Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

За здоровье юбиляра

От чистого сердца

Опубликовано 21 Октября 2015 в 08:34 EDT

"Кругозор" объявил о готовности предоставить свою площадку всем желающим поздравить Наума Коржавина с 90-летием. Конечно, не сомневались, что дефицита желающих не будет. Но интенсивность, с которой поступали поздравления из разных стран и континентов, превзошла предположения. А они всё прибывают, и прибывают...
Гостевой доступ access Подписаться

Пер­вым, кто от­клик­нулся на пред­ло­жение "Кру­гозо­ра" поз­дра­вить до­рого­го всем нам юби­ляра, стал его друг и еди­номыш­ленник - по­эт, бард, дра­матург учас­тник дис­си­дент­ско­го дви­жения в СССР - Юлий Ким.

Сто­рон­ни­ком офи­ци­оза Юлий Чер­са­нович не яв­ля­ет­ся, по­это­му дру­га он поз­драв­ля­ет в свой­ствен­ном ему доб­ром и шут­ли­вом сти­ле:
 
"При­вет, лю­бимый мой На­ум!
На сле­ду­ющий год
Всё, что при­дёт те­бе на ум,
Пусть Бог те­бе пош­лёт!
( Как мне пос­лал ста­кан питья,
Ко­торый выпью за те­бя!)

Твой Юлик Ким".


С ра­достью от­ве­тил нам и Па­вел Ми­хай­ло­вич Лит­ви­нов -  фи­зик, пе­дагог, пра­воза­щит­ник, учас­тник де­монс­тра­ции на Крас­ной пло­щади 1968 го­да про­тив со­бытий в Че­хос­ло­вакии и со­ав­тор  пер­во­го от­кры­того об­ра­щения со­вет­ских дис­си­ден­тов к За­паду.

"До­рогой Эма!

 Мы зна­комы боль­ше 40 лет. По­любил твои сти­хи еще рань­ше. С Та­рус­ских стра­ниц. С "пре­дель­но ясен язык зем­ной...". Мы не­нави­дели один и тот же ре­жим, хо­тя на­ше ви­дение бу­дуще­го иног­да рас­хо­дилось. Но это не ме­шало друж­бе, хо­тя бы­ло вре­мя, ког­да встре­чи соп­ро­вож­да­лись спо­рами и на вы­сокой но­те.

Что мож­но по­желать 90-лет­не­му юно­ше? Ко­неч­но, глав­но­го - здо­ровья!

Па­вел Лит­ви­нов".


 За­тем мы ежед­невно ста­ли по­лучать пись­ма с поз­драв­ле­ни­ями и доб­ры­ми по­жела­ни­ями  для лю­бимо­го По­эта:

"Глу­боко­ува­жа­емый На­ум Мо­исе­евич!

Мос­ков­ский Са­харов­ский центр поз­драв­ля­ет вас с 90-ле­ти­ем. Мы при­ветс­тву­ем Вас с ра­достью и бла­годар­ностью за Ва­ше твор­чес­тво и за при­мер чес­ти и че­лове­чес­ко­го дос­то­инс­тва, ко­торым Ва­ша жизнь слу­жит для нес­коль­ких по­коле­ний со­оте­чес­твен­ни­ков.

Сер­гей Лу­кашев­ский, ди­рек­тор Са­харов­ско­го цен­тра"


"До­рогой На­ум Мо­исе­евич!

Пуш­кин­ское об­щес­тво Аме­рики вы­соко оце­нива­ет Ваш вклад в рос­сий­скую ли­тера­туру. Вы - яр­кий, не­ор­ди­нар­ный по­эт, дра­матург и дис­си­дент,  пос­вя­тили свою жизнь ос­во­бож­де­нию на­рода Рос­сии от без­нравс­твен­но­го, жес­то­кого ре­жима. Ва­ше имя в чис­ле нем­но­гих от­ча­ян­ных смель­ча­ков, прив­несших ощу­тимый лич­ный вклад в раз­ру­шение сис­те­мы обез­ли­чива­ния.  Ва­ши по­эти­чес­кие тво­рения бу­дут всег­да вос­тре­бова­ны чес­тным, не­рав­но­душ­ным рус­ско­языч­ным чи­тате­лем все­го ми­ра.

В Куль­тур­ном цен­тре-ар­хи­ве рус­ской и ук­ра­ин­ской эмиг­ра­ции им. Е. И. Ло­дыжен­ской (LIAC) мы бе­реж­но хра­ним аль­бом Тать­яны Тур­чи­ной, в ко­тором наш­ли очень ин­те­рес­ную  фо­тог­ра­фию. На ней за­печат­ле­ны Вы, ува­жа­емый На­ум Мо­исе­евич, с Еле­ной Бон­нер, Алек­сан­дром Га­личем, Тать­яной Тур­чи­ной и семь­ёй Ян­ке­левич.

В на­ших бли­жай­ших пла­нах - про­веде­ние по­эти­чес­ко­го  ве­чера, пос­вя­щен­но­го Ва­шему твор­чес­тву  и  ак­тивной граж­дан­ской по­зиции.  На­де­юсь, Вы пре­дос­та­вите нам уни­каль­ную воз­можность поз­дра­вить Вас с Юби­ле­ем при лич­ной встре­че в Ча­пел-Хилл. 
Вик­то­рия Кур­ченко, пре­зидент Пуш­кин­ско­го Об­щес­тва Аме­рики / LIAC"


Те­ат­раль­ный ре­жис­сер, из­вес­тный пуб­ли­цист Ал­ла Ки­гель теп­ло вспо­мина­ет о встре­чах с По­этом:

"До­рогой  На­ум  Мо­исе­евич!

Двад­цать лет на­зад, в 1994 го­ду, мы с ак­три­сой  Ал­лой Пок­ров­ской пре­пода­вали в Лет­ней Шко­ле Ста­нис­лав­ско­го в Кем­брид­же, под Бос­то­ном. Вы при­ез­жа­ли к нам в Шко­лу, и всег­да бы­ли  бод­ры, энер­гичны и слег­ка иро­нич­ны.  К счастью,  и се­год­ня Вы сох­ра­нили яс­ный ум, ко­торо­му мо­гут по­зави­довать мно­гие бо­лее мо­лодые лю­ди.  Дай Бог Вам доб­ро­го здо­ровья, ду­шев­ных и те­лес­ных сил, бла­гопо­лучия в се­мей­ном кру­гу. 
Об­ни­маю Вас и скло­няю  го­лову пе­ред  Ва­ми.
Ал­ла Ки­гель."


Доб­рые сло­ва по­чита­ния и поз­драв­ле­ния На­уму Мо­исе­еви­чу "Кру­гозор" по­лучил от  из­вес­тно­го ук­ра­ин­ско­го дис­си­ден­та, по­томс­твен­но­го док­то­ра-пси­хи­ат­ра, по­эта и эс­се­ис­та Бо­риса Хер­сон­ско­го:

"По­коле­ние тех, ко­му сей­час что боль­ше, чем де­вянос­то, или вот-вот ис­полнит­ся де­вянос­то, ско­рее все­го име­ет не­кую осо­бую мис­сию на на­шей зем­ле. Бог сох­ра­ня­ет их жизнь, их па­мять, яс­ность ума и муд­рость суж­де­ний, не ща­дя те­ла и ор­га­нов чувств... Этим лю­дям есть о чем ска­зать ми­ру. Та­ков На­ум Кор­жа­вин, Ман­дель, Эм­ка, внук ев­рей­ско­го ца­дика, ав­тор за­меча­тель­ных сти­хов, ко­торые мы пом­ним с се­реди­ны шес­ти­деся­тых. Один из тех, кто выб­рал сво­боду, ког­да у стра­ны бы­ло впе­реди еще две­над­цать лет рабс­тва...

Я встре­тил­ся с ним од­нажды, в 1999 го­ду, в СПб, на фес­ти­вале в честь 200-ле­тия Пуш­ки­на. Он уже тог­да очень пло­хо ви­дел - в его по­веде­нии на сце­не бы­ло что-то дет­ское бес­по­мощ­ное, но это ис­чезло, как толь­ко На­ум, Эм­ка, на­чал чи­тать сти­хи. Я пом­ню как ожи­вил­ся зал, как не­ис­ку­шен­ная и утом­ленная бес­ко­неч­ным по­током сти­хов пуб­ли­ка приш­ла в дви­жение, как лю­ди на­чали спра­шивать друг у дру­га - кто это та­кой? Ос­таль­ные пуб­ли­ку не очень ин­те­ресо­вали... И нес­коль­ко раз я от­ве­чал на воп­ро­сы - это На­ум Кор­жа­вин, Ман­дель, Эм­ка, внук ца­дика, ки­ев­ля­нин, про­шед­ший арест и ссыл­ку, ил­лю­зии и ра­зоча­рова­ния, че­ловек, ска­зав­ший о влас­ти яс­но и прос­то: я им не ве­рю!

Да­вай­те поз­дра­вим его с юби­ле­ем, с тем пре­делом, ко­торо­го ред­ко дос­ти­га­ют лю­ди на Зем­ле. Eму есть что ска­зать. Бог хра­нит его - для не­го са­мого и для нас.

Бо­рис Хер­сон­ский".


Лю­бимо­го по­эта поз­дра­вили с Юби­ле­ем и по­эты, воз­глав­ля­ющие из­вес­тные  жур­на­лы сов­ре­мен­ной по­эзии - глав­ный ре­дак­тор жур­на­ла "Эмиг­рант­ская ли­ра" Алек­сандр Мель­ник",  соз­да­тель и глав­ный ре­дак­тор меж­ду­народ­но­го про­фес­си­ональ­но­го по­эти­чес­ко­го жур­на­ла "Ин­терпо­эзия" Ан­дрей Гриц­ман и член ре­дак­ци­он­но­го со­вета жур­на­ла "Ин­терпо­эзия" Ба­хыт Кен­же­ев, а так­же глав­ный ре­дак­тор  жур­на­ла сов­ре­мен­ной из­ра­иль­ской ли­тера­туры на рус­ском язы­ке Игорь Бяль­ский, соз­да­тель " И­еру­салим­ско­го Жур­на­ла"


"До­рогой На­ум Мо­исе­евич!

От име­ни ред­колле­гии из­да­юще­гося в Бель­гии ли­тера­тур­но-пуб­ли­цис­ти­чес­ко­го жур­на­ла "Эмиг­рант­ская ли­ра" поз­драв­ляю Вас с 90-ле­ти­ем и же­лаю Вам креп­ко­го здо­ровья, бод­рости и не­ис­ся­ка­емо­го вдох­но­вения. Ва­ши па­мят­ные стро­ки "Я знаю сам: здесь то­же не­бо есть. Но умер там и не вос­крес­ну здесь" ца­рапа­ют ду­ши каж­до­го из нас, "умер­ше­го" на сво­ей ис­то­ричес­кой ро­дине и пы­та­юще­гося "вос­крес­нуть" в эмиг­ра­ции. С днём рож­де­ния, до­рогой По­эт!

Алек­сандр Мель­ник".


"Я, Ан­дрей Гриц­ман, и жур­нал "Ин­терпо­эзия" сер­дечно поз­драв­ля­ем до­рого­го На­ума Кор­жа­вина с юби­ле­ем. Всю жизнь жи­вем с его име­нем, с его строч­ка­ми. Ма­ло ко­му уда­лось ска­зать столь важ­ное и не ми­нут­ное так прос­то, яс­но и пря­мо. Для это­го нуж­на боль­шая по­эти­чес­кая сме­лость. Спа­сибо На­уму за стро­ки:
"Ни­каких ис­те­рик, все идет как на­до!"

Ан­дрей Гриц­ман".


 

"Го­ду так в 1970 мы с друзь­ями приг­ла­сили  На­ума Кор­жа­вина выс­ту­пить на Хи­мичес­ком фа­куль­те­те МГУ. Он чи­тал сти­хи (при лю­бов­ном вни­мании за­ла), по­том от­ве­чал на воп­ро­сы, вы­казы­вая, мяг­ко го­воря, не слиш­ком об­щепри­нятые взгля­ды на ли­тера­туру и по­лити­ку.

Мы, птен­цы, на мно­гие его оцен­ки оза­дачен­но по­качи­вали го­лова­ми - но не бы­ло в а­уди­тории ни­кого, ко­му эта встре­ча не за­пом­ни­лась на всю жизнь, как праз­дник. Го­ды шли, ме­нялись судь­бы. А Кор­жа­вин ни­ког­да не из­ме­нил сво­ему пред­назна­чению - быть од­ним из тех, ко­го на­зыва­ют со­вестью ли­тера­туры.

Мно­гая ле­та до­рого­му На­уму Мо­исе­еви­чу, вер­но­му ры­царю рус­ской по­эзии.

Ба­хыт Кен­же­ев".


"До­рогой На­ум Мо­исе­евич!

Поз­дра­вить с юби­ле­ем по­эта, ко­торо­го чи­таю и чту уже пол­ве­ка, - боль­шая честь.   В рус­ской, рос­сий­ской, рус­ско­языч­ной ли по­эзии Вы за­нима­ете от­дель­ное, своё и ничьё боль­ше прос­транс­тво.

И сти­хи Ва­ши, и пред­став­ле­ния о сущ­ности по­эзии, и сло­ва в за­щиту ба­наль­ных ис­тин, удер­жи­ва­ющих бо­жес­твен­ное ми­роз­да­ние, - жи­вы и се­год­ня, в том чис­ле и в тех, ко­го судь­ба при­вела на бе­рега Сре­дизем­но­го и Крас­но­го мо­ря, в хол­мы Га­лилеи, И­удеи и Са­марии... в И­еру­салим.
Ма­заль тов!

Игорь Бяль­ский".


"Очень теп­лое ис­крен­нее поз­драв­ле­ние прис­ла­ла из Бос­то­на пи­сатель Ма­рина Мед­ве­дева-Ха­зано­ва, ко­торую с На­умом Мо­исе­еви­чем свя­зыва­ют дол­гие го­ды вер­ной друж­бы и со­рат­ни­чес­тва.

Эмоч­ка, до­рогой, лю­бимый!

Это Ма­рина. Мы прош­ли с то­бой боль­шой-боль­шой, длин­ный путь с 74 го­да. Я люб­лю те­бя по-преж­не­му. Очень на­де­юсь, что на­ше прош­лое ни­ког­да не прой­дёт, в нём все на­ши друзья и твоя Лю­баня.

С Днём рож­де­ния, род­ной!

Ма­рина Мед­ве­дева-Ха­зано­ва".


По­эт Игорь Ир­тень­ев шлёт своё сер­дечное  поз­драв­ле­ние из осен­ней Мос­квы:

"До­рогой На­ум Мо­исе­евич!

Са­мая боль­шая сво­лочь, ко­торая есть в этом ми­ре - вре­мя. У ме­ня на сто­ле под стек­лом фо­тог­ра­фия, где мы си­дим за сто­лом - Вы, Жень­ка Бу­нимо­вич и я. Мне сей­час столь­ко лет, сколь­ко Вам бы­ло тог­да, да как бы и не по­боль­ше, а ка­жет­ся, что это бы­ло толь­ко вче­ра. Дай мне Бог до­жить до Ва­ших ны­неш­них лет, так сох­ра­нив ду­шу, как это уда­лось Вам. Я очень Вас люб­лю и с сер­дечным теп­лом вспо­минаю на­ши, к со­жале­нию, не­час­тые встре­чи. Хрис­тос с Ва­ми, до­рогой учи­тель. Да не ос­та­вит он Вас.

 Ваш,
 Игорь Ир­тень­ев".


Ве­лико­леп­ным гру­зин­ским ви­ном на­пол­ня­ет в Ба­туми со­лид­ный де­дов­ский рог по­эт Та­ри­эл Цхва­рад­зе, что­бы под­нять свой тост за здо­ровье Юби­ляра:

До­рогой На­ум Мо­исе­евич!

К со­жале­нию, мы не зна­комы, но раз­ве это мо­жет по­мешать поз­дра­вить ве­лико­го че­лове­ка с днём рож­де­ния от чис­то­го сер­дца, с глу­боким ува­жени­ем и не­под­дель­ной лю­бовью?! Пред­по­лагаю, что мои сло­ва рас­тво­рят­ся в оке­ане доб­рых и ду­шев­ных поз­драв­ле­ний от ва­ших близ­ких и род­ных, но, тем не ме­нее, до­рогой наш Че­ловек, я ре­аль­но на­пол­няю рог де­дов­ским ви­ном (вы с ним ро­вес­ни­ки), и за­читы­ваю экс­промт: "Без ли­рики и лиш­них слов, ска­жу, что вдруг приш­ло на ум - я уто­нуть в ви­не го­тов с то­бою, до­рогой На­ум!"
 
Жи­вите дол­го и счас­тли­во, На­ум Мо­исе­евич на ра­дость род­ным и близ­ким!
 
С са­мыми на­илуч­ши­ми по­жела­ни­ями от Со­юза Пи­сате­лей Гру­зии,

Та­ри­эл Цхва­рад­зе.


За­вер­ша­ет на­ше вир­ту­аль­ное "праз­днич­ное зас­толье" пре­зидент аме­рикан­ско­го  из­да­тель­ства "Ли­бер­ти" Илья Лев­ков:

До­рогой На­ум,

Поз­драв­лять По­эта нуж­но Его бес­смертны­ми стро­фами, а не из­би­тыми по­жела­ни­ями, или, как в мо­ем слу­чае, сло­вами кос­но­языч­но­го, изу­чив­ше­го рус­ский, аме­рикан­ско­го кни­го­из­да­теля.

Вы бы­ли и ос­та­лись пер­вым Граж­да­нином-По­этом, за­щищая и пок­ры­вая честью мень­шинс­тво. Вот что дол­жны бы­ли чи­тать и чтить Граж­да­не и По­эты в пос­ледние 60 лет, и тог­да - бы­ла бы  иная Русь се­год­ня.

Пусть все проч­тут про­рочес­кие, бес­смертные Ва­ши сло­ва, и оты­щут свою мо­лит­ву за Вас.

Ваш Илья Лев­ков.
 

Бал­ла­да о собс­твен­ной ги­бели

Я - об­ма­нутый в свет­лой на­деж­де,
Я - ли­шен­ный Судь­бы и ду­ши -
Толь­ко раз я вос­стал в Бу­дапеш­те
Про­тив наг­лости, гне­та и лжи.

Толь­ко раз я прос­тое зна­ченье
Гром­ких фраз - ощу­тил на­яву.
Но по­том по­тер­пел по­раженье
И по­мерк. И с тех пор - не жи­ву.

Гру­бой си­лой - под сто­ны и ро­пот -
Я убит на гла­зах у лю­дей.
И ус­та­лая со­весть Ев­ро­пы
При­мири­лась со смертью мо­ей.

Толь­ко глу­пость, тос­ка и же­лезо...
Па­мять - стёр­та. Нет боль­ше на­дежд.
Я и сам ни­куда уж не ле­зу...
Но не пре­дал я свой Бу­дапешт.

Там од­нажды над страш­ною си­лой
Я под­нялся - ей был нес­родни.
Там и пал я... Хоть жил я в Рос­сии.-
Где по­ныне вла­чу свои дни.

Эм­ма­ну­ил Ман­дель, Мос­ква. 1956 г.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Максим Шевченко — всегда в атаке (Эмоциональные заметки)

Общественный портрет Максима Шевченко написан довольно давно очень устойчивыми красками. Максим Шевченко — человек с довольно широким образованием, неудавшийся политик, антисемит, израильфоб. Накаченный силой и агрессивностью нарцисс. Слова, как внешняя подсветка, могут меняться, но суть стабильна...

Лазарь Фрейдгейм август 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка