Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ТЕАТР В. КОМИССАРЖЕВСКОЙ В США

О семейных страстях

Опубликовано 5 Июня 2013 в 05:30 EDT

...Знаете, в какой момент, следя за их разговорами, внезапно замирает весь зал? Когда Мать и Дочь, говоря о Бабушке, упоминают о том, что она умерла, не смея прикоснуться к сбережениям всей жизни на сберкнижке; оставляя их на "черный день", и что Мать тоже не решалась эти несчастные три тысячи рублей потратить на какие-либо нужды. В итоге деньги пропали во время дефолта 98-го года. Те, кто жил в то время в России, и откладывал небольшие средства как необходимость иметь какую-то маленькую себе поддержку в трудные времена, потерял все...
Гостевой доступ access Подписаться

Эту пь­есу мо­лодо­го дра­матур­га М. Туль­чин­ской пос­тавлен­ную в Санкт-Пе­тер­бург­ском дра­мати­чес­ком те­ат­ре  име­ни   В.Ко­мис­саржев­ской,пред­ста­вили на гас­тро­лях в США в мар­те 2013-го го­да. Ис­хо­дя из при­нятых в Аме­рике   стан­дартов, ее пре­уве­личен­но рас­хва­лива­ли в те­леви­зи­он­ной рек­ла­ме.  Со­об­ща­лось,   что    гас­тро­лей  это­го те­ат­ра мы жда­ли 20 лет.

Стран­ная циф­ра для до­каза­тель­ства цен­ности при­вози­мого спек­такля. Тем бо­лее, что ник­то и не ждал. Жи­ли се­бе лю­ди сво­ей жизнью в эмиг­ра­ции, а ког­да их поз­ва­ли, пош­ли на спек­такль. Из люб­ви к те­ат­ру, а не по­тому, что зна­ли име­на   ар­тисток- ис­полни­тель­ниц (за ис­клю­чени­ем пе­тер­бур­жцев в прош­лом), ведь очень та­лан­тли­вые ар­тисты из Пе­тер­бурга, как пра­вило, ме­нее по­пуляр­ны, чем  их кол­ле­ги в Мос­кве…

Меж­ду тем, и но­вая  пь­еса, и спек­такль по  ней "Се­мей­ные страс­ти"  ока­зались по-нас­то­яще­му глу­боки­ми, вол­ну­ющи­ми и зат­ра­гива­ющи­ми  па­мят­ные мно­гим со­бытия в Рос­сии от 30-х-50-х до  90-х го­дов 20-го ве­ка. И вне­зап­ное пог­ру­жение в пе­режи­тое прош­лое вы­зыва­ло бо­левую ре­ак­цию зри­телей. По ту ли, по эту сто­рону оке­ана вне­зап­но ожи­вала на­ша жизнь, ко­торую не за­будешь, не вы­чер­кнешь. И про­ис­хо­дило это ис­подволь, пос­те­пен­но, не­тороп­ли­вое по­нача­лу дей­ствие, на­бирая обо­роты, ста­вило нас, зри­телей, пе­ред ми­нув­шим.

Так о чем пь­еса?

Вов­се не о том, чем зав­ле­кала рек­ламная шу­миха. Не о судь­бах со­вет­ских    жен­щин, ос­та­ющих­ся без му­жей. Не о но­вом "Вдовь­ем па­рохо­де" . Точ­нее    бы­ло  бы ска­зать, об об­сто­ятель­ствах жен­щин, об­ре­чен­ных на оди­ночес­тво в си­лу  рег­ла­мен­та со­вет­ской жиз­ни с ус­ло­ви­ями про­писок, с жи­лищ­ной тес­но­той, с от­сутс­тви­ем эле­мен­тарных ус­ло­вий для у­еди­нения, с бед­ностью, с не­удобс­тва­ми… И ес­ли мне воз­ра­зят, что и в та­ких си­ту­аци­ях мно­гие на­ходи­ли счастье, я  при­му воз­ра­жение. Ко­неч­но, бы­ли и та­кие. 

Но М. Туль­чин­ская рас­ска­зыва­ет о дру­гих лю­дях, о тех, ко­го эти ус­ло­вия за­губи­ли. И тут воль­но или не­воль­но эта пь­еса идет по пу­ти  Л. Пет­ру­шев­ской. Ре­ализм  пь­есы  М. Туль­чин­ской ос­но­ван не на чер­ну­хе, а на обос­но­ван­ном чувс­тве бе­зыс­ходнос­ти.

Но как быть, ес­ли оно пе­рехо­дит от по­коле­ния к по­коле­нию? В пь­есе, наз­ванной в опо­веще­ни­ях ко­меди­ей (оче­вид­но, так­же в це­лях прив­ле­чения пуб­ли­ки),    про­ис­хо­дили со­бытия на про­тяже­нии дол­го­го ис­то­ричес­ко­го пе­ри­ода, бес­ко­неч­но пе­чаль­ные. И при этом, что на­зыва­ет­ся, ти­пичес­кие.
 
Не слу­чай­но и то, что име­на ге­ро­инь обоб­щенные: Ба­буш­ка, Ма­ма, Дочь  и Внуч­ка…  И этим как бы оп­ре­деля­ет­ся не­из­менность, ту­пико­вость си­ту­ации, внут­ри ко­торой они на­ходят­ся, зам­кну­тый круг.

Вот Ба­буш­ка - со­вет­ская слу­жащая 30-х го­дов - об­разцо­во кор­рек­тная, де­ловая,    эле­ган­тная, с хо­рошей стриж­кой и ук­ладкой то­го вре­мени - на­род­ная ар­тис­тка Рос­сии Т. Аб­ро­симо­ва. Она по­яв­ля­ет­ся на сце­не, как ожив­шее вос­по­мина­ние,   слов­но вос­кре­сая в па­мяти ее до­чери (зас­лу­жен­ная ар­тис­тка Рос­сии В.Па­нина).  И мо­дель от­но­шений пос­ледней с ее взрос­лой до­черью та­кая же точ­но. Лю­бя друг   дру­га, они и ссо­рят­ся, и раз­дра­жа­ют­ся, и за­дева­ют не­зажи­ва­ющие ду­шев­ные ра­ны… Веч­ная тес­но­та,  не­воз­можность не прос­ве­чивать еже­секун­дно, не­об­хо­димость об­суждать проб­ле­мы, ко­торые каж­дой взрос­лой жен­щи­не нуж­но ре­шать са­мос­то­ятель­но… Они об­ре­чены уже в си­лу со­ци­аль­ных ус­ло­вий.
 
Мог­ли бы их по­нять аме­рикан­ки, обо­соб­ля­ющи­еся не­зави­симо от семьи с юнос­ти?

Нет, ко­неч­но.

Но мы-то с той же шко­лой жиз­ни по­нима­ем их прек­расно. Мы са­ми выш­ли из этой "Ши­нели" Го­голя. Од­на­ко, вмес­то ук­ра­ден­ной ши­нели Ака­кия Ака­ки­еви­ча   сим­во­лом по­терь ста­новит­ся ста­рый ди­ван, от ко­торо­го не­воз­можно из­ба­вить­ся.  Очень сом­ни­тель­но, что­бы он имел ан­тиквар­ную цен­ность. Зна­чение свя­тыни   ему при­да­ет па­мять о том, что на нем умер­ла ба­буш­ка. Так не­уже­ли его сох­ра­нять в до­ме, что­бы все жен­щи­ны этой семьи уми­рали на нем по­оче­ред­но? Или все-та­ки его сох­ра­нение объ­яс­ня­ет­ся впол­не ба­наль­ным веч­ным   от­сутс­тви­ем де­нег? 

У Ма­мы -  ге­ро­ини В. Па­ниной - есть так­же дочь, ко­торую иг­ра­ет Нел­ли По­пова. С ее по­яв­ле­ния и на­чина­ет­ся спек­такль. Дочь - Н. По­пова - со­бира­ет­ся сде­лать убор­ку, обыч­ное ру­тин­ное за­нятие. Но по­чему-то вмес­то это­го она ло­жит­ся на вы­ше­упо­мяну­тый ди­ван и на­чина­ет раз­ду­мывать. Зву­чит  лю­бопыт­ный  ми­нима­лист­ский мо­нолог. Его про­из­но­сит впол­не  мо­лодая жен­щи­на, об­ре­чен­ная ста­реть в оди­ночес­тве. Муж ушел ког­да-то, весь­ма не­долюб­ли­ва­емый ма­терью. Единс­твен­ное, что она о нем пом­нит, это то, что при мытье окон он ос­тавлял их    мут­ны­ми.  А дочь пом­нит, что она с му­жем жи­ла в про­ход­ной ком­на­те, и как это бы­ло не­лов­ко…

Мо­жет ли за­бота пос­та­рев­шей Ма­тери за­пол­нить ва­ку­ум, об­ра­зовав­ший­ся пос­ле ухо­да му­жа? По­нят­но, нет. И все ка­жет­ся ник­чемным.

Мать спра­шива­ет Дочь:

- Те­бе под­жа­рить или от­ва­рить кар­тошку?

А до­чери со­вер­шенно все рав­но. Вок­руг нее пус­то­та.

И вот Дочь ле­жит на ди­ване, по­вязав го­лову крас­ной ко­сын­кой, и раз­мышля­ет.  И мыс­ли ее ста­новят­ся пря­мо-та­ки це­лой фи­лосо­фи­ей. Она го­ворит, нап­ри­мер, что мытье по­ла бес­смыс­ленно, про­ще вы­мыть под­метки та­почек: их пло­щадь мень­ше пло­щади по­ла.  Мож­но пос­чи­тать эти ре­чи аб­сурдом, но аб­сурд на са­мом де­ле в   бес­смыс­леннос­ти вы­пол­не­ния это­го дол­га жиз­ни по­тому, что од­нажды, пос­та­рев,   она прос­то не смо­жет это сде­лать. А не­уже­ли жизнь ей бы­ла да­на толь­ко для то­го, что­бы хо­дить на ра­боту, по­лучать свои гро­ши, меч­тать о ко­рот­ком от­пуске, (кста­ти, с не­воз­можностью по­ехать на юг), и, со­вер­шив весь этот по­ложен­ный кру­гово­рот, уме­реть?  А ведь так и по­лучит­ся!

Ге­ро­иня Н. По­повой еще мо­жет быть ве­селой, озор­ной, нас­мешли­вой, но все   уга­са­ет в ней  в ти­шине пыль­ной квар­ти­ры… И Мать ее - стат­ная кра­сивая се­дов­ла­сая да­ма - под­час сов­сем не по­нима­ет дочь. Она как бы пе­ретя­гива­ет дочь в свой воз­раст.  И сло­во за сло­во - они ссо­рят­ся… И тог­да Мать вспо­мина­ет, что то­же са­мое бы­ло в ее от­но­шени­ях с ее ма­мой-Ба­буш­кой… Они зам­кну­ты друг на дру­ге.  И это - их бе­да, каж­дый раз пов­то­ря­юща­яся. Бе­да, име­ющая дав­ние    со­ци­аль­ные при­чины. Они не име­ют воз­можнос­ти ни рас­стать­ся, ни разъ­ехать­ся, ни прос­то от­дохнуть друг от дру­га…  И каж­дая жен­щи­на не­сет на се­бе пе­чать   сво­его вре­мени.

Зна­ете, в ка­кой мо­мент, сле­дя за их  раз­го­вора­ми, вне­зап­но за­мира­ет весь зал? 
Ког­да Мать и Дочь, го­воря о  Ба­буш­ке, упо­мина­ют о том, что она умер­ла, не смея при­кос­нуть­ся к сбе­реже­ни­ям всей жиз­ни на сбер­книж­ке; ос­тавляя их на "чер­ный день", и что Мать то­же не ре­шалась эти нес­час­тные три ты­сячи руб­лей   пот­ра­тить на ка­кие-ли­бо нуж­ды. В ито­ге день­ги про­пали во вре­мя де­фол­та 98-го го­да. Те, кто жил в то вре­мя в Рос­сии, и от­кла­дывал не­боль­шие средс­тва как не­об­хо­димость иметь ка­кую-то ма­лень­кую се­бе под­дер­жку в труд­ные вре­мена, по­терял все.

Во вре­мя спек­такля об­на­ружи­лось, что са­ма си­ту­ация так выс­тра­дана, так зна­кома, так му­читель­на, что в за­ле у мно­гих выз­ва­ла сле­зы. Свою жизнь за­быть нель­зя. А по­лучи­лось так, что пь­еса ока­залась о на­шей рос­сий­ской жиз­ни, об об­щем тя­желом опы­те. О сбе­реже­ни­ях, со­бира­емых це­ной ли­шений, вмиг про­пав­ших, ос­та­вив на­род в ни­щете.  О том неп­ра­виль­ном со­ци­аль­ном, эко­номи­чес­ком, пси­холо­гичес­ком жес­то­ком эк­спе­римен­те, про­води­мом из    по­коле­ния в по­коле­ние, ког­да те, кто его ста­вят, не зна­ют, к че­му он при­ведет.

И я ощу­тила удар в са­мое сер­дце: так жи­ли мои близ­кие, в та­ком ре­жиме  су­ровой   бе­реж­ли­вос­ти про­ходи­ла и моя мо­лодость…

Но по­чему все-же, по­чему эта пе­чать об­ре­чен­ности тенью ло­жит­ся на са­мую мо­лодую ге­ро­иню - Внуч­ку - в ис­полне­нии Алек­сан­дры Сы­дор­чук? Не по­тому ли, что ны­неш­нее вре­мя, да­же да­вая не­кое по­ле сво­боды, еще мень­ше за­щища­ет лю­дей, чем преж­де?

Оче­вид­но, что  мир в по­ру пер­во­началь­но­го рос­сий­ско­го "ди­кого" ка­пита­лиз­ма при­нес неп­ри­выч­ные для рос­си­ян ра­зоб­ще­ние, изо­ляцию. И вот ус­пешная здо­ровая кра­сивая жен­щи­на ис­пы­тыва­ет чу­довищ­ный страх пе­ред не­из­бежной смертью в пол­ном оди­ночес­тве. Она ведь уже прош­ла че­рез смерть  сна­чала  Ба­буш­ки, и вско­ре Ма­мы, еще не­дав­но сов­сем мо­лодой. Па­радокс: она так­же оди­нока, как все жен­щи­ны в ее семье. И как буд­то и для нее нет ни­како­го вы­хода из жи­тей­ских тис­ков.

Она жи­вет уже се­год­ня. И ка­жет­ся впол­не ус­пешной биз­нес-woman.  И ма­нера ре­чи у нее  иная, и по­вад­ка сов­ре­мен­ной, бой­кой,  впол­не уш­лой осо­бы. Но толь­ко на пер­вый взгляд. В нас­ледс­тво эта сво­бод­ная сов­ре­мен­ная жен­щи­на   по­лучи­ла от сво­их пред­шес­твен­ниц все ком­плек­сы и всю не­везу­честь. Они слов­но жда­ли ее - мо­лодую, не знав­шую стра­ха и за­виси­мос­ти - что­бы по­селить­ся в ее ду­ше, от­ра­вить  тре­вогой, не дать вы­путать­ся из нас­ледс­твен­ных на­важ­де­ний.

Очень пе­чаль­ная пь­еса….  И очень тон­кая… Что в ней ви­на, что в ней бе­да, что в  ней вре­мя, что судь­ба ге­ро­инь - вни­матель­но, пос­ле­дова­тель­но  и с со­чувс­тви­ем рас­крыл  ре­жис­сер-пос­та­нов­щик спек­такля На­род­ный ар­тист Рос­сии Ге­ор­гий  Ко­роль­чук. Под­тя­нутый по­жилой че­ловек вы­водил на ап­ло­дис­менты сво­их    за­меча­тель­ных ак­трис с ка­кой-то сер­дечной ува­житель­ностью. Не­уже­ли это он ког­да-то сыг­рал с Н. Гун­да­ревой в филь­ме "Слад­кая жен­щи­на" ее не­задач­ли­вого, но бес­ко­неч­но ис­крен­не­го в люб­ви  юно­шу?  По­хоже, так. И, ви­димо, уже тог­да он чувс­тво­вал, как выс­тра­ива­ет­ся у пар­тне­ров вязь вза­имо­от­но­шений и ди­ало­гов …

...А прош­лое  в этой пь­есе уда­рило ме­ня бу­меран­гом. Вспом­ни­лось, как лет  трид­цать с лиш­ним то­му на­зад, си­дя на опер­ных спек­таклях Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра в ло­же над сце­ной, я об­ме­нива­лась впе­чат­ле­ни­ями с вы­да­ющей­ся пе­вицей это­го те­ат­ра в прош­лом Н. Сер­валь  и  кон­цер­тмей­сте­ром  Н. Туль­чин­ской.  И   пер­вая из них в со­пере­жива­нии  бра­ла ды­хание од­новре­мен­но вмес­те с мо­лоды­ми со­лис­та­ми на сце­не, а вто­рая, до­садуя на опоз­да­ния ди­риже­ра, ус­пе­вала вов­ре­мя  уда­рять паль­ца­ми по бар­хатной обив­ке ло­жи… Не мог­ла я знать, что  у пи­анис­тки   есть дочь, ко­торая пов­зрос­лев, на­пишет та­кую глу­бокую прон­зи­тель­ную пь­есу о  ро­ковом клей­ме, ко­торое лег­ло в ос­но­ву мно­гих и мно­гих  жен­ских  жиз­ней в оте­чес­тве, ко­торое мы не вы­бира­ем.

 Прош­лое нам  до­рого, да­же ког­да бе­редит… О свя­зи с прош­лым - ли­ричес­кая   пь­еса М. Туль­чин­ской, ока­зав­ша­яся сов­сем  не ко­меди­ей, хо­тя в ней есть за­бав­ные мо­мен­ты.

И от­да­дим дол­жное вку­су и сме­лос­ти про­дюсе­ра В. Раш­ко­вича,  выб­равше­го  этот спек­такль для гас­тро­лей в Аме­рике.

_________________________
На фо­то: сце­на из спек­такля.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть двенадцатая

«Нет, уж, милостивая государыня, этого в Евангелии точно нет!!!»

Граф Разумовский: «Боюсь, государыня, в России мор будет»

«Пуд сала на лечение его высочества...»

Игорь Альмечитов май 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка