Бостонский КругозорПОЗИЦИЯ

О праве государств на возмездие

...Обобщение начинается с цифры два. Из трех приведенных примеров (включая убийство Сулеймани по приказу Президента Америки) видно, насколько запутанным и внутренне противоречивым является право на возмездие. И по последствиям, и даже как основополагающий принцип...


Генерал Сулеймани

Право на возмедие не  только на личном уровне, но и на уровне государств, является противоречивым по своей нравственной сути как никая другая моральная норма.

Противоречие восходит к Священному Писанию, в первой части которого говорится: “Око за око, зуб за зуб” (книга Левита), а во второй части -  “Не противься злому, ударившему тебя в правую щеку, подставь левую” (Евангелие от Матфея).

Если в двух частях нет чего-то второстепенного, а в самой Священной книге в виде Божественных Императивов говорится о возмездии  противоположное и требуется поступать диаметрально противоположным образом, то не удивительно, что на протяжении  тысячелетий у человечества возникали проблемы с пониманием возмездия. А, значит, и с моралью-нравственностью. Не только кровная месть, но и римское право, в котором существовала категория Талион (лат. talio, от talis — такой же) — категория юриспруденции и морали, определяемая как симметричное возмездие, следует ветхозаветному, а не новозаветному моральному императиву.

Ни одно государство на уровне законодательства не могло себе позволить прощать – и никогда не прощало – убийство, членовредительство, насилие, воровство. За исключением (и это фундаменально!) случаев, когда убийства и насилия происходили в интересах или по указанию, самого государства.

Вспомним:

- о средневековых вогромах;

- об оправданиях террористов судом присяжных при Александре Втором. Эти оправдания следовали принципу – ударившему подставь щеку, хотя и не из христианских, а из политических побуждений – но следовали;

- о предоставлении средневековым армиям права грабить завоеванные города, которое своим воинам даровали военоначальники от Чингизхана и Тимура - до взявшего Константинополь султана Мехмета II.

- о превращении убийц в героев, если впоследствии их сторонники победили. Смотри, например, убийц, названных тираноубийцами, Гармодия и Аристогитона в Афинах. Преступление, которое было превращено в подвиг, каковым и продолжает считаться по всему миру по сей день.

- о Хрустальной ночи при Гитлере...

Принцип назначения уголовного наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна в точности соответствовать вреду, причинённому вследствие совершения преступления («око за око, зуб за зуб»),  логичен и прагматичен. Ни одно государство, включая христианнейших королей таких как Фердинанд и Изабелла Испанские, никогда не поступало в соответствии с принципом УДАРИВШЕМУ ТЕБЯ В ПРАВУЮ ЩЕКУ, ПОДСТАВЬ ЛЕВУЮ на уровне законодательств, потому что если убийство, воровство, жульничество, насилие и изнасилование не наказывать, государство и общество просто перестанут существовать.

Закончив на этом рассуждение о принципе легитимного возмездия, который используется в зависимости от коньюнктуры и интересов момента, обратимся к конкретным событиям, одному недавнему, другому вековой давности.

После того, как спецподразделение «Аль-Кудс» корпуса стражей исламской революции Ирана, возглавшяемого Сулеймани, обстреляло нефтепроводы в Саудовской Аравии и танкеры в Персидском заливе, последовавших за ними нападений на американские объекты в Ираке в конце декабря, в ходе которых один американец погиб, у Президента США Трампа не было другого выбора, кроме того, который он сделал: возмездия Сулеймани. Потому что принципу УДАРИВШЕМУ ТЕБЯ В ПРАВУЮ ЩЕКУ ПОДСТАВЬ ЛЕВУЮ страна не может и не должна следовать. Осуждающие этот поступок американского Президента  либо политизированы, либо религиозные фанатики, либо недалекие люди. Но точно не поступающие таким образом, выступая по телевидению и в прессе на основе глубокой веры в Христа или же в Магомета (в Коране, кстати сказать, принципа - УДАРИВШЕМУ ТЕБЯ В ПРАВУЮ ЩЕКУ ПОДСТАВЬ ЛЕВУЮ – нет).

Убийство Эрцгерцога Фердинанда, совершенное Гаврилой Принципом по приказу националистической организации «Чёрная рука», под руководством начальника разведывательного отдела генерального штаба Сербии Димитри?евичем по прозвищу Апис, имело абсолютно другие последствия. На совершенно естественную и умеренную просьбу Австрии, чтобы в суде над Принципом принимали участие представители Сербии, дабы к ответственности привлекли не только непосредственного убийцу наследника австро-венгерского престола, но и организатора-заказчика, категорически отказали.
  
 
Наследник престола Австро-Венгрии Франц-Фердинанд (слева) и его убийство Гаврилой Принципом (справа).

За попытку просвещеннейшего и либеральнейшего короля Франца-Иосифа следовать принципу ОКО - ЗА ОКО, а не предоставлению ударившему в щеку второй щеки, Россия, считавшая Сербию своим младшим братом по православию и, стало быть, младшим во Христе братом, устроила всеобщую мобилизацию. В ответ Германия объявила войну России, Франция и Англия - войну Германии и её союзнику Австро-Венгрии.

После этого началась Первая мировая война, плавно перешедшая во Вторую. Последствия человечество расхлебывает до сих пор.     Австро-Венгрия же, после четырех лет сражений потерпевшая поражение, была распущена победителями, как распускают парламент.

Сербия,  потерявшая в войне около трети своего населения, в результате Версальского мира оказалась единственным государством после побоища, начатого с событий, связанных с Принципом и Дмитриевичем, которое  выиграло. На Болканах она стала ядром Королевства сербов, хорватов и словенцев, в 1929 году преобразованного в Королевство Югославия.   

Убийца эрцгерцога Фердинанда Гаврила Принцип, действовавший по приказу Аписа, был приговорен к 20-ти годам каторги, хотя впоследствии сербы в Боснии возвели ему памятник.

Драгутин Дмитриевич в Сербии считается не преступником а национальным героем.

 Таким образом, те, кто начал мировую войну, стали национальными героями Сербии так же, как Гармодий и Аристогитон, афинские тираны, считаются героями-освободителями.
 
Обобщение начинается с цифры два. Из трёх приведенных примеров, включая убийство Сулеймани по приказу Президента США, видно, насколько запутанным и внутренне противоречивым является право на возмездие. И по последствиям, и даже как основополагающий принцип.