Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

"Тристан и Изольда" Р.Вагнера

Премьера в Метрополитен-опера в сезоне 2016-17 гг. (Из зала кинотеатра)

Опубликовано 21 Октября 2016 в 11:53 EDT

...к музыке Р. Вагнера может быть отнесено множество эпитетов, выражающих восхищение, но сказать о ней светлая не получается… Выясняется, что режиссёр с его стремлением к подсознательному, к радикальному, что было очевидно в обращении к музыке Бартока, вновь на своём поле… И все-же, совпадут ли его фрейдистские толкования поступков героев, перенесенных из 12-го века в 21-й, с содержанием, заложенным музыкой?..
_______________________
В фотоокне
Алла Цыбульская.
Гостевой доступ access Подписаться

Ве­личай­шее тво­рение ком­по­зито­ра-ре­фор­ма­тора опе­ры, кто от­ка­зал­ся  от тра­дици­он­ной сис­те­мы но­меров, соз­дал свои во­каль­ные ме­лодии в    не­воз­можно труд­ной для пев­цов вы­сокой тес­си­туре, оше­ломил    бес­ко­неч­ным еди­ным по­током из­менчи­вых ор­кес­тро­вых тем, бы­ло   прет­во­рено на сце­не Мет­ро­поли­тен-опе­ра в аван­гардист­ском сце­ничес­ком ре­шении из­вес­тно­го поль­ско­го ре­жис­се­ра Ма­ри­уша Тре­лин­ско­го.

Два се­зона то­му на­зад он осу­щес­твил в этом те­ат­ре пос­та­нов­ку двух од­но­ак­тных опер: И­олан­ты" П.  Чай­ков­ско­го и "Зам­ка Си­ней бо­роды" Б. Бар­то­ка. Это бы­ло объ­еди­нение в ка­кой-то ме­ре на­силь­ствен­ное:   ре­жис­сер­ские при­емы, под­хо­див­шие к про­из­ве­дению Бар­то­ка,  ока­зыва­лись чуж­ды­ми свет­лой му­зыке Чай­ков­ско­го. За­метим, к му­зыке Р. Ваг­не­ра мо­жет быть от­не­сено мно­жес­тво эпи­тетов, вы­ража­ющих вос­хи­щение, но ска­зать о ней свет­лая  не   по­луча­ет­ся… Вы­яс­ня­ет­ся, что ре­жис­сёр с его стрем­ле­ни­ем к под­созна­тель­но­му, к ра­дикаль­но­му, что бы­ло оче­вид­но в об­ра­щении к му­зыке Бар­то­ка, вновь на сво­ём по­ле… И все-же, сов­па­дут ли его фрей­дист­ские тол­ко­вания пос­тупков ге­ро­ев, пе­рене­сен­ных из 12-го ве­ка в 21-й, с со­дер­жа­ни­ем, за­ложен­ным му­зыкой?

Вступ­ле­ние к опе­ре зву­чит в со­еди­нении со зри­тель­ным ря­дом, воп­ло­щен­ным ви­де­оди­зай­ном. Ху­дож­ник  Бо­рис Куд­личка вы­дер­жи­ва­ет от на­чала до кон­ца   пя­тича­совой опе­ры единс­тво мрач­но­го  мор­ско­го пей­за­жа,    ро­ковых ви­дений и нев­зрач­ности  ме­тал­ли­чес­кой  бед­ной сов­ре­мен­ной   об­ста­нов­ки на ко­раб­ле. На чер­но-бе­лом эк­ра­не взды­ма­ют­ся, пе­нят­ся, пе­река­тыва­ют­ся  мо­гучие  вол­ны. Не­бо пе­рере­за­ют свер­ка­ющие мол­нии. Вре­мена­ми воз­ни­ка­ет бо­рющий­ся с ни­ми ко­рабль  с  гну­щими­ся под вет­ром мач­та­ми.

В  цен­тре пей­за­жа с раз­бу­шевав­шей­ся сти­хи­ей обоз­на­чен как сим­вол   ка­питан­ский штур­вал, име­ющий еще два зна­чения: это и ком­пас (по кру­гу ру­ля  на­несе­ны де­ления дол­го­ты и ши­роты), и это гла­зок сов­ре­мен­но­го ружья с пнев­ма­тичес­ким при­целом. Трой­ствен­ность   иг­ры смыс­лов пре­дуп­режда­ет об опас­ности…

Эк­стерь­ер суд­на ка­жет­ся из прош­ло­го, ин­терь­ер - из нас­то­яще­го. Дей­ствие ста­рин­ной ле­ген­ды пе­рене­сено в ны­неш­нее вре­мя. Пер­со­нажи оде­ты в кос­тю­мы и ми­лита­ризо­ван­ные уни­фор­мы 20-го или да­же 21-го ве­ков. Их   вы­пол­нил ху­дож­ник по кос­тю­мам - Ма­рек Адам­ский.  

Ес­ли вам хо­телось бы уви­деть ге­ро­ев в гор­носта­евых царс­твен­ных ман­ти­ях, с зо­лотис­ты­ми во­лоса­ми и юны­ми ли­цами, как на   ил­люс­тра­ци­ях  ху­дож­ни­ков прош­ло­го, то - увы…  

В бе­лых одеж­дах  (ад­ми­раль­ском ки­теле  с  ор­ден­ски­ми  ко­лод­ка­ми)  пред­ста­нет толь­ко бла­город­ный ко­роль Марк- не­воль­ный ви­нов­ник нес­частья ге­ро­ев в     ис­полне­нии со­лис­та Бер­лин­ской опе­ры Ре­не Па­пе…   

Не в шат­ре, как рас­ска­зыва­ет­ся в либ­ретто, а в ка­юте на се­ром ди­ване ле­жит нич­ком Изоль­да - ир­ланд­ская прин­цесса, ко­торую про­тив во­ли ве­зет во­итель-по­беди­тель Трис­тан в же­ны ко­ролю Кор­ну­ола Мар­ку.   Её пар­тию ис­полня­ет вы­да­юща­яся швед­ская пе­вица Ни­на Стем­ме.  

Ло­гичес­кое про­тиво­речие воз­ни­ка­ет мгно­вен­но. Раз­ве мож­но по­дог­нать пос­тупки и мо­тиви­ров­ки, по­кор­ность и под­чи­нение жен­щи­ны   из 12- го ве­ка под не­зави­симый дух  урав­ненной в пра­вах с муж­чи­нами жен­щи­ны 21 ве­ка? Ни­как ина­че, как на­тяж­кой это наз­вать нель­зя. Стрем­ле­ние ак­ту­али­зиро­вать сю­жет, прет­во­рить его в ре­аль­ность на­ших дней обо­рачи­ва­ет­ся пси­холо­гичес­кой не­увяз­кой. И в этом пер­вый уп­рек ре­жис­се­ру- эк­спе­римен­та­тору.

Меж­ду тем,  му­зыка опе­ры воз­дей­ству­ет  эк­ста­тичес­ки. Ее мощ­ные по­токи в  ис­полне­нии ор­кес­тра под уп­равле­ни­ем  ди­риже­ра Сэ­ра Си­мона Рэт­тла, гла­венс­тву­ют, рас­кры­вая вязь лейт-мо­тивов, ста­новят­ся  бес­ко­неч­ны­ми ме­лоди­ями. Так­же про­тяжен­ны­ми по дли­тель­нос­ти  и по нап­ря­жен­ности чувств зву­чат арии, ду­эты, квар­те­ты…

Изоль­да одо­лева­ема не­навистью к сво­ему по­рабо­тите­лю. Хо­тя ещё  не осоз­на­ет, что  её не­нависть обер­нется лю­бовью к не­му, что уже сей­час, вос­при­нима­ет свое мрач­ное  сос­то­яние, не уга­дав его ис­тинной по­доп­ле­ки. Ее во­каль­ное выс­ка­зыва­ние ста­новит­ся то­же дол­гим по­дав­ля­ющим, бе­зыс­ходным… Го­лос пе­вицы  сво­бод­но без уси­лий про­реза­ет плот­ность зву­чания ор­кес­тра и ль­ет­ся слов­но не нуж­да­ет­ся в том, что­бы брать  ды­хание… Вот она в гне­ве: на па­лубе, слов­но ей в нас­мешку, зву­чит пес­ня об уби­том ее же­нихе  Мо­роль­де, а убий­ца, она зна­ет, Трис­тан. Эпи­зод этот ва­жен сю­жет­но и во­каль­но.  Од­на­ко, в нём лишь  уточ­не­ние то­го, что про­изош­ло рань­ше. 

Ре­жис­сёр Ма­ри­уш Тре­лин­ский ма­лень­кий эпи­зод прев­ра­ща­ет  в  по­лити­чес­ки мас­штаб­ный. В ви­де ки­нох­ро­ники пред­ста­ет с по­вяз­кой на   гла­зах  с  об­на­жен­ным тор­сом  ат­лет  Мо­рольд. А нап­ро­тив сто­ит Трис­тан с ме­чом, ко­торым го­тов ру­бить го­лову по­беж­денно­му. Та­кие  звер­ские кад­ры с жур­на­лис­та­ми - жер­тва­ми ис­лам­ско­го ми­ра по­казы­ва­ют по ТВ. Си­ту­ация уз­на­ва­ема по сов­ре­мен­ным ак­там  жес­то­кос­ти. Но мож­но ли по­любить Изоль­де Трис­та­на, зная о его кро­вожад­ности?     

Это до­пус­ти­мо толь­ко при том, что у Ваг­не­ра все его ге­рои -  не лю­ди, а но­сите­ли от­вле­чён­ных идей и чувств, не всег­да от­ли­ча­ющие доб­ро от зла… За­метим, ведь и Пар­си­фаль, вы­рос­ший на при­роде, уби­ва­ет прек­расную пти­цу, не ве­дая о том, что со­вер­ша­ет зло­де­яние. Ему тре­бу­ет­ся еще два ак­та, что­бы осоз­нать свое прес­тупле­ние, и на­чать стра­дать о нап­расно  про­литой че­лове­чес­твом кро­ви…  

Ге­рои Ваг­не­ра поч­ти всег­да одер­жи­мы сво­ими иде­ями, страс­тя­ми, и   по­хожи на лю­дей толь­ко тем, что бы­ва­ют сле­пы в сво­их заб­лужде­ни­ях… Как прет­во­ря­ет сце­ничес­ки ре­жис­сер об­лик дей­ству­ющих лиц? 

Изоль­да в ис­полне­нии Ни­ны Стем­ме выг­ля­дит как бе­жен­ка эпо­хи вой­ны в Югос­ла­вии в на­кину­том на обыч­ное  платье пла­ще. Бран­ге­на - об­ла­датель­ни­ца ве­лико­леп­но­го мец­цо-соп­ра­но - со­лис­тка Боль­шо­го те­ат­ра СССР Ека­тери­на  Гу­бано­ва в сов­ре­мен­ном кос­тю­ме и со стриж­кой под маль­чи­ка ка­жет­ся  рав­ной по по­ложе­нию - не  слу­жан­кой, под­ру­гой.  Их  прек­расные го­лоса по тем­бру сли­ва­ют­ся в  ду­эте, пе­реда­ющем нап­ря­жение од­ной, стрем­ле­ние ус­по­ко­ить - дру­гой …

По­явив­ший­ся по тре­бова­нию Изоль­ды Трис­тан - те­нор Стю­арт Скел­тон из Авс­тра­лии, об­ла­да­ющий "гли­нобит­ной" си­лой зву­чания, так­же мра­чен, его ге­рой ис­полнен чувс­тва дол­га. Вы­сокий, нем­но­го груз­ный пе­вец сос­ре­дото­чен ис­клю­читель­но на во­каль­ном го­лосо­веде­нии. И ни­како­го тя­готе­ния - chemistry - меж­ду    его Трис­та­ном  и Изоль­дой -  нет. А ведь пред­по­лага­ет­ся, что неч­то ещё им са­мим не­ведо­мое, что вспых­нет, ког­да они выпь­ют лю­бов­ный на­питок, уже под­го­тав­ли­ва­ет тра­гедию их  "зап­ре­щен­ной" люб­ви… Ина­че о чем мож­но петь ду­эт про­тяжен­ностью в 40 ми­нут?

В тол­ко­вании либ­ретто есть рас­хожде­ния. В од­ном ва­ри­ан­те Бран­ге­на да­ет лю­бов­ный на­питок вмес­то смер­тель­но­го, как по­веле­ла Изоль­да, по ошиб­ке, в  дру­гом - она под­ме­ня­ет на­питок осоз­нанно. Из­вес­тно, что ис­кусс­тву сос­тавле­нию ядов и про­тиво­ядий Изоль­да на­учи­лась от ма­тери-во­рожеи. В пос­та­нов­ке пред­став­ле­ны не  ста­рин­ные склян­ки  или  фла­коны, а сов­ре­мен­ные ла­бора­тор­ные  про­бир­ки. Пред­ла­гая Трис­та­ну вы­пить за пе­реми­рие, Изоль­да про­тяги­ва­ет ему не ку­бок и не ча­шу, а прос­той стек­лянный ста­кан… И, от­пив из не­го по оче­реди, они ос­та­ют­ся столь же да­леки­ми и от­чужден­ны­ми друг от дру­га, как преж­де. Пев­цы по­ют вол­шебны­ми го­лоса­ми о любв и, но лю­бов­но­го вле­чения, бо­лее то­го, эро­тичес­ко­го на­чала, за­думан­но­го Ваг­не­ром, не пе­реда­ют… В их сос­то­янии до­мини­ру­ет же­лание уме­реть, пред­почте­ние мра­ка но­чи све­ту дня…. И ан­ту­раж ос­тавля­ет их пос­то­ян­но не в   ро­ман­ти­чес­кой, а в по-сов­ре­мен­но­му стан­дарти­зиро­ван­ной об­ста­нов­ке.

Сце­ну сви­дания из вто­рого ак­та ре­жис­сер и ху­дож­ник пе­рено­сят из са­да, обоз­на­чен­но­го в либ­ретто, в ка­кой-то га­раж с ос­лепля­ющим све­том про­жек­то­ров.  Это мес­то встре­чи для нар­ко­диле­ров, ма­фи­оз­ных прес­тупни­ков, ожес­то­чен­ных  ро­керов…

Меж­ду тем, ко­роль Марк - не убий­ца. Он глу­боко стра­да­ет от пре­датель­ства (как он по­лага­ет) сво­его вос­пи­тан­ни­ка. Ре­не Па­пе воп­ло­ща­ет этот об­раз, пе­реда­вая чувс­тво дос­то­инс­тва и от­кры­тость в го­тов­ности по­нять, прос­тить и снять об­ви­нение…    

Сос­тав учас­тни­ков из раз­ных стран в этом спек­такле был не­обы­ча­ен. Каж­дый пе­вец - "звез­да". Пре­дан­но­го дру­га Трис­та­на Кур­ве­нала пел со­лист Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра бас-ба­ритон Ев­ге­ний Ни­китин. Пе­вец бук­валь­но за­вора­живал сво­ими со­ло и был дос­то­верен в об­ли­ке прос­то­го мо­ряка с та­ту­иров­кой на ру­ках и с ли­цом, го­товым к лю­бой схват­ке. Бал­ла­ду о по­беде Трис­та­на над Мо­роль­дом, зву­чав­шую на скры­той от глаз зри­телей па­лубе, ко­торую Изоль­да слы­шала в ка­юте, пел имен­но он. 

На сце­не сво­его прос­лавлен­но­го те­ат­ра он  "вжил­ся" в му­зыку Ваг­не­ра, ис­полняя пар­тию Ле­туче­го Гол­лан­дца, и был вы­соко оце­нен  пуб­ли­кой  и кри­тикой.  (Мне по­вез­ло   во вре­мя крат­ко­го пре­быва­ния   в Пе­тер­бурге ока­зать­ся на спек­такле, ког­да пел Е. Ни­китин. За­пом­ни­лись и тра­гичес­ки очер­ченный им об­раз, и ве­лико­леп­ное пе­ние).

В треть­ем ак­те Трис­тан, уми­ра­ющий от ра­ны, на­несен­ной ему слу­гой ко­роля Мар­ка, ле­жит не в ро­довом зам­ке в Бре­тани, ку­да его пе­ревез вер­ный Кур­ве­нал, а в сов­ре­мен­ном гос­пи­тале, на гос­пи­таль­ной  кро­вати, под­клю­чён­ный к ка­пель­ни­це… В пред­смертном бре­ду ему ви­дит­ся прош­лое: он сам маль­чи­ком в детс­тве, по­теряв­шим ро­дите­лей, кар­ти­ны битв, в ко­торых он взрос­лым про­водил свою  жизнь…

Вся эта цепь зри­мых ас­со­ци­аций вы­рази­тель­но воз­ни­ка­ет на эк­ра­не не как ил­люс­тра­ция то­го, о чём по­ёт ге­рой, а как   цепь  вос­по­мина­ний на гра­ни бре­да, выз­ванных про­щани­ем с жизнью, как по­ток соз­на­ния… Мо­мент прос­ве­та свя­зан с со­об­ще­ни­ем Кур­ве­нала о приб­ли­жении  ко­раб­ля Изоль­ды, мча­щей­ся вра­чевать ра­ну Трис­та­на.

В спек­такле о бес­смертной люб­ви она бы­ла вы­раже­на чис­то дек­ла­ратив­но. Изоль­да уми­ра­ет не по­тому, что  не мо­жет жить без Трис­та­на, а на­нося се­бя в за­пястье ра­ну. И бу­тафор­ская кровь ль­ёт­ся, уно­ся её жизнь. Пе­ред смертью она по­ёт свою прек­расную арию, упав на без­ды­хан­ное те­ло Трис­та­на…Воз­можно, впер­вые ге­рои в этом спек­такле соп­ри­кос­ну­лись. 

Ро­ман "Трис­тан", на­писан­ный в 13-ом ве­ке Гот­фри­дом Страс­бург­ским, стал ос­но­вой либ­ретто опе­ры, на­писан­но­го са­мим ком­по­зито­ром. Премь­ера опе­ры сос­то­ялась в Мюн­хе­не в 1865-ом го­ду. До это­го все те­ат­ры, ко­торым ком­по­зитор пред­ла­гал свое тво­рение, от не­го от­ка­зыва­лись по при­чине во­каль­ных труд­ностей. Вен­ская опе­ра пос­ле  гран­ди­оз­но­го чис­ла ре­пети­ций (77!) вы­нес­ла окон­ча­тель­ный вер­дикт, объ­явив опе­ру не­ис­полни­мой. Те­нор Ало­из Ан­дер, го­товив­ший пар­тию Трис­та­на, пос­ле ря­да ре­пети­ций по­терял го­лос и со­шёл с ума. Эти фак­ты из прош­ло­го го­ворят о том, что ны­неш­ние ис­полни­тели опе­ры об­ла­да­ют не­за­уряд­ны­ми во­каль­ны­ми  и ис­полни­тель­ски­ми  воз­можнос­тя­ми. 

Под­линно они соз­да­ют во­калом ощу­щение  кра­соты  и по­эти­ки, ко­торые  под­хва­тыва­ет ор­кестр и мощью тут­ти, и  неж­ностью   со­лиру­ющих инс­тру­мен­тов. Осо­бен­но за­пом­ни­лось со­ло ан­глий­ско­го Рож­ка (Пед­ро Р. Дай­аз), ими­тиро­вав­ше­го пас­тушью сви­рель пе­ред на­чалом треть­его ак­та…

И все-же: пра­вомер­но ли бы­ло ре­шение ре­жис­сё­ра Ма­ри­уша Тре­лин­ско­го вно­сить в дей­ствие ещё боль­шую бру­таль­ность, чем у ав­то­ра, осов­ре­мени­вани­ем сю­жета? Раз­ве ге­рои, будь ос­тавле­ны они в сред­не­вековье, в одеж­дах, как на при­веден­ных вы­ше кар­тинках, не оп­равда­ли бы се­бя  бе­зо вся­ких на­тяжек? Кто ска­жет об эс­ка­лации на­силия в опер­ном жан­ре? Нуж­да­ет­ся ли в этом Мет?

За­чем Мар­га­рите из "Фа­ус­та" Гу­но по­сещать би­охи­мичес­кую  ла­бора­торию? За­чем Джиль­де из "Ри­голет­то" Вер­ди под­ни­мать­ся в лиф­тах и быть по­мещен­ной в Лас-Ве­гас 30-х го­дов прош­ло­го ве­ка? Не­уже­ли пуб­ли­ка раз­лю­била бы "Свадь­бу Фи­гаро" Мо­цар­та, ес­ли бы она бы­ла спе­та в кос­тю­мах 18-го ве­ка, а не при­мер­но так­же в 30-х го­дах прош­ло­го? Во имя чес­ти, ре­пута­ции, дан­но­го сло­ва в ми­нув­шие эпо­хи лю­ди  жер­тво­вали жизнью. В сов­ре­мен­ности эти по­нятия не зна­чат ни­чего. Как сов­местить   мо­раль­ные   цен­ности    прош­ло­го и ци­ничес­кое от­но­шение к ним в нас­то­ящем? Ни­как. Ес­ли не пре­неб­речь тем, что сос­тавля­ет суть ис­кусс­тва, - чувс­тва­ми.

Не от­но­шу се­бя к кон­серва­торам. Но об­новле­ние тре­бу­ет ло­гичес­ко­го оп­равда­ния. От­дель­ные на­ход­ки пос­та­нов­ки оче­вид­ны. Но о це­лос­тнос­ти ху­дожес­твен­ной го­ворить нель­зя. Увы.

_________________________
На ил­люс­тра­ци­ях: Изоль­да - Ни­на Стем­ме;  "Трис­тан и Изоль­да". Кар­ти­на ра­боты Rogelio de Egusquiza;  В сце­не из спек­такля: Трис­тан - Стю­арт Скел­тон, Изоль­да - Ни­на Стем­ме.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ПОЛИТИКА

Израиль: Внутренний враг в государстве

У этой статьи нелёгкая задача – доказать, что примерно 12% населения страны объективно выступают против интересов своего государства, что деятельность этого сегмента населения нано- сит существенный вред Государству Израиль, т.е. фактически речь идет о деятельности «пятой колонны» внутри страны.

Эдуард Малинский июль 2025

СТРОФЫ

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка