Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Мемуары Деда Мороза

Рассказ

Опубликовано 17 Декабря 2018 в 12:08 EST

…Наши репетиции сильно нервировали её мужа. Думаю, он ревновал, зная, что в то время, когда он на работе, а сын в детском саду, его молодая жена проводит время с басовитым и уже вполне развитым подростком. Однако мы с Кирой вели себя скромно и профессионально, о чем сейчас я немножко жалею…
Гостевой доступ access Подписаться

Вот и опять  Но­вый Год на но­су. На За­паде уже праз­дну­ют Рож­дес­тво: в од­них стра­нах - со ска­зоч­ным "Рож­дес­твенским Па­пашей": Weihnachtsmann, Babbo Natale, Papa Noel и Pere Noel, в дру­гих - с Сан­та Кла­усом, а в Рос­сии ждут Де­душ­ку Мо­роза.

С 1929 го­да вся­кие рож­дес­твенские ёл­ки-пал­ки бы­ли в СССР зап­ре­щены как по­пов­ское мра­кобе­сие и опи­ум для на­рода. Тем не ме­нее, ког­да лет де­сять спус­тя под но­вый год то­варищ Ста­лин ре­шил раз­влечь свою доч­ку Свет­ла­ну ёл­кой, ри­коше­том он поз­во­лил ста­вить но­вогод­ние ёл­ки и для дру­гих де­тей СССР. Тог­да же изоб­ре­ли и Де­да Мо­роза по мо­тивам рус­ских ска­зок и пре­даний - но, нe дай Бог, ни­чего ре­лиги­оз­но­го, ни­како­го Рож­дес­тва! Прос­то, доб­рый ска­зоч­ный де­душ­ка из зим­не­го ле­са - и всё. Да ещё внуч­ка Сне­гуроч­ка в при­дачу, то есть снеж­ная ба­ба в мо­лодос­ти. Од­на­ко, уве­рен я, что тот, кто Де­да Мо­роза при­думал, всё же знал про Сан­та Кла­уса и ис­поль­зо­вал его в ка­чес­тве про­тоти­па.

Про это­го пер­со­нажа и его двой­ни­ков рож­дес­твенских па­паш всё из­вес­тно до­воль­но точ­но. Сан­та Кла­ус - это из­ме­нён­ное имя гре­чес­ко­го епис­ко­па Свя­той Ни­кола или St. Nicholas. Он жил в 3-м ве­ке на тер­ри­тории ны­неш­ней Тур­ции, а лет семь­сот спус­тя его мо­щи пе­ревез­ли на сох­ра­нение в го­род Ба­ри, что на юге Ита­лии. По пре­данию он был боль­шой доб­ряк и очень лю­бил де­тей (чу­жих, ра­зуме­ет­ся), в ре­зуль­та­те че­го, в сказ­ках и ле­ген­дах из не­го сде­лали эда­кого ми­лого де­дулю, ко­торый но­сит кос­тюм крас­но­го цве­та; как эс­ки­мос, ез­дит в са­нях с олень­ей уп­ряжкой, до­воль­но мол­ча­лив, толь­ко бес­при­чин­но по­хоха­тыва­ет: "хо-хо-хо", а в ночь пе­ред Рож­дес­твом про­леза­ет в дом че­рез ды­моход и ос­тавля­ет для де­тей по­дар­ки под ёл­кой или в кра­соч­ных но­соч­ках.

Я по­бывал в про­вин­ци­аль­ном при­мор­ском го­роде Ба­ри и за­шёл в цер­ковь, где хра­нят­ся мо­щи, что­бы по­любо­вать­ся на ста­тую это­го свя­того - про­об­ра­за Сан­та Кла­уса и его рос­сий­ско­го родс­твен­ни­ка-ате­ис­та Де­да Мо­роза. По­чему-то вид у ста­туи ока­зал­ся до­воль­но ис­пу­ган­ный. Ве­ро­ят­но, уви­дев в хра­ме ме­ня, этот доб­ряк Сан­та ото­ропел, ког­да по­нял, что я не при­над­ле­жу к его кон­фессии, а зна­чит моё по­яв­ле­ние там не впол­не умес­тно. Од­на­ко, по сво­ей врож­дённой доб­ро­те он ме­ня не пог­нал прочь, и мы ос­та­лись вдво­ём. По­мол­ча­ли. Дол­го в по­луть­ме всмат­ри­вал­ся я в смуг­лое ли­цо это­го по­пуляр­но­го пер­со­нажа, как вдруг по­каза­лось мне, что смот­рю я не на рас­кра­шен­ную де­ревян­ную кук­лу, а в зер­ка­ло. По­чуди­лось, что ви­жу в нём се­бя са­мого: в гри­ме, с фаль­ши­вой бо­родой, в зо­лочё­ном каф­та­не и с рез­ным по­сохом в ру­ках. Ну точ­но - вы­литый я, ка­ким ког­да-то бы­вал в его об­ли­чии. С од­ной толь­ко раз­ни­цей: в те да­лёкие вре­мена, как, впро­чем, и се­год­ня, не бы­ло на мо­ей го­лове ним­ба, и по по­нят­ным при­чинам не но­сил я на гру­ди крест. А так - всё ос­таль­ное очень да­же по­хоже. Хо­тя, вид у ме­ня ни­ког­да не был та­кой ис­пу­ган­ный, а ско­рее улыб­чи­вый и да­же озор­ной.

По­яви­лось это ви­дение из за­зер­калья мо­ей па­мяти по­тому, что дав­ным-дав­но я сам был та­ким Сан­та Кла­усом, а вер­нее, его рус­ским эк­ви­вален­том - Де­дом Мо­розом. Не пос­то­ян­но, ра­зуме­ет­ся, а лишь на нес­коль­ко дней под каж­дый Но­вый Год, в те­чение 17 лет. Да, я ког­да-то слу­жил Де­дом Мо­розом, раз­вле­кал в дет­ских са­дах ма­лышей и их ро­дите­лей, не­кото­рым из ко­торых тог­да сам го­дил­ся в сы­новья.  Те­перь, ког­да мои собс­твен­ные де­ти дав­но взрос­лые и рас­тёт ма­лень­кая внуч­ка, под Но­вый Год мож­но вспом­нить, как это бы­ло.

Шёл мне 15-й год, учил­ся я в де­вятом клас­се, а в сво­бод­ное вре­мя сни­мал лю­битель­ские филь­мы, из­редка под­ра­баты­вал на те­лес­ту­дии ки­норе­пор­тё­ром, да ещё иг­рал на сце­не. У ме­ня об­на­ружи­лись спо­соб­ности к ли­цедей­ству, и ди­рек­тор шко­лы доб­рей­ший Вик­тор Кузь­мич на­нял для ме­ня сце­ничес­ко­го ре­пети­тора - Ми­ха­ила Зван­це­ва, ак­тё­ра драм­те­ат­ра. Зван­цев учил ме­ня ос­но­вам ак­тёр­ской иг­ры, уп­равле­нию сво­им те­лом, тех­ни­ке ре­чи и азам ме­тода Ста­нис­лав­ско­го. Как-то за ме­сяц до но­вого го­да ди­рек­тор поз­вал ме­ня в свой ка­бинет и ска­зал:

- Ты у нас мес­тный ак­тёр - есть для те­бя но­вая роль. Мы в шко­ле го­товим но­вогод­ний ут­ренник для уче­ников млад­ших клас­сов, и нам ну­жен Дед Мо­роз. Вот те­бе об­щес­твен­ное по­руче­ние - бу­дешь Де­дом Мо­розом. Го­лос у те­бя уже ба­сови­тый, рост под­хо­дящий.  На­рядим те­бя в кос­тюм, прик­ле­им усы и бо­роду, а ты уж сам, да­вай, при­думы­вай прог­рамму как ма­лышей раз­вле­кать. Впро­чем, те­бе по­может в этом од­на пи­анис­тка, ко­торую мы приг­ла­сили для про­веде­ния ут­ренни­ка.

К твор­ческим по­руче­ни­ям я от­но­сил­ся серь­ёз­но, по­это­му в школь­ной биб­ли­оте­ке на­шёл по­собие для мас­со­виков-за­тей­ни­ков и стал го­товить прог­рамму. Вско­ре ме­ня поз­на­коми­ли с ми­ловид­ной пи­анис­ткой, ко­торая тог­да по­каза­лась мне ста­рухой, ибо она бы­ла поч­ти вдвое ме­ня стар­ше - ей бы­ло аж двад­цать семь лет! В про­веде­нии но­вогод­них "ёлок" она ока­залась до­воль­но зна­ющей, и ста­ла ме­ня на­тас­ки­вать на роль Де­да Мо­роза, про­явив не­дюжин­ные ре­жис­сёр­ские спо­соб­ности. Зва­ли её Ки­ра; как она объ­яс­ни­ла - в честь Ки­рова, ку­мира её ро­дите­лей, ко­торо­го уби­ли не­задол­го до то­го, как она ро­дилась. Я при­ходил к ней до­мой ре­пети­ровать. Жи­ла она с му­жем и ма­лолет­ним сы­ном в двух­комнат­ной квар­ти­ре. В гос­ти­ной сто­яло пи­ани­но. Ки­ра иг­ра­ла, а я хо­дил по ком­на­те, воз­дев ру­ки к люс­тре, ко­торая ко­лыха­лась и мер­ца­ла от мо­его гро­мог­ласно­го пе­ния: "Мои ми­лые де­тиш­ки, вы ме­ня ви­дали в книж­ке. Я тот са­мый Дед Мо­роз, я вам ёлоч­ку при­нёс". На­ши ре­пети­ции силь­но нер­ви­рова­ли её му­жа. Ду­маю, он рев­но­вал, зная, что в то вре­мя, ког­да он на ра­боте, а сын в дет­ском са­ду, его мо­лодая же­на про­водит вре­мя с ба­сови­тым и уже впол­не раз­ви­тым под­рос­тком. Од­на­ко, мы с Ки­рой ве­ли се­бя скром­но и про­фес­си­ональ­но, о чем сей­час я нем­ножко жа­лею.

Ди­рек­тор ска­зал, что в его шко­ле есть уче­ник по име­ни Ми­ша Ск?пец, отец ко­торо­го ра­бота­ет в опер­ном те­ат­ре му­зыкан­том. Ско­пец-стар­ший обе­щал в по­ряд­ке шеф­ской по­мощи по­доб­рать в кос­тю­мер­ной те­ат­ра под­хо­дящее оде­яние для Де­да Мо­роза. В день ут­ренни­ка он при­ехал в шко­лу со сво­ими деть­ми: сы­ном Ми­шей и трёх­летней доч­кой Ма­шей, и при­вез для ме­ня длин­ную се­реб­ристую бо­роду, рос­кошный ши­тый зо­лотом ста­новой каф­тан Бо­риса Го­дуно­ва из од­но­имён­ной опе­ры, са­поги, ру­кави­цы, шап­ку Мо­нома­ха и да­же цар­ский по­сох. Ме­ня об­ря­дили Го­дуно­вым; по нас­то­янию Ки­ры для кор­пу­лен­тнос­ти под каф­тан я на­дел те­лог­рей­ку, на­румя­нил щё­ки гри­мом, для ими­тации из­мо­рози об­сы­пал ли­цо блёс­тка­ми, нак­ле­ил бо­роду и усы, и прев­ра­тил­ся в со­вер­шенно ска­зоч­ный пер­со­наж. Ки­ра смот­ре­ла на ме­ня, от изум­ле­ния ши­роко рас­крыв гла­за, а ког­да я для про­бы ряв­кнул ба­сом: "Ну-ка ши­ре круг, стар и млад, Дед Мо­роз ви­деть всех очень рад!", она зах­ло­пала в ла­доши и зак­ри­чала: "Во, да­ёшь!".

Ут­ренник про­шёл очень удач­но. Я изоб­ра­жал не прос­то доб­ро­го Де­душ­ку Мо­роза, а был ли­хим мас­со­виком-за­тей­ни­ком: с не­подо­ба­ющей ста­рику прытью ска­кал по за­лу, тан­це­вал впри­сяд­ку, пел пес­ни, во­дил с деть­ми хо­рово­ды, за­гады­вал им за­гад­ки и да­же по­казы­вал фо­кусы. Ког­да ут­ренник по­дошёл к фи­налу, ра­дос­тные ма­лыши вце­пились в мою го­дунов­скую шу­бу и ни за что не хо­тели ме­ня от­пускать. Учи­телям приш­лось приз­вать на по­мощь ро­дите­лей, что­бы от­ле­пить от ме­ня сво­их оша­лев­ших от счастья от­прыс­ков и поз­во­лить мне уй­ти из за­ла. Пос­ле то­го, как я ре­тиро­вал­ся в со­сед­нюю ком­на­ту и снял каф­тан с те­лог­рей­кой, ме­ня мож­но бы­ло вы­жимать: я был со­вер­шенно взмок­ший пос­ле та­кого ин­тенсив­но­го пред­став­ле­ния. Вле­тела вос­торжен­ная Ки­ра и ска­зала:

- Всё, ты по­пал­ся! Ис­пы­тание вы­дер­жал! Я ра­ботаю в дет­ских са­дах му­зыкаль­ным ра­бот­ни­ком, и ты те­перь бу­дешь Де­дом Мо­розом на всех мо­их но­вогод­них ут­ренни­ках. Это про­фес­си­ональ­ная ра­бота и те­бе бу­дут пла­тить де­сять руб­лей за каж­дый ут­ренник.

В те го­ды де­сять руб­лей бы­ли серь­ёз­ные день­ги, осо­бен­но для школь­ни­ка. Од­на­ко воз­никла проб­ле­ма - где взять кос­тюм и бо­роду? Опер­ный му­зыкант унёс оде­яние Бо­риса Го­дуно­ва об­ратно в те­атр и на­до бы­ло что-то ис­кать вза­мен. Я при­шёл до­мой и рас­ска­зал ро­дите­лям о том, что по­лучил ра­боту Де­да Мо­роза в дет­ских са­дах и мне ну­жен кос­тюм. Тог­да моя мать и ба­буш­ка взя­лись за де­ло: из ста­рого си­него ат­ласно­го по­доде­яль­ни­ка они сши­ли шу­бу на тол­стой под­клад­ке, на во­рот­ник и ото­роч­ку ку­пили в ко­мис­си­он­ке за­ячью гор­жетку, сши­ли так­же бар­хатную шап­ку, крас­ные са­поги и ва­реж­ки. Я сам из­го­товил бе­лый по­сох, ку­да встро­ил ба­тарей­ки и цвет­ные лам­почки, ко­торые за­гора­лись, ког­да я сту­кал им об пол. В ма­гази­не те­ат­раль­ных при­над­лежнос­тей уда­лось ку­пить ней­ло­новую за­витую бо­роду и па­рик, а грим у ме­ня уже был пос­ле мо­их про­чих ро­лей. Так я ока­зал­ся пол­ностью эки­пиро­ван.

С это­го вре­мени на­чалась моя но­вогод­няя служ­ба Де­дом Мо­розом, ко­торая дли­лась це­лых 17 лет до мо­его отъ­ез­да из Со­вет­ско­го Со­юза. Я не про­пус­тил ни од­но­го но­вого го­да: ни бу­дучи школь­ни­ком, ни поз­же, ког­да ра­ботал элек­три­ком на за­воде (при­ходи­лось брать от­гу­лы), ни в сту­ден­ческие вре­мена, ни в го­ды мо­ей ра­боты в НИИ. Я да­же пом­чался в дет­ский сад на "ёл­ку" на сле­ду­ющий день пос­ле за­щиты дис­серта­ции.

Все эти го­ды мы ра­бота­ли вмес­те с Ки­рой. Обыч­но, на ут­ренник в дет­ский сад я при­ходил с че­мода­ном, в ко­тором ле­жали мой кос­тюм, грим, бо­рода и по­сох в ра­зоб­ранном ви­де. Ки­ра ме­ня встре­чала у вхо­да и сра­зу про­води­ла в ка­бинет за­веду­ющей, где я пе­ре­оде­вал­ся и гри­миро­вал­ся. Пе­ред мо­им вы­ходом к де­тям она при­сыла­ла за мной вос­пи­татель­ни­цу, ко­торая ве­ла ме­ня к за­лу, и я ждал у две­рей зву­ков вы­ход­но­го мар­ша.

Пос­ле окон­ча­ния ут­ренни­ка у две­рей ка­бине­та, где я сти­рал с ли­ца грим и пе­ре­оде­вал­ся, жда­ли ра­бот­ни­цы дет­ско­го са­да: вос­пи­татель­ни­цы, ня­неч­ки, по­вари­хи, убор­щи­цы - им бы­ло ужас­но ин­те­рес­но взгля­нуть на "Де­да Мо­роза" без бо­роды, в че­ловечь­ем об­ли­чии. Ког­да я вы­ходил со сво­им че­мода­ном, они всплёс­ки­вали ру­ками и удив­лённо аха­ли: "Гос­по­ди! Ка­кой мо­лодень­кий!"

Нуж­но ска­зать, что я сам по­лучал не­малое удо­воль­ствие от этих но­вогод­них "ёлок". В сту­ден­ческие го­ды я был ка­пита­ном свер­дловской ко­ман­ды КВН, иг­рал на сце­не в пь­есах Ма­яков­ско­го и Швар­ца, ез­дил по стра­не с кон­цер­тной бри­гадой, и моё ли­цедей­ское приз­ва­ние в этих за­няти­ях на­ходи­ло хоть ка­кой-то вы­ход.

Иног­да воз­ни­кали ма­лень­кие заг­воз­дки. Нап­ри­мер, од­нажды пос­ле то­го, как на од­ной "ёл­ке" в дет­ском са­ду я за­гадал де­тям нес­коль­ко за­гадок, не­ожи­дан­но вы­лез впе­рёд один ка­рапуз и крик­нул: "Де­уш­ка Май­оз, а те­пей ты от­га­дай за­гад­ку!". Я по­садил его се­бе на ко­лени, пог­ла­дил по го­лов­ке и ра­дос­тно ска­зал, что очень люб­лю от­га­дывать за­гад­ки. Ка­рапуз спро­сил:

- От­га­дай, что та­кое: "Ви­сит гру­ша, нель­зя ску­шать"?

Вот тут я ото­ропел, ибо на эту за­гад­ку знал лишь ху­лиган­ский от­вет: "Ви­сит Гру­ша, нель­зя ску­шать" для ме­ня зна­чило, что "Тё­тя Гру­ша по­веси­лась". Но не ска­жешь ведь это ре­бён­ку! Я мы­чал, щи­пал бо­роду, ис­крен­не не пред­став­ляя, что от­ве­тить, по­ка де­ти хо­ром не за­вопи­ли: "Де­душ­ка, ну ка­кой-же ты не­догад­ли­вый! Так ведь это лам­почка!" Сей­час удив­ля­юсь, как я сам тог­да не со­об­ра­зил?

В дру­гой раз, ког­да я во­шёл в зал, где свер­ка­ла ог­ня­ми ёл­ка, де­ти сто­яли вок­руг неё хо­рово­дом, а Ки­ра иг­ра­ла вы­ход­ной марш, уви­дел я под по­тол­ком кра­соч­ный ло­зунг с но­вогод­ним сти­хом, от ко­торо­го у ме­ня пе­рех­ва­тило ды­хание и за­мер я в вос­торге, по­ражён­ный си­лой по­эзии. На ло­зун­ге бы­ло на­писа­но:

Пусть все на ёл­ке ве­селят­ся
И Дед-Мо­роза не бо­ят­ся!
Пусть жизнь свет­ле­ет с каж­дым днём,
Пусть всё вок­руг го­рит ог­нём!

Прош­ло мно­го лет. Я жи­ву в Аме­рике, ли­цедей­ством дав­но не за­нима­юсь, но до сих пор у ме­ня до­ма в тём­ной глу­бине шка­фа ле­жит кар­тонная ко­роб­ка, где хра­нят­ся, как су­вени­ры мо­лодос­ти: го­лубой каф­тан с за­ячь­ей ото­роч­кой, крас­ная шап­ка и сва­ляв­ша­яся ней­ло­новая бо­рода. Под Но­вый Год я от­кры­ваю ко­роб­ку, пог­ла­живаю ру­кой шел­ко­вис­тый ат­лас и с грустью вспо­минаю ми­лые дав­ние вре­мена. Мне при­ходит мысль, что у тех де­тишек, для ко­торых я ког­да-то "мо­розил", вклю­чая ка­рапу­за с за­гад­кой про гру­шу, уже на­вер­ня­ка есть свои вну­ки, и ве­селит их сей­час дру­гой Дед Мо­роз.

Но­вые по­коле­ния, но­вые де­ти, а Дед Мо­роз, в от­ли­чие от ме­ня, всё ни­как не ста­ре­ет…

С нас­ту­па­ющим Но­вым Го­дом, до­рогие чи­тате­ли!

 

©Jacob Fraden, 2018
Сним­ки ав­то­ра

Рас­ска­зы Яко­ва Фрей­ди­на мож­но про­читать на его веб-сай­те: www.fraden.com/рас­ска­зы
Кни­ги Яко­ва Фрей­ди­на мож­но при­об­рести че­рез: http://www.fraden.com/books

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

СТРОФЫ

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

СТРОФЫ

ПОРОЙ НАМ КАЖЕТСЯ...

Порой нам кажется, что цель уже близка.
Ещё чуть-чуть фанфары заиграют,
В победном жесте вскинута рука
И все вокруг с успехом поздравляют.

Михаил Шур июнь 2025

ПРОЗА

Радужное настроение (рассказ)

Люди направлялись и в сторону Арбата и таким же потоком шли навстречу. Прямо праздник! Только что не пляшут вокруг, но двери многочисленных кафе открыты настежь. Заходи если есть деньги. А ведь где-то сейчас стреляют. Бойцы падают на землю. Но военных вокруг чего-то не видно. Всего один человек шел навстречу в камуфляжной форме, тяжело опираясь на палочку. Толпа обтекала его особо не задерживаясь. Да, куда ни глянь везде были толпы народа.

Никита Николаенко июль 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

ПОЛИТИКА

Израиль: Внутренний враг в государстве

У этой статьи нелёгкая задача – доказать, что примерно 12% населения страны объективно выступают против интересов своего государства, что деятельность этого сегмента населения нано- сит существенный вред Государству Израиль, т.е. фактически речь идет о деятельности «пятой колонны» внутри страны.

Эдуард Малинский июль 2025

СТРОФЫ

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка