Бостонский КругозорУГОЛОК КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Звёзды русского серебряного дела из московской Таганки

Таганка один из самых древних обжитых районов седой Москвы. Таганка могла бы быть ядром "города на семи холмах", только начинался бы град с Таганского холма. Сегодня в уголке коллекционера я хочу показать не просто уголки старой Москвы, а примечательные места серебростольного города.

Таганка один из самых древних обжитых районов седой Москвы. Таганка могла бы быть ядром "города на семи холмах", только начинался бы град с Таганского холма. Сегодня в уголке коллекционера я хочу показать не просто уголки старой Москвы, а примечательные места серебростольного города. Звёзды русского серебряного дела работали на небольшом пятачке столичного града, одаривая мир изделиями необыкновенной красоты и ценности. Здесь в течение многих лет работали замечательные мастера Овчинниковы, Хлебниковы и Рюкерты.

Почему взгляд обращён к Таганке?.. Не только из-за славных имён, но и из-за моей приобщённости к этой эрии. Это как бы мой большой родной двор. А сам мой дом стал музеем, созданным частным коллекционером Михаилом Абрамовым — Музей русской иконы. Обычно мы приходим в музеи. Здесь музей пришёл в мой дом. Не образно, а буквально. Там, где были домашние причиндалы, сейчас музейная экспозиция.

Мне хочется, чтобы вы, читая этот очерк, почувствовали себя идущими по старой Таганке — в Гончарах, Швивой горке, в Заяузье, чтобы ощущения причастности приблизили вас к красоте, позволили вжиться в плоды мастерства. А ещё лучше, мысленно прикоснуться к замечательным вещам, изготовленным больше века тому назад. Вспомним-поговорим о трёх великолепных таганских ювелирных домах серебростольной Москвы...

Павел Овчинников — аристократ русского серебряного мастерства

В подзаголовок взято не моё красивое определение. "Аристократ русского серебряного мастерства", — так назвал его В.В. Стасов.

Фирма Овчинникова прославилась высочайшим качеством изделий, выполненных в разнообразных техниках. Работы фирмы украшают многие российские и иностранные музеи. Фабрика Овчинникова являлась законодательницей ювелирной моды и считалась крупнейшим торгово-производственным предприятием своего времени. Фирма выпускала изделия с черневыми гравюрами и орнаментами, резными украшениями, серебряную скульптуру. Многоцветная эмаль украшала большое количество серебряных произведений — посуду, шкатулки, блюда, братины.

"Фабрика золотых и серебряных дел" Павла Акимовича Овчинникова в Москве на Швивой горке была основана в 1853 г. Она получила широкую известность после Всероссийских выставок 1865 и 1882 годов. В 1872 году, фирма получает и звание поставщика двора Его Императорского Величества (ПДЕИВ). Овчинников заслужил почетное право клеймить свои изделия государственным гербом рядом с клеймом фабрики.

Фирма имела многочисленные награды и звания, не только отечественные, но и много заграничных от императорских, королевских и княжеских домов.

Заглянем в "Историко-археологическое описание церкви Воскресения Христова, что в Гончарах, в Москве", составленное в 1894 году: В нём указано, что фабрика серебряных изделий Овчинникова находится по 1-му Гончарному переулку в доме купчихи Лежневой. 

Здания не сохранились. Это старая открытка начала ХХ века.

Рядом с фабрикой было возведена отдельно стоящая двухэтажная школа. В нижнем этаже школы расположились учебные мастерские, а верхний этаж заняло общежитие, в котором одновременно проживало больше ста учеников. Школа была рассчитана на 5-6 лет обучения.

Во второй половине XIX века Овчинников стал лидером эмалевого производства в Москве. Каждое изделие с многоцветной сканной эмалью достойно внимания. Для примера — многоцветный ковш и часть элегантного столового сервиза.

Изделия фирмы постоянно обновлялись, следуя модным течениям. В конце XIX века на фабрике Овчинникова впервые в истории русского ювелирного дела освоили и внедрили многоцветную, прозрачную эмаль.

Интересными примерами поиска могут служить изделия в стиле trompe L'oeil (тромплей, обман зрения) — это технический прием в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии. Этот стиль имитации в серебре других материалов в России получил название "обманки".


 
Серебряная позолоченная солонка в стиле тромплей выполнена в форме буханки хлеба с откидной крышкой. Под буханкой видно промятое полотно с рисунком, лежащее на круглой фигурной пластине.

Популярной темой обманок были тканевые салфетки, накинутые на плетёное блюдо. Примером такого изделия может служить серебряное блюдо в стиле Trompe L'oeil в виде плетёной корзинки, накрытой салфеткой (П. Овчинников, Москва, 1872).



Виртуозно выполнена серебряная шкатулка-обманка с крышкой, украшенная стрекозами. (Овчинников, около 1900 г.)

В.В. Стасов в заметках о выставке 1870 г. писал: "У г. Овчинникова, между множеством прекрасных работ, крупных и мелких, лучше всего салфетки из серебра, с камчатными узорами и бахромой, наброшенные, одна на золоченую серебряную чашу, другие две – на плетёные вызолоченные корзинки. Тонкость, мягкость и нежность работы просто поразительны". Именно тут он пишет об Овчинникове и Сазикове — "это два аристократа русского серебряного мастерства".

Тема Москвы многократно возникала на изделиях фирмы Овчинникова. Традиционный портсигар с черневой гравировкой вида московского Кремля.

В разнообразной технике выполнен красивый портсигар. Здесь сочетание выемчатой эмали и черни (1873 г).


 
На подстаканнике миниатюра Храма Василия Блаженного.


 
Москва в серебре — любимая моя тема. Виды Москвы находили своё отражение на изделиях почти всех московских серебряников. От крупных панно до портсигаров, подстаканников и столового серебра. С моей лёгкой руки Москву нередко называют серебростольной.

Позволю себе показать пепельницу в русском стиле из собственной коллекции. Девушка в кокошнике, украшенном небольшим сапфиром и двумя крошечными рубинами, держит в руках чашу пепельницы. Литьё, размеры примерно 13х9х9 см.

Павел Овчинников скончался 7 апреля 1888 года и погребён в Москве на Калитниковском кладбище.

После смерти Павла Акимовича Овчинникова фирма перешла к его сыновьям — старшему в деле Павлу, Михаилу, Александру и Николаю.

В 1917 году, как и большинство частных предприятий царской России, фирма Овчинникова прекратила своё существование. Фабрика была закрыта, а ее имущество национализировано. Сейчас изделия фабрики Павла Овчинникова высоко ценятся на аукционах, как в России, так и за рубежом.

В литературе отмечается, что память о фирме Овчинникова нашла отражение в московской топонимике. В Москве имеется Овчинниковская набережная. Набережная находится в одном из старейших районов столицы — в Замоскворечье. Однако внимательная проверка показывает, что это название появилось в Москве задолго до серебра Павла Овчинникова.

В середине XVII века в Замоскворечье стали селиться ремесленники, выделывающие овчину. Здесь сложилась их слобода, насчитывавшая больше сотни дворов. За местностью закрепилось название "Овчинниковская" (заметим: сродни Таганке — по гончарам, работавшим там). Серебро тут было ни при чём.

Хлебниковы — поставщики двора его императорского величества

Основателем известнейшей московской фирмы по производству изделий из серебра был Иван Петрович Хлебников. Его фирма была основана в Москве на Швивой горке в 1871 г.

Для вас, возможно, "Швивая горка" звучит таинственно. Для меня же это однозначно, как утренняя молитва для верующего. Изо дня в день с утра пораньше я подходил к зданию бывшей фирмы Хлебникова. Не из-за поклонения, а потому, что с этого места начинался мой путь на работу — тут была трамвайная остановка.

Хлебников и Таганка – для меня они связаны неразрывно и работой, и домом. В этой связи я привожу собственные фотографии этих исторических для серебряного производства России XIX века мест. Это здание фабрики Хлебникова (затем Платиновый завод).

Имение с другой стороны улицы по преданиям было местожительством основателя фирмы Ивана Хлебникова.

В соседнем квартале — Гончарная, дом 11 — усадьба Михаила Хлебникова, сына основателя фирмы.

В 1880 году Хлебников расширяет фабрику, она становится многопрофильным ювелирным производством с высоким уровнем механизации. В 1880 г. на мануфактуре работало более 200 рабочих и “вырабатывалось до 500 пудов серебра, 10 пудов золота, бриллиантов и камней до 600 тысяч”.

Хлебников принимает участие в различных выставках. Впервые он показал свои произведения в 1872 году вместе с П.А. Овчинниковым на московской Политехнической выставке. За свои работы Хлебников был удостоен двух больших золотых медалей. В 1873 году на Всемирной выставке в Вене его изделия были отмечены как “одни из лучших изделий, сделанные в истинно русском стиле”. В 1882 году Хлебников участвовал во всероссийской художественной выставке: один только Хлебников мог соперничать с Овчинниковым по числу и разнообразию предметов из серебра.

В 1879 году Хлебников становится поставщиком Высочайшего Двора (ПДЕИВ). Фирма также была поставщиком дворов королей Дании, Нидерландов, Сербии и князя Черногории.

Одним из самых грандиозных проектов, в которых участвовал Иван Петрович Хлебников, было изготовление изделий для храма Христа Спасителя в Москве. Для него фирма Хлебникова выполнила по своим чертежам и эскизам дарохранительницы, потиры, водосвятные чаши, кадила, блюда, всего — более пятидесяти изделий.

Фирма И.П. Хлебникова, как и П.А. Овчинникова, производила большое количество серебряных изделий с многоцветной эмалью по сканному и резному орнаменту в русском историческом стиле. Искусные изделия с различными видами эмалей принесли ювелирному дому дополнительную славу.

Великолепна стопка в русском стиле — перегородчатая многоцветная эмаль.

Радует глаз солонка-трон с перегородчатой эмалью (Хлебников, проба 88, 1877 г.).

Как и Овчинников, Хлебников освоил изделия в технике Trompe L'oeil, очень популярные на рынке. Мастерство чеканщиков достигало самого высокого уровня — им удавалось воспроизвести в серебре фактуры любых материалов. С первого взгляда не сразу определишь, что и плетёная из лозы корзинка, и наброшенная на нее льняная салфетка выполнены из металла Блюдо с салфеткой, я бы сказал, неотличимо похожи.

Пандан к хлебниковской теме вспомнилась история обретения столовой ложки. Не на Таганке и даже не в России. В Лос-Анджелесе — на случайной уличной барахолке, которая зовётся по-английски Garage (Yard) sale — гаражная (дворовая, уличная) распродажа. Такие распродажи — типичное дело для выходных дней в американских городах.

В одну из суббот выхожу из машины около какого-то частного дома. На земле перед домом разложена всякая всячина. Роюсь в картонной коробке с предметами сервировки стола. Вижу старую почерневшую столовую ложку, чуть ли не заросшую плесенью. Элегантная классическая форма. Достаю, смотрю. Проба 84, двуглавый орёл поставщика двора его императорского величества и с трудом различимая надпись, которую скорей можно угадать, чем прочесть, — Хлебниковъ. "Откуда в Малаховке солёная акула?" — спрашивал в записных книжках Илья Ильф.

Подхожу к хозяйке, брезгливо держу ложку за конец ручки двумя пальцами и спрашиваю: "How much is it?" Американка, без всяких признаков российского прошлого, стыдливо с извиняющейся интонацией называет цену — quarter. Плачу и забираю ложку.

После легкой полировки ложка 1885 года оказалась brand new condition, как говорят американцы. За 25 центов! Такая нечасто попадается даже на аукционах. Как бы только что со склада на Швивой горке пришла. Ищите и обрящите — полезный лозунг для коллекционера. Уже много лет с удовольствием пользуюсь ею каждый день.

В 1881 г. Иван Петрович Хлебников скончался, прожив 62 года. Он был похоронен в Спасо-Андроньевском монастыре. Могила не сохранилась. Дело унаследовали сыновья, которые сохранили имя основателя фирмы в её названии.

В 1888 году сыновьями Ивана Петровича: Михаилом, Николаем, Алексеем совместно с купцом 1-ой гильдии Сувориным было учреждено акционерное общество "Товарищество производства серебряных, золотых и ювелирных изделий И.П. Хлебникова сыновья и Ко".

Символически московской выглядит плакетка "Товарищество И.П. Хлебников, С-я и Ко. Серебренные, золотые и ювелирные изделия".

В 1918 году фирма прекратила своё существование. Фабрика на Швивой горке была национализирована и переименована в Московский платиновый завод, который существует до сих пор. В его номенклатуре ещё многие годы сохранялись и добротные изделия из серебра.

Фёдор Рюкерт — живописец по эмали

Ювелирной России хорошо был знаком дом Рюкертов на Воронцовской улице, д. 23. Здесь в 1886 году Федор Иванович открыл собственную мастерскую серебряных изделий. Изо дня в день в течение нескольких лет мой ежедневный путь на работу проходил мимо этого малоприметного ныне здания.

Работы Рюкерта отличались индивидуальным стилем с характерными элементами русского модерна. Рюкерт производил серебряные изделия, украшенные эмалью по скани, в узоры которой иногда искусно включались живописные эмалевые миниатюры на темы из русской истории, боярского быта, фольклора. Порой сюжетами для них служили картины известных живописцев того времени, таких как К.Маковский или В.Васнецов.


 
Марка Рюкерта не в меньшей степени, чем изделия Фаберже, свидетельствовали о красоте и качестве. Любое изделие!


   
Не могу удержаться, чтобы не привести образчик работ фирмы Рюкерта по любимой мной теме — серебро с видами Москвы. Мастерство — в каждом штрихе, в каждой детали и многоцветье. Как пример таких замечательных изделий мастерской Ф. Рюкерта приведу портсигар и шкатулку с многоцветной перегородчатой эмалью, рисунки которых посвящёны Москве. 

Рюкерта почитали сотрудники его фирмы. К 25-летию фирмы ему поднесли памятный адрес, выполненный в традициях фирмы.

Федор Иванович Рюкерт скончался в 1918 году. Он похоронен на Введенском кладбище в Москве.

*  *  *

Таганка вместила целую эпоху русского серебра. Три ярчайших мастера создали замечательные образцы прикладного искусства. В российском серебряном деле принято выделять особую первую группу мастеров во главе с Фаберже. С тремя из этой группы великих мы пообщались. Сохранившаяся таганская старина помогла нам в этом. Октябрьская революция безжалостно как языком слизнула эти ювелирные дома. Но остались в истории плоды их мастерства. Спасибо!

Изделия из серебра живучий товар. 100-150 лет это совсем не архаика. Изделия таганских мастеров живут не только в музейных и частных коллекциях, но и используются в обыденной жизни. За высокое качество их ценят на всех видах аукционов. Стоимость изделий с клеймами Овчинникова, Хлебникова или Рюкерта находится на уровне изделий лучших мировых фирм. А продажа на крупных аукционах изделий музейного уровня привлекает большое внимание специалистов и цены ухода, как правило, значительно превосходят первоначальный эстимейт.