Девушка, у которой могло бы быть все
Британская певица Эми Уайнхаус, так и не раскрывшаяся в полной мере
Опубликовано 1 Июля 2016 в 04:13 EDT
_____________________
"Я твердо верю, что все мы встретимся в вечности,
Просто надеюсь, что Всевышний проявит ко мне милость"
/Эми Уайнхаус/
Ровно пять лет назад навсегда этот мир покинула популярная британская певица Эми Уайнхаус. Ее бездыханное тело было обнаружено в собственном доме в Лондоне теплым летним днем 23 июля 2011г. Официальная причина смерти - превышение дозы алкоголя, хотя выдвигали и такие версии, как передозировка наркотиками, убийство и даже суицид. Что бы там ни было, Эми вечно будет двадцать семь...
Эту роковую цифру она не сумела либо не захотела пережить, и тем самым пополнила список знаменитого печального "Клуба 27", членами которого являются Роберт Джонсон, Брайн Джонс, Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Курт Кобейн. Они не только повлияли на развитие рок-музыки, блюза, но и все скончались в возрасте 27 лет.
Ранний уход молодого человека всегда вызывает подлинное потрясение, и разум отказывается верить в естественность смерти, ища подвохи и причины. Но парадокс: внезапная кончина Эми мало кого у дивила, хотя и активно обсуждалась в Twitter, и выдвинула не мене важные и значимые темы и в британских новостях. В основном это было сожаление и сочувствие к "бедному несчастному созданию", которое впустую растратило свой талант. Кто-то искренне скорбел по своему кумиру, обвиняя вездесущую прессу в ее безвременной смерти, припомнив СМИ травлю Майкла Джексона и "роковой выстрел" в принцессу Диану.
А циники ехидно отметили: "Поделом… Туда ей и дорога"… Но можно ли было предотвратить трагический финал? Можно ли было ей помочь? Можно ли было ее спасти? "Я непростой человек. Хотя бы потому, что мне, по большей части, на все наплевать. Мне не нужна чья-то помощь. Потому что, если я не смогу помочь себе сама, никто не сможет мне помочь", - парировала Эми, и погружалась в очередную стопку текилы, словно прячась от жесткого мира, назойливых глаз, убегая от фотовспышек и… самой себя.
Эми жила на грани, ходила по краю пропасти, и сорваться могла в любую секунду. Она каждый Божий день прожигала свои силы, подрывала свое здоровье, вела распутный образ жизни. И весь мир равнодушно наблюдал за "плясуньей по канату". А "плясунья" плясала - "по грани роковой, по острию каната, пока не сорвалась" - на потеху публике. И, может быть, сама не осознавала, что это не очередная роль, а на кону - ее собственная судьба. Кто-то надеялся, что ей удастся выкарабкаться из-под груды шприцов, бутылок, но для большинства это превратилось в захватывающую игру. Устроив тотализатор, они стали делать ставки: Эми не дотянет и до 30 (теперь с довольной ухмылкой потирают свои потные ручонки, отхватив приличный куш).
Предприимчивые журналисты тоже время зря не теряли - заготовили некролог. Похоже, что и ее менеджерам, продюсерам это было тоже только на руку. И неважно, что говорили не о ее выдающемся таланте и многообещающих перспективах, а в центре внимания находились ее скандалы, неадекватное поведение, пьяные выходки, срывы концертов, дебош. Главное, что она была интригующей мишенью, и ее популярность от этого только набирала обороты, а цена успеха не имела значения. Ведь при жизни Эми Уайнхаус не сходила со страниц желтой прессы.
Это сейчас ее возвышают до небес, говоря о ее значительном вкладе в музыкальную культуру. Как бы это цинично и парадоксально ни прозвучало, но именно после смерти звезда Эми засияла ярче, а ее имя стало в одночасье культовым и легендарным. Невольно всплыло изречение Элизабет Тейлор: "Чтобы стать легендой, нужно сначала умереть"…
Неожиданностью это не стало и для ее собственных родителей. В одном из интервью мама Эми призналась, что она очень боится, что ее дочь умрет раньше времени. "Я осознаю, что моя дочь может не дожить до конца этого года. Она медленно убивает себя у нас на глазах, - говорила Дженис Уайнхаус. - Я уже потихоньку смиряюсь с тем, что она умрет. Мы даже обсудили, на каком кладбище она хотела бы быть похороненной… Эми пьет каждый день. Вся ее жизнь проходит, словно в тумане. Ее тело и психика разрушаются прямо на глазах". С печалью в голосе вторит в унисон своей супруге и отец Эми Митч Уайнхаус: "Моя дочь упорно шла на кладбище, и ее было не остановить".
Эми родилась в северной части Лондона в семье таксиста Митча Уайнхауса и фармацевта Дженис Уайнхаус. Девочка была вторым ребенком, у Эмми есть старший брат Алекс. Несмотря на то, что семья никакого отношения к музыке не имела, музыка всегда царствовала в их доме, предпочтение отдавалась джазу. Папа очень любил и обожествлял Фрэнка Синатру. Может быть, поэтому Эми первый свой альбом назовет "Frank", произведения которого формировали ее вкусовые пристрастия в области музыки. Также звучали пластинки Дины Вашингтон, Эллы Фицжеральд и других великих артистов.
С ранних лет Эми впитала в себя вкус, качество и гармонию музыки. Девочка настолько была поглощена музыкальным искусством, что даже на уроках всегда что-то напевала, из-за чего у нее возникали проблемы в школе. Эми никогда не отличалась флегматичностью и с детства была гиперактивным ребенком. Поэтому неудивительно, что уже в 11 лет Уайнхаус со своей подругой сколотила собственную рэп-команду под названием "Sweet| n| Sour". В 12 лет девочку принимают в престижную театральную школу Сильвии Янг, но через год ее отчисляют за плохое поведение.
Но Эми не унывает, полностью окунается в океан музыки, слушая самые разнообразные стили и направления, расширяя свой музыкальный кругозор. Осваивает гитару, сочиняет и записывает свои собственные творения. И уже в 16 лет она оказывается в большом шоу-бизнесе. Ее демозаписи при помощи приятеля поп-исполнителя Тайлера Джеймса попадают на звукозаписывающую студию "EMI", с которой девушка подписывает контракт и начинает свои профессиональные выступления.
В октябре 2003 года свет увидел дебютный джазовый альбом "Frank" Эми Уайнхаус, в котором большинство треков было написано самой Эми. Роскошный вокал сразил даже корифеев музыки, видавших и слышавших такое… Казалось, что поет зрелая женщина. И с трудом верилось, что это исполнение совсем юной девчонки. Девушку сравнивают с Ниной Саймон (Nina Simone) и Билли Холидэй (Billie Holiday), Сарой Воган (Sarah Vaughan) и Мейси Грей (Macy Gray), и пророчат большое будущее. Эмми, действительно, обладала невероятно сильным и очень глубоким голосом.
Критики и публика единодушно восторженно принимают данный диск, восхищаясь ее неземным тембром голоса. Хотя сама Эмми недолюбливала этот альбом, считая его тусклым и угрюмым. Тем не менее, альбом расходится многочисленными тиражами в Великобритании и трижды становиться платиновым, певицу награждают премией Brit Awards как "Лучшую британскую исполнительницу".
Полный триумф и всемирную славу ей приносит второй соул-диск "Back to Black", который возвращает в эпоху 50-60-х годов. Да и сама девушка, словно выплыла из тех далеких времен. Татуированное тело, объемная и пышная прическа в стиле "бабетта", шальной взор, заметные выразительные стрелки, придающие образу завораживающую таинственность. И тем она была притягательнее, что это был не имидж, не игра, а естественность, идущая изнутри. На певицу одинаково приятно было, как смотреть, так и слушать.
При первых звуках этого алмазного голоса бегут мурашки по коже, перехватывает дыхание. Музыка разительно отличается наполненностью и содержательностью, глубиной и искренностью композиций, пронзающим чувственным исполнением на фоне предлагаемой музпродукции на рынке. Великолепный нездешний вокал, эмоционально-проникновенное исполнение, душевность и утонченность музыки, сплетение джаза, соула, R&B в гармоничную мелодию никого не смогли оставить равнодушным.
Своей уникальностью и мощностью голоса девушка подкупила не только зрителя, но и вся музыкальная индустрия пала к ее ногам. С ней мечтали поработать многие весомые артисты. Безусловно, Эми Уайнхаус становиться музыкальной сенсацией, музыкальным открытием, удачной находкой, феноменальным явлением. В конце 2006 года читатели журнала "Elle" назвали Уайнхаус лучшей артисткой Великобритании.
Альбом "Back to Black" Эмми приносит не только оглушительный успех, но и собирает всевозможные награды и премии. И к 2007 году становиться альбомом-бестселлером года. В 2008г. диск номинирован в шести номинациях самой элитной музыкальной премии Grammy, и пять статуэток приносят ей победу: Запись года (Record of the Year)- Rehab; Песня года (Song of the Year) -Rehab; Лучший новый артист (Best New Artist); Лучшее женское поп-исполнение (Female Pop Vocal Performance) - Rehab; Лучший поп-альбом (Pop Vocal Album) - "Back to Black". В этом же году соул-дива становиться лауреатом еще одной значимой музыкальной премии Ivor Novello в номинации "Лучшие музыка и текст современной композиции" ("Love is a Losing Game"), а годом раннее - "Лучшая современная песня" ("Rehab"). Свою первую премию Ivor Novello Awards Эмми получила в 2004г. за песню "Stronger Than Me" ("Лучшие музыка и текст современной композиции"). А в 2009 году певицу заносят в Книгу рекордов Гиннеса, как выигравшую наибольшее количество премии "Grammy" среди британских исполнительниц. В августе 2011 года альбом "Back to Black" оценен, как самый удачный проект 21 века в Великобритании.
Главными хитами становятся песни "Tears Dry on Their Own", "You Know I'm No Good", и, естественно, абсолютно величайшим - сингл "Rehab", в котором девушка рассказывает о страданиях от алкогольной зависимости, но на мольбы пойти лечиться в реабилитационную клинику она дает полный отказ, объясняя, что это всего лишь депрессия.
Этот автобиографический трек настолько популярен, что до сих пор перепивается исполнителями. Впрочем, у Эмми все песни личностные, в которых она делится своими впечатлениями, ситуациями, размышлениями, историями. В основном они посвящены бой-френду. Но, например, в треке "What is it About Men?" девушка пытается понять, почему рушится семья. Развод родителей стало тяжелым бременем для девятилетней девочки. Это больше, чем песни - это ее вывернутая наизнанку душа, живая эмоция, непритворные переживания. "Я пишу только о тех вещах, которые происходили со мной, - откровенничает соул-дива. - О вещах, которые я не могу просто утопить в прошлом. Слава Богу, я склонна к саморазрушению, так что темы для песен у меня найдутся всегда". Певица вдохновлялась музыкой, она ее обожествляла, она ею жила. И меньше всего ее интересовали популярность и деньги. "Я не из тех, кто пытается урвать свои пятнадцать минут славы. Я просто музыкант, и я пытаюсь быть честной"… "Для меня на первом месте всегда была музыка. Я согласилась бы жить в грязной дыре, если бы мне пообещали, что я встречусь с Рэем Чарльзом", - заявляла Эми Уайнхаус. И если девушка уже бралась за перо и начинала писать, ее невозможно было остановить.
Тем не менее, Уайнхаус пыталась лечиться от алкогольной и наркотической зависимостях. Пройдя курс реабилитационной терапии, Эмми с радостью говорила в интервью, что ей наконец-то удалось справиться с пагубными пристрастиями, и она готова к новым музыкальным свершениям.
"Я наконец-то сбежала из ада. Когда я увидела свое фото в газете, мне стало страшно… Моя кожа покрылась пятнами, я была очень бледной и худой. И я подумала: девочка моя, ты должна привести себя в порядок, иначе ты скоро умрешь", - честно признавалась Эми. Но звучит диссонирующий аккорд в ее следующем пессимистичном заявлении: "Если я завтра умру, я буду счастливой девушкой". Эми словно соткана из противоречий и разногласий, ведя постоянную борьбу с самой собой. На фоне мягких, шелковистых мелодий звучали резкие, металлические тексты, которые просто ошеломляли. В клипе "Back to Black" девушка участвует в похоронной процессии: она хоронит свое сердце.
Изначально задумывалось на надгробной доске внести надпись имени Эми Уайнхаус. Но увидев свои инициалы, девушке становиться жутко, внутри все холодеет. Естественно, надпись убрали, но суть от этого не очень поменялась. Она явно любит жизнь, но в тоже время упорно приближает дату своего ухода. Она могла весь мир уложить на лопатки своим безупречным талантом, но соблазны самого мира оказались ей не подвластны.
18 мая 2007г. Уайнхаус в Майами выходит замуж за Блэйка Филдера-Сивилла, который, по его собственному признанию, и подсадил ее на сильнодействующие наркотики. Назвать это семьей было крайне сложно: наркотики, алкоголь, постоянные конфликты, драки. Поступки, действия и личную жизнь дрянной девчонки беспрестанно муссировались прессой. Брак дает свою предсказуемую трещину, и пара в 2009 году расходится. Но разлюбить своего бывшего мужа Эмми так и не смогла.
В июне 2008 года Эми Уайнхаус дает единственный концерт в России - на открытии Центра современной культуры "Гараж" в Москве. В этом же году исполнительница попадет в больницу, где ей поставили диагноз эмфизема легких и нарушение сердечной деятельности.
В июне 2011г. Эми вынуждена была отменить европейское турне после выступления на фестивале в Белграде, которое стало для нее последним. Этот концерт ознаменован полнейшим фиаско: Эми не то, что петь, а с трудом могла передвигаться по сцене, приветствуя то публику Афин, то зрителей Нью-Йорка. В конце концов, под свист публики певице пришлось покинуть сцену.
Экспрессивность, неординарность и свобода самовыражения у Эми наблюдалось не только в музыке и текстах, но и ее стиль был индивидуален и выразителен, которым восторгались мировые модельеры Роберто Кавалли, Карл Лагерфельд, Джонатан Келси. Певице и самой удалось приложить руку к дизайнерскому ремеслу. В 2010г. вместе с дизайнерской маркой Fred Perry Эмми выпустила коллекцию одежды, в которую вошли пальто, рубашки, юбки, джемперы, выполненные в британском рок-стиле. И Эми сама прорекламировала линию одежды, примерив на себе образ модели. Певица искренне и по-детски радовалась своему первому дизайнерскому опыту.
Эми обожала музыку и творческий процесс, но была твердо убеждена, что рождена она для создания полноценной семьи, для того, чтобы стать счастливой женщиной, счастливой матерью. "Я здесь не для того, чтобы петь. А для того, чтобы быть хорошей женой и матерью, заботящейся о своей семье. Мне нравится то, что я делаю, но это - мимолетное. Не здесь все начиналось и не здесь закончится". Но этим простым женским мечтам не суждено было осуществиться.
Эми не стало тем счастливым исключением: к сожалению, мертвой она оказалось куда прибыльнее живой. И материалов предостаточно, чтобы выжимать соки из Уайнхаус длительное время. Едва успела облететь новость о ее смерти, как почти в сорок раз увеличилась продажа ее дисков. С Интернета более ста тысяч пользователей скачивали ее песни только легально, оплачивая каждую композицию. Вышел посмертный альбом соул-дивы "Lioness: Hidden Treasures". Диск в основном составлен из давно известных треков, но в него включены и ранее неизданные работы: "Halftime", "Between the Cheats" - песня, записанная в 2008 году, "The Girl From Ipanema" - трек восемнадцатилетней Эмми, и, безусловно, классическая джаз-баллада "Body and Soul", исполненная в дуэте с культовым музыкантом Тони Беннеттом. Это песня стала последней в репертуаре исполнительницы. И принесла Эмми Уайнхаус посмертную статуэтку "Grammy 2012" за "Лучший дуэт" с Тони Беннетом. В целом альбом получился оптимистичным и безоблачным. Вполне возможно, что кто-то экранизирует ее биографию. Вышла книга "Amy, My Daughter" ("Эмми, Моя Дочь") Митча Уайнхауса, в которой отец певицы повествует читателям о детских и юных годах исполнительницы, творческом пути, горестях и радостях дочери и наркотической и алкогольной зависимостях. Воспоминания иллюстрированы редкими фотографиями из домашнего архива.
Деньги от продаж мемуаров, по словам Митча, перечисляются в Фонд Эми Уайнхаус, который помогает реабилитироваться наркозависимым и страдающим алкоголизмом. В 2015г. свет увидел документальную картину режиссера Азифа Кападиа "Эми", которая рассказывает о жизни и профессиональной стези певицы.
Может Эми и не была гениальной, но, несомненно, она была одаренной и очень талантливой личностью, и у нее были все предпосылки стать Звездой абсолютной величины: харизма, актерская природа, изумительный вокал. С сожалением, можно констатировать, что ушла неординарная, яркая Фигура, которая так и не раскрылась в полной мере, навсегда оставшись заманчивым бутоном, но которая всего лишь одним-единственным диском доказала всему миру, что джаз и соул не имеют никаких ни временных, ни пространственных ограничений. Просто она оказалась слишком ранимой и хрупкой для этого бездушного мира, и была "исчерпана до дна пытливыми глазами" (Белла Ахмадулина).
Покойся с миром, Эми! А мы навсегда запечатлим в памяти неувядающий кадр, где она улыбается "своей огромной, душераздирающей улыбкой, в которой было восемь частей печали и две части радости".
Дождись дня, когда я спасу свою репутацию
И вернусь в счастливый дом.
Просто дождись, пока я отыщу свой путь.
Если у тебя появится желание помолиться….
/Honey, Honey…/
Слушайте
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
«У нас нет армии. Развалило армию военное законодательство последних четырёх месяцев» (Деникин Антон Иванович (1872-1947), русский генерал).
ноябрь 2024
ИСТОРИЯ
ФОРС МАЖОР
Публикация ноябрського выпуска "Бостонского Кругозора" задерживается.
ноябрь 2024
МИР ЖИВОТНЫХ
Что общего между древними европейскими львами и современными лиграми и тигонами?
октябрь 2024
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024