Бостонский КругозорНАУКА

Сможет ли человек жить вечно, и чем ему это грозит?

Большинство людей считают, что наша жизнь несправедливо коротка. Однако лишь немногие хотели бы продлить её до бесконечности…

Как ни грустно это осознавать, но наибольшее влияние на развитие человечества оказали война и страх смерти. Война веками продвигала технологии строительства, металлургии и механики, благодаря ей были реализованы открытия в химии, физике, электротехнике. Пожалуй, если бы история человечества обошлась без войн, то оно мы бы сейчас жили мирно и счастливо – но только в шатрах и хижинах.

А как же Мохенджо-Даро, спросите вы? Да, археологи вроде бы не нашли там никаких следов войн – но зато нашли мощную крепостную стену и внушительную цитадель в центре города. Вряд ли их построили лишь для защиты от бешеных слонов!

Что же до осознания бренности бытия, то оно давалось человечеству с трудом. Те, кто решил смириться с неизбежным фактом, преуспели в философии. Не желавшие терять надежды искали её в религиях – основой которых является вера в загробную жизнь. А тот, кто не сдавался и пытался победить жестокую природу, развивал фармацевтику и медицину.

Но боролись не только с болезнями, сокращающими человеческую жизнь. Издревле искали средства для её продления: сначала фантастический «эликсир вечной молодости», а потом реальные лекарства, замедляющие старения. Однако первые шаги в этом направлении удалось сделать лишь в 20-м веке, с развитием геронтологии. Тут, кстати, нужно отметить огромные достижение в этой области советского академика Дмитрия Федоровича Чеботарева (1908-2005), в 1961 году основавшего в Киеве Институт геронтологии (сегодня он входит в состав Академии медицинских наук Украины).

К сожалению, даже самые современные достижения геронтологи упираются в предел человеческой жизни, заложенный в наш организм природой. На сегодняшний день это 120 лет (в среднем), и за очень-очень редкими исключениями, больше человеку не прожить даже в самых идеальных условиях. Тут остается либо смириться и постараться успеть всё за отведенные годы, либо погрузиться в «криогенный сон», в надежде на революционные научные достижения будущего. А эти достижения обещает трансгуманизм, выступающий за усовершенствование человеческого тела с помощью новых технологий.

Этим трансгуманизм отличается от уже подзабытой евгеники, которая ставила целью улучшение человека путем селективного отбора. И которая, как вы знаете, после Второй мировой была осуждена как «нацистская идеология». Не будем спорить насколько этот вердикт справедлив, но отметим два важных различия. Во-первых, если евгеника отбирает для продолжения рода лучших, отбраковывая больных и слабых, то трансгуманизм дает равные шансы всем. Хотя, если подумать, в любом случае эти шансы будут ограничены размером счета в банке! Во-вторых, евгеника тоже упирается в потолок естественных возможностей человеческого организма, а вот технологии трансгуманизма, возможно, смогут невероятно их превзойти. 

 Рассказывать об этих технологиях, существующих пока что только в проектах и теориях, можно бесконечно. Если вкратце, то их можно разделить на две основные группы. Первая – это технологии улучшения человеческого тела. Они ставят своей целью максимально замедлить процесс старения, свести к минимуму или вообще исключить все серьезные болезни, наделить организм возможностью регенерации, напичкать его имплантами и нанороботами. Согласно прогнозам, такое тело смогло бы прожить несколько столетий, возможно даже достигнув века Мафусаила.

Но со временем безнадежно изнашивается даже усовершенствованный организм. И чтобы продлить жизнь человека на тысячелетия, а может быть и намного больше (миллионы лет, вечность), нужна технология полной замены человеческого тела. Всего тела, включая мозг - старение которого труднее всего предотвратить, потому что это самый загадочный, самый сложный и самый ранимый к любому вмешательству орган. Так что вариант кибернетического организма с живым мозгом в стальном черепе (как у Робокопа) отпадает. Для осуществления этой задачи потребуется совершенно новое вместилище для разума и сознания человека, и это планируют решать в будущем с помощью цифровых технологий (возможно, появятся какие-то иные). Но тут самое сложное это не создать такое вместилище, и даже не скопировать туда мозг человека, а перенести туда его уникальное сознание, его душу, его «я». Потому что иначе оригинал все-таки умрет, а вместо него появиться просто копия, клон.

Вот только пока что все эти технологии – лишь увлекательная фантастика! А достижению долголетия или даже бессмертия препятствует ряд серьезных проблем физического и психологического характера.

Вы наверняка читали, что в природе уже существуют, минимум, три вида теоретически бессмертных организмов: бактерии, медуза Turritopsis dohrnii и полип гидра. Каждый из них продлевают своё существование собственными «биотехнологиями». Бактерии постоянно делятся надвое, они практически не стареют и не умирают от старости. Turritopsis dohrnii может возвращаться в стадию полипа, то есть становиться вновь «юной». Ну а гидра, о которой все мы знаем еще со школьных учебников биологии, состоит из клеток, похожих на стволовые – она постоянно омолаживает и регенерирует себя. Что у них может быть общего? Все они выбиваются из типичного для многоклеточных животных жизненного цикла «взросление-размножение-старение». Цикл, который одинаково работает и для бабочек, и для рыб, и для птиц, и для людей.

За все время своего существования, человек разумный жил в этом цикле сам и наблюдал его у других. Никто и помыслить не мог, что может быть как-то иначе, что этот механизм существования не единственный возможный. Наверное, проще представить себе человека, способного дышать под водой или не дышать вообще! И только сравнительно недавно биология и, в частности, геронтология пришли к выводу, что именно этот цикл ответственен за старение и последующую смерть.

Природы более замысловатый творец, чем кажется на первый взгляд! Она создала органическую земную жизнь не статической, а постоянно обновляющейся. Благодаря этому жизнь смогла развиваться в сложные формы, однако ценою этого стала старость и смерть. Возможно, в очень далекие времена были и другие организмы, подобные бессмертной гидре – например, Эдиакарская биота (635-541 миллион лет назад), которая сохранилась лишь в виде отпечатков и поэтому пока еще плохо изучена. Но уже со времен Кембрийского взрыва на Земле полностью воцарилась смертная жизнь.

Современные исследователи считают, что механизм старения заложен в клетки на уровне ДНК (или вообще на уровне белков и аминокислот), и работает как процесс замещения. На простом уровне: новая клетка появляется, старая отмирает. На сложном уровне: новые живые существо появляются, старые дряхлеют и умирают. У бактерий система размножения иная, у них нет «родителей» и «детей», они просто делятся надвое. Turritopsis dohrnii способна поворачивать свой жизненный цикл вспять, ну а гидра выживает за счет регенеративных «суперспособностей». Потому они и бессмертны - относительно, конечно!

Нетрудно догадаться, что если мы хотим остановить или хотя бы заметно отсрочить старение человека, то нужно вмешаться в этот жизненный цикл, возможно даже сломать его. Но каковы будут побочные эффекты? Если лишить человека «гена старения», то не уберет ли природа автоматически его ген размножения? В таком случае у долгожителей не будет потомства (что устраняет риск перенаселения). И ведь это только один из возможных побочных эффектов достижения «вечной молодости»!

 А они будут не только физическими, ведь этот жизненный цикл впечатан в нашу психику, в наш мозг. Например, существует понятие «старение души», когда многих людей старшего возраста уже мало что интересует, кроме покоя. А если вместе с геномом размножения исчезнут наши стремления, являющиеся двигателем нашей жизненной активности?

Как показали многочисленные опросы, до 90% современных людей психологически живут согласно циклу «взросление-размножение-старение», они строят на нем свою жизнь. Если отнять у них этот цикл, что у них останется, в чем будет смысл их жизни? Поэтому неудивительно, что, согласно этим же опросам, большинство людей хотели бы продлить свою жизнь лишь до 200-300 лет: вырастить внуков и правнуков, заняться любимым делом, посмотреть на будущее – и достаточно! А для достижения такого возраста ломать жизненный цикл организма не нужно, достаточно лишь затормозить старение и избавить его от болезней.

Что ж, трансгуманизм и не собирается навязывать кому-то бессмертие, его цель – дать человеку возможность самому определять продолжительность своей жизни.

Еще одна актуальная проблема может возникнуть перед теми людьми будущего, кто захочет прожить очень долго, максимально приблизившись к бессмертию. Однажды, рано или поздно, перед ними возникнет психологический барьер усталости от жизни – еще более тяжелый, чем пенсионерское «старение души». Это будет уже следствием не генетики, а усталости разума, который давно осуществил все свои желания и многократно познал все - и теперь впал в полную апатию, потеряв интерес к жизни. Пройти через этот барьер смогут лишь очень и очень немногие, открывшие для себя новый смысл существования. Какой? Вряд ли мы можем сейчас представить себе, какие интересы будут у трансформированного «постчеловека», живущего в 15-м или 25-м тысячелетии!

О еще более отдаленном будущем, наверное, можно лишь сочинять фантастические рассказы. В конце концов, если даже человек однажды сможет придти к реальному бессмертию, то оно будет ограничено продолжительностью жизни Вселенной. Тут стоит вспомнить Лавкрафта: смерть вместе с вечностью порою умирает…