Бостонский КругозорВЫЖИВАНИЕ ПЛАНЕТЫ

«Резиновая» планета сколько людей выдержит наша Земля?

Вопрос предела человеческой популяции всегда был сугубо потребительским. Однако его постоянно уводили в сторону морали и вздорных утопий, забалтывая возможные решения…

Вопрос предела человеческой популяции всегда был сугубо потребительским. Однако его постоянно уводили в сторону морали и вздорных утопий, забалтывая возможные решения…

В 2022 году население мира перевалило через отметку 8 миллиардов человек. Впрочем, подавляющее большинство из них либо не придали этой новости большого значения, либо вообще пропустили её мимо ушей. Но для тех, кто давно интересуется темой глобальной демографии, это стало знаковым событием! Прежде всего потому, что наша планета довольно спокойно выдержала уже восьмой миллиард homo sapiens. Хотя когда-то нас пугали, что критической станет отметка в семь миллиардов (преодолена в октябре 2011), после чего мир ожидают голодные бунты и войны за плодородные земли и пресную воду.

Получается, все эти прогнозы были безосновательными? Демографические оптимисты, категорически отрицающие само понятие «перенаселение», именно так и считают. Но их оппоненты демографические пессимисты, уже не первое столетие призывающие обуздать плодовитость народонаселения, убеждены, что катастрофа лишь отсрочена, поскольку общий уровень жизни на планете меняется в худшую сторону.

Наверняка некоторые из наших читателей уже примкнули к одному из этих лагерей. Что ж, мы с уважением относимся к мнению обеих сторон, поскольку все они по-своему правы, и не собираемся никого переубеждать. Мы лишь предлагаем взглянуть на этот вопрос более широко и объективно – и кто знает, может быть после этого непримиримые спорщики придут к компромиссу!

Чтобы начать с самого начала, нам нужно мысленно отправиться в прошлое на 75 тысяч лет. Тогда, в результате извержение супервулкана Тоба, климат на Земле изменился столь резко и негативно, что это резко сократило кормовую базу тогдашнего человечества. Как следствие, оно начало голодать и вымирать.  Как ныне утверждают ученые, кроманьонцев и неандертальцев осталось тогда едва ли 10 тысяч особей  - это было самое узкое «бутылочное горлышко» в истории человеческого генофонда.

Теперь посмотрим на эту трагедию с другого ракурса: 75 тысяч лет назад, при тогдашних природных условиях, тогдашних потребностях людей и уровне их технологий, обитаемая часть планеты могла прокормить и приютить лишь 10 тысяч человек. Все «лишние» либо умирали от недоедания и холода, либо погибали в драках за пищу и место в пещере. Фактически, это был тогдашний потолок народонаселения!

Но шли века и тысячелетия, и ситуация менялась к лучшему. Люди расселялись по планете, чей климат становился мягче, они научились охотиться на любую дичь и ловить рыбу, перепробовали почти все съедобные растения, стали строить себе хижины. По оценкам ученых-демографов, 10 тысяч лет назад численность населения Земли выросла до 5 миллионов.

Затем, всего за 5-6 тысяч лет, в течение которых были освоены азы земледелия и скотоводства, ставших основной кормовой базой человечества, его численность возросла на порядок! И продолжала уверенно расти по мере того, как люди осваивали (или захватывали) новые территории и  совершенствовали свои технологии. На рубеже нашей эры на планете жило уже под 300 миллионов, к концу 1-го тысячелетия 400 миллионов. Высказывается мнение, что могло быть и больше, ресурсы и технологии это уже позволяли, однако более быстрый рост населения сдерживался высокой смертностью. У которой было много причин: болезни и эпидемии, войны и голод. Причем, основной причиной голода была не погода, а экономика. Неурожаи в одних регионах могли бы компенсироваться подвозом продовольствия из других, но с этим были большие проблемы – особенно во внутриконтинентальных районах, расположенных вдали от морских портов и судоходных рек. Ведь на телегах много хлеба за сотни километров не привезешь! А бедность значительной части населения приводила к постоянному недоеданию.   

Эти проблемы начали решать только в 17-18 веках, одновременно с масштабным освоением земель в Новом Свете, а затем в Австралии. Смертность падала, урожаи и поголовья росли, а численность населения планеты резко пошла вверх: 1750 год – 800 миллионов, 1800 год – более миллиарда, 1850 год – 1,26 миллиарда. В 20-й век бодрым шагом вошли 1,65 миллиарда человек, и за следующие сто лет стремительного прогресса нас стало уже более 6 миллиардов. Согласно прогнозам, к 2100 году население планеты может вырасти до 11-14 миллиардов!

Такой большой разброс цифр в этих прогнозах объясняется разными сценариями будущего. Собственно, их два: согласно одному, рост населения продолжится, согласно другому он остановится примерно в 2070-м году, после чего начнется медленное сокращение за счет снижение рождаемости. Всё это, конечно, лишь теория и предположения, пусть и основанная на расчетах – но ведь никто не может предугадать массу форс-мажоров. Вот, например, извержение Тоба 75 тысяч лет назад тоже было форс-мажором, да еще каким!

Одним из основных факторов, влияющих на рост населения, является т.н. экономическая пирамида. В старину она была незамысловата и понятна всем: чем больше детей, тем благополучнее старость. Но в наше время, когда гарантированная пенсия обеспечивает эту старость лучше, чем безработные дети, этот принцип уже не работает – по меньшей мере, в развитых странах «первого мира». Зато существует иная модель экономической пирамиды, выгодная уже не отдельным семьям, а всему обществу, государству и бизнесу: чем больше людей – тем больше рабочих рук, больше плательщиков налогов и социальных взносов, больше потребителей товаров, больше клиентов банков. Наконец, рост населения может компенсировать недостаточный рост производительности труда, что особенно актуально в вопросе содержания старшего поколения.

Проблема этой экономической пирамиды в том, что она постоянно растет (как и государственные долги), остановка же этого процесса чревата.  В тех странах, где демографический график уже завис или даже пошел вниз, сейчас всерьез озабочены тем, что пенсионеров там скоро будет больше, чем налогоплательщиков! Конечно, для них существует решение в виде притока молодых мигрантов. Но что делать, если рост населения остановиться в масштабах всей планеты – зазывать к нам инопланетян? Чтобы демографический спад на Земле не привел к настоящей экономической и социальной катастрофе, нужно либо изменить модель этой экономической пирамиды, или научиться жить без неё. Однако, похоже, что над этим никто не хочет ломать голову. Даже те, кто ратует за ограничение народонаселения, обычно замолкают, когда речь заход о последствиях.

Но продолжающийся рост человечества тоже будет иметь ряд негативных последствий. Тут демографическим скептикам впору произнести свое сакральное слово «перенаселение», однако не всегда понятно, что именно они при этом имеют в виду? Ведь на примере истории человечества мы пришли к выводу, что на Земле не может жить народу больше, чем сможет прокормиться. Природа и жизнь безжалостно ликвидируют всех «лишних», поэтому теоретически перенаселение невозможно в принципе. Сколько бы людей не жило на планете, но если они живут – значит, планета может их выдержать, значит, она еще не перенаселена.

Но у этого слова есть и другое значение, означающее резкое падение уровня жизни вследствие превышения потребления над доступными ресурсами. «Больше народа – меньше кислорода», меньше мяса, молочных продуктов, кофе и шоколада, тропических фруктов. Сегодня суша планеты распределена следующим образом: 11% это пашни, сады и огороды, 23% занимают луга, пастбища и поля кормовых культур, 30% леса (а также заповедники и парки), и ещё 34% это бесплодные горы, болота и пустыни. Все это позволяет 8-ми миллиардам забыть о голоде (кроме проблемных стран Африки),  а для жителей стран первого-второго мира сыр и мясо являются привычной ежедневной пищей – о чем когда-то их предки могли только мечтать. 

За счет дальнейшего сокращения лесов и мелиорации, человечество может немного увеличить площадь пашен и лугов. Есть место и для постройки нового жилья, даже для создания новых зон отдыха. То есть нынешний уровень комфорта (разный для разных социальных групп и разных стран) может быть сохранен при увеличении населения планеты до 10 миллиардов. Но при этом риск утраты дикой природы будет уже вопиющим, мы уже не просто нанесем ей ущерб, а просто добьем то, что пока еще уцелело!

Однако, вопреки поговорке «Земля не резиновая», она способна прокормить намного больше людей! Только при этом человечеству придется полностью менять свою кормовую базу, для начала отказавшись от лугов в пользу пашни. То есть там, где сейчас выпасают коров и овец, где выращивают корма для свиней и птиц, будут сплошные поля зерновых и зернобобовых – ресурса которых хватит для прокорма 20-25 и более миллиардов человек! Недостаток же животного белка будут возмещать фермами по разведению насекомых и червей.

Если вы полагает, что это такая шутка, то прослушайте к призывам современных радикальных «экоактивистов»,  ратующих за отказ от животноводства и тотальный переход на «здоровую пищу»! Конечно же, есть люди, считающие такое питание вкусным и полезным,  и мы уважаем их выбор. Вот только зачем же навязывать его всему человечеству?

Но и 30 миллиардов не предел, если традиционное сельское хозяйство будет сначала дополнено, а затем, возможно, и полностью заменено (как когда-то оно заменило охоту и собирательство) современными промышленными пищевыми технологиями. Гидропоника, выращивание планктона, синтез – гладишь, население планеты удастся довести и до 50 миллиардов! Это уже, конечно, фантастика, но вполне научная.

Правда, тогда перед человечеством возникнут проблемы уже иного характера. Во-первых, станет невероятно тесно! «Через пятьсот лет на Земле останутся только стоячие места», - пошутил как-то Вернер фон Браун. Придется пересматривать саму концепцию и отдельного жилья, и больших городов в целом – иначе города «стомиллионники» (кандидатами в которые станут Нью-Йорк и Лос-Анджелес) просто задохнутся сами в себе.

Глобальной и очень острой проблемой станет водоснабжение, да и вопрос с нехваткой энергии вряд ли будет решен. Людям придется сильно урезать свои потребности и научиться жить в очень ограниченном пространстве. Возможно даже придется забыть о туризме, поскольку перемещение многомиллиардных масс народа ради досуга и отдыха будет пожирать массу дефицитных ресурсов. В общем, уровень жизни упадет настолько, что, пожалуй, потомки будут называть наши времена «золотым веком» и ворчать, что мы «жировали».

Возможно, шокированные такой перспективой, демографические скептики с еще большим энтузиазмом станут потрясать кто концтрацептивами, кто флагом ЛГБТ, а кто-то даже и скальпелем. Однако поспешим успокоить их: это всего лишь один из прогнозов возможного будущего, вероятность которого невысока. Согласиться можно лишь с одним: мы действительно живем в эпоху потребительского изобилия, которого не было у наших предков, и которое вряд ли будет у наших потомков - независимо от их численности!