Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

ЖЕНЩИНА-ФЕЙЕРВЕРК

Людмила Гурченко

Опубликовано 18 Апреля 2011 в 08:42 EDT

Для актрисы потеря пятнадцати лет молодости - катастрофа. Гурченко её пережила. "У меня же проходят годы, часы. Я же ничего в жизни не сделала", -- с горечью и отчаянием говорила её героиня из почти биографического фильма "Аплодисменты, аплодисменты..." (реж. В. Бутурлин, 1983 г.). Украденные годы искалечили творческую судьбу и помешали раскрыться этому незаурядному дарованию полнее и масштабнее. Приходилось соглашаться на любые предложения и играть проходные роли в фильмах "средней руки". Для неё было важным хоть немного находиться в этой атмосфере. Слова "мотор, свет, текст, форма, костюм" давали ощущение пребывания в профессии. Она не раз повторяла: "Кино - это моя жизнь. Когда я захожу в маленький задымлённый павильон, где ничего не видно на расстоянии вытянутой руки, где пахнет смесью дыма, опилок и клея, понимаю: вот он рай!"
Гостевой доступ access Подписаться

Ког­да по­ра уй­ти - ухо­дим, как ни горь­ко,
но лишь за­пом­ним всё до ме­лочей.
Смот­ри, смот­ри на этот мир
до опь­яненья, до вос­торга...


/"Ре­цепт её мо­лодос­ти"/

Экс­тра­ваган­тность и  эк­сцентрич­ность, взрыв­ной тем­пе­рамент и плас­ти­ка, фон­та­ниру­ющая энер­гия, ко­кетс­тво и  тро­гатель­ное изя­щес­тво - всё это Люд­ми­ла Гур­ченко. Бо­лее де­вянос­та ро­лей в ки­но, де­сят­ки в те­ат­ре, ан­треп­ри­зы,  те­лебе­нефи­сы, бес­числен­ное мно­жес­тво кон­цертов - всё это Люд­ми­ла Гур­ченко.  Те, кто её знал,  го­вори­ли о нес­тандар­тном мыш­ле­нии, иро­нич­ном ос­тро­умии и от­кро­вен­ных, не­ор­ди­нар­ных выс­ка­зыва­ни­ях. Все­народ­но лю­бимая, удос­то­ен­ная вы­соких  зва­ний и наг­рад, в от­ли­чие от мно­гих  зна­мени­тых кол­лег, она  всег­да ос­та­валась ес­тес­твен­ным, скром­ным, при­ят­ным и оба­ятель­ным че­лове­ком.

Её пер­вый шаг  в му­зыкаль­ном  ки­нема­тог­ра­фе - это фе­ерия ра­дос­ти, свет­лой на­деж­ды и счастья. Ко­неч­но, речь идёт о "Кар­на­валь­ной но­чи" (реж. Э. Ря­занов, 1956 г.), веч­но мо­лодом филь­ме для всех нас, зри­телей. И как толь­ко приб­ли­жа­ет­ся Но­вый год, вмес­те с ожи­дани­ем чу­да и за­пахом хвои, на эк­ра­нах те­леви­зоров по­яв­ля­ет­ся  оча­рова­тель­ная то­нень­кая де­вуш­ка-меч­та. Без неё уже не­воз­можно пред­ста­вить се­бе этот праз­дник, как не­воз­можно его пред­ста­вить  без "Пе­сен­ки о ве­сёлом нас­тро­ении" и пес­ни  "Пять ми­нут" Ана­толия Ле­пина. Сыг­рав   в этом филь­ме глав­ную роль, ещё бу­дучи сту­ден­ткой ВГИ­Ка, Гур­ченко в од­но­часье  ста­ла "звез­дой" со­вет­ско­го эк­ра­на.

...А по­том нас­ту­пила сов­сем иная жизнь. Нет, не жизнь "звез­ды", а как раз нап­ро­тив - жизнь в твор­ческом заб­ве­нии. Толь­ко в 2009  го­ду в ин­тервью га­зете "Мос­ков­ский ком­со­молец" ак­три­са  рас­ска­зала об ис­тинной при­чине тра­гедии её  мо­лодос­ти. Вско­ре пос­ле премь­еры её приг­ла­сили в КГБ и "пред­ло­жили сот­рудни­чать". Ког­да она от­ка­залась, ей мно­гоз­на­читель­но ска­зали: "Зна­чит, вы не лю­бите Ро­дину". "Сна­чала от ме­ня отош­ли, а по­том пе­реда­ли сло­ва ми­нис­тра куль­ту­ры  Ми­хай­ло­ва: "Мы её сот­рём в по­рошок. Фа­милии та­кой не бу­дет". И они стёр­ли... на сем­надцать лет. И зах­лопну­ли все две­ри в боль­шое ки­но, поз­во­лив  вла­чить горь­кое су­щес­тво­вание вто­росор­тной ар­тисточ­ки,  уме­ющей толь­ко петь и пля­сать.

Учё­ный или ли­тера­тор мо­жет пи­сать "в стол" в ожи­дании бу­дущей пуб­ли­кации. Это очень тя­жело, но всё же поз­во­ля­ет ему  ра­ботать "на се­бя" и не те­рять  жиз­ненно­го вре­мени. Для ак­три­сы по­теря пят­надца­ти лет мо­лодос­ти - ка­тас­тро­фа. Гур­ченко её пе­режи­ла. "У ме­ня же про­ходят го­ды, ча­сы. Я же ни­чего в жиз­ни не сде­лала", -- с го­речью и от­ча­яни­ем го­вори­ла её ге­ро­иня из  поч­ти би­ог­ра­фичес­ко­го филь­ма "Ап­ло­дис­менты, ап­ло­дис­менты..." (реж. В. Бу­тур­лин, 1983 г.). Ук­ра­ден­ные го­ды ис­ка­лечи­ли твор­ческую судь­бу и по­меша­ли рас­крыть­ся это­му не­за­уряд­но­му да­рова­нию  пол­нее и мас­штаб­нее.

При­ходи­лось  сог­ла­шать­ся на лю­бые пред­ло­жения и  иг­рать  про­ход­ные ро­ли в филь­мах "сред­ней ру­ки". Для неё бы­ло важ­ным хоть нем­но­го на­ходить­ся в этой ат­мосфе­ре. Сло­ва "мо­тор, свет, текст,  фор­ма, кос­тюм" да­вали ощу­щение пре­быва­ния в про­фес­сии. Она не раз пов­то­ряла: "Ки­но - это моя жизнь. Ког­да я за­хожу в ма­лень­кий за­дым­лённый па­виль­он, где ни­чего не вид­но на рас­сто­янии вы­тяну­той ру­ки, где пах­нет смесью ды­ма, опи­лок и клея, по­нимаю: вот он рай!"

Гур­ченко вы­жива­ла бла­года­ря  кон­цер­тной ра­боте. Мно­го ко­леси­ла по стра­не. Пе­ла пе­ред ра­бочи­ми на за­водах и шах­тах  в трам­вай­ный мик­ро­фон. Она пы­талась не толь­ко раз­вле­кать, но и выс­ту­пать с "серь­ёз­ным"  ре­пер­ту­аром, но пуб­ли­ка её та­кой не при­нима­ла и да­же ос­висты­вала. Не по­мога­ла выс­то­ять и  лич­ная жизнь. Мужья (сце­нарист Б. Ан­дро­никаш­ви­ли, ак­тёр А.Фа­де­ев, пе­вец И.Коб­зон) не толь­ко  не под­держи­вали её, а нап­ро­тив, от­ни­мали ве­ру в свои си­лы. Ин­те­рес­ных ро­лей ник­то не пред­ла­гал. Ре­жис­сё­ры  де­лали вид, что с ней не зна­комы. Са­ма же ак­три­са бы­ла бес­ком­про­мис­сна и не ста­ралась сде­лать карь­еру че­рез слу­жеб­ные ро­маны. "Глав­ное для ме­ня в лю­бой си­ту­ации от­сто­ять свое дос­то­инс­тво, сох­ра­нить свое ли­цо. Я всег­да ста­вила се­бе план­ку очень вы­соко. Я не умею пре­давать и ли­цеме­рить" ("Но­вый взгляд", 1993 г., №06 ). Пос­те­пен­но она дош­ла до  "су­ицид­но-деп­рессив­но­го сос­то­яния и ду­мала, что боль­ше не смо­жет вы­дер­жать.

Поз­же, ког­да  всё на­лади­лось,   её вдруг ста­ли уз­на­вать кол­ле­ги, а ре­жис­се­ры го­вори­ли: "Я не мыс­лю свою кар­ти­ну без вас. Где же вы бы­ли столь­ко лет?" И ей при­ходи­лось улы­бать­ся и де­лать вид, что она ни­чего не пом­нит. Ра­бота есть ра­бота. Но она пом­ни­ла всё. И всю ос­тавшу­юся жизнь бы­ла без­гра­нич­но бла­годар­на то­му единс­твен­но­му че­лове­ку, ко­торый, по су­ти, спас её и по­мог вый­ти из ту­пика -- ре­жис­сё­ру Вик­то­ру Тре­губо­вичу,  пред­ло­жив­ше­му  снять­ся в филь­ме "Ста­рые сте­ны" (1973 г.). Гур­ченко, за ко­торой проч­но зак­ре­пилось ам­плуа ха­рак­терной ак­три­сы в му­зыкаль­ных ки­ноко­меди­ях и во­деви­лях, по­лучи­ла боль­шую  "серь­ёз­ную" роль. За неё она впос­ледс­твии бы­ла удос­то­ена Го­сударс­твен­ной пре­мии РСФСР им. Брать­ев Ва­силь­евых. Фильм от­крыл до­рогу дру­гим дра­мати­чес­ким ро­лям: в "Си­бири­аде"(реж. А. Кон­ча­лов­ский,1978 г. ), в ме­лод­ра­ме "Лю­бимая жен­щи­на ме­хани­ка Гав­ри­лова" (реж. П. То­доров­ский,  1982г.), в "По­лётах во сне и на­яву" (реж. Р. Ба­ла­ян, 1982г.), в ли­ричес­кой ко­медии "Вок­зал на дво­их" (Э. Ря­занов, 1983 г.). 


Смыс­лом и счасть­ем для Гур­ченко  всег­да бы­ла её про­фес­сия. Олег Ба­силаш­ви­ли от­ме­чал: "…Про­нес­ти сквозь всю жизнь вот эту тя­гу к юнос­ти, к мо­лодос­ти, и ос­та­вать­ся мо­лодой на эк­ра­не и в жиз­ни - это мо­жет толь­ко она. То, ка­кой урок ра­ботос­по­соб­ности она пре­пода­ла мне на съ­ем­ках на­шего филь­ма "Вок­зал для дво­их" - я ей по гроб жиз­ни бу­ду бла­года­рен!  Я ду­мал, всё ина­че выг­ля­дит на пло­щад­ке. Вот та­кого ра­бото­голи­ка, су­мас­шедше­го, одер­жи­мого, не­нави­дяще­го лен­тя­ев и без­дарность, что од­но и то же, фак­ти­чес­ки, я ни­ког­да не встре­чал. Она ме­ня очень мно­гому на­учи­ла, я ей за это очень бла­года­рен!".

 И всё же вер­ши­ной ки­нокарь­еры как дра­мати­чес­кой ак­три­сы ста­ли ро­ли в филь­мах "Двад­цать дней без вой­ны" (реж. А. Гер­ман,1977 г.) и "Пять ве­черов" (реж. Н. Ми­хал­ков, 1979 г.). Что­бы так глу­боко и ге­ни­аль­но прос­то сыг­рать, нуж­но быть не толь­ко мас­те­ром, но  и че­лове­ком мно­го пе­рес­тра­дав­шим и по­няв­шим в этой жиз­ни что-то очень важ­ное. Да она и не скры­вала, что её "жизнь изо­било­вала...та­кими пер­турба­ци­ями,.. что она  вол­чи­ца трав­ле­ная" ("Но­вый взгляд", 1993г., №6).

И ещё о Гур­ченко - по­ющей ак­три­се. Так же, как, к при­меру, Ле­онид Утё­сов или Марк Бер­нес, она пе­ла в ма­нере кру­нинг -ин­тимной ма­нере пе­ния или дек­ла­мации впол­го­лоса. Её ре­пер­ту­ар  вклю­чал бо­лее 130 пе­сен, в том чис­ле и те­мати­чес­кие прог­раммы, сре­ди ко­торых уни­каль­ной пред­став­ля­ет­ся  "Пес­ни во­ен­ных лет". Вспом­ни­те: ог­ромная пус­тая сце­на, а в цен­тре лёг­кий вен­ский стул и ма­лень­кая изящ­ная жен­щи­на, ко­торая ти­хо, без над­ры­ва и па­фоса рас­ска­зыва­ет об ог­ромном го­ре, о че­лове­чес­ком му­жес­тве и дос­то­инс­тве.

Люд­ми­ла Гур­ченко  за­веши­ла свой твор­ческий путь в ка­чес­тве ре­жис­сё­ра, сце­нарис­та и ав­то­ра му­зыки к филь­му "Пёс­трые су­мер­ки". Это по­вес­тво­вание о ре­аль­ном сле­пом юно­ше, при­рож­дённом джа­зовом му­зыкан­те, ко­торо­му она по­мог­ла  стать про­фес­си­она­лом. Фильм пе­рек­ли­кал­ся с её лич­ной болью, с её би­ог­ра­фи­ей в ис­кусс­тве, зак­лю­читель­ным ак­кордом ко­торой он стал.

И вот что уди­витель­но. Её фи­зичес­кая жизнь за­кон­чи­лась, а вы­сокая но­та, взя­тая юной ак­три­сой в ту да­лёкую кар­на­валь­ную ночь, про­дол­жа­ет зву­чать. По­тому что эта но­та са­мозаб­венно­го твор­чес­тва та­лан­тли­вого, прин­ци­пи­аль­но­го и по­рядоч­но­го че­лове­ка, без ос­татка от­давше­го свою жизнь ис­кусс­тву и зри­телю.

-------------------------------------

Люд­ми­ла Гур­ченко. "Ког­да мы бы­ли мо­лодые".

https://www.youtube.com/watch?v=KWt2SZlx3GE 


Кад­ры из пос­ледне­го филь­ма Люд­ми­лы Гур­ченко: "Пёс­трые су­мер­ки".

https://www.youtube.com/watch?v=F8ngHswENMQ&NR=1

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Феномены сознания-3. Игра в дебилов

Мы, украинцы, и верили, и нервничали. Когда же наконец наступит эта реальная помощь и принципиальная поддержка оружием? Тем временем пришел в президенты в Белый Дом этот наш блестящий, но непредсказуемый Дональд Трамп…

Виталий Цебрий октябрь 2025

ПРОЗА

Где дом, а где речка...

Они дружили много лет. Гамли любил говорить о древности караимского народа, к которому себя относил. Он как-то показал оформленное им генеалогическое древо своего рода, доходящего до восьмого колена. Лев сам не в давние времена погружался в исследовании своего рода по линии матери. Древо достигло 17-ти поколений, где оказались некоторые очень известные люди, вплоть до виленского гаюна из XVIII века и одного из последних президентов Израиля из века XX.

Лазарь Фрейдгейм сентябрь 2025

СТРОФЫ

Подборка стихов "Ангел с жизнью в руках…"

Нежен розовый Днепро.
Высоко из под небесья,
Смотрит ясно голубой,
День сентябрьский… в полесье…

Владимир Проскуров сентябрь 2025

ВСЁ ПРОСЧТИТАНО НАПЕРЁД

Сколько нужно слез прoлИтых
У сирот, отцов, матерей,
Сколько нужно еще убитых,
Чтобы жил на земле еврей?

Михаил Шур сентябрь 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка