Прикосновение к подлинному
Опубликовано 5 Мая 2009 в 03:22 EDT
Накануне выступлений на летнем фестивале в Дубровнике необычный дуэт даст концерты в Америке
...Уже при завершении вёрстки этого номера, когда в Санкт-Петербурге был поздний вечер, в телефонной трубке, наконец, ответила Мария Людько, Заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов, солистка Мариинского театра. Застать её непросто: театр, консерватория, концерты...
Совсем недавно уникальный дуэт певицы Марии Людько и работающего ныне в Голландии кларнетиста Георгия Девдариани подарил минуты эстетического наслаждения бостонцам. А вскоре, как стало известно, американские слушатели услышат этот дуэт сопрано и кларнета вновь.
– Скорее всего, это произойдёт накануне фестиваля в Дубровнике, – предположила Мария.
В этом году, в июне, традиционный ежегодный международный музыкальный фестиваль в хорватском городе Дубровнике будет юбилейным – состоится он уже в 60-й раз. Участвовать приглашены и Мария с Георгием. А что они привезут американским слушателям?
– То, что мы, может быть, будем исполнять в Дубровнике. Вообще, у меня огромнейший репертуар: более 20 оперных партий, очень много переложений, которые я специально сделала для нашего дуэта с Жоржем – я постоянно этим занимаюсь: оперетта, старинные русские романсы...
Какое у неё впечатление от недавней встречи с американскими слушателями?
– Мне вообще очень нравится Америка. Она, мне кажется, похожа на Россию очень многим. И своей географической обширностью, и природой, и приветливостью, широтой души, масштабностью. Я себя очень комфортно в Америке чувствую, тем более, среди наших – я не хочу говорить «бывших» – соотечественников, потому что они всё равно наши люди. Общение с ними всегда приятно, радостно, они великолепно принимают, у меня появилось много новых друзей и в Бостоне, и в Нью-Йорке. Я получаю удовольствие от того, что я там пою, выступаю.
– Мария, а что вы можете передать со страниц журнала тем, кто ждёт ваших выступлений, будучи заинтригованным рассказами о вашем удивительном дуэте, которые были обнародованы телевидением RTN и журналом «Кругозор»?
– Будем рады видеть много слушателей на наших концертах. Нам приятно, что наша интеллигенция и в Америке остаётся нашей интеллигенцией – людьми, интересующимися искусством, музыкой, литературой; людьми, которые умеют общаться и друг с другом, и умеют легко вписываться в новые жизненные обстоятельства, никогда не унывать, получать удовольствие от жизни, от пребывания на Земле. Мы с нетерпением ждём этой встречи!..
Мария и Жорж
С маэстро Сергеем Стадлером
В мартовском номере «Кругозора» была опубликована моя статья «Необычный дуэт». Она посвящена двум талантливым музыкантам: певице Марии Людько и кларнетисту Жоржу Девдариани, выступившим во время их краткого пребывания в Бостоне в двух концертах. Представители классического искусства, они завоевали признание в России и в Европе.
Услышав пение Марии и игру на кларнете Жоржа на концерте, я захотела о них рассказать, обратить на них внимание, отмечая художественное значение их исполнительства.
Вскоре они снова посетят Бостон. И, конечно, выступят. Мария Людько будет петь арии, вокальные миниатюры и романсы из сокровищницы вокального репертуара. И не приходится сомневаться, продемонстрирует высочайший уровень мастерства. Ведь за плечами певицы – огромный мировой сопрановый репертуар: партии Царицы ночи из «Волшебной флейты», Констанции из «Похищения из сераля», донны Анны из «Дон-Жуана» Моцарта, Царевны Лебедь из «Сказки о царе Салтане» Римского-Корсакова, Виолетты из «Травиаты» Верди… Опыт и мастерство принесло ей также участие в современном репертуаре, требующем особой искусности в интонировании, как, скажем, партия Артура в опере «Царь Демьян» Л. Десятникова, поставленной на сцене Мариинского театра в 2001ом году… Кстати, она стала выпускницей Академии оперного искусства при Мариинском театре, возглавляемой Л. Гергиевой.
Со Станиславом Горковенко
Мария Людько выступала на многих оперных сценах мира. На сцене Большого театра Союза ССР она участвовала в постановке оперы И. Стравинского «Похождения повесы», исполнив партию Энн Трулайф. В опере Верди «Фальстаф» она пела партию Нанетты. В знаменитом своими экспериментальными в области режиссуры постановками берлинском театре «Комише опер» она представала в камерной опере Моцарта «Директор театра»…
Будучи совершенно молодой, Мария Людько получила звание Заслуженной артистки России. Её голос звучит с чистотой и технической подвижностью музыкального инструмента. И при этом наполнен теплотой и искренностью человеческого чувства… Не мудрено, что Санкт-Петербург не отпускает талантливую и обаятельную артистку. Да и ее связывает с великим городом его культура, в том числе музыкальная, преподавание в консерватории, выступления на сцене Мариинского театра, творческая дружба с известными деятелями искусств… Назову ряд дорогих мне, как петербуржанке в прошлом, имен: Народный артист России Станислав Горковенко – дирижер, возглавляющий Санкт-Петербургский симфонический оркестр имени В. П. Соловьева-Седого; Владислав Чернушенко – многие годы главный дирижёр знаменитой хоровой Капеллы, впоследствии ректор петербургской консерватории; сменивший его позже на этом посту Сергей Стадлер – скрипач-виртуоз; композитор Сергей Слонимский – автор опер «Виринея», «Мария Стюарт», «Иван Грозный», «Мастер и Маргарита» и целого ряда фортепианных и оркестровых произведений, профессор петербургской консерватории, Народный артист России… Получить их признание, поверьте, труднее, чем многие международные награды. Их критерии – высочайшие.
С композитором Сергеем Слонимским
В то время, как Мария раскрывала и взращивала свой талант в Петербурге, Георгия Девдариани поманили иные дали. И он – тоже петербуржец – отправился в поисках самого себя в Голландию. В Гааге закончил Королевскую консерваторию по классу кларнета, обогатив мастерство, обретённое в России, стилем Западной игры. Его игра виртуозна. И хотя для кларнета как солирующего инструмента написано не так уж много произведений, но их хватило бы для сольных выступлений с лихвой. Однако музыкант захотел расширить своё амплуа.
Тяготея к искусству театра, он стал стремиться и к оперной режиссуре, и к актёрскому искусству. Поэтому закончил трёхгодичную театральную школу в Гааге. Первые постановочные работы как режиссёр он осуществил и на Западе, и в Казани. Свои актёрские возможности Жорж предъявил в короткометражном фильме, показанном по телевидению RTN в передаче «Контакт» с Майей Прицкер.
Не упустим также такой факт, как свободное владение несколькими европейскими языками… В подобных случаях спрашивают: «Как вам удаётся всё это совмещать?» Полагаю, человеку многое удаётся успеть, когда он полон творческими импульсами и жаждой деятельности. К тому же, именно для этого, может быть, и дана молодость…
Музыкант, солист, артист – он проявляет себя совершенно неординарно.
Мария Людько и Евгений Евтушенко
В предстоящем концерте в Бостоне Жорж Девдариани в своих сверкающих соло опять удивит красками оркестрового инструмента, обретающего по его воле право и восславить, и восплакать, и воспарить… Казалось прежде, что кларнет не обладает такой подвижностью, какую обнаруживает ныне…
Репертуар Марии Людько и Жоржа Девдариани построен на сочетании сопрано и кларнета, дуэт по-своему уникальный. Эта пара – удивительный союз, объединенный общим пониманием музыкального искусства и стремлением к его высотам.
Помимо музыки, их жизнь осеняют любовь и разлука… Они стремятся как можно чаще быть вместе, и им это удаётся, но обстоятельства каждого оставляют в разных странах. Возможно, поэтому, присутствуя на их концерте, ощущаешь особую силу притяжения их друг к другу…
Их выступления становятся событием в искусстве, таинством, откровением. И мы, слушая их, прикасаемся к подлинному.
О ДАТЕ КОНЦЕРТОВ УНИКАЛЬНОГО ДУЭТА БУДЕТ СООБЩЕНО ДОПОЛНИТЕЛЬНО. СЛЕДИТЕ ЗА ПУБЛИКАЦИЯМИ В «КРУГОЗОРЕ».
Слушайте
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«У нас нет армии. Развалило армию военное законодательство последних четырёх месяцев» (Деникин Антон Иванович (1872-1947), русский генерал).
ноябрь 2024
ИСТОРИЯ
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024