Бостонский КругозорРЕЗОНАНС

Портрет Марии Капнист обжег воспоминанием

...Именно в начале 70-х годов - датой, какой помечен ее портрет, я, будучи студенткой, отдыхала летом в Коктебеле. Выдался один нежаркий денек, он был хорош для прогулок, и я отправилась на Святую гору. Когда я поднималась, из тумана выплыла тонкая фигура пожилой женщины с огромными темными выразительными глазами. Она спускалась с горы. Поравнявшись, мы обе приостановились...
_______________________
В фотоокне
Алла Цыбульская.

С нарастающим волнением читала глубоко насыщенную содержательностью и печалью о трагическом прошлом России недавнюю публикацию Валерия Сандлера "Граф и графское дело". И если давно не новость известия о пострадавших от сталинских репрессий, то все-же каждая отдельная история заслуживает внимания и вызывает горе от несправедливости судеб загубленных прекрасных  людей.

Портрет Марии Капнист просто обжег меня воспоминанием о короткой встрече с этой необычайной женщиной. Именно в начале 70-х годов- датой, какой  помечен ее портрет, я, будучи студенткой, отдыхала летом в Коктебеле. Выдался один нежаркий денек, он был хорош для прогулок, и я отправилась на Святую гору. Когда я поднималась, из тумана выплыла тонкая  фигура пожилой женщины с огромными темными выразительными глазами.

Она спускалась с горы. Поравнявшись, мы обе приостановились, и не помню, как начался разговор, но помню, что моим ответом на какую-то ее реплику, были слова: "Царство Божие внутри нас, вне зависимости от того, несем мы в руках цветы или пустую стеклянную тару, чтобы сдать за копейки". Удивительная с легкой походкой не по годам женщина воскликнула: "Я хочу с вами говорить, милая, пойдемте!"

И  мы познакомились. Это была представительница истребленной Сталиным  интеллигенции - Мария Капнист. Я запомнила ее на всю оставшуюся жизнь. Хотя, к сожалению, вернувшись в Ленинград, не смогла продолжить встречи. Я работала, училась, едва успевала выполнять свои обязанности. Сейчас ужасно жалею, что больше не привелось с ней увидеться. Как многое можно было бы почерпнуть из ее духовных богатств! И как жалею я о ее такой тяжелейшей судьбе...

___________________________
На фото: Мария Капнист. 1970-е годы. Снимок из коллекции Анны Подмаскиной. Владивосток.