МАСТЕР
Мой Райкин
Опубликовано 1 Ноября 2011 в 08:19 EDT
...Последний звонок. Гаснет свет. Занавес. Передо мной - сцена, на которую вскоре выйду сама, став в одной из миниатюр партнером Аркадия Исааковича. Мне хочется, чтобы все вокруг знали, что я - не простой зритель. Дело даже не в том, что я - артистка театра Райкина (никто не называл его "театром миниатюр"). Я хочу, чтобы они понимали, что вскоре я буду рядом с НИМ, на его сцене. Эта мысль исчезает вместе со звуком вступительных музыкальных аккордов. Начинается спектакль. По моему лицу текут слезы, даже когда я вместе со всеми зрителями смеюсь...
За поразительное умение перевоплощаться его называли человеком с тысячью лиц. А ещё его называли Королём смеха. А ещё - знаменосцем сатиры за то, что он не дал этому знамени упасть в период рецидива советского мракобесия с беспредельной компартийной цензурой.
24 октября всенародному любимцу не одного поколения Аркадию Райкину исполнилось бы 100 лет. Валерии Коренной - давнему другу и постоянному автору "Кругозора", автору-исполнителю своих песен, известной в русских США и Канаде ведущей телевидения RTN и актрисе посчастливилось работать с Аркадием Исааковичем. О том счаcтливом времени - её эссе, написанное специально для "Кругозора".
Тогда, единственный раз в жизни, я почувствовала, как сцена уходит из-под ног. Меня пронзили его ГЛАЗА. Я не помню его реплик, да и своих - тоже, впрочем, и в тот миг я не помнила и не понимала ничего. Я - на сцене с САМИМ Райкиным! Всё, что осталось в памяти, это предательски-ватные ноги. Тело не слушается, оно медленно растворяется и сползает куда-то ниже пола. Нет, я ничего не перепутала ни в тексте, ни в мизансценах, я сказала всё, что должна была сказать по роли, я сыграла то, что было положено. Но всё это происходило как-то само по себе, без моего участия, на автопилоте. Меня пригвоздил его взгляд. Я видела эти глаза и раньше, и даже обращенными ко мне лично. Видела не только на репетициях и сборах труппы, но и в его доме. Он никогда не отводил взгляд в разговоре с тобой. Он не впивался в тебя этим взглядом, пытаясь обезружить. Иногда его глаза, вроде, ничего и не выражали, но ты не мог отделаться от мысли, что на тебя воздействует гипнотизер - Мастер.
Еще был его ГОЛОС. Тихий, вкрадчивый, иногда совсем без интонаций. Временами казалось, что он шепчет. Но этот шепот был слышен в любом шуме. Шепот в шуме. К его голосу невозможно было не прислушаться. Ухо само выхватывало его из десятка любых других - громких и сильных голосов. Они будто растворялись и становились неслышны. Голос Райкина невидимкой плыл в воздухе, обволакивая пространство вокруг. Ты безошибочно его узнавал, или он тебя узнавал, словно сам находил именно тебя - свою цель. Аркадий Исаакович голоса не повышал. Чем более значимой была мысль, которую он хотел донести, тем тише становилось звучание его голоса, и оттого сама мысль - громче и весомее. Он, как артист, немногословный Мастер, знал магическую силу воздействия своего голоса и очень искусно пользовался им как на сцене, так и в жизни.
Тогда, в 1985-ом, прежде, чем провалиться сквозь сцену, я становлюсь зрителем того самого спектакля. Ярко освещенный зал театра Эстрады (у переехавшего несколько лет назад из Ленинграда в Москву театра своего помещения еще нет и спектакли играются на разных площадках). Начинает заходить публика. Люди тихо рассаживаются на свои места, почти неслышно переговариваются между собой, словно не желая потревожить превкушение встречи с Райкиным. Последний звонок. Гаснет свет. Занавес. Передо мной - сцена, на которую вскоре выйду сама, став в одной из миниатюр партнером Аркадия Исааковича. Мне хочется, чтобы все вокруг знали, что я - не простой зритель. Дело даже не в том, что я - артистка театра Райкина (никто не называл его "театром миниатюр"). Я хочу, чтобы они понимали, что вскоре я буду рядом с НИМ, на его сцене. Эта мысль исчезает вместе со звуком вступительных музыкальных аккордов. Начинается спектакль. По моему лицу текут слезы, даже когда я вместе со всеми зрителями смеюсь.
Потом Костя, Константин Аркадьевич, признается, что в тот вечер подглядывал из-за кулис за моей реакцией и видел мои слезы. Вот этого я никак не ожидала. А Костя, трепетно относящийся не только к папе, но и самому понятию "театр", порой вот так проверял - действительно ли это ЕГО артист, не ошибся ли он, взяв его в труппу. Тогда, в 1985 году, Костя, с согласия папы, сомневающегося в правильности того, что предлагает сын, уже формировал молодежный костяк театра, который вскоре станет называться "Сатирикон". Спустя годы, "Сатирикон" превратится в одну из самых грандиозных театральных площадок России с уникальными артистами. Костя не ошибся.
Тот сезон начался с трехмесячных гастролей в Ленинграде, родном городе Аркадия Исааковича. Моя личная премьера в спектакле "Мир дому твоему", тогда еще "Государственного театра миниатюр", совпала с моим днем рождения. Я - молодая артистка, только что окончившая Школу-Студию МХАТа, теперь в театре Райкина. И до, и после этой премьеры, я выходила на сцену несметное число раз: и в других спектаклях любимого театра; и в спектаклях других театров; и в одиночку, не прикрытая партнерами, как автор и иполнитель песен. Но из-под моих ног сцена уходила только однажды, когда впервые в жизни я стояла на ней рядом с Великим Райкиным.
... До того дня, как Мастера не стало, оставалось два года. "Мир дому твоему", Аркадий Исаакович.
Нью-Йорк, 2011 г.
"ВОЛШЕБНАЯ СИЛА ИСКУССТВА" Художественный фильм с участием Аркадия Райкина
Слушайте
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Ощущение такое, что война России с Украиной вступила в новую фазу. Вряд ли она последняя. Молох российского государства требует от своих преданных граждан-людей все новых жертв, и что характерно, – жертвы охотно и невозмутимо идут на заклание. Аналитики предполагают, что свои перестановки в высших эшелонах власти (включая перемещение Шойгу) царь-Путин делает в целях усиления ВПК РФ – с тем, чтобы обеспечить достаточно длительную (раз уж так выходит) войну со всем «коллективным Западом».
июль 2024
НОВЫЕ КНИГИ
«Последний» из декабристов
«Я не желаю ничего, генерал, кроме зонтика»
Удивительные факты. Так сколько же всё-таки букв в русском алфавите?
А. С. Пушкин
«Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись»
Князь Меншиков
«Ваше Величество, если нужно кого-то разорить, пошлите графа Киселёва»
июль 2024
ИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДОСЬЕ
Продолжим рассказ о льне. В предыдущей публикации рассказывалось, как и когда было одомашнено это растение, как на протяжении веков лен приживался на полях разных народов. В этот раз расскажем об истории выращивания и обработки выращенного льна, о том, чем важна для цивилизации эта техническая культура.
июль 2024
УГОЛОК КОЛЛЕКЦИОНЕРА
ИСТОРИЯ СПОРТА
В 60-х годах мотогонки на ипподроме были одним из самых популярных видов мотоспорта в Ростове-на-Дону. Однажды на чемпионате Ростовской области какому-то местному начальнику взбрело в голову провести это мероприятие с тотализатором, по типу скачек.
июль 2024