Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x
июнь 2018

Иосиф Бродский. Стратегия сопротивления

"Мое сердце похоронено в России"

…в 15 лет бросив школу, Бродский поступил на завод учеником фрезеровщика, затем работал помощником прозектора в морге при областной больнице, фотографом, истопником в котельной, матросом на маяке, с 1957 по 1961 был рабочим в геологических экспедициях. В жутких условиях, под конвоем Бродского этапировали в Коношский район Архангельской области в деревню Норенская…

Так же, как биологический ритм есть форма движения живой материи, так и ритм, пульсирующий внутри стихотворения, расширяющий его маленькую вселенную во времени и пространстве, превращает поэзию в одну из наиболее совершенных форм жизни языка. Как нет ни одной клетки в организме, которая не подчинялась бы закону ритма, так нет языка, который не мог бы выкристаллизоваться до состояния, обогащающего и усложняющего личность своего носителя.

 

  В каждую эпоху являлось несколько человек: писателей, поэтов, философов, выступавших медиаторами этой созидательной силы языка, вошедших в круг мысли и контекст жизни миллионов соотечественников. В 20 веке одним из них был русский поэт, эссеист, драматург и переводчик лауреат Нобелевской премии по литературе - Иосиф Александрович Бродский.

 

  24 мая 1940 года родился тот, кто на излете «века демона Кали», «века-волкодава» будет настойчиво повторять глуховатому и подслеповатому миру, что красота, выразившаяся в наиболее гармоничных литературных и художественных формах, по-прежнему единственное спасение для цивилизации.

 

  Полагая человека существом, прежде всего эстетическим (поскольку в каждом с рождения заложено чувство прекрасного), он считал, что «эстетика – мать этики». Поэт утверждал что, читая качественную литературу, приобщаясь к высокому искусству, индивидуум вырастает в индивидуальность с чувством собственного достоинства, с умением самостоятельно делать выбор, с желанием созидать, а не подавлять и уничтожать. Пошлость души и ума, не взявших на себя труд «дойти до самой сути» в попытке овладения этими знаниями, порождают тоталитарные государственные системы и диктатуру.

 

 Осознавая себя не субъектом, а орудием языка, посвятив интеллектуальные и душевные силы изящной словесности, Бродский стремился привить читателю поэтическое мироощущение, так как именно оно, по его мнению, превращает «сапиенса» в человека, личность. Он никогда не апеллировал к стадной солидарности.

 

Такая гражданская и профессиональная позиция сформировалась не в тиши кабинетов, а в процессе личного знакомства с «сумой да тюрьмой» - реалиями, скрывавшимися за державным фасадом Третьего Рима.

 

«Вечерний Ленинград», 29 ноября 1963 г.

 

   4 июня 1972 года страна навсегда выдворила за свои пределы человека, имя которого впоследствии было вписано золотыми буквами в её историю.

  Живя в СССР, Бродский смог опубликовать лишь четыре стихотворения в сборнике «День поэзии», несколько детских стихов и переводов, зато его успели трижды посадить в тюрьму, дважды в психушку, допросить в КГБ, а в 1963 приговорить к ссылке с обязательным привлечением к труду по Указу «Об ответственности за тунеядство». Самый гуманный суд в мире тогда не счел общественно полезной литературную деятельность молодого поэта, не заинтересовался он и его трудовой биографией: в 15 лет бросив школу, Бродский поступил на завод учеником фрезеровщика, затем работал помощником прозектора в морге при областной больнице, фотографом, истопником в котельной, матросом на маяке, с 1957 по 1961 был рабочим в геологических экспедициях. В жутких условиях, под конвоем Бродского этапировали в Коношский район Архангельской области в деревню Норенская.

  Впрочем, даже время ссылки этот волевой, смелый (при приближении опасности всегда краснел, а не бледнел) человек сумел прожить так, что она оказалась важным этапом его литературного развития, став, по словам самого Бродского, одним из самых счастливых периодов жизни.

  Северный пейзаж, незлобивый, кротко тянущий неизменно тяжелую лямку народ тронули сердце поэта. Кроме того, у него теперь было вдоволь времени для самообразования и стихотворных опытов, а также

собственная комната и письменный стол – немыслимая ранее для молодого человека роскошь, до той поры теснившегося с родителями в «полутора комнатах» ленинградской коммуналки.   

  Отчуждение поэт обратил в стиль, а одиночество - в свободу.

 

 

Иосиф Бродский в ссылке.

 

    В ссылке он обрел свой знаменитый дольник, освоил развернутую английскую метафору, нашел подчеркнуто нейтральную интонацию, в дальнейшем его своеобразный фирменный знак. Отличительной чертой строфики становится обилие анжамбеманов, в синтаксисе - искусное использование сложносочиненных и подчиненных предложений.

 

 Бродскому удается выработать собственный стиль, в котором сложные, логически выверенные интеллектуальные построения, где буквально все подробно стенографирует неистовую топографию движения его мысли, сочетаются со страстной, напряженной образностью. Отвергнув привычные стилистические нормы, поэт использует канцеляризмы, диалектизмы, архаизмы, неологизмы и даже вульгаризмы.

 

  Бродский реформировал русский поэтический язык. Велик его вклад и в мировую литературу. Он заинтересовал мировое сообщество тем, что стремился предельно полно осмыслить проблематику 20 века, а также максимально расширил оптику поэта до философии времени и пространства, до «проклятых вопросов» мироздания.

 

  Его противостояние в жизни и искусстве – это не только вызов людоедской политической системе, но и сопротивление энтропии и духовной, и вселенской; это противостояние нарастающему абсурду цивилизации заката, спор с Богом.  

 

  ..Оказавшись в эмиграции, Иосиф Бродский, обладавший не только литературным гением, но и в целом в самом широком смысле выдающимися интеллектуальными способностями, быстро стал частью западного истеблишмента, вошел в элиту американской культуры. Он прекрасно овладел языком, знал американскую поэзию лучше поэтов-американцев, да и вообще был контактным, расположенным к общению. Преподавал в различных университетах.

 

  И всё же для литературоведения и для читателей сам факт телоприсутствия автора на той или иной территории не столь важен. Важен масштаб личности и результат её работы.

 

  Тургенев, Тютчев около двадцати лет жили и писали преимущественно за границей. «Мертвые души», эту «энциклопедию русского национального характера», Гоголь создал в Риме. Бунин - первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе, которого Бродский высоко ценил как прозаика, вынужденно жил в эмиграции. Тем не менее, все они составили славу русской литературы.

 

  Иосиф Бродский, воспринимая себя «последним поэтом XX века» и хранителем культурной традиции, во многом их преемник.

 

  Думаю, ошибкой будет утверждать, что поэт ностальгировал по России. По Петербургу... «Плывет в тоске необъяснимой среди кирпичного надсада ночной кораблик негасимый из Александровского сада»…по Петербургу, как он всегда называл родной город, пожалуй, да, по России - нет.

 

  Но что до последней минуты оставалось сильнейшей болью, что, конечно, стало одним из ведущих факторов-катализаторов его болезни (четырех инфарктов, двух операций на сердце), была чудовищная ситуация с родителями.

 

 Покидая СССР, Бродский намеревался сделать им вызов. Не тут-то было. Долгие годы поэт добивался разрешения на их выезд. Советское правительство не только ни дало этого разрешения, оно не позволило родителям проведать сына перед операцией, не дало возможности Бродскому присутствовать на их похоронах. «Мое сердце похоронено в России», - писал поэт…

 

  Меня всегда удивляет вопрос, которым многие задаются: почему, дескать, Бродский так и не вернулся на родину? Мне же всякий раз хочется ответить вопросом на вопрос: « А вы, хлебнув от возлюбленного отечества столько, сколько Иосиф Бродский, захотели бы вернуться?»

 

ЧИТАЕТ ИОСИФ БРОДСКИЙ

 

«Второе рождество на берегу» - 1971

 

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram
 

Читайте также

В Краснодар – ни ногой!.. (Фрагмент из книги Григория Крошина "Командировка на путч")
В Краснодар – ни ногой!.. (Фрагмент из книги Григория Крошина "Командировка на путч")

Кажется, именно в августе ровно 100 лет назад вышел в свет первый номер "Крокодила" уже под этим названием (а не в качестве приложения к "Рабочей газете"). А, значит, всё ещё самое время праздновать вековой юбилей главного сатирического журнала СССР.

Григорий Крошин сентябрь 2022

100 лет Крокодилу! "Крокодильские байки" по поводу
100 лет Крокодилу! "Крокодильские байки" по поводу

Вроде бы именно 4 июня 1922-го вышел – по инициативе и под редакторством Константина Еремеева – первый номер сатирического Приложения к «Рабочей газете», которое в августе того же годапревратилось в будущий журнал «Крокодил».

Григорий Крошин июль 2022

Вывод денег в интернет-казино: главные аспекты получения денежных средств ®

В большинстве случаев самым желанным призом для геймера является выигрыш денег. Чтобы его получить, игроки ищут автоматы с различными характеристиками, разрабатывают стратегии. Однако завершающий этап — вывод призовых — не менее важен. Следует рассмотреть способы перевода средств на личный счет, и как найти казино, где получится забрать выигрыш без задержек.

Кругозор сентябрь 2022

Мюзикл "12 неугомонных кливлендцев"
Мюзикл "12 неугомонных кливлендцев"

Яков Ратманский сентябрь 2022

СВОБОДА СЛОВА

Демократия без свободы: Западный мир на пороге нового большевизма
Демократия без свободы: Западный мир на пороге нового большевизма

До недавнего времени в основе современной демократии западного типа лежал принцип осознанного выбора. Для его реализации требуется свобода слова, дающая доступ к объективной информации. Однако теперь гражданам все чаще навязывают не терпящее возражений «правильное мнение»...

Сергей Дяченко сентябрь 2022

Свобода слова на Украине: Почему Кругозор обеспокоен
Свобода слова на Украине: Почему Кругозор обеспокоен

Почему украинская власть так боится правды, если она говорит, что верит в свою правоту? Почему издания как Кругозор должны волноваться блокируют ли его всего лишь за несогласие украинских властей с мнением, взглядом или оценкой на его страницах?

Максим Болясный сентябрь 2022

ИСТОРИЯ ОРУЖИЯ

Арсенал инноваций и ошибок. Винтовки и револьверы русско-турецкой войны 1877-78 г.г.
Арсенал инноваций и ошибок. Винтовки и револьверы русско-турецкой войны 1877-78 г.г.

Каким оружием наши прадеды воевали под Плевной и Шипкой? Большинство вспомнит лишь знаменитую «берданку», в тени которой почти неизвестными остались удивительные образцы оружейной мысли того времени – пусть и не всегда удачные…

Сергей Кутовой сентябрь 2022

УГОЛОК КОЛЛЕКЦИОНЕРА

Байки антикварщика. Истории и предыстории
Байки антикварщика. Истории и предыстории

Одним из очень распространённых хобби является коллекционирование. Коллекционеры — странные люди. Вне зависимости от того, что он собирают, у них особые взаимоотношения между "одноверцами" и даже особое отношение к предметам коллекционирования. Они для них из вещей превращаются в предметы общения.

Лазарь Фрейдгейм сентябрь 2022

ВЫЖИВАНИЕ ПЛАНЕТЫ

Виноваты ли коровы в глобальном потеплении?
Виноваты ли коровы в глобальном потеплении?

Обещанная климатическая катастрофа на нашей планете пока еще не разразилась, однако человечество уже охвачено климатическим безумием. В порыве которого пророки техногенного апокалипсиса призывают принести в жертву промышленность, энергетику и даже животноводство…

Сергей Кутовой сентябрь 2022

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x
Исчерпан лимит

Исчерпан лимит гостевого доступа

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить безлимитный доступ к публикациям на сайте.

Регистрация беслатна и конфенденциальна

Регистрация

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook