­точ­но уг­ля.

    Я тут же счас­тли­вый по­летел с си­гаре­той во двор, бе­реж­но сжав ее в ру­ке, в пред­вку­шении не­из­ве­дан­ных  удо­воль­ствий,  где с дву­мя при­яте­лями  мы пус­ти­ли ее по кру­гу, спря­тав­шись от пос­то­рон­них глаз да­леко в кус­тах. В гор­ле пер­чи­ло, мы каш­ля­ли, у ме­ня кру­жилась го­лова, тош­ни­ло, но­ги ста­ли ват­ны­ми, но я не по­давал ви­ду, и изо всех сил ста­рал­ся вы­разить глу­бочай­шее удов­летво­рение. Ре­аль­ность, как всег­да,  об­ма­нула ожи­дания. Бы­ло про­тив­но и нев­кусно, и ни­чего при­ят­но­го в этом не бы­ло со­вер­шенно. Но вслух за­явил, что все это клас­сно, и с се­год­няшне­го дня я бу­ду ку­рить. Мои при­яте­ли ме­ня в этом под­держа­ли, за­верив, что не ос­та­вят ме­ня од­но­го, и рас­хва­лива­ли по­лучен­ное удо­воль­ствие. Че­рез де­сять ми­нут мы  друж­но ша­гали  в "Гас­тро­ном", что­бы ку­пить уже пач­ку. Про­дав­щи­ца, ко­торая нас хо­рошо зна­ла, при­щурив­шись, ос­мотре­ла трех важ­но вы­сыпав­ших на та­рел­ку ме­лочь соп­ля­ков, гар­кну­ла, и выг­на­ла нас вон, по­обе­щав все рас­ска­зать ро­дите­лям. Мы же за уг­лом по­дож­да­ли слег­ка вы­пив­ше­го  дя­деч­ку с доб­рым ли­цом, поп­ро­сили его, и че­рез ми­нуту ста­ли об­ла­дате­лями ма­нящей крас­ной пач­ки "Сто­лич­ных".

   В этот день мы на­кури­лись, точ­но, как па­уки, ме­ня му­тило, страш­но бо­лела го­лова, ду­маю, друзья чувс­тво­вали се­бя так же, но ник­то из нас в этом не приз­нался, что­бы не по­казать­ся сла­баком.

   С это­го дня мы на­чали ку­рить пос­то­ян­но. Си­гаре­ты в дом не нес­ли, спря­тав в элек­три­чес­ких  шка­фах с вы­соким нап­ря­жени­ем, за ба­таре­ями в подъ­ез­де, поч­то­вых ящи­ках, на чер­да­ках и под­ва­лах, сло­вом, во всех скры­тых от люд­ских глаз мес­тах.

Воз­вра­ща­ясь  до­мой, мы со­сали жме­нями мят­ные  ле­ден­цы, что­бы убить та­бач­ный за­пах,  грыз­ли мус­катные оре­хи и тык­венные се­меч­ки. Мы ста­ли пос­то­ян­ны­ми по­купа­теля­ми в фир­менном та­бач­ном ма­гази­не "Га­вана Клуб", что на Крас­но­ар­мей­ской, и за па­ру ме­сяцев пе­реп­ро­бова­ли весь та­бач­ный ас­сорти­мент, а он был, по­верь­те, да­леко не мал, да­же в эпо­ху по­валь­но­го со­вет­ско­го  де­фици­та.  С филь­тром и без, па­пиро­сы, труб­ка, га­ван­ские си­гары и да­же ма­хор­ка- нич­то не обош­ло на­шего жад­но­го ин­те­реса к это­му ат­ри­буту взрос­лой жиз­ни.  Мы ис­про­бова­ли на вкус всю про­дук­цию оте­чес­твен­ной и за­рубеж­ной та­бач­ной про­мыш­леннос­ти, про­да­ющу­юся в на­ших ма­гази­нах,  мог­ли уже от­ли­чить од­ну мар­ку си­гарет от дру­гой, на­чали раз­би­рать­ся в та­баках, су­хой ли он, не пре­лый ли, нас­коль­ко аро­матен и кре­пок, и ка­кого он ка­чес­тва.

   В ре­зуль­та­те дол­гих эк­спе­римен­тов над юны­ми ор­га­низ­ма­ми,  мы с друзь­ями ос­та­нови­лись на си­гаре­тах "Ки­ев", ведь каж­дый нас­то­ящий ку­риль­щик дол­жен ку­рить  что то од­но. В поль­зу на­шего вы­бора го­вори­ло и то, что пер­вый сек­ре­тарь ком­партии Ук­ра­ины, име­ну­емый в на­роде, "па­па" Щер­бицкий, так­же ку­рил "Ки­ев", в чем мы убе­дились во вре­мя прос­мотра ки­ножур­на­ла.

   В шко­ле мы при­об­щи­лись к ды­мящей ко­ман­де стар­шеклас­сни­ков, ока­зав­шись са­мыми юны­ми в их ком­па­нии, ведь все­го-то пя­тый класс! Но за­то ка­кими пер­ца­ми мы се­бя чувс­тво­вали, ког­да де­сятик­лас­сни­ки стре­ляли у нас си­гаре­ту!  Нас при­няли  в их ком­па­нию, и мы уже мог­ли учас­тво­вать в их взрос­лых раз­го­ворах на пе­реме­нах в ту­але­те, где пос­то­ян­но сто­яли клу­бы та­бач­но­го ды­ма, нев­зи­рая на не­щад­ную борь­бу с ку­рени­ем  всех учи­телей муж­ско­го по­ла.

   Был ско­ро неп­ри­ят­ный раз­го­вор с ро­дите­лями, сда­ла ме­ня, как всег­да, пос­ле ссо­ры сес­тра, но это был тот дур­ной воз­раст, ког­да ни­кого не слу­ша­ешь, и час­то де­ла­ешь все на­обо­рот.

   С тех пор на­чал рас­ти мой стаж ку­риль­щи­ка. Пе­рерыв сде­лал лишь в ар­мии, на пол­го­да. Ме­ня приз­ва­ли в пог­ранвой­ска, там приш­лось бе­гать, как ло­сю, а одыш­ка пос­ле пач­ки в день бы­ла еще та, и прос­то не бы­ло дру­гого вы­хода. Слу­жил я в Мол­да­вии, а тут на но­су Олим­пи­ада в Мос­кве, и сов­сем ря­дом, в Ки­шине­ве на­чина­ют вы­пус­кать сов­мес­тно с аме­рикан­ца­ми "Маль­бо­ро". Ну как тут ус­то­ять? И все опять пош­ло-по­еха­ло, но нель­зя ска­зать что на "Маль­бо­ро" я при­сел сов­сем без удо­воль­ствия 

   Олим­пи­ада за­кон­чи­лась, аме­рикан­цы в Ки­шине­ве зак­ры­ли ла­воч­ку, "Маль­бо­ро", так же не­ожи­дан­но и быс­тро ис­чез, как и по­явил­ся, и я сно­ва пе­решел на "Ки­ев", а ког­да от­крыл­ся же­лез­ный за­навес,  окон­ча­тель­но и бес­по­ворот­но ос­та­новил­ся на го­лубой пач­ке с вер­блю­дом. Все так же ре­гуляр­но про­дол­жа­лись по­пыт­ки за­вязать с гу­битель­ной при­выч­кой, но все  без­ре­зуль­тат­но.

   Я же про­дол­жал меч­тать, о том, как бро­шу на­конец то ку­рить, и бу­ду вес­ти здо­ровый об­раз жиз­ни с за­ряд­кой по ут­рам и ез­дой на ве­лоси­педе. Пу­гало в этом ме­ня лишь од­но: как я бу­ду про­сыпать­ся ут­ром, и что бу­дет даль­ше, ведь все эти де­сяти­летия ут­ренний рас­по­рядок не пре­тер­пел ни­каких из­ме­нений, кро­ме сор­та ко­фе и спо­соба его за­вар­ки. Пос­ле лег­ко­го зав­тра­ка- чаш­ка ес­прес­со с си­гарет­кой у ок­на с ви­дом на рас­ки­нув­ший­ся  бы­ков­нян­ский сос­но­вый  лес- это же ка­кое на­чало дня!  Но все­му есть на­чало и ес­тес­твен­но, ко­нец, и как все это про­вер­нуть, у ме­ня сом­не­ний уже не бы­ло.

   В трид­ца­ти ки­ломет­рах от Ки­ева, за Ды­мером, в се­ле Ка­тюжан­ка, пра­вил служ­бу зна­мени­тый бо­соно­гий ста­рец отец Алек­сандр, ле­чащий ал­ко­голи­ков, нар­ко­манов и ку­риль­щи­ков со всей Ук­ра­ины и ближ­не­го за­рубежья. Пер­вый раз я к не­му по­пал, ког­да по­вез к не­му дру­га Же­ню, до­бухав­ше­гося до то­го, что бед­ная его суп­ру­га за­яви­ла, что у не­го вод­кой уже во­ня­ет со спи­ны. Ре­зуль­тат был по­ложи­тель­ным, Же­ка не пил боль­ше го­да, а учи­тывая его ста­дию хро­ничес­ко­го ал­ко­голиз­ма, очень да­же неп­ло­хой ре­зуль­тат. По­том я еще во­зил ту­да шу­рина, тот не пил пос­ле ви­зита око­ло двух лет, и еще раз убе­дил­ся, что ба­тюш­ка тво­рит чу­деса, и мож­но сме­ло ему до­верить свое про­курен­ное брен­ное те­ло.

   Я выб­рал день, ра­но ут­ром сел за руль, и че­рез час с не­боль­шим ез­ды по ши­кар­ной до­роге,  от­ре­мон­ти­рован­ной спе­ци­аль­но  для Яну­кови­ча, что­бы его осо­бу не тряс­ло по пу­ти на охо­ту в ре­зиден­цию  Су­холучье,  подъ­ез­жал уже к хра­му. Ба­тюш­ка за эти го­ды расс­тро­ил­ся, и пос­тро­ил но­вую цер­ковь. На­роду бы­ло мо­ре. Ма­шины с бе­лорус­ски­ми, мол­дав­ски­ми, рос­сий­ски­ми, при­бал­тий­ски­ми и поль­ски­ми но­мера­ми, за­пол­ни­ли все при­лега­ющие к хра­му ули­цы и про­ул­ки. По­ток же­ла­ющих рас­стать­ся со сво­ими по­рока­ми впе­чат­лял. Бро­салось в гла­за ог­ромное ко­личес­тво мо­лоде­жи, и их блеск в гла­зах и осу­нув­ши­еся ли­ца го­вори­ли о том, что нар­ко­та по­бед­но шес­тву­ет по прос­то­рам стра­ны, и уси­лия от­де­лов по борь­бе с нар­копрес­тупностью  нап­равле­ны ку­да то в дру­гую сто­рону.

   На дво­ре бы­ла не поз­дняя осень, как всег­да, я прох­ло­пал, и одел­ся лег­ко. Служ­ба дли­лась око­ло трех ча­сов, и я за­мерз, как со­бака. Я на сто про­цен­тов  был уве­рен, что пнев­мо­ния, или  как ми­нимум, не­деля с тем­пе­рату­рой мне обес­пе­чена. Отец Алек­сандр рас­ска­зывал про на­ши гре­хи, рас­пу­щен­ность не толь­ко те­ла, но и ду­ши, при­зывал бо­роть­ся со сво­ими по­рока­ми, ко­торые от­равля­ют на­шу жизнь и го­товят к ад­ским му­чени­ям. Все друж­но мо­лились, и да­вали обет по­кон­чить со сво­ими гре­хов­ны­ми при­выч­ка­ми. На­конец, служ­ба за­кон­чи­лась, и все выс­тро­ились в длин­ную оче­редь к ба­тюш­ке. Ког­да же по­дошел мой че­ред, я по­дошел к не­му и вы­палил: "Хо­чу бро­сить ку­рить..", внут­ри что то ек­ну­ло, и я сма­лодуш­ни­чал: "Раз­ре­шите две си­гаре­ты в день…". Ба­тюш­ка кив­нул, стук­нул ме­ня паль­цем по лбу, пе­рек­рестил, и по­вер­нулся к сле­ду­юще­му.    

   Вы­шел на ули­цу, сел в ма­шину и по­ехал. Ни­чего не про­изош­ло. Мир не пе­ревер­нулся, ме­ня не пе­реко­сило, не хва­тил кон­дра­тий, все бы­ло как всег­да. Я ехал, и ждал, ког­да ме­ня нач­нет тя­нуть. Но ме­ня не тя­нуло. До са­мого ве­чера ни ра­зу не по­яви­лось же­лания сде­лать за­тяж­ку. Ут­ром я встал, сва­рил ко­фе, вы­курил си­гаре­ту, и по­ехал на ра­боту. Ку­рить не хо­телось! С тех пор я не ку­рю. Поч­ти не ку­рю. И со­вер­шенно не хо­чет­ся. Как от­ре­зало.  Та си­гаре­та, или две, ко­торые я иног­да се­бе поз­во­ляю ут­ром, мне ка­жет­ся не в счет. Сей­час я уже жа­лею, что сдрей­фил,  вык­лянчил эти две си­гаре­ты, но тут же выд­ви­гаю сам се­бе кон­трар­гу­мент: нель­зя рез­ко спры­гивать с кай­фа. Что еще бы­ло уди­витель­но, что  ни­какой прос­ту­ды я в этот раз не под­хва­тил. Сбы­лась моя меч­та: я ре­гуляр­но де­лаю за­ряд­ку по ут­рам и час­то ве­чера­ми ез­жу на ве­лоси­педе.

   Прош­ло нес­коль­ко ме­сяцев, и я раз­го­ворил­ся с од­ним свя­щен­ни­ком о ви­зите к от­цу Алек­сан­дру, и о том, как по­борол вред­ную при­выч­ку. И вот что он мне рас­ска­зал.

   С ви­зитом в ки­ев­скую Лав­ру при­еха­ли пред­ста­вите­ли гре­чес­кой цер­кви. Пос­ле служ­бы они выш­ли из хра­ма, се­ли на ла­воч­ку, дос­та­ли си­гары, и за­кури­ли. На­ши  чуть в об­мо­рок не упа­ли, и уп­ро­сили их  отой­ти в ук­ромный уго­лок, чтоб лю­ди не ви­дели. А все по­тому, что на са­мом де­ле в Биб­лии ни­чего не  ска­зано, что это грех, и не­кото­рые свя­щен­ни­ки гре­чес­кой цер­кви ку­рят. 

    А я, ис­хо­дя из собс­твен­но­го опы­та дол­жен ска­зать: ку­рить нель­зя, вред­но, и все та­кое. Но так клас­сно, иног­да ут­речком, чаш­ка аро­мат­но­го ес­прес­со, див­ный вид на лес с вы­соты де­вято­го эта­жа, и …..

   И на­пос­ле­док. Все та­ки не за­бывай­те!  Минз­драв- то стро­го пре­дуп­режда­ет: КУ­РЕНИЕ ВРЕ­ДИТ ВА­ШЕМУ ЗДО­РОВЬЮ!

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

ИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДОСЬЕ

Неизвестный плагиат

Почему «Буратино» был заимствованием, а «Терминатора» едва ни сочли воровством?

Сергей Кутовой май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка