Бостонский КругозорЗДОРОВЬЕ

Минута, высасывающая жизнь. Как спастись от Лайма и какие симптомы могут выдать “тот самый” боррелиоз

Смотрите первую часть материала о болезни Лайма: Как домохозяйка, “температурные” дети, ревматолог и швейцар уличили болезнь, сопровождающую человечество со времён “последних мамонтов”

Болезнь Лайма на сегодня – одна из тех болезней, которая наиболее лихоманит жителей США. Лишь по официальной статистике, это наиболее распространенная инфекция после Covid-19 в Америке (за год – пол миллиона заболевших). В 20% заболевание из кратковременного превращается в хроническое. И с тяжелейшими последствиями приходится делить всю не всегда долгую, но часто мучительную жизнь, ведь Лайм не щадит своего носителя.

Лайм, который переносят иксодовые клещи и оленьи кровососки, яро бьет даже по нервной системе. И велика вероятность, что к болезненным суставам и подергиваниям мышц добавится также усиленная апатия, тревога, боязнь транспорта, и иногда фобии достигают даже того, что пациент резко начинает бояться… глотать. Но – по порядку. 

Что делает инфекция, когда попадает под кожу?

Любой взрослый человек знает: весенне-летний и даже осенний период – время клещей. Эти членистоногие давно пленили и луга с лесами, и городские парки, и даже зелёные насаждения на парковках и возле заведений (если деревья не обрабатываются каждый сезон). Вероятно, практически каждый человек, живущий в Европе и за её границами, вынужден резюмировать: его это создание когда-то кусало. Иногда от укуса остаётся лишь напоминание в виде миллиметровой ранки. Иногда “сюрприз” кроется в оставшемся “носике” клеща в ране, а иногда и само членистоногое накрепко держится за вас, впитывая кровь. Но в это время он не только забирает – он еще и “делится” с вами инфекциями, которые ранее мог подцепить у такого же случайного прохожего. 

К слову, заражение Лаймом (иначе – боррелиозом) начинается с того мгновенья, когда иксодовый клещ начинает выделять слюни и вместительность среднего желудка в рану человека, которого “сосёт”.


Иксодовый клещ впившейся в кожу.

 В этот момент в человеческий организм просачиваются бактерии инфекции “Borella burgdorferi” в форме спор. В этом главная опасность болезни – потому как эти споры стойкие к антибиотикам, которые прописывают врачи во время лечения. Однако после определенного периода, который зависит от реакции иммунитета, они могут раскрыться. А вот если в организм попали иные формы, в которых существует инфекция, вероятность выздоровления куда выше. Однако стоит признать, не всем так везет – потому как даже в ХХІ веке болезнь не всегда получается идентифицировать. Почему?

Во-первых, сейчас боррелиоз известен миру как “второй СПИД” или “большой имитатор”. Болезнь Лайма действительно очень хитрая – она вызывает всевозможные симптомы, которые легко можно спутать с десятками других, более “обнадёживающих” болезней. И пока проходит драгоценное время на лечение этой несуществующей в вас болезни, Лайм продолжает спокойно развиваться в организме – ведь инфекцию не убивает ничего кроме антибиотиков, которые напрямую борются лишь с боррелиозом.

Во-вторых, не всегда первичный симптом укуса клеща остаётся виден. Лишь часть пациентов рассказывает, что замечали на коже красный круг с яркой точкой внутри. Собственно, та точка – это место, куда членистоногое вас “цапнуло”. Но если такого симптома нет, никаких явных следов укуса также не наблюдается, а самочувствие в первое время довольно неплохое, то люди закрывают глаза на непонятное ощущение. Оно-то и “вылазит” потом им десятками различных болячек и симптомов. 

Опираться на симптомы диагностики болезни Лайма довольно сложно: они неспецифичны. Начинается обычно все с повышенной температуры, легкого онемения и “мурашек” в конечностях, с подергивания мышц. В день укуса клеща или через три месяца – неизвестно, это зависит лишь от состояния иммунной системы. Далее – в зависимости от вашего личного “букета” инфекций в организме и его реакции – начинаются боли в мышцах, суставах, костях, тремор, недостаток воздуха, проблемы с координацией, чувство горения по всему телу, непреодолимая слабость, выпадение зубов, когнитивные расстройства, поражение сердца. Могут проявиться даже галлюцинации, аутоиммунные поражения любых органов. Инфекция Лайма угнетает иммунитет, вследствие чего начинают активироваться вирусы, которые до этого сидели тихо и себя не проявляли. Можете представить количество ложных диагнозов, через которые проходят больные боррелиозом? А ведь симптомы могут развиваться годами. Хотя бывает, что и через полгода болезни человек уже не может произносить слова или ходить.


“Объяснялка”, чем инфекция занимается внутри человека

К слову, после укуса инфекция начинает обживаться в вашем организме. Он проникает в кровоток, разносится по организму и в конце концов поражает кровеносную систему, мышцы, головной мозг и нервную систему.

Спустя несколько дней (от 2 до 30) возбудители инфекции начинают погибать. Поскольку они остаются на том месте, где клещ вас и прикусил, именно там появляется “тот самый след” – красная точка с красным ореолом вокруг. В первые дни вы можете не заметить, но пятно становится все больше – и вскоре вы увидите, что оно увеличилось. Известны случаи, когда доходило до 60 сантиметров в диаметре.

После этого процесса внутренняя часть кольца начинает бледнеть, в конце становясь светлым кольцом. В это время она горячая, к тому же жжется и болит. Обычно к этому времени люди уже сильно паникуют и успевают обратиться к врачу-инфекционисту. И если терапию начали вовремя, эритема (то самое кольцо) уходит сама по себе. Однако если тянуть до последнего, инфекция в краткие сроки успеет распространиться по органах и тканях человека. Дело может дойти до менингита, перикардита, миокардита и – в конец – к хроническому Лайму.


(“A”,“B”) эритема в пациентах из Европы, и (“C”,“D”)  в пациентах из Америки после укуса иксодового клещя.

“Кусал или не кусал – вот в чем вопрос”

Как объясняют "Бостонскому Кругозору"  врачи Ида-Таллинской центральной больницы, бояться существования клещей в принципе не стоит. К примеру, нельзя заразиться боррелиозом лишь от того, что он “прошёлся” по вашему телу.

Аина Рум, врач-консультант по инфекционному контролю, настаивает: заражение возможно лишь при обмене жидкостями.

“Клещ должен сосать кровь, а тканевая жидкость во рту должна поступать в организм человека – при таком раскладе можно заразиться болезнью Лайма. Однако нападение клеща человек может не почувствовать, потому что слюна насекомого содержит обезболивающее вещество, которое выделяется при укусе.

Клещи имеют три стадии развития. При первых двух - укус кратковременный и насекомому требуется лишь небольшое количество крови, на коже он долго не задерживается. Однако тело взрослых самок крупнее. Чтобы отложить яйца, им нужно сосать больше крови, увеличиваться в размерах и дольше оставаться прикрепленными к коже. Поэтому их легко обнаружить.

К слову, лишь треть пациентов замечают прикрепление клеща к телу, остальные не замечают нападения клеща. На первых двух стадиях клещи больше всего нападают на людей”, – объясняет врач.


Аина Рум, врач-консультант по инфекционному контролю-
Ида-Таллинская центральная больница.

Но все же добавим, что в медицинских кругах продолжаются дискуссии касаемо возможности инфицирования и при попадании фекалий или слюны клеща на кожу с последующим их втиранием при расчесах. К тому же возбудитель может попасть в ранку и в процессе неправильного удаления клеща, когда происходит раздавливание насекомого. Совсем редко встречается “случайный” путь заражения – при употреблении сырого козьего или коровьего молока. 

И всё же если у вас есть подозрения на Лайм, зачастую врачи советуют сдать такие анализы (конечно, лишь после посещения инфекциониста): 

  • Определение IgM к “Borrelia burgdorferi” (болезнь Лайма) в сыворотке крови ИФА-методом;
  • Определение IgG к “Borellia burgdorferi” в сыворотке крови ИФА-методом;
  • Определение IgM к вирусу клещевого энцефалита в сыворотке крови ИФА-методом;
  • Определение IgG к вирусу клещевого энцефалита в сыворотке крови ИФА- методом.


Личинка, нимф, взрослый самец, взрослая самка.
“Стадии развитая иксодового клеща и размеры в разных стадиях после питания кровью”.

“Дело везения”: какова симптоматика того, что вы “подцепили” что-то от членистоногого?

Начнем с плохих новостей: чудодейственных лекарств от боррелиоза, которые с вероятностью в 100% уберут инфекцию из организма, не существует. Ровно так же, как и нет вакцины. То есть, другими словами, мы имеем иную версию известного всему миру СПИДа. Хорошая новость заключается в том, что не все люди подцепляют болезнь Лайма после укуса клеща. А некоторые пациенты успешно проходят курс лечения антибиотиками и навсегда забывают об этих угрюмых днях (оставив себе лишь жизненный опыт). Но стоит отметить, что с неизвестных науке причин некоторые пациенты даже после, казалось бы, успешного лечения заболевают боррелиозом. И в этом случае – хронически, то есть на всю жизнь. 

Светлана Маруда живет с Лаймом уже больше десяти лет. Тогда, в далеком 2012, её укусил клещ. Точнее женщина даже не знала, чей это укус – потому как её буквально “раздуло” после него. Врачи, приехавшие на “скорой”, объяснили: видимо, она – аллергик (хотя до того им не была). Спустя пол года начались кожные заболевания. Через год – ужасные мигрени, от которых голова раскалывалась, а еще спустя год начали болеть суставы. Врачи разводили руками – видимой причины недуга они не видели. С каждым годом болезнь прогрессировала. Вскоре начались проблемы с нервами, остеохондроз, опять боль в суставах – куда сильнее, нежели была ранее. 

После пережитого СOVID-19 состояние ухудшилось критически – начался паралич мышц шеи и рук, мигрирующий гипертонус мышц… Все это женщина связывала с тем, что работает с химией. Но когда проанализировала, что тошнота, бессонница, тяжесть в теле и раздражение в теле сопровождают её 10 лет, решила идти к врачам.

“Как я узнала потом, пациенты с “Лаймом” могут быть ужасно слабыми в течении долгого времени (и усталость никуда не девается), у них болит голова, ломит тело, может повыситься температура. Они могут быть рассеянными, постоянно сонными, быстро теряют концентрацию. 

Мне понадобилось 10 лет, десятки врачей и тысячи долларов, годы в стационарах и больницах, чтобы теперь объявили, что у меня – Лайм. Я понимаю, что на его лечение уйдёт долгое время – как минимум три месяца приёма антибиотиков. Но надеюсь, что смогу вернуться к нормальной жизни”, – рассказывает Светлана.

“В игре с Лайм-больными “проигрывают” психиатры”

На этом моменте все смело резюмируем: после укуса клеща вы можете совсем не подцепить ничего (хотя эти членистоногие разносят немало инфекций!), можете заболеть Лаймом (или чем-то другим), но вылечиться после лечения антибиотиками, или же навсегда остаться с хроническим боррелиозом. Для последних двух случаев характерны такие психологические симптомы:

- Тревога;

- Страх остаться наедине или в одиночестве (пациенты объясняют это тем, что если они упадут в обморок или у них начнётся припадок, никто не сможет помочь);

- Страх зайти в общественный транспорт или общественное место (в этом случае – наоборот: боятся того, что слишком много внимания будет на них обращено в случае ухудшение самочувствия. Сюда же – и чувство страха из-за потенциального осуждения);

- Страх глотать (проявляется даже в страхе воды – “а вдруг я утону, подавлюсь едой или какой-то жидкостью?).

Как утверждают психологи, это не болезнь проецирует такие страхи. Но то, как она воздействует на мозг и нервную систему, “вытаскивает” наружу то, о чем человек ранее и не подозревал (или же о какой психотравме уже успел забыть).

Инфекционистка Станислава Козаченко добавляет: иногда из-за незнания болезни (или неумения её вычислить) врачи начинают играть в пинг-понг пациентом. Сперва посылают к дерматологу, после к психиатру (“а вдруг это что-то нервное?”), после к терапевтам различных категорий. 

“Это будто игра в пинг-понг – проигрывает тот, у кого остался мячик (пациент) в руках. Единственный, кого не задействуют в этой игре – это патологоанатом. Но болезнь настолько хитра, что выдает себя за десятки других, действительно похожих по симптоматике, болезней. И иногда все даже сходится, вроде бы. Но нет. Боррелиоз сидит под кожей и продолжает уничтожать организм пациента, пока он проходит круги Ада. 
И вот в этой игре проигрывает психиатр, ведь ему приходится проходить с человеком все этапы – от непонимания и подозрений – до полного принятия и ведения в течении болезни”, – объясняет врач.

Добавим, что сегодняшняя статистика “Лайма” такова: приблизительно треть пациентов выздоравливает. Ещё треть после длительного лечения хронического боррелиоза входит в ремиссию, ещё трети антибиотики абсолютно не помогают. Единственный вариант – принять то, что вся дальнейшая жизнь будет сопровождаться тем, чем “сыпется” изнутри инфекция.

“Не все так плохо” или “хуже некуда”? Или как обезопасить себя от устрашающего членистоногого

Ввиду того, что вы уже знаете, что чудо-лекарств не существует, остаётся два варианта: либо не выходить из дома в места, где есть деревья и трава, либо… кутаться в одежду. Самые действенные варианты (которые, опять же, не гарантируют на 100%, что клещ вас пропустит):

- Надевайте однотонную светлую одежду с длинными рукавами. Она должна плотно прилегать к телу. Таким образом вы сразу же заметите на себе или на окружающих клеща;

- Покрывайте голову головным убором;

- Если вы решили сделать привал в лесу или в месте с густой растительностью (даже низкой), то перед этим освободите место от хвороста, ветвей и сухой травы в радиусе 20 метров, не меньше;

- Каждые пол часа просматривайте себя и окружающих вас людей на наличие клещей. И обязательно еще раз после прогулки. Особенно тщательно обследуйте участки тела, которые покрыты волосами.

- После прогулки обязательно и тщательно осмотрите свою одежду, постирайте и погладьте. Ни в коем случае не оставляйте эту одежду возле кровати, и уж тем более категорически запрещено спать в ней. Вытряхивание одежды не избавляет от клещей;

- На природе рекомендуется использовать специальные репелленты для защиты от клещей.

Берегите себя, а ещё часто рассматривайте в зеркале. Это поспособствует не только улучшению самооценки, но и обезопасит вас от такого неприятного “соседа” по организму – боррелиоза.