Бостонский КругозорНАХОДКА

НЕИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ ПУШКИНА. КТО И КОГДА ЕГО СОЗДАЛ?

В середине 90-х годов в Москве издавалась газета "Автограф". Душой её был поэт Владимир Костров. Листая один из номеров, я обнаружил неизвестный мне портрет Пушкина. Особенность его была в том, что в отличие от других изображений поэта, здесь отсутствовал характерный признак, который использовали все портретисты, даже покрывая голову натуры шляпой - знаменитые кудри. Здесь они остались за рамкой. В рамке только лицо.
...маслом ли эта работа, акварелью или карандашный рисунок? Чёрно-белый оттиск на газетной бумаге, размером с обычную альбомную фотографию, не давал возможности определения. О происхождении портрета тоже ничего определённого. Автор, предоставляя его редакции, надеялся, что "Автограф" решит загадку, чьей руки портрет, когда создан; надеялся на подсказки читателей. Но выпуск газеты скоро прекратился...

Исчезнувший портрет

В середине 90-х годов в Москве издавалась газета "Автограф". Душой её был поэт Владимир Костров. Листая один из номеров, я обнаружил неизвестный мне портрет Пушкина. Особенность его была в том, что в отличие от других изображений поэта, здесь отсутствовал характерный признак, который использовали все портретисты, даже покрывая голову натуры шляпой - знаменитые кудри. Здесь они остались за рамкой. В рамке только лицо. Лицо узнаваемое. Я его не только узнал, я его признал.
 
Здесь маленькое отступление. Прижизненных изображений Пушкина дошло до наших дней немного (я не касаюсь автопортретов пером, почти все они великолепны). Портретами в разной технике исполнения, без оговорок, можно назвать  не более дюжины работ. Лишь на трети из них я узнаю  Пушкина (известные работы Тропинина, Кипренского, Соколова, Чернецова). Ещё на двух-трёх готов признать: да, что-то пушкинское есть. На остальных портретах вижу натурщика, изображающего, с разной степенью умения, Пушкина. О сотнях посмертных изображений поэта говорить не хочу. Редкие художники смогли увидеть и запечатлеть реального Пушкина. Почему я столь уверен в своих суждениях? Объяснение простое: мне довелось видеть Пушкина при его жизни. Да, да, никакой мистики. Я забрёл в ХХ век случайно и потом, по рассеянности, переступил порог 3-го тысячелетия. Заблудился. Мой век - XIX, а, может, и предшествовавшие ему. Сравните мои сочинения на темы современности и старины, и вы поверите мне. Во всяком случае,  я хорошо запомнил Пушкина. Не исключено, что был его знакомцем или слугой. Я  помню, как он выглядел со спины. Могу нарисовать. Тем более, на любом его портрете готов указать неточности. Но вернусь к изображению в "Автографе".

При нём была заметка, мной утерянная. Запомнил главное. Автор её не уточнил, маслом ли эта работа, акварелью или карандашный рисунок. Чёрно-белый оттиск на газетной бумаге, размером с обычную альбомную фотографию,  не давал возможности определения. О происхождении портрета тоже ничего определённого. Автор, предоставляя его редакции, надеялся, что "Автограф" решит загадку, чьей руки портрет, когда создан;  надеялся на подсказки читателей.  Но выпуск газеты скоро прекратился, и я больше нигде, ни в печати, ни в интернете, не встречал того изображения, не заметил полемики о нём. 

К моей удаче, догадался сделать фотокопию газетного оттиска. Получилась она бледной, с размытыми очертаниями. Имея кое-какой опыт в рисунке (иллюстрировал 4-томник своих сочинений), рискнул сделать прорисовку по фотографии. Не испортил. Главное, мой Пушкин, в реальном облике, живой,  вышел из  "Автографа", не исказив оригинала.   Здесь, по моему мнению, поэт ближе всего к полотну кисти И.Линёва - крайне подавлен, изнурён невесёлыми думами. Он всегда выглядел старше своих лет, а в последний год это свойство усугубилось по известным причинам. На представляемом здесь портрете  Пушкин старообразен - лицо прорезано глубокими морщинами, но, согласитесь, он прекрасен; взгляд устремлён туда, куда нам достать воображением не дано. Но у нас есть Пушкин, он расскажет, что видит, если мы будем внимать ему как проводнику в мир, созданный им в дополнение к Божьему.

Уже два года восстановленный из "Автографа" портрет украшает мой писательский кабинет. Я не жадный. Смотрите и вы,  кто читает эти строки.  Наверное, как соавтор неизвестного автора, "прорисовщик" нечёткого изображения, я вправе передать портрет для использования в изданиях. Если так, то пусть им распоряжается уважаемый Вячеслав Румянцев - создатель ХРОНОСа, лучшего исторического портала России.  Через него, трудно оспорить, легче будет добраться до истины, чем мне самому, своими силами. Может быть, отыщется и автор работы, и место её нахождения.

Сергей Сокуров, Москва


Изображение Пушкина, которое удивило

Пушкинская иконография относительно обильна и в такой же мере известна. Однако, в первые дни июня -  пушкинской памяти, меня, признаться, поразил московский писатель С.А.Сокуров, для которого тема этого национального гения - во всех ее разветвлениях, давно прочно и, подозреваю, навсегда стала ключевой в собственной творческой линии. Мой давний оппонент и дотошно-проницательный читатель, что не может не радовать, прислал для обозрения и суждения об увиденном неизвестный ни мне, ни ему, ни нашим многочисленным знакомым и друзьям портрет А.С.Пушкина, по случаю найденный им собственнолично. С приложением обстоятельств его обретения. Они представлены порталом "Хронос".

Все, что касается Пушкина, для Сергея Анатольевича  больше чем свято, И этом чувстве хорошо его понимаю. Хотя сам стою на несколько отличной позиции. А именно: Пушкина знаем плохо, в этих дежурных знаниях и оценках зависим от  накатанных, часто намеренно и виртуозно искаженных информационных пластов. Еще с дней драматического его ухода. Без натяжек, нам Его еще открывать и открывать, равно как и переоценивать - по крупному! Особенно в обстоятельствах, связанных с насильственным уходом. В их причинно-следственном срезе, что, собственно, и подтверждено находкой моего уважаемого коллеги. И дает повод еще раз обратить внимание как на находку портрета, на самого А.С.Пушкина, так и на процесс его познания. Вывод, что Пушкина знаем,  наивен и ложен.

А в том, что на портрете А.Пушкин, нет и тени сомнения. Это действительно он. В неожиданном виде и ракурсе, в непривычно коротко обрезанной рамке, вроде бы без привычно доминирующих знаменитых кудрей. Но я хорошо знакомился и с его иконографией, и с посмертной маской изображенного. Сомнений нет. Во всяком случае, лично у меня, имевшего возможность знакомиться и с поэтом, и событиями его судьбы там, где они имели место.

Работа выполнена пастелью, рукой опытного мастера. Полагаю с прочным академическим образованием. Во всяком случае, большим, чем у художников И.Л.Линева, и А.А.Козлова, показавших нам поэта и при жизни, и на ее исходе (их работы намеренно помещены здесь тоже). Светотеневая лепка объема - плоскостями, как на обретенном изображении, требует и постановки руки, и привычки к самому приему. Поправки карандашом видны. Они прочитываются в отбивке линий носа, губ, глаз, в оттенении прически, воротничка. Старательные. Все это легко улавливается, но не затрагивает общего вывода. И в этом не усматривается никакой предосудительности. Рутинная издательская практика.  Если немного увеличить контрастность изображения, что я и сделал. то легко отыскиваются и знаменитые кудри. Они намеренно  уведены автором работы на второй план.

Цель понятна - привлечь внимание зрителя к сложнейшему процессу душевного напряжения. Можно даже сказать - обреченности. Впрочем, точнее - предчувствия, что тоже выдает  руку хорошего мастера и относит изображение к последним неделям, если не дням поэта. Сергеем Анатольевичем Сокуровым все это определено точно. Верными представляются и его ощущения - не раз сам сталкивался с подобным. И еще. На третьчетвертном портретном изображении сложно уловить следы синхронности лица - предшественницы близкого исхода. Но ощущение такое, что даже она есть - эта давняя и верная примета близкого конца. И это также поразило автора находки.

Ввести такого Пушкина в его изобразительный ряд многого стоит. Это больше, чем  удача. И, соглашайся-не соглашайся, подтверждает то, на что налегаю, - Пушкина знаем плохо. Увы, увы и еще раз увы. А ведь есть еще период  государственной службы, на которой Пушкин вовсе не был на побегушках - в ведомстве, в которое его отправили "по распределению". Так что неожиданные открытия  вполне закономерны. Пушкин еще многим удивит. Как и авторы, которые к нему обращаются. Что касается найденной работы, то обстоятельства ее создании и авторство, убежден, еще заявят о себе.

Александр Маслов, журналист, писатель, г.Киев 

    Образ

Довольно странно, что обсуждаемый портрет так мало известен. Ведь пред нами сильная, очень выразительная работа.

Глядя на это лицо, даже не зная о судьбе изображённого человека, можно сказать, что он полон скорбной решимости. От заметной по портрету отрешённой её глубины, в сочетании с передаваемой порывистостью отдаёт какой-то мистической жутью.

В то же время мы знаем творчество этого человека, исполненное светлым духом несмотря на затрагиваемые нередко мрачные глубины. Именно этим духом он и одарён способностью "чувства добрые лирой пробуждать". Портрет же передаёт другое, трагическое настроение.

Из всего можно заключить, что это портрет поэта накануне роковой дуэли. От него веет жёсткостью роковой обречённости. Поэтому, несмотря на несомненную талантливость работы, удивительно, что для кого-то этот портрет - "мой Пушкин".

Владимир Мусин, Санкт-Петербург.

_______________________
На иллюстрациях: Неизвестный Пушкин из "Автографа"; Портрет А.С. Пушкина работы художника И.Л. Линёва; Пушкин в гробу. Работа художника А.А.Козлова.