Бостонский КругозорМУЗЫ

Франц Легар и евреи

...Звание почётной арийки не освобождало Софи от обязанности регулярно отмечаться в полиции и описать своё имущество как еврейское. Однажды гестапо попыталось её арестовать, и Легару пришлось спасать жену с помощью местного гауляйтера. С тех пор Софи всегда носила с собой пузырёк с ядом...

Франц Легар:

...Как встарь, из высохшего моря,
Бредут еврейские рабы.
Молчанье. Крик. Беда и горе.
Опутаны веревкой лбы.
Бредут в унынье, задыхаясь.
Волочат груду мертвых тел.
Как страшно, Господи. Я каюсь.
Я будущее разглядел -
Плывут роскошные кареты:
Одежды праздничны. Белы.
Европа. Кровь. Костры и гетто.
Изгнанья скудные столы.
И все вокруг нас презирают.
Мы нищи. Жалки. Нас убьют.
И вновь евреи умирают
За то, что кровь младенцев пьют.
Кафе-шантан. Берлинцы. Венцы.
В Европе Кальман и Легар.
А впереди дымит Освенцим.
И неизбежен Бабий Яр..."

Так я недавно написал в стихах об иудейском рабе в Древнем Риме, который видел будущее своего народа. Увидел мой персонаж и композиторов Кальмана и Легара.

Франц Легар и Имре Кальман. Первый не отказался работать в нацистской Германии, несмотря на жену-еврейку. Второй, венгерский иудей Кальман, послал Гитлера подальше с его лестным предложением - стать почетным арийцем и директором музыкального театра Вены. Кальман уехал. Сперва во Францию, потом в США. Гитлер не простил отказа. Все сёстры Кальмана были уничтожены в лагерях смерти.

Франц Легар не был евреем, но всё его окружение составляли в основном евреи. Прежде всего жена Софи. Потом - ведущие исполнители его оперетт: Иосиф Шмидт, Луи Тройман, Фриц Грюнбаум, Грета Хольм.

С 1921 года Легар начал сотрудничество с ведущим тенором, «австрийским Карузо», евреем Рихардом Таубером, специально для которого писал лирические арии, так называемые Tauberlied. Среди этих арий — знаменитая «мелодия века» «Dein ist mein ganzes Herz» (в русском переводе «Звуки твоих речей») из оперетты «Страна улыбок», которую охотно исполняют и в наши дни лучшие теноры мира... Чтобы работать с Легаром, Таубер отказался от оперной карьеры и полностью посвятил себя оперетте. Только его участие помогло продержаться сложной в исполнении «Фраските» (сто представлений в 1923 году) Театры мира стали приглашать в оперетты Легара оперных певцов.

Прослушайте эту арию в исполнении другого великого тенора ХХ века - румынского еврея Иосифа Шмидта, не пережившего Холокост и погибшего в лагере для перемещенных лиц в 1941-ом году.

2 ноября 1936 года спектакль «Весёлая вдова » в берлинском театре «Ноллендорфплатц», где дирижировал Легар, посетили Гитлер и Геббельс. Дневники Геббельса отразили невероятный факт: оба высших нациста приветствовали жену Легара - еврейку Софи Легар — и... поцеловали ей руку.

Зрителями спектакля были в тот вечер только члены НСДАП и десятки эсэсовцев из личного сопровождения Гитлера. По свидетельству самого Легара, который мог наблюдать зал, стоя к оркестру и сцене боком, в тот момент, когда зазвучал дуэт Ганны и Данилы - один из "хитов" оперетты - неожиданно для него весь зал в свастиках на рукавах поднялся и принялся, петь хором, вторя артистам, при этом зрители в едином порвые вытянули вперёд правую руку.
Вот этот дуэт в исполнении Дмитрия Хворостовского и Элины Гаранчи.

После нацистской оккупации Австрии (март 1938) 68-летний Легар остался в Вене. Он не подвёргся репрессиям, нацистские лидеры высоко ценили его музыку, а брат Геринга Альберт лично ему покровительствовал.

Благодаря огромной популярности его музыки, Легару удалось спасти свою жену-еврейку — 2 июля 1938 года Софи был предоставлен (по протекции то ли Альберта Геринга, то ли Геббельса) статус Ehrenarierin — «почётной арийки».

Однако легаровский либреттист Фриц Лёнер-Беда и премьерные исполнители Луи Тройман, Фриц Грюнбаум и Грета Хольм погибли в концлагерях. Многие из близких друзей, включая Таубера и Кальмана, были вынуждены эмигрировать. Из предосторожности в ноябре 1938 года, после погрома «Хрустальной ночи», Легар переселился в Бад-Ишль.

Звание почётной арийки не освобождало Софи от обязанности регулярно отмечаться в полиции и описать своё имущество как еврейское. Однажды гестапо попыталось её арестовать, и Легару пришлось спасать жену с помощью местного гауляйтера. С тех пор Софи всегда носила с собой пузырёк с ядом.

В 1940 году Легар получил ряд новых наград и почестей к 70-летию. Гитлер наградил Легара медалью имени Гёте.

Понятно, что оперетты Легара совершенно не соответствовали нацистским стандартам — в них участвовали как положительные персонажи евреи («Решетник», «Розеншток и Эдельвейс»), цыгане («Цыганская любовь», «Фраскита»), русские («Кукушка», «Царевич»), китайцы («Страна улыбок»), поляки («Голубая мазурка»). Поэтому оперетты Легара шли в оккупированной нацистами Европе в переделанном виде и без упоминания фамилий еврейских авторов либретто. Например, «Цыганская любовь» была очищена от цыганских персонажей и поставлена в 1943 году в Будапеште под названием «Бродячий студент».

В начале апреля 1945 года Легар в освобождённой Вене встретил советских солдат, которые собрали для него вещмешок с запасом консервов, муки, сала, хлеба и сахара. Концерт Легара для советских солдат в Вене описан композитором в дневнике...

Своё 75-летие (30 апреля 1945 года) Легар отметил в Бад-Ишле, попавшем в американскую зону оккупации Австрии, в обществе американских солдат, сапёров из Rainbow Division, просивших у него автографы.

В ходе последовавшей в Германии и Австрии кампании денацификации проверке подверглась и деятельность Легара. Он никогда не выражал поддержки нацистской идеологии и политике, жил «над схваткой», однако его упрекали за несколько эпизодов. 20 апреля 1938 года Легар по «дружескому совету» государственного секретаря Вальтера Функа послал Гитлеру раритетную программу «Весёлой вдовы» 1906 года с нотной записью начала вальса. В 1940 году Гитлер подписал указ о награждении Легара к 70-летию «медалью Гёте». 14 марта 1947 года Легару пришлось сделать официальное заявление с разъяснениями.

А еще через год Франц Легар скончался. В 1980-е я написал стих об оперетте и Европе перед Второй мировой войной. Вот отрывок оттуда:

В Париже, Будапеште, Вене
Всё мчится в ритме музыкальном,
И улыбается на сцене
Непревзойдённый Имре Кальман.
И зал мелодии внимает.
И вальса катится клубок.
Ещё никто не понимает,
Что мрак за окнами глубок.
Ну, а пока играют дети.
Ни лагерей, ни слёз, ни гетто.
Танцует вальс по всей планете
Царица балла — оперетта...

Анна Нетребко. Ария Джудитты


Кальман на могиле Легара. Париж 1949 год Йозеф


Геббельс даёт указания Легару по тематике будущих оперетт. Берлин 1936 год. В центре — Легар, слева — музыкальный издатель еврей Бернхард Герцмански (два года спустя он попадёт в концлагерь Дахау)


Памятник Легару в Бад-Ишле (Австрия)