Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Шекспир и другие официальные лица

На гастролях в Америке

Опубликовано 1 Декабря 2018 в 02:44 EST

…Они усвоили, переняли из прошлого всю иезуитскую систему допросов, издевательств, пыток, и комфортно расположились на своих рабочих местах. Иногда они смешиваются со своими жертвами в перемещениях между сценами, когда режиссер ставит и тех, и других вместе, используя один прием, отделяющий эпизод от эпизода: они толпой вбегают на сцену, иногда вдруг вперяют друг в друга молчаливый словно по сигналу задержанный взгляд, или смотрят в зал, ненадолго застыв…
Гостевой доступ access Подписаться

Спек­такль   по   пь­есе   В. Шек­спи­ра "Ме­ра за  ме­ру"   бри­тан­ский ре­жис­сер Дек­лан До­нел­лан  ста­вит как по­лити­чес­кий  про­цесс.   И уси­лива­ет это ощу­щение тем, что это про­цесс    се­год­няшне­го   вре­мени   с ре­али­ями оче­вид­но хо­рошо ему зна­комо­го рос­сий­ско­го прош­ло­го и нас­то­яще­го.  Не са­мую по­пуляр­ную пь­есу   ве­лико­го Бар­да   он   ра­зыг­ры­ва­ет  с ак­те­рами мос­ков­ско­го те­ат­ра име­ни    А. С. Пуш­ки­на, иг­ра­ющи­ми на рус­ском язы­ке, со­вер­шая в ней от­кры­тия.   

Не­ожи­дан­но   вы­яс­ня­ет­ся, что ис­полне­ние дол­га- все­го-нав­се­го сле­дова­ние дог­ме,   а по­буди­тель­ные мо­тивы че­лове­чес­ких пос­тупков ча­ще ве­дут к са­мосох­ра­нению,  чем  к за­щите дру­гих лю­дей,   что при­род­ные фи­зи­оло­гичес­кие вле­чения столь  ес­тес­твен­ны, что  су­дить их   как уго­лов­ные  прес­тупле­ния  аб­сур­дно и чу­довищ­но,   и, на­конец, что влас­ти­тели - всег­да узур­па­торы, а   за­коны,  ими ус­та­нав­ли­ва­емые для дру­гих,  и ими   са­мими  не соб­лю­да­емые,  ве­дут к жес­то­кой   ка­ре, а не к мо­рали.   Об­сто­ятель­ства каж­до­го пер­со­нажа   спро­еци­рова­ны   на си­ту­ации   зас­тенков   20-го и 21-го ве­ков при   зна­комых то­тали­тар­ных ре­жимах. Ми­зан­сце­ны по­рой, от­де­ля­ясь от   сю­жета,     пе­рено­сят   в ку­да бо­лее ро­ковое  вре­мя, чем   в веч­но прек­расную эпо­ху Воз­рожде­ния.    Ис­то­ричес­кий опыт   сов­ре­мен­ности  да­же не   нас­ла­ива­ет­ся, а на­сыща­ет со­бой сце­ничес­кое дей­ствие.

Воз­можность уви­деть на гас­тро­лях в Аме­рике пол­но­цен­но выс­тро­ен­ный ре­жис­сер­ский спек­такль, а не соб­ранную на ско­рую ру­ку   ан­треп­ри­зу,  -  уже со­бытие. В Бос­то­не оно про­ис­хо­дило   на сце­не ста­рин­но­го те­ат­ра Majestic.  К со­жале­нию, ни "Бо­риса Го­дуно­ва", ни дру­гие пос­та­нов­ки прос­лавлен­но­го те­ат­раль­но­го ре­жис­се­ра ,  жи­вя в Бос­то­не, мы не ви­дели. По­это­му для те­ат­раль­ной пуб­ли­ки Бос­то­на спек­такль-  от­кры­тие это­го зна­мени­того ре­жис­се­ра.   Мы смот­рим премь­еру 2013 го­да в 2018-го­ду, и в ней все вы­зыва­ет от­клик..  Ан­гли­чанин  Дек­лан   До­нел­лан  ста­вит Шек­спи­ра с рус­ски­ми ак­те­рами.  Ре­пети­ру­ет  он  с ни­ми по сви­детель­ству   глав­но­го ре­жис­се­ра те­ат­ра Ев­ге­ния Пи­саре­ва сут­ка­ми. Ка­кой сла­жен­ности он до­бивал­ся и до­бил­ся?  Что   из пь­есы ста­ло для не­го пер­вым, что вто­рым пла­нами?  Ка­кой путь вы­бира­ет ре­жис­сер, что­бы стол­кнуть лба­ми че­лове­ка- ин­ди­виду­аль­ность и    пред­ста­вите­лей влас­ти как омер­тве­лую ма­шину?  Как он рас­кры­ва­ет на ма­тери­але пь­есы Шек­спи­ра   аб­сурдист­скую   ос­но­ву кон­флик­та, пос­тро­ен­но­го на про­тиво­речии меж­ду жи­вой че­лове­чес­кой при­родой и сок­ру­ша­ющей ее властью зап­ре­щений?

 С пер­во­го вы­хода всех пер­со­нажей на сце­ну ста­новит­ся   яс­но: од­ни из  них  -  за­виси­мые от  влас­ти,  пред­став­ле­ны в том вре­мени, в ка­ком  вы­веде­ны ав­то­ром,  а  те, кто ее оли­цет­во­ря­ют,  при­над­ле­жат на­шему. Пер­вые ус­ловно оде­ты в ис­то­ричес­кие  одеж­ды,    вто­рые   но­сят сов­ре­мен­ные офис­ные кос­тю­мы, пид­жа­ки и гал­сту­ки, дер­жат в ру­ках  де­ловые  пап­ки. Имен­но они пря­мые нас­ледни­ки узур­па­торов и па­лачей ста­лин­ско­го вре­мени.  Они ус­во­или, пе­реня­ли из   прош­ло­го   всю и­езу­ит­скую сис­те­му доп­ро­сов,  из­де­ватель­ств,    пы­ток,   и ком­фор­тно рас­по­ложи­лись на сво­их ра­бочих мес­тах.  Иног­да они сме­шива­ют­ся со сво­ими жер­тва­ми в пе­реме­щени­ях меж­ду сце­нами, ког­да ре­жис­сер   ста­вит и тех, и дру­гих вмес­те, ис­поль­зуя один при­ем, от­де­ля­ющий эпи­зод от эпи­зода :  они тол­пой вбе­га­ют на сце­ну, иног­да вдруг впе­ря­ют друг в дру­га мол­ча­ливый слов­но по сиг­на­лу за­дер­жанный взгляд, или смот­рят в зал, не­надол­го зас­тыв…  По­жалуй, к кон­цу спек­такля этот при­ем с пе­ребеж­ка­ми на­чина­ет ка­зать­ся од­но­об­разным. Но глав­ное: те­ма- па­лачи и жер­твы за­яв­ле­на сра­зу. Те­ма дес­по­тич­ности влас­ти, для ко­торой нет ни­каких ло­гичес­ких до­водов, про­тив ко­торой, как про­тив ло­ма нет при­ема, воз­ни­ка­ет пос­те­пен­но.

Текст пь­есы в пе­рево­де Осии Со­роки зву­чит прек­расно,   в  ре­жис­сер­ских  ми­зан­сце­нах  он по­луча­ет ос­мысле­ние и на­пол­не­ние,  нап­равлен­ные в день се­год­няшний.

У Шек­спи­ра - вы­бор меж­ду честью и жизнью, пра­восу­ди­ем, на ко­торое на­де­ют­ся, и зло­упот­ребле­ние властью, ос­тавля­ющее в без­на­деж­ности.

У Дек­ла­на До­нел­ла­на  рас­сле­дова­ние: по­чему цен­траль­ная ге­ро­иня Иза­бел­ла  от­ка­зыва­ет­ся при­нес­ти се­бя в жер­тву, зная, что от ее пос­тупка за­висит жизнь бра­та,  по­чему  гу­ляка Лу­цио сна­чала  пос­ту­па­ет бла­город­но, а  в пос­ледс­твии   ока­зыва­ет­ся ме­лок, тру­соват и да­же под­ле­нек,  по­чему Пом­пей, бро­шен­ный в тюрь­му, вы­зыва­ет та­кую жа­лость, а по­том ужа­са­ет сво­ей го­тов­ностью са­мому стать па­лачом во имя спа­сения сво­ей шку­ры…. И мно­го еще под­спуд­ных   мо­тиви­ровок  в пер­со­нажах, ри­су­ющих их про­тиво­речи­выми,   прос­ле­жива­ет ре­жис­сер, но все эти вы­яв­ле­ния нуж­ны ему, что­бы пос­та­вить каж­до­го из пер­со­нажей  пе­ред ли­цом ка­ра­ющей ма­шины, име­ну­емой власть.

На пус­той  сце­не в глу­бине  три   яр­ко-крас­ных  ку­ба- их наз­на­чение слу­жить  ус­ловным ук­ры­ти­ем для пер­со­нажей. Но в те­чении все­го спек­такля    они не ис­поль­зу­ют­ся.  И толь­ко   в фи­нале  они рас­кро­ют­ся, по­казы­вая дей­ству­ющих лиц  в на­ибо­лее ха­рак­терном для каж­до­го сос­то­янии,  это от­сылка  к   "Де­каме­рону" Бо­кач­чо, от че­го зри­тели по­луча­ют лег­кий шок. Ху­дож­ник - Ник Ор­ме­род.  Но об этом чуть поз­же.

Итак, мо­лодой   Клав­дио - Петр Ры­ков  по при­казу на­мес­тни­ка, наз­на­чен­но­го Гер­цо­гом на вре­мя сво­его от­сутс­твия, при­гово­рен к смер­тной каз­ни за…. вступ­ле­ние в связь со сво­ей не­вес­той до вен­чанья.   На­руше­ны нор­мы нравс­твен­ности!  До­казать, что он - как чес­тный че­ловек и к то­му же  влюб­ленный,   со­бирал­ся и со­бира­ет­ся же­нить­ся,  что мед­лить его  вы­нуди­ла борь­ба за при­даное, удер­жи­ва­емое родс­твен­ни­ками не­вес­ты,  он не мо­жет. Как и   не мо­жет вып­ро­сить по­щаду его бе­ремен­ная не­вес­та, вы­ходя­щая на сце­ну     боль­шим бу­тафор­ским жи­вотом. Дол­гие го­ды  при пра­вите­ле Гер­цо­ге все  за­коны о на­каза­нии  за вступ­ле­ние в фи­зичес­кую бли­зость до вен­чанья бы­ли без­дей­ствен­ны.  И вот   вне­зап­но  по при­казу на­мес­тни­ка они при­веде­ны в дей­ствие, и  при­каз о каз­ни от­дан!

  Как выг­ля­дит ти­ран- на­мес­тник   по име­ни Ан­дже­ло, по­желав­ший на­вес­ти "по­рядок" в сво­их вла­дени­ях?

Это су­хоща­вый бю­рок­рат с при­лизан­ны­ми во­лоса­ми и тус­клым (так­же на­мерен­но) го­лосом в ис­полне­нии   мо­лодо­го и уже из­вес­тно­го  ак­те­ра Ан­дрея Ку­зиче­ва.    Раз­го­воры с ним   выг­ля­дят слов­но по­пыт­ка пе­ре­убе­дить   не­коле­бимо­го   сот­рудни­ка об­ко­ма пар­тии.  В те вре­мена,   ког­да лю­ди в оте­чес­тве на­шем, ус­тав от неп­ре­одо­лимых пре­пятс­твий, ре­шались ид­ти по ин­стан­ци­ям вы­ше, та­кого и мож­но бы­ло встре­тить на уров­не "вы­ше". И убеж­дать его   все   рав­но как стен­ку. Нам- зри­телям яс­но:   что бы­ло из прош­ло­го, то и ос­та­лось по­ныне. 

 За  Клав­дио   идет по­нево­ле хло­потать его сес­тра Иза­бел­ла. И, ес­ли си­ту­ация с не­одо­лимостью, жес­то­костью,  слас­то­люби­ем и  са­модурс­твом  Ан­дже­ло яс­на, поп­ро­бу­ем ра­зоб­рать­ся в чувс­твах   род­ной   сес­тры. Она с ис­то­востью пред­назна­чила се­бя слу­жению Бо­гу, и до при­нятия пос­три­га   жи­вет в мо­нас­ты­ре. Она рав­но­душ­на и к собс­твен­ной кра­соте, и к жиз­ни жи­вых сер­дец.

На ней бе­лый го­лов­ной убор   и   бе­лое платье мо­нахи­ни.   Мо­лит­ву   она   про­из­но­сит так­же ме­хани­чес­ки, как   мо­ет  пол.   За этим за­няти­ем Иза­бел­лу - Ан­ну Вар­де­ванян  и зас­та­ет пос­пе­шив­ший к ней в   на­деж­де, что она пой­дет   хло­потать за бра­та,   Лу­цио-Алек­сандр Фек­листов. Од­на­ко, из­вестие о пред­сто­ящей каз­ни бра­та Иза­бел­ла вос­при­нима­ет со­вер­шенно бесс­трас­тно, со стран­ной за­моро­жен­ной    ре­ак­ци­ей. Ей   нет де­ла до мир­ских чувств и тре­вог. По су­ти и до бра­та. И Лу­цио, на­поми­на­ющий Фаль­ста­фа - жив­чик   и  ба­лагур  в ис­полне­нии  Алек­сан­дра Фек­листо­ва, оше­лом­ленный хо­лод­ностью   Иза­бел­лы,   при­нима­ет­ся ее уго­вари­вать и убеж­дать ид­ти к Ан­дже­ло про­ситель­ни­цей за бра­та.

Он нас­той­чив, он про­буж­да­ет в ней ка­кой-то со­жале­ние.  И не по сво­ему ве­лению сер­дца, а по нас­той­чи­вос­ти Лу­цио   Иза­бел­ла при­ходит к Ан­дже­ло. Но, да­же при­дя с прось­бой о по­мило­вании бра­та, она го­това уй­ти ни с чем. Это­го не до­пус­ка­ет Лу­цио,  он, соп­ро­вож­давший ее, сто­ит на рас­сто­янии, и по­да­ет ей реп­ли­ки, мо­били­зу­ющие ее на про­дол­же­ние борь­бы.. Этот  ве­сель­чак, зав­сегда­тай бор­де­лей, бес­печный гу­ляка вы­яв­ля­ет се­бя по от­но­шению к при­гово­рен­но­му Клав­дио  как че­ловек, рва­нув­ший­ся на за­щиту, сле­дова­тель­но,  нравс­твен­ный…

Впос­ледс­твии в этом эпи­тете при­дет­ся усом­нить­ся…Но под его на­пором, на­шеп­ты­ва­емом Иза­бел­ле,  Ан­дже­ло по­нем­но­гу на­чина­ет под­да­вать­ся.  Од­на­ко,  что пот­ре­бу­ет­ся от  Иза­бел­лы для ус­пе­ха в сле­ду­ющей встре­че?

Воз­бла­года­рим Виль­яма Шек­спи­ра за та­лант рас­кру­чивать ин­три­гу дей­ствия!

Гер­цог, от­давший браз­ды прав­ле­ния на вре­мя Ан­дже­ло, вов­се не у­ехал, он сде­лал вид, что у­ехал, ос­тавшись для наб­лю­дения за сво­им на­мес­тни­ком, и убе­дил­ся в  его ни­зос­ти.  В ро­ли   Гер­цо­га,  так­же   оде­того в офис­ный кос­тюм,   как и Ан­дже­ло,  выс­ту­па­юще­го в  ста­не "офи­ци­аль­ных лиц," дей­ству­ющих "от име­ни и по по­руче­нию",  на сце­ну вы­ходит оба­ятель­ный  Алек­сандр Ар­сенть­ев. Он - единс­твен­ный, ко­го   пуб­ли­ка   Аме­рики зна­ет в   труп­пе те­ат­ра име­ни Пуш­ки­на бла­года­ря  за­меча­тель­но  сыг­ранным   ро­лям в филь­мах "Тя­желый пе­сок"  и "Под не­бом Ве­роны" .  Ес­ли бы не ре­жис­су­ра   в этом спек­такле, то та­лан­тли­вому ар­тисту дос­та­лась бы роль ре­зоне­ра. Но ему  яв­но  пред­ло­жено  на­пол­нить  ду­шев­ной жизнью   об­раз, и ар­тист  от­кры­ва­ет в нем  прав­до­ис­ка­тель­ство.  Взяв че­модан об­разца   40-50-х го­дов прош­ло­го ве­ка, он прит­во­рит­ся у­ез­жа­ющим, ос­тавшись тай­но в под­властной ему Ве­не.

Для Шек­спи­ра Ве­на, как и   Ил­ли­рия, как и Бо­гемия, не­кое ус­ловное вла­дение. 

Для Дек­ла­на До­нел­ла­на   шек­спи­ров­ская Ве­на с ее пра­вите­лями -   ана­лог Лу­бян­ки. И не­важ­но по ка­кому де­лу про­ходит зак­лю­чен­ный. Важ­но то, ка­ким хо­лодом унич­то­жения и уни­жения он поп­ран. По сю­жету под­твержде­ние худ­ших опа­сений на ос­но­ве зна­ния не­кото­рых фак­тов  из  прош­ло­го Ан­дже­ло от­кры­ва­ет Гер­цо­гу   гла­за. И   он под ви­дом  мо­наха,  вслед за Лу­цио убеж­да­ет Иза­бел­лу  пой­ти на  пер­вую и на вто­рую а­уди­ен­цию к  Ан­дже­ло, и в слу­чае его при­тяза­ний( а они дол­жны слу­чить­ся) сог­ла­сить­ся, но по­дос­лать вмес­то се­бя дру­гую жен­щи­ну- ту, ко­торую тот  ког­да-то бро­сил. Кста­ти,   за­метим зер­каль­ное от­ра­жение в сю­жете: в слу­чае с Ан­дже­ло роль   так­же сыг­ра­ло при­даное. У соб­лазнен­ной и по­кину­той им Ма­ри­ан­ны   бо­гатое   при­даное   ока­залось   от­ня­то бра­том…

 Зас­ло­нить­ся дру­гой жен­щи­ной   Иза­бел­ла сог­ласна.  Но от­дать свою   де­вичью   чис­то­ту   в об­мен на жизнь бра­та Иза­бел­ла от­ка­зыва­ет­ся. Лю­била ли сво­его бра­та Иза­бел­ла? В спек­такле  од­нознач­но по­каза­но, что для   Иза­бел­лы власть дог­мы   пре­вали­ру­ет.  

Она пред­почтет уви­деть бра­та на пла­хе, не­жели от­дать се­бя в ру­ки   рас­тли­теля. Для Клав­дио  от­каз сес­тры - удар в са­мое сер­дце.   Де­ло спа­са­ет толь­ко эф­фек­тное по­яв­ле­ние   Ма­ри­ан­ны-(Эль­ми­ры Ми­рел) - бро­шен­ной лю­бов­ни­цы Ан­дже­ло.   Но с нею все по­нят­но как-то сра­зу. Вов­се не ти­хая жер­тва, лю­бящая пе­чаль­ную му­зыку (по опи­санию в пь­есе),    в спек­такле она, не до­бив­шись ус­пе­ха од­нажды,  не упус­тит   свой шанс ны­не. Эта   мо­лодая  да­ма  оде­та и выг­ля­дит сов­ре­мен­но, по­явив­шись на вы­соких каб­лу­ках, в платье, от­кры­ва­ющем но­ги,   весь ее об­лик го­ворит о же­лании "пой­мать"  суп­ру­га. И тут она сос­тавля­ет   кон­траст с Иза­бел­лой в ее бе­лой ря­се и бе­лом, ту­го   при­лега­ющем к ли­цу   мо­нашес­ком го­лов­ном убо­ре, пря­чущем прек­расные пыш­ные во­лосы…

Сво­ей зак­ры­тостью  Иза­бел­ла рас­па­ля­ет Ан­дже­ло.  Но не толь­ко. Ее ре­чи вы­да­ют жи­вой ум, уме­ние об­лечь мысль в кра­сивую фор­му.  Этот "блюс­ти­тель  нравс­твен­ности"  во вре­мя вто­рой бе­седы с ней ис­пы­тыва­ет вож­де­ление, сос­ка­кива­ет со сво­его ра­боче­го сту­ла, что­бы бук­валь­но на­кинуть­ся на нее, а ког­да она, выр­вавшись, ухо­дит, це­лу­ет стул, на ко­тором она си­дела.

С ним про­ис­хо­дит то неп­ро­из­воль­ное сос­то­яние, ког­да   муж­ское фи­зи­оло­гичес­кое же­лание зас­тавля­ет за­быть о при­личи­ях. Се­бе он го­тов поз­во­лить то, за что при­казал каз­нить Клав­дио, и что чет­ко сфор­му­лиро­вал Лу­цио: "Каз­нить за то, что под­нялся гуль­фик?" При­гово­рен­ный Клав­дио    по­нял,   умо­ляя  сес­тру  при сви­дании в тюрь­ме  о сох­ра­нении сво­ей жиз­ни, что она от­ка­зыва­ет ему в са­мопо­жер­тво­вании.

"Мо­им гре­хом ты хо­чешь жизнь ку­пить?"- про­из­но­сит сес­тра нед­рогнув­шим го­лосом… Жизнь Клав­дио  спа­са­ет пря­чущий­ся под хи­тоном  мо­наха   Гер­цог, вве­дя в дей­ствие Ма­ри­ан­ну, с по­дос­певшим учас­ти­ем  ко­торой Иза­бел­ла вы­иг­ры­ва­ет сра­жение. И все-же Гер­цог пос­то­ян­но мед­лит с по­мощью дру­гим. Ви­димо, та­кая нес­пешность в при­выч­ках у "ап­па­рат­чи­ков". И есть лю­ди, ко­торы­ми он и вов­се го­тов жер­тво­вать.  Их нам по­казы­ва­ют в сце­нах, про­ис­хо­дящих в тюрь­ме. 

 9 лет   в  ней то­мит­ся объ­яв­ленный прес­тупни­ком Бар­нардин- Игорь Теп­лов. Он по­пал в тюрь­му еще при Гер­цо­ге, до по­яв­ле­ния Ан­дже­ло. Во всех пе­реме­щени­ях дей­ству­ющих лиц, бе­гущих от од­ной сто­роны сце­ны к дру­гой, он - ко­лорит­ный вы­сокий  в  под­вя­зан­ной  хол­що­вой хла­миде с вы­соко вздыб­ленны­ми не­чеса­ными во­лоса­ми   впе­реди.  Идет  ли он,   си­дит ли  на по­лу в ожи­дании при­гово­ра,  этот пер­со­наж при­ковы­ва­ет к се­бе вни­мание  об­ре­чен­ностью, стран­ным без­разли­чи­ем  и тра­гич­ностью…Все про­ис­хо­дящее с ним от­но­сит­ся к да­леким вре­менам.  Но тут же ря­дом в тюрь­ме   осу­щест­вля­ет­ся неч­то, что ад­ре­су­ет к ны­неш­ним. Алек­сей  Рах­ма­нов  иг­ра­ет двух  пер­со­нажей: Пом­пея- слу­ги в бор­де­ле, при­над­ле­жащем гос­по­же Пе­рес­пе­ле-хо­зяй­ке бор­де­ля(в спек­такле эта осо­ба по­яв­ля­ет­ся  вмес­те со все­ми в про­ходах-пе­ребеж­ках меж­ду эпи­зода­ми, тек­ста она ли­шена),  и  мо­наха Пи­тера.   Арес­то­ван­но­го Пом­пея   доп­ра­шива­ют по об­разцу доп­ро­сов, что про­ис­хо­дили в зас­тенках   ГПУ. Вы­соко­му стат­но­му че­лове­ку ве­лят раз­деть­ся- неп­ри­ят­ней­шая про­цеду­ра… И ког­да на нем ос­та­ют­ся од­ни тру­сы, тре­бу­ют снять и их.  Так че­лове­ка прев­ра­ща­ют в ла­гер­ную пыль.   И уже   не­важ­но,   кто че­ловек, учен или не учен,  кем был, что де­лал, он прос­то уни­жен, рас­топтан,  наг  и жа­лок, прик­ры­вая при­чин­ное мес­то ру­ками…

На са­мом де­ле, страш­ный  эпи­зод!  В кон­тек­сте пь­есы его нет, в кон­тек­сте   спек­такля  он  ад­ре­сован    к за­щите че­лове­чес­ко­го  дос­то­инс­тва! Но кто бу­дет за­щищать че­лове­чес­кое дос­то­инс­тво в стра­не, где ник­то не за­щища­ет че­лове­чес­кую жизнь!   Так ре­жис­сер   вы­ходит за рам­ки  сю­жета,   ста­новясь  на сто­рону  при­тес­ня­емых сам. Так ми­зан­сце­на обоб­ща­ет  на­силие над че­лове­ком, прак­ти­ку­емое от ве­ка к ве­ку.

Но даль­ней­шие  мо­тиви­ров­ки  при­от­кры­ва­ют сущ­ность Пом­пея та­ковой, что он-  толь­ко, что жер­тва- лег­ко и вне­зап­но  го­тов  сам стать па­лачом. Ког­да тю­рем­щик пред­ла­га­ет ему от­ру­бить го­лову Бар­нарди­на, обе­щая ему   за это жизнь,   он не от­ка­зыва­ет­ся. Вся­кий преж­де все­го спа­са­ет свою шку­ру… Впро­чем, то­тали­тар­ная сис­те­ма уме­ла ис­поль­зо­вать  ме­тод, ког­да од­на его жер­тва ис­треб­ля­ла дру­гую… Да и Лу­цио, вы­зыва­ющий сим­па­тии за за­щиту Клав­дио,  без ко­леба­ний мо­жет под­ста­вить дру­гих из ок­ру­жа­ющих, ведь взять на по­руки Пом­пея он от­ка­зыва­ет­ся, а  де­вуш­ку, с ко­торой со­житель­ство­вал и при­жил ре­бен­ка, без жа­лос­ти ос­та­вил на про­из­вол судь­бы……Иде­аль­ных лю­дей нет, в каж­дом на­меша­но дур­ное и хо­рошее. Воп­рос лишь в том, что у ко­го пе­реве­шива­ет.

А в это вре­мя     Клав­дио, бро­шен­ный  в тюрь­му,  с ужа­сом  ожи­да­ет  каз­ни.  Про­из­но­сит поч­ти гам­ле­тов­ский мо­нолог о за­гад­ке то­го, что за пре­делом жиз­ни. По­том "ос­тра­ня­ет" про­из­не­сен­ные сло­ва раз­думья, взяв в ру­ки не­ведо­мо от­ку­да взяв­ший­ся кон­тра­бас…  Бе­ремен­ная не­вес­та- Анас­та­сия Ле­беде­ва-  по­мочь ему бес­силь­на.   Ли­шен­ная жи­вого чувс­тва сес­тра це­нит вы­ше свою свя­тость, чем его жизнь… Лу­цио  ос­та­ет­ся толь­ко кру­жить в хо­рово­де с ос­таль­ны­ми пер­со­нажа­ми и дру­гими офи­ци­аль­ны­ми ли­цами… Алек­сандр Фек­листов в этой ро­ли  на­делен при­сущей ему  иро­нич­ностью,  по­лон скеп­си­са, и в ито­ге бес­по­мощ­но пе­чален, ког­да об­ви­нен Гер­цо­гом...

Шек­спир на­писал пь­есу, в ко­торой мо­тиви­ров­ки пос­тупков   пер­со­нажей   за­час­тую про­тиво­речи­вы, и в них нуж­но раз­би­рать­ся.  Тут  по­доп­ле­ка, тре­бу­ющая уточ­не­ний.   Хо­тя в фи­нале   спра­вед­ли­вость тор­жес­тву­ет, счастья не об­ре­та­ет ник­то.

Клав­дио спа­сен, но, уви­дев Иза­бел­лу, про­явив­шую рав­но­душие, он прос­то про­ходит ми­мо, и идет об­нять не­вес­ту и уже ро­див­ше­еся ди­тя.  Ан­дже­ло, ко­торо­го хо­тел каз­нить Гер­цог, так­же им ос­во­бож­ден, а в ка­чес­тве на­каза­ния дол­жен же­нить­ся на Ма­ри­ан­не.  И имен­но она мо­лит Гер­цо­га о сох­ра­нении жиз­ни Ан­дже­ло. Бар­нардин пос­лан на казнь Гер­цо­гом , не на­шед­шим в се­бе жа­лос­ти для пос­ледне­го, но так­же из­бе­га­ет кро­вавой учас­ти.  Гер­цог, влю­бив­ший­ся   страс­тно   в Иза­бел­лу,    по­луча­ет ее сог­ла­сие, но не  от­ветное чувс­тво.

И толь­ко в фи­нале   от­кры­ва­ет­ся дей­ствен­ность офор­мле­ния, прет­во­рен­но­го в вы­ше­упо­мяну­тых трех крас­ных ку­бах.  Каж­дый из них слов­но   рас­кры­ва­ет­ся,  пред­став­ляя со­бой три кар­тинки: в од­ном  зас­тыл ожи­да­ющий каз­ни Бар­нардин,  в дру­гом мо­ляща­яся мо­нахи­ня, в треть­ем  прос­ти­тут­ка(выг­ля­дящая   как буд­то  с Твер­ской)  и по­сети­тель бор­де­ля(тот же Пом­пей)    с вож­де­лени­ем  пре­да­ют­ся пло­ти.

Бы­товых пер­со­нажей вов­се нет. Да­же Пе­рес­пе­ла-хо­зяй­ка бор­де­ля в дей­ствии фак­ти­чес­ки не учас­тву­ет. Ак­три­са в этой ро­ли по­яв­ля­ет­ся как пер­со­наж из мас­совки, спе­ша в тол­пе в чер­ном пла­ще и чер­ных туф­лях. Вро­де ни­чем и не от­ли­ча­ет­ся   от при­лич­ных лю­дей.

За­коны, соз­данные для ус­тра­нения зла, спо­собс­тву­ют   его свер­ше­нию.  Доб­ро­детель, увен­чанная    оре­олом,     ни­како­го доб­ра не вер­шит.  Еван­гель­ская ис­ти­на: "Не су­дите, да не су­димы бу­дете…ка­кой ме­рой ме­рите, та­кою от­ме­рено бу­дет и   вам"  впол­не рас­кры­та в заг­ла­вии, это и есть "Ме­ра за ме­ру".

На фо­то - сце­ны из спек­такля.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Русский мир» и украинская правда

«Русский мир» по мнению политологов - это некая «мировоззренческая система» с катастрофическим складом мышления. Русские люди привыкли жить в экстриме. Так считают сегодня многие эксперты. Россию также часто сравнивают с тоталитарной деструктивной сектой.

Виталий Цебрий июль 2025

КУЛЬТУРА

Джаз в «Красной чайхане»

Красный цвет неизменно приходит на ум при изучении распространения джаза лагерного и внелагерного в 1920-30-х годах – красного цвета были стяги, транспаранты, лозунги, плакаты, обложки энциклопедий и книг марксистских классиков, афиши, сцены, абажуры, «красными» называли переориентированные на пролетарскую публику чайханы…

Назар Шохин июнь 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«Русский мир» и украинская правда

«Русский мир» по мнению политологов - это некая «мировоззренческая система» с катастрофическим складом мышления. Русские люди привыкли жить в экстриме. Так считают сегодня многие эксперты. Россию также часто сравнивают с тоталитарной деструктивной сектой.

Виталий Цебрий июль 2025

Мирись, мирись, мирись! И больше не дерись!

Или русский пат – самый патологичный пат в мире

Виталий Цебрий июнь 2025

СТРОФЫ

Кольцо Соломона

Утро, cолнце, лучи в зените
Первый день - наступила весна.
Берегите мир, берегите
Он тогда отойдёт от сна.

Михаил Шур июль 2025

РЕДАКЦИЯ

Уважаемые читатели! Июньский выпуск "Кругозора" задерживается

Плановая дата выхода - с 3 июля. Приносим свои извинения!

Кругозор июнь 2025

ПОЛЕМИКА

Вечная война России

На переговорах с делегацией Украины в Стамбуле Мединский, путинский извращенец от истории петушился: Россия может воевать вечно! А поскольку переговоры Трампа с Путиным закончились ничем – Путин продолжает водить нашего старого и глупого барашка за нос, то война продолжается.

Юрий Кирпичёв июнь 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка