Бостонский КругозорИСТОРИЯ ОРУЖИЯ

Как Бердан №2 стал «берданкой» история «бабушки» русских винтовок

Судьба была к ней несправедлива и иронична. Будучи одной из лучших винтовок своего времени, она запомнилась потомкам лишь в виде своих переделок, коими вооружались бедные охотники и колхозные сторожа.

Вот почему слово «берданка» обычно ассоциируется у нас с арсеньевским Дерсу Узала или собирательным образом деда Макара, а с не бравым солдатом эпохи Александра III. При этом немало людей, очень любящих историю и литературу, но не столь увлеченных оружием, затруднялись определиться, что именно представляла собою знаменитая «берданка»? Дело в том, иногда так называли ружья, не имеющие к ней никакого отношения. А фразы вроде «сторож с берданкой» вообще использовалась авторами без всяких технических уточнений, оставляя читателей с собственными догадками. Даже сейчас не получиться быстро найти ответы на эти вопросы. Для этого придется перерыть несколько страниц Википедии и тематических сайтов, отвлекаясь от чтения книги или просмотра фильма, а уж в «доинтернетную» эпоху для этого пришлось бы отправиться в городскую библиотеку за БСЭ. И если они для вас всё ещё интересны, то давайте вместе совершим увлекательный экскурс в историю «берданки»!

Рожденная в США

В середине 60-х годов 19 столетия стрелковый арсенал русской императорской армии отличался своим разнообразием: на вооружения были приняты несколько моделей винтовок разных систем (о них мы рассказывали в сентябрьском номере «Кругозора»).  Но, поскольку все они представляли собою казнозарядные переделки дульнозарядного штуцера образца 1856 года калибра 15,24 мм, то возникла необходимость в более практичной винтовке под металлический патрон центрального боя уменьшенного калибра.

В 1864 году в США, с которыми тогда Россия находилась в фактически союзнических отношениях (что не дало Британии открыто выступить на стороне Конфедерации), был командирован член Артиллерийского комитета Александр Горлов. Поскольку оружейная конструкторская мысль в Америке тогда била ключом, значительно опережая консервативную Европу, перед Горловым поставили задачу выбрать там лучшую из новых разработок и оформить заказ на её производство для русской армии. Сначала Горлов заинтересовался винтовкой системы Пибоди (качающийся затвор), затем в 1866-м винтовкой Лэдли (откидной ремингтоновский затвор), но испытания показали их хоть и весьма скорострельными, но не лишенными ряда недостатков. В 1867-м внимание Горлова привлекла винтовка инженера и полковника Хайрема Бердана с откидным затвором.


Хайрем Бердан

Это был не самый лучший из всех тогдашних вариантов, который еще пришлось значительно переделывать, поэтому поневоле возникает вопрос - почему она? Не исключено, что свою роль сыграла коррупция, которая просто царила в сфере военных заказов. В пользу это версии говорила попытка Горлова одобрить заказ на архаичный однозарядный пистолет конструкции того же Бердана. К счастью, пистолет был с ходу забракован в Петербурге, а в 1871-м году русские офицеры получили вполне современный револьвер Смит-Вессон.

Как бы там ни было, но в течение года Александр Горлов вместе с сопровождавшим его делопроизводителем Оружейной комиссии Карлом Гуниусом значительно доработали винтовку Бердана. В неё внесли 25 изменений (по другим данным – 35), в том числе заменили патрон популярного в Америке 45 калибра (11,43 мм) на специально разработанный для России 4,2 линии (10,7х58 мм), после чего в 1868 году она была принята на вооружение русской армии. Первые партии выпускались на заводах Кольта, в дальнейшем производство планировалось перенести в Россию.

Однако, вскоре стало известно, что винтовкой в Зимнем дворце недовольны, что там заинтересовались разработками австрийских и немецких инженеров, в частности братьев Маузеров, совершенствовавших горизонтальный продольно-скользящий затвор. Поэтому Хайрем Бердан действовал на опережение: в 1870-м он лично прибыл в Петербург, предложив усовершенствованную модель своей винтовки, в которой откидной затвор был заменен на продольно-скользящий. Но его тоже пришлось серьезно переделывать (15 изменений), и только затем принять новую винтовку на вооружение под названием Бердан №2.

80 лет в строю

Этот затвор был одновременно главным достоинством и главным же недостатком винтовки системы Бердана №2. Продольно-скользящая конструкция обеспечивала одновременно простоту в обращении (открыл, вставил патрон, закрыл), высокую скорострельность и эффективную экстракцию гильзы. По тем временам этот тип винтовочного затвора был лучшим, поэтому он и вытеснил к 20-му веку все остальные.

Минусом же было его исполнение самим Берданом и русскими доработчиками. Американец старался обойти уже существующие патенты других конструкторов таких затворов и торопился презентовать новую модель в Петербурге. Судя по его запорной системе, имеющей лишь один упор и напоминающей шпингалет, он не сильно ломал над ней голову! Вторые же исходили из стремления к максимальной простоте производства с минимумом оборудования, поэтому оставили его как есть, сделав более удобным лишь механизм взвода.


Винтовка Бердана №2

Стрелку требовалось оттянуть затвор назад за вертикально расположенную рукоять, вложить в казенник патрон, дослать затвор вперед и закрыть его поворотом рукояти вправо на 45 градусов. При этом верхняя прямоугольная пластина затвора входила в паз сбоку между казенником и граненой ствольной коробкой. Как есть шпингалет! Для солдата это было очень просто, но вот надежность такого запирания оставляла желать лучшего. У изношенных винтовок, а особенно у переделок, иногда случались неполное запирание затвора, который при выстреле отлетал в лицо. Для сравнения: у винтовки Мосина затвор запирается на два специальных упора и подобные несчастные случаи просто исключались.

Однако в остальном винтовка Бердана №2, изготавливаемая с изрядным запасом прочности, отличалась достаточной надежностью, позволившей ей оставаться в строю почти 80 лет! Рекорд, который смогла побить только её «дочка», трехлинейная винтовка Мосина 1891 года, которой до сих пор вооружают «милиционеров» ЛНР.


«Берданка» на вооружении пехоты

Первой войной, через которую прошла винтовка Бердана №2, была Русско-турецкая (1877-78 г.г.). К её началу в войсках и на складах находилось 356 тысяч таких винтовок, уже прозванных солдатами «берданками». Тут стоит отметить традицию русской, а затем и советской армии давать ружьям прозвища женского рода: сначала штуцер 1856 года стал «винтовкой» (и это прозвище стало названием всего класса оружия), затем появилась «берданка», потом «мосинка» (она же трехлинейка), в наше время всем известна снайперская «драгуновка» (эсвэдэшка).

Единственным недостатком «берданки», признанным в ходе первого боевого испытания, стало её одиночное заряжание. Возможно, свою роль тут сыграли «винчестеры», которыми были вооружены турецкие башибузуки, произведшие большое впечатление на русских офицеров. Наверх посыпались доклады и просьбы, которые были услышаны и исполнены – но с большой задержкой и без особого энтузиазма. Лишь с 1882 года начались испытания магазинных переделок «берданки», оказавшихся неудачными. Дело в том, что в предложенный для винтовки подствольный магазин системы Квашневского патроны вкладывались один за другим, при этом пуля следующего упиралась прямо в капсюль переднего.

После нескольких несчастных случаев было решено взять тайм-аут для создания новых патронов, но к тому времени в Европе начался переход на патроны еще меньшего калибра (7,5-8 мм) с бездымным порохом. Бердан №2, использующий патроны калибра 10,70 мм, был обречен - ведь «перестволить» винтовку под меньший патрон куда сложнее и дороже, чем рассверлить под больший! Поэтому Артиллерийская комиссия начала разработку новой винтовки (ею стала трехлинейка Мосина), а вполне еще боеспособную «берданку» стали готовить к «выходу на пенсию».

И всё же попытки омолодить «берданку» предпринимались. В специальной литературе упоминается, что в 1894-95 г.г. почти 200 тысяч винтовок Бердана были отправлены на переделку под патрон 7,62х54, в ходе чего у них несколько изменили затворную часть. Также в качестве опыта к ним пытались приделать срединный магазин. Но выяснилось, что такая переделка просто не стоит затраченных на неё средств и усилий, поэтому её прекратили.


Казачьи «берданки»

Тем не менее, к 1891 году было выпущено около 3 миллионов винтовок Бердана. В 1895-м 30 тысяч «берданок» был проданы Эфиопии, что помогло ей выиграть войну против Италии. На вооружении регулярной русской в России «берданки» сохранялись до начала 20-го века, на вооружении пограничной стражи до 1910 года. В 1904-м десятки тысяч «берданок» со складов резерва был вновь востребованы в Русско-японской войне. С 1914-го более 350 тысяч винтовок Бердана выдали мобилизованным солдатам Первой мировой, затем «берданка» воевала на полях Гражданской. В 20-30 годах уцелевшие «берданки» поступили на вооружение ВОХР, а в 1941-м их получили части народного ополчения. Наконец, в 1945-м с вооружения финской армии были сняты последние «берданки», доставшиеся ей еще в наследство Российской империи. И с этого момента о «берданке» как боевой винтовке стали стремительно забывать.

Народное ружье

Если переделка 4,2-линейной винтовки Бердана в трехлинейный вариант было признано неудачным, то её превращение в охотничьи ружья, напротив, имело колоссальный успех. «Мудрить» тут особо не пришлось, да и соответствующий опыт уже был. Так, в 1886-м году на Тульском оружейном заводе (ТОЗ) в гладкоствольные дробовики стали переделывать ранее снятые с вооружения винтовки системы Крнка (прозванные солдатами «крынками»). При этом, что интересно, винтовка Крнка сама являлась продуктом переделки штуцера 1856 года. А в 1889-м в дробовики 24 калибра (14,7 мм) превратили тоже отслужившие своё винтовки Бердана образца 1868 года (которые с откидным затвором).

Отправить на токарный станок первую партию винтовок Бердана №2 (50 тысяч единиц) решились только в 1902 году, когда заводы выпустили уже достаточно новых трехлинеек Мосина. С них снималои боевые прицелы (заменяли простым пропилом), меняли мушки, срезали часть цевья, растачивали ствол под калибры от 32-го (12,7 мм) до 16-го (16,8 мм). Благо изначально толстостенный ствол винтовки Бердана это позволял! Но когда с 1908 года на ТОЗ стали осваивать выпуск ружей под патроны 12-го калибра (18,5 мм), на таких «берданках» пришлось заменять стволы на новые, оставляя только казенную часть.


«Берданка»: была винтовка, а стала дробовиком

Небольшими партиями изготавливали «берданки» с новыми нарезными стволами под импортные патроны: 6,5х40-мм Утендорфера, американские 32-го (7,65 мм), 38 (9 мм) и 44-го калибров. Их выпуск после 1917 года прекратился, и сегодня они являются большой редкостью!

Простые дробовики из «берданок» без излишних украшений стоили в оружейных магазинах всего 7-8 рублей. Конечно, в те времена для многих и это были немалые деньги (Дерсу Узала убили именно из-за «берданки»), но всё вдвое дешевле охотничьих вариантов трехлинейки Мосина (в которые переделывали тогда бракованные и изношенные винтовки) и в 4-5 раз дешевле импортных дробовиков.

Это сделало «берданку» поистине народным ружьем: спрос на неё оставался неизменно высоким, так что ТОЗ уже не справлялся с заказами, и переделками винтовок в дробовики занялись частные мастерские. Помимо популярности у «небогатых охотников» и таежных промысловиков, этими ружьями вооружали лесную стражу (лесников и егерей), сторожей, обходчиков. Думается, что именно эти «небогатые охотники», среди которых были литераторы и журналисты, как раз и способствовали тому, что слово «берданка» получило новое значение: теперь уже это была не боевая винтовка, о которой постепенно забывали, а недорогой однозарядный дробовик.

Запасы винтовок Бердана на складах стремительно таяли, и в 20-х годах переделали последние из них – кроме тех, что остались на вооружении ВОХР. Впрочем, процесс переделки это не остановило: ТОЗ продолжал растачивать в дробовики винтовки Мосина. Поскольку их конструкцию и технологию создавали при участии конструктора завода Петра Фролова, то такие переделанные трехлинейки (и другие винтовки) в СССР называли «фроловками». Однако это название было мене известно и популярно, поэтому со временем все «фроловки» тоже стали называть «берданками».

Можно сказать, что в 20-м веке «берданка» стала самоназванием подгруппы охотничьего оружия: однозарядных дробовиков с горизонтально-скользящим затвором, изготовленных из старых винтовок. Которые, увы, устаревали не только физически! Они становились синонимом убогого и отжившего, предметом шуток и насмешек. Но теперь мы знаем их историю и, возможно, наше мнение них станет совершенно другим!