Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

КРЕДО

"Живи и давай жить другим". Беседа с Людмилой Улицкой

Опубликовано 30 Ноября 2011 в 09:32 EST

- Михаил Борисович по установкам - государственник, мои взгляды на этот предмет иные. Но в одном он меня убедил
я считала, что мы живем в сильном тоталитарном государстве. Его мнение, что государство - слабое, и именно это обусловливает сильный репрессивный механизм внутри него. Я с ним согласилась. Изменилось и моё отношение к Ходорковскому. Я вступила с ним в переписку, чтобы дать ему возможность высказаться
значительная часть общества была настроена против него. Я отдавала себе отчет в том, что он избран политической мишенью, куда, по мысли организаторов процесса, должна была быть направлена вековая ненависть бедных к богатым. Но этого не получилось. В тяжелейших обстоятельствах он проявил мужество, чувство собственного достоинства, остроумие, если угодно.
Гостевой доступ access Подписаться

Из досье:

Люд­ми­ла Улиц­кая - по­пуляр­ная рус­ская пи­сатель­ни­ца, про­из­ве­дения ко­торой пе­реве­дены на 25 язы­ков. Же­на скуль­пто­ра Ан­дрея Кра­сули­на.

Ро­дилась в 1943 г. в Баш­ки­рии, где на­ходи­лась в эва­ку­ации её семья. Дед был реп­ресси­рован - в 1931-1941 г. и с 1948 г. на­ходил­ся в зак­лю­чении. Пос­ле вой­ны Улиц­кие вер­ну­лись в Мос­кву, где Люд­ми­ла окон­чи­ла шко­лу, а по­том и би­офак МГУ.

Люд­ми­ла Ев­гень­ев­на два го­да про­рабо­тала в Ин­сти­туте об­щей ге­нети­ки АН СССР, от­ку­да её уво­лили в 1970 го­ду за пе­репе­чат­ку са­миз­да­та. С тех пор Улиц­кая, по её собс­твен­но­му ут­вер­жде­нию, ни­ког­да не хо­дила на го­сударс­твен­ную служ­бу: она ра­бота­ла зав­ли­том Ка­мер­но­го ев­рей­ско­го му­зыкаль­но­го те­ат­ра, пи­сала очер­ки, дет­ские пь­есы, ин­сце­ниров­ки для ра­дио, дет­ско­го и ку­коль­но­го те­ат­ров, ре­цен­зи­рова­ла пь­есы и пе­рево­дила сти­хи с мон­голь­ско­го язы­ка.

Пуб­ли­ковать свои рас­ска­зы в жур­на­лах Улиц­кая на­чала в кон­це вось­ми­деся­тых го­дов, а из­вес­тность приш­ла к ней пос­ле то­го, как по её сце­нарию бы­ли сня­ты филь­мы "Сес­трич­ки Ли­бер­ти" (1990, ре­жис­сёр - Вла­димир Грам­ма­тиков) и "Жен­щи­на для всех" (1991, ре­жис­сёр - Ана­толий Ма­теш­ко), а в "Но­вом ми­ре" выш­ла по­весть "Со­неч­ка" (1992). В 1994 это про­из­ве­дение бы­ло приз­на­но во Фран­ции луч­шей пе­ревод­ной кни­гой го­да и при­нес­ло ав­то­ру прес­тижную фран­цуз­скую пре­мию Ме­дичи. Во Фран­ции же выш­ла и пер­вая кни­га Люд­ми­лы Улиц­кой (сбор­ник "Бед­ные родс­твен­ни­ки", 1993) на фран­цуз­ском язы­ке.

ПОЛ­ТО­РА ГО­ДА СПУС­ТЯ

- Люд­ми­ла Ев­гень­ев­на, во вре­мя на­шей прош­лой бе­седы вы ска­зали, что бы­ва­ют вре­мена подъ­ема куль­ту­ры и вре­мена ее упад­ка, что куль­ту­ра, как и че­ловек, ме­ня­ет свои ка­чес­тва и гра­ни. Про­яви­лись ли они ка­ким-то об­ра­зом за про­шед­шие пол­то­ра го­да?
 
- Эво­люция - мед­ленный про­цесс, да­же ес­ли речь идет не о би­оло­гичес­кой эво­люции, а о яв­ле­ни­ях куль­тур­ных. А пол­то­ра го­да - во­об­ще нель­зя рас­смат­ри­вать как сколь­ко-ни­будь зна­чимый от­ре­зок вре­мени.


О РО­МАНЕ "ЗЕ­ЛЁНЫЙ ША­ТЁР"

- Вы ска­зали, что для сох­ра­нения в се­бе че­лове­ка, не­об­хо­димо со­вер­шать ин­ди­виду­аль­ные уси­лия. Ге­рои ва­шей кни­ги имен­но это и пы­та­ют­ся де­лать. Но по­чему вы не поз­во­лили ни­кому из них вы­жить? Сле­ду­ет ли это по­нимать как не­воз­можность ос­та­вать­ся сво­бод­ным и по­рядоч­ным че­лове­ком в нес­во­бод­ном об­щес­тве?

- А вам ког­да-ни­будь в жиз­ни встре­чалась та­кая си­ту­ация, что­бы все вы­жили?

- Мы же го­ворим не о се­мей­ной са­ге, а о по­вес­тво­вании, умес­тившем­ся в от­ре­зок вре­мени дли­ною в со­рок три го­да - со дня смер­ти Ста­лина до дня смер­ти Брод­ско­го. Тем бо­лее, я имею в ви­ду не всех пер­со­нажей, а трех глав­ных ге­ро­ев - Ми­ху, Илью и Са­ню.

- Да­же те из мо­их ге­ро­ев, смерть ко­торых не опи­сана, ум­рут;  ум­рет и ав­тор,
 и се­год­няшние чи­тате­ли. Бо­лее то­го, уй­дут по­рядоч­ные лю­ди, не­годяи, и да­же нет ни­какой уве­рен­ности в том, что доб­рые и прек­расные ум­рут лег­кой смертью, а убий­цы и не­годяи бу­дут дол­го му­чить­ся. "Зе­леный ша­тер" - мес­то, где все встре­ча­ют­ся вне за­виси­мос­ти от их лич­ных ка­честв и де­яний. Это пос­леднее ра­венс­тво - не­бытие. Вне за­виси­мос­ти от ре­жима, мес­та дей­ствия и эпо­хи. Но ва­ше проч­те­ние - то­же впол­не воз­можно.

- В со­вет­ские го­ды су­щес­тво­вало дис­си­дентство - де­мок­ра­тичес­кое дви­жение, про­тивос­то­ящее влас­ти. По су­ти, это бы­ла борь­ба не столь­ко за сво­боду со­вес­ти, сло­ва, лич­ности, сколь­ко за сох­ра­нение собс­твен­но­го че­лове­чес­ко­го дос­то­инс­тва. Нуж­но, и есть ли дви­жение, по­доб­ное дис­си­дент­ско­му в сов­ре­мен­ной Рос­сии?  В чем это про­тивос­то­яние про­яв­ля­ет­ся?

- Се­год­ня ина­че: сто­ит боль­шая оче­редь из лю­дей, стре­мящих­ся за не­доро­гую пла­ту про­дать это са­мое чувс­тво че­лове­чес­ко­го дос­то­инс­тва. Ни­чего, жи­вут без не­го и да­же не за­меча­ют по­тери. 

- Мне по­каза­лось, что ро­ман "Зе­леный ша­тер" - это ка­лей­дос­коп рас­ска­зов из жиз­ни рос­сий­ских ин­телли­ген­тов. Про­читав его, при­ходишь к не­уте­шитель­но­му вы­воду, что ин­телли­ген­ция, по сво­ей су­ти, - сос­ло­вие оди­ноких лю­дей, ко­торым оди­нако­во не­ком­фор­тно как в опас­ной бли­зос­ти с властью, так и в тол­пе. В свою оче­редь и власть, и тол­па их то­же не жа­лу­ют и от­но­сят­ся, в за­виси­мос­ти от си­ту­ации, в худ­шем слу­чае - враж­дебно, в луч­шем - с из­девкой и нас­мешкой. Чем от­ли­ча­ет­ся се­год­няшнее по­коле­ние ин­телли­ген­тов от по­коле­ния сво­их ро­дите­лей?

- Нет та­кого по­коле­ния - ин­телли­ген­тов. Всег­да бы­ли от­дель­ные лю­ди, ма­ло спо­соб­ные к груп­по­вому объ­еди­нению. Их так ма­ло, что не­дав­но мы с при­яте­лем об­сужда­ли - один ва­гон или один сос­тав по­надо­бить­ся, что­бы всех ин­телли­ген­тов выс­лать в Ма­гадан или ку­да там власть ре­шит. Я счи­тала, что ва­гон, а он по­лагал, что сос­тав. Так что о по­коле­нии ре­чи быть не мо­жет.


О ХО­ДОР­КОВ­СКОМ

- Этой вес­ной, бу­дучи в Ан­глии, вы ска­зали жур­на­лис­там:

"Хо­дор­ков­ский на­ходит­ся в тюрь­ме по­тому, что все об­щес­тво за­пуга­но. Та­кая по­теря дос­то­инс­тва расс­тра­ива­ет ме­ня по­тому, что на­ше об­щес­тво толь­ко-толь­ко на­чало пре­одо­левать страх пос­ле столь­ких лет реп­рессив­но­го прав­ле­ния. Страх в оче­ред­ной раз на­чал ох­ва­тывать рус­ский на­род". Страх че­го или ко­го вы име­ли в ви­ду? Мо­жет, это и не страх вов­се, а ба­наль­ное рав­но­душие?

- Страх, что не удас­тся учас­тво­вать в де­леж­ке пи­рога.

- Вы про­дол­жа­ете пе­репи­сывать­ся или как-то ина­че под­держи­вать от­но­шения с Ми­ха­илом Бо­рисо­вичем? Есть ли еще лю­ди, кон­крет­но пы­та­ющи­еся ему по­мочь и есть ли на­деж­да (учи­тывая не­дав­нюю ро­киров­ку Пу­тин - Мед­ве­дев - Пу­тин), что М.Б. вый­дет на сво­боду до 2014 го­да?

- Нет, я не под­держи­ваю от­но­шений с Ми­ха­илом Бо­рисо­вичем. Но все-та­ки не­кото­рая связь име­ет­ся. Я член по­печи­тель­ско­го со­вета за­меча­тель­но­го учеб­но­го за­веде­ния, ко­торое он ос­но­вал пят­надцать лет то­му на­зад. Он ос­но­вал этот ли­цей для де­тей по­гиб­ших во­ен­нослу­жащих, а те­перь там си­роты и де­ти из не­пол­ных се­мей вся­кого ро­да, (не толь­ко из сре­ды во­ен­нослу­жащих). Вот там я се­год­ня раз­го­вари­вала с его ро­дите­лями, Ма­риной Фи­лип­повной и Бо­рисом Мо­исе­еви­чем. Се­год­ня в Ли­цее "Под­москов­ный" сос­то­ял­ся ли­цей­ский праз­дник. Я ста­ра­юсь не про­пус­кать этих праз­дни­ков, по­тому что это луч­шее из все­го, что мож­но уви­деть в на­шей стра­не: за­меча­тель­ные де­ти, прек­расные пе­даго­ги, кра­сота и ра­дость.  Спа­сибо Ми­ха­илу Бо­рисо­вичу! Это пос­ледний из его про­ек­тов, ко­торые не приб­ра­ли к ру­кам влас­ти.

Ло­гика на­шей влас­ти та­кова, что труд­но се­бе пред­ста­вить, что­бы его вы­пус­ти­ли. Он им силь­но ме­ша­ет в лю­бом ка­чес­тве, и чем даль­ше, тем боль­ше.

- Пуб­ли­куя пе­репис­ку с Хо­дор­ков­ским, вы на­де­ялись, что "на­ше сон­ное и ле­нивое об­щес­тво пой­мет, ка­кого мас­шта­ба лжи этот про­цесс, уви­дит сте­пень аб­сурда про­ис­хо­дяще­го". По­чему, нес­мотря на всю оче­вид­ность это­го аб­сурда, Ми­ха­ил Бо­рисо­вич не вы­зыва­ет ни под­дер­жки, ни да­же со­чувс­твия у боль­шинс­тва рос­си­ян?

- Мне ка­жет­ся, это не так. Об­щес­твен­ное мне­ние дав­но уже скло­нилось в сто­рону Хо­дор­ков­ско­го.  Но, к со­жале­нию, это ни­чего не ме­ня­ет в его судь­бе.

- Из­ме­нило ли вас лич­но об­ще­ние с Хо­дор­ков­ским?

- Ми­ха­ил Бо­рисо­вич по ус­та­нов­кам - го­сударс­твен­ник, мои взгля­ды на этот пред­мет иные. Но в од­ном он ме­ня убе­дил: я счи­тала, что мы жи­вем в силь­ном то­тали­тар­ном го­сударс­тве. Его мне­ние, что го­сударс­тво - сла­бое, и имен­но это обус­ловли­ва­ет силь­ный реп­рессив­ный ме­ханизм внут­ри не­го. Я с ним сог­ла­силась.

Из­ме­нилось и моё от­но­шение к Хо­дор­ков­ско­му. Я всту­пила с ним в пе­репис­ку, что­бы дать ему воз­можность выс­ка­зать­ся: зна­читель­ная часть об­щес­тва бы­ла нас­тро­ена про­тив не­го. Я от­да­вала се­бе от­чет в том, что он из­бран по­лити­чес­кой ми­шенью, ку­да, по мыс­ли ор­га­низа­торов про­цес­са, дол­жна бы­ла быть нап­равле­на ве­ковая не­нависть бед­ных к бо­гатым. Но это­го не по­лучи­лось. В тя­желей­ших об­сто­ятель­ствах он про­явил му­жес­тво, чувс­тво собс­твен­но­го дос­то­инс­тва, ос­тро­умие, ес­ли угод­но.

- Я чи­тала о том, что Хо­дор­ков­ский стал на­уч­ным кон­суль­тан­том жур­на­лис­тки Оль­ги Ро­мано­вой, ко­торая с его по­мощью го­товит фи­лософ­ский труд на те­му " Рус­ская тюрь­ма: опыт сво­боды". На воп­рос о том, по­чему каж­дая но­вая власть ка­нони­зиру­ет му­чени­ков, пос­тра­дав­ших при прош­лой влас­ти, Ми­ха­ил Бо­рисо­вич от­ве­тил, что при­чина - в зах­ва­те или пе­реда­че влас­ти без ог­лядки на за­кон. Что бы вы от­ве­тили на этот воп­рос?

- Я об этом не зна­ла, но уве­рена, что это бу­дет очень ин­те­рес­но. Опыт Оль­ги Ро­мано­вой, чей муж толь­ко что вы­шел из зак­лю­чения, и опыт Ми­ха­ила Хо­дор­ков­ско­го, ко­торый, к со­жале­нию, еще от­бы­ва­ет свой не­оп­ре­делен­ный срок, да­дут в сум­ме, вне сом­не­ния, ин­те­рес­ное ис­сле­дова­ние.

- И всё же, по­чему в Рос­сии ис­то­ричес­ки не лю­бят ум­ни­ков, но по­чита­ют му­чени­ков и юро­дивых?

- Да ка­ких та­ких му­чени­ков в Рос­сии по­чита­ют, ког­да лю­бимый на­род­ный свя­той Алек­сандр Нев­ский? Про­читай­те его жи­тие и пой­ме­те, ко­го по­чита­ет на­род! Юро­дивых еще в 18-го­ду власть ко­го по­уби­вала, ко­го пе­реса­жала. Я этот ма­тери­ал спе­ци­аль­но ис­сле­дова­ла, да­же пь­есу на­писа­ла "Се­меро свя­тых из де­рев­ни Брю­хо" - на до­кумен­таль­ном ма­тери­але, меж­ду про­чим. Власть по­чита­ет толь­ко жес­то­кую и бес­смыс­ленную си­лу, ее ге­рои - Дзер­жин­ский, Жу­ков. Не го­воря о прес­тупных от­цах-ос­но­вате­лях со­вет­ско­го го­сударс­тва. Не му­чени­ки влас­ти нуж­ны, а иде­оло­гичес­кие ико­ны, а с этим то­варом до­воль­но слож­но - в на­ше вре­мя ни Пав­ли­ком Мо­розо­вым, ни Алек­сан­дром Мат­ро­совым не обой­дешь­ся. Вот и нет у на­шей влас­ти ни ге­роя на­шего вре­мени, ни на­ци­ональ­ной идеи - ни­как не вы­сасы­ва­ет­ся из паль­ца.

- Мо­жет ли в се­год­няшней Рос­сии быть по­пуляр­ной кни­га Хо­дор­ков­ско­го о сво­ем тю­рем­ном опы­те и сто­ит ли ему пос­та­рать­ся на­писать та­кую кни­гу?

- Кни­гу эту он уже пи­шет, ма­лень­ки­ми гла­вами пуб­ли­ку­ет. Я это­му очень ра­да. К нес­частью, судь­ба Рос­сии та­кова, что те­ма прес­тупле­ния и на­каза­ния, а так­же, собс­твен­но, тюрь­мы, - ко­рен­ная те­ма рус­ской ли­тера­туры. Дос­то­ев­ский, Тол­стой, Ко­ролен­ко, Че­хов, Сол­же­ницын, Ша­ламов и да­лее вез­де - до Ли­моно­ва. Та­кова Рос­сия, та­ковы её бо­левые точ­ки и сви­детель­ства о жиз­ни поч­ти мил­ли­он­но­го от­ря­да рос­сий­ских зак­лю­чен­ных - очень важ­ны. А бу­дет ли это по­пуляр­но, не бес­по­ко­ит ни Хо­дор­ков­ско­го, ни ме­ня. Ко­му ин­те­рес­но - про­чита­ют. За­работ­ки из­да­телей ме­ня ма­ло бес­по­ко­ят.


О ТО­ЛЕРАН­ТНОС­ТИ

- Что в ва­шем по­нима­нии есть то­леран­тность и где дол­жна быть гра­ница, ее очер­чи­ва­ющая?

- Жи­ви и да­вай жить дру­гим - од­на фор­му­ла, и вто­рая  - не де­лай дру­гому то­го, что ты не хо­чешь по­лучить от дру­гих. Пре­муд­рость столь прос­та и столь ста­ра, что не по­нимаю, по­чему и о чем ло­ма­ют копья!

- По идее, ин­тернет спо­собс­тву­ет объ­еди­нению и, ста­ло быть, вза­имо­пони­манию лю­дей, а они, нап­ро­тив, ста­новят­ся бо­лее ра­зоб­щенны­ми, все слож­нее им ста­новит­ся ус­лы­шать, друг-дру­га, по­нять и до­гово­рить­ся. Как вы ду­ма­ете, по­чему это про­ис­хо­дит?

- Не ин­тернет из­ме­нил ли­цо ми­ра, он все­го лишь один из зна­ков из­ме­нения. Оди­ночес­тво и ра­зоб­щенность вряд ли свя­заны ка­кой-то по­ложи­тель­ной или от­ри­цатель­ной кор­ре­ляци­ей с тех­ни­чес­ким прог­рессом. Мне пред­став­ля­ет­ся, что это яв­ле­ния из раз­личных ря­дов. Что же ка­са­ет­ся проб­ле­мы по­нима­ния и/или не­пони­мания, я как раз счи­таю, что в двад­цать пер­вом ве­ке в этой об­ласти ог­ромный про­рыв: лю­ди ста­ли уни­вер­саль­нее, и поп­куль­ту­ра, ко­торая ма­ло ко­му из вы­соко­об­ра­зован­ных лю­дей нра­вит­ся, да­ла за­меча­тель­ную но­вую куль­тур­ную плат­форму для вза­имо­пони­мания: му­зыка Биттлз, сни­кер­сы, джин­сы и гам­бурге­ры из Мак­До­нал­дса пред­став­ля­ют со­бой очень хо­роший це­мент для склей­ки но­вого все­мир­но­го че­лове­чес­тва. Я прек­расно об­хо­жусь без всех вы­ше­упо­мяну­тых ве­щей, но имен­но они и им по­доб­ные по­могут в ко­неч­ном сче­те до­гово­рить­ся тур­кам, кур­дам, из­ра­иль­тя­нам, ара­бам, сер­бам и ал­банцам. Се­год­няшняя ико­на - это рек­ла­ма ма­гази­на Бе­нетон. И это очень хо­рошая ико­на,


О ЛИ­ТЕРА­ТУРЕ

- Все ва­ши кни­ги ста­нови­лись бес­тсел­ле­рами - в хо­рошем смыс­ле это­го сло­ва. Час­то ли вам при­ходит­ся слы­шать поз­драв­ле­ния и бла­гос­клон­ные от­зы­вы кол­лег в свя­зи с ва­шими твор­чески­ми ус­пе­хами? Важ­но ли вам их мне­ние?

- От­зы­вы кол­лег - осо­бого удель­но­го ве­са, вне за­виси­мос­ти от то­го, про­из­не­сено это хо­рошее сло­во пи­сате­лем, ко­торый мне нра­вит­ся, или к твор­чес­тву ко­торо­го я впол­не без­различ­на, - не име­ют. Но хо­рошее сло­во осо­бен­но цен­но, по­тому что труд­но не со­раз­ме­рять­ся и не со­рев­но­вать­ся. Пи­сатель­ское со­об­щес­тво до­воль­но  сквер­ное. Мне боль­ше нра­вят­ся ху­дож­ни­ки как твор­ческая об­щность. Я за­мужем за ху­дож­ни­ком, и мир его кол­лег мне го­раз­до сим­па­тич­ней. Что же ка­са­ет­ся от­зы­вов на мои кни­ги, да и на лю­бые, и во­об­ще: луч­ше ум­ная кри­тика, чем глу­пое вос­хва­ление. Это уж точ­но!

- Вас, в прин­ци­пе, за­дева­ют не­гатив­ные от­кли­ки?

- Иног­да бы­ва­ет очень  ин­те­рес­но. Иног­да злит не­пони­мание или злоб­ный тон, но во­об­ще я с ин­те­ресом от­но­шусь к кри­тике.

- Пе­речи­тыва­ете ли вы свои преж­ние тек­сты?

- Вот толь­ко что в свя­зи с пе­рехо­дом в дру­гое из­да­тель­ство я пе­речи­тала ВСЕ, что бы­ло из­да­но. Это бы­ла боль­шая ра­бота.

- Приг­ла­шали ли вас в жю­ри ли­тера­тур­ных кон­курсов?

- Я край­не ред­ко на это сог­ла­ша­юсь.

- Ес­ли бы вы бы­ли пред­се­дате­лем рус­ско­го Бу­кера 2010 го­да, вы при­суди­ли бы пре­мию Еле­не Ко­ляди­ной за ро­ман "Цве­точ­ный крест", ко­торый она са­ма, кста­ти, наз­ва­ла "га­лимать­ей об ог­ненной ел­де и зо­лотых ляз­ви­ях"?

- Я не чи­тала это­го про­из­ве­дения. Рус­ско­го Бу­кера да­вали за та­кие сла­бые кни­ги, что эта пре­мия со­вер­шенно ут­ра­тила свой ста­тус в сре­де чи­та­ющих. И что са­мое пе­чаль­ное - не да­вали ее за кни­ги дей­стви­тель­но вы­да­ющи­еся: нет Бу­керов­ской пре­мии у Люд­ми­лы Пет­ру­шев­ской! А ведь она пи­сатель ог­ромно­го да­рова­ния.

- Ка­кие из про­читан­ных в пос­леднее вре­мя книг про­из­ве­ли на Вас впе­чат­ле­ние? (по­зитив­ное или не­гатив­ное)

- Не­гатив­ных впе­чат­ле­ний у ме­ня не бы­ва­ет - я преж­де то­го кни­гу зак­ры­ваю. Не так дав­но на­учи­лась это де­лать и ра­да это­му дос­ти­жению.
С боль­шим удо­воль­стви­ем чи­таю Мом­мзе­на. Не зря ему но­белев­скую пре­мию да­ли, за­меча­тель­ный труд.

- Пос­ле вы­хода кни­ги "Зе­леный ша­тер" вы ска­зали, что боль­ше не бу­дете пи­сать ро­маны. Чем выз­ва­но та­кое ре­шение?

- Ус­та­ла.

- Над чем вы сей­час ра­бота­ете?

- Над оче­ред­ным ин­тервью. И то­же страш­но на­до­ело.

- Что по­делать, ин­тервью - не­отъ­ем­ле­мая часть по­пуляр­ности. Уда­чи вам и вдох­но­вения. Спа­сибо, что сог­ла­сились быть гос­тем "Кру­гозо­ра".

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть двенадцатая

«Нет, уж, милостивая государыня, этого в Евангелии точно нет!!!»

Граф Разумовский: «Боюсь, государыня, в России мор будет»

«Пуд сала на лечение его высочества...»

Игорь Альмечитов май 2025

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка