Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

"ВЕРТЕР" МАССНЕ В МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА

Премьера наиболее бесспорная и щемящая

Опубликовано 14 Октября 2014 в 09:57 EDT

...Шарлотта как предмет любви вызывает меньше интереса, чем Вертер. Объяснить это легко, цитируя вновь Т. Манна
"Бог не в любимом, а в любящем". Спектакль предоставляет возможность нам видеть Шарлотту глазами Вертера… Вот она заботливо ухаживает за младшими детьми, заменив им мать, вот появляется перед ним, переодевшись для бала, - во всем цвете молодой радостной красоты, вот они танцуют вальс… Нежно, робко сокровенно наплывают их чувства друг к другу…. Это их единственный вальс, больше не суждено...
______________________
На фото
Алла Цыбульская .
Гостевой доступ access Подписаться

Дей­ствие эпис­то­ляр­но­го ро­мана И. Гё­те "Стра­дания мо­лодо­го Вер­те­ра"  про­ис­хо­дит в мес­течке Вец­лар близ Фран­кфур­та-на-Май­не в 1772-ом го­ду. Как выс­шее ли­тера­тур­ное дос­ти­жение эпо­хи ро­ман­тизма, он ока­зал ог­ромное вли­яние на нес­коль­ко по­коле­ний чувс­тви­тель­ных мо­лодых лю­дей во всех ев­ро­пей­ских стра­нах. Са­мо­убий­ства из-за нес­час­тной люб­ви ста­новят­ся чуть ли не эпи­деми­ей. Меж­ду тем, ав­тор по­ведал собс­твен­ную ис­то­рию  стра­даний, в его би­ог­ра­фии, не за­кон­чивших­ся тра­гичес­ки.

Ос­мысле­ние  и пос­ти­жение си­лы его чувств воз­ни­ка­ет в  20-ом ве­ке в фи­лософ­ском ро­мане Т.Ман­на  "Лот­та в Вей­ма­ре", в ко­тором по­жилой Гё­те встре­ча­ет­ся и бе­седу­ет с по­жилой Шар­лоттой. Эта встре­ча бы­ла ре­аль­ным фак­том.

 Пе­ревод ро­мана Гё­те из жан­ра про­зы в жанр му­зыки осу­щес­твил  фран­цуз­ский ком­по­зитор Жюль Мас­сне (1842-1912), соз­давший опе­ру  "Вер­тер".  Её премь­ера сос­то­ялась в 1892-ом го­ду в Ве­не. Либ­ретто по ро­ману Гё­те на­писа­ли Эду­ард Бло, Поль Милье и Жорж Гар­тман. Про­из­ве­дение по­лучи­ло но­вую жизнь. Ав­тор "Ма­нон", и "Та­ис"ода­рива­ет сво­его "Вер­те­ра" та­кими ли­ричес­ки­ми ари­ями, та­кими взры­вами чувств, на­конец, та­кой эк­ста­тикой, ко­торая пле­ня­ет всех осо­бен­но в пред­смертной арии "О, не бу­ди ме­ня ды­хани­ем вес­ны"… Боль­шее про­ник­но­вение в при­роду чувств ге­роя пред­ста­вить се­бе не­воз­можно… И тем не ме­нее,  пос­та­нов­ки опе­ры не­лег­ки, "об­ре­чен­ны­ми на ус­пех" их наз­вать труд­но. 

  Из всех пред­став­ленных премь­ер  в се­зоне 2013-2014-го гг. в Мет­ро­поли­тен-опе­ра пос­та­нов­ка "Вер­те­ра", осу­щест­влён­ная ре­жис­сё­ром Ри­чар­дом Эй­ром и ди­риже­ром Алэй­ном Ал­ти­ног­лу, ка­жет­ся на­ибо­лее бес­спор­ной и ще­мящей. Увер­тю­ра вво­дит в мир пыл­ких ду­шев­ных по­рывов, ко­торым под­верже­ны ге­рои - Шар­лотта и Вер­тер, жи­вущие в доб­ро­поря­доч­но раз­ме­рен­ном бюр­гер­ском "бо­лот­це". На зву­ках увер­тю­ры про­ис­хо­дит сце­ничес­кое дей­ствие, со­вер­шенно с ней сов­мес­тное, -  мол­ча­ливая зас­тавка в пан­то­миме пред­ва­ря­ет со­бытия, про­ис­шедшие ра­нее: смерть и по­хоро­ны ма­тери Шар­лотты. Так сра­зу пуб­ли­ку вво­дят в кон­текст: Уми­рав­шей ма­тери Шар­лотта да­ла сло­во вый­ти за­муж за Аль­бер­та. Дан­ное сло­во на­рушить нель­зя. Лю­бовь Вер­те­ра из­на­чаль­но об­ре­чена.

Му­кам его люб­ви пос­вя­щена опе­ра.

Шар­лотта как пред­мет люб­ви вы­зыва­ет мень­ше ин­те­реса, чем Вер­тер. Объ­яс­нить это лег­ко, ци­тируя вновь Т. Ман­на:  "Бог не в лю­бимом, а в лю­бящем". Спек­такль пре­дос­тавля­ет воз­можность нам ви­деть Шар­лотту гла­зами Вер­те­ра… Вот она за­бот­ли­во уха­жива­ет за млад­ши­ми деть­ми, за­менив им мать, вот по­яв­ля­ет­ся пе­ред ним, пе­ре­одев­шись для ба­ла, - во всем цве­те мо­лодой ра­дос­тной кра­соты, вот они тан­цу­ют вальс… Неж­но, роб­ко сок­ро­вен­но нап­лы­ва­ют их чувс­тва друг к дру­гу…. Это их единс­твен­ный  вальс, боль­ше не суж­де­но… До­ма они зас­та­ют   вер­нувше­гося из дол­го­го от­сутс­твия Аль­бер­та. На Шар­лотту у не­го пра­ва…    

В пар­тии Шар­лотты де­бюти­рова­ла на сце­не Мет об­ла­датель­ни­ца мец­цо-соп­ра­но, из­вес­тная в Ев­ро­пе по выс­тупле­ни­ям на мно­гих опер­ных сце­нах раз­ных стран, - фран­цу­жен­ка Со­фи Коч. Ее го­лос - силь­ный и при этом мяг­кий по зву­чанию, с теп­лым груд­ным ре­гис­тром, с по­лет­ностью, ос­тавля­ющей дол­гие обер­то­ны, об­ри­совы­ва­ет её ха­рак­тер, то­же по-сво­ему не­за­уряд­ный в цель­нос­ти. Ро­ман­ти­чес­кий кон­фликт меж­ду дол­гом и чувс­твом рас­кры­ва­ет­ся на ос­но­ве имен­но ее вер­ности дол­гу…

Кон­траст смя­тению в ду­шах ге­ро­ев пе­реда­ют эпи­зоды дет­ских  ре­пети­ций-   проз­рачных хо­ровых спе­вок, под­го­тав­ли­ва­емых к Рож­дес­тву еще в и­юне, ко­торые отец Шар­лотты - Судья( Джо­натан Сам­мерс)  про­водит столь за­ранее…

Кон­траст  сос­тавля­ют и два пер­со­нажа: лю­бопытс­тву­ющие, под­гля­дыва­ющие  обы­вате­ли-пь­ян­чужки   И­оганн(Фи­лип Со­кори­нос)   и  Шмидт(То­ни Сти­вен­сон)- ду­эт те­нора и ба­рито­на.

Кон­траст за­ложен и в об­ра­зе лю­без­но­го спо­кой­но­го Аль­бер­та(Дэ­вид Би­зик), оде­того в этом спек­такле в ми­лита­рист­скую фор­му. С его по­яв­ле­ни­ем ста­новит­ся яс­но, ка­кая пси­холо­гичес­кая про­пасть меж­ду ним- че­лове­ком без во­об­ра­жения, без меч­ты  и по­эти­чес­ки нас­тро­ен­ным Вер­те­ром… Хо­тя и  ба­рито­на Аль­бер­та Мас­сне  на­деля­ет  бла­город­ной ме­лоди­кой…

Ор­кестр под уп­равле­ни­ем Алэй­на Ан­ти­ног­лу в сим­фо­ничес­ких эпи­зодах зву­чит не­обы­чай­но ли­рич­но,  раз­раста­ясь от piano к  forte, с тон­чай­ши­ми ди­нами­чес­ки­ми ню­ан­са­ми, а, ак­компа­нируя пев­цам, как бы до­гова­рива­ет  за них, до­пол­ня­ет пе­рек­личкой инс­тру­мен­тов…    

Каж­дая сце­на спек­такля пос­та­новоч­но име­ет обоб­ща­ющее ре­шение: пер­со­нажи слов­но по­меще­ны в пря­мо­уголь­ную ра­му, они зак­лю­чены в кар­ти­не… Кос­тю­мы пер­со­нажей, вы­пол­ненные  как и все офор­мле­ние, Ро­бом Хо­уэл­лом,  ка­жет­ся, пе­рено­сят сю­жет из 18-го ве­ка в 19-ый…Но в  эс­те­тике   сох­ра­ня­ет­ся   оча­рова­ние ста­рины:  на шее Шар­лотты ста­рин­ная ка­мея на бар­хотке…

Не­ожи­дан­но дра­матизм вно­сит еще од­но дей­ству­ющее ли­цо:  сес­тра Шар­лотты Со­фи(Ли­зет­тО­ропе­за). Она ох­ва­чена лю­бовью к Вер­те­ру, ко­торый ее не за­меча­ет. И неп­ри­мет­ная преж­де по опи­сани­ям­Со­фи в этом спек­такле ста­новит­ся зна­читель­ной фи­гурой, а не тенью стар­шей сес­тры. Ее чувс­тво  про­яв­ля­ет­ся  и в сце­ничес­ком по­веде­нии,  дос­то­инс­тве, с ко­торым она осоз­на­ет свою ему не­нуж­ность, и в чу­дес­ном пе­нии ве­лико­леп­но­го ко­лора­тур­но­го соп­ра­но…

И все-же глав­ное пот­ря­сение спек­такля Вер­тер - И­онас Ка­уф­манн.

Об­лик его - вы­соко­го тон­ко­го впе­чат­ли­тель­но­го,прон­зенно­го  стра­дани­ем, оду­хот­во­рен­но­го пе­репол­ненностью ощу­щени­ем кра­соты при­роды, одер­жи­мого си­лой люб­ви, приг­вожден­но­го к ней, ста­новит­ся жи­вым воп­ло­щени­ем  са­мого Вер­те­ра. В сце­не, ког­да он при­ходит к Шар­лотте и зас­та­ет её в биб­ли­оте­ке, пе­речи­тыва­ющей его пись­ма, вспо­мина­ющей, как они вмес­те чи­тали сти­хи Ос­си­ана, он ка­жет­ся прос­то бо­лен. А пе­ния, по­доб­но­го его ис­полне­нию этой пар­тии, на­вер­ное, еще ни­ког­да не слу­чалось. Низ­кий мрач­но ок­ра­шен­ный тембр его те­нора вре­мена­ми зве­нел, вос­хо­дил к  са­мым вы­соким но­там  его ре­гис­тра,  иног­да зву­чал мяг­ко, каж­дая фра­за бы­ла ар­ти­кули­рова­на в пе­реда­че смыс­ла,  опе­вание ме­лоди­чес­ких обо­ротов ка­залось об­во­лаки­ва­ющим…  

Зна­мени­тая фи­наль­ная ария проз­ву­чала у не­го, как ник­то ни­ког­да­не пел…

Это был по­рыв, не­сущий к вы­сям, к звез­дам, и опус­ка­ющий к зем­ле с её ве­сен­ним цве­тени­ем и аро­мата­ми…

 И­онас Ка­уф­манн - ваг­не­ров­ский пе­вец, по­разив­ший на сце­не Мет в "Пар­си­фале" мощью сво­его го­лоса, в опе­ре    Мас­сне  от­кры­ва­ет  иные ка­мер­ные  воз­можнос­ти пе­ния. Так петь мож­но бы­ло бы "Зим­ний путь"Шу­бер­та  про­ник­но­вен­но, горь­ко..

 Сце­на, где к не­му, ис­те­ка­юще­му кровью пос­ле выс­тре­ла в сво­ей ком­на­те, при­бега­ет по­чувс­тво­вав­шая бе­ду   Шар­лотта, длит­ся в ог­ромном ду­шев­ном  нап­ря­жении для обо­их. Бе­лая ру­баш­ка Вер­те­ра все бо­лее про­питы­ва­ет­ся кровью, воз­можно, ре­жис­се­ру за­хоте­лось уси­лить кар­ти­ну ки­нема­тог­ра­фичес­ким на­тура­лиз­мом…

Ед­ва ли это бы­ло не­об­хо­димо…

Пос­ледние сло­ва Вер­те­ра, от­те­ня­емые рож­дес­твенской пес­ней де­тей, до­нося­щей­ся  с ули­цы,   вол­но­вали па­тети­кой, не нуж­да­ющей­ся в под­твержде­ни­ях.

___________________
На фо­то: Сце­на из спек­такля.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ПОЛИТИКА

Израиль: Внутренний враг в государстве

У этой статьи нелёгкая задача – доказать, что примерно 12% населения страны объективно выступают против интересов своего государства, что деятельность этого сегмента населения нано- сит существенный вред Государству Израиль, т.е. фактически речь идет о деятельности «пятой колонны» внутри страны.

Эдуард Малинский июль 2025

СТРОФЫ

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка