Почему не стоит спешить с легализацией наркотиков?
Опубликовано 4 Ноября 2025 в 06:27 EST
Обновлено 4 Ноября 2025 в 07:44 EST


Чтобы увидеть их воочию лично, достаточно заехать в любой неблагополучный район современного американского мегаполиса. И, желательно не выходя из автомобиля, присмотреться к тамошним обитателям социального дна. Среди которых вы наверняка заметите странных людей, неподвижно застывших в самых нелепых позах прямо посреди улицы. Вот кто-то сильно наклонился, словно пытается рассмотреть что-то у себя под ногами, там кто-то присел на полусогнутых ногах, а вон тот тип медленно раскачивается со стороны в сторону. Знакомьтесь – это «наркозомби», потребители т.н. тяжелых наркотиков, в данном конкретном случае различных вариантов опиатов и их производных! Сейчас они находятся на второй стадии эйфории (после т.н. «прихода»), длящейся в среднем до получаса. После чего придут в себя и побредут куда-то, потирая лица и шмыгая носами. Выглядят они, конечно, скорее комично, чем пугающе – но не будем забывать, что их данное состояние это самое безобидное из последствий приема изрядной дозы героина, морфина или метадона. По аналогии с алкоголем это как мирно задремавшие перепившие люди. Но бывают последствия и похуже: передозировка с комой, галлюцинации и бред, агрессия и всякое разное. Причем, совершенно независимо от того, приобретены ли наркотики незаконно на черном рынке или легально в ближайшей аптеке! Отчего возникает вопрос: а есть ли тогда смысл в их легализации?
Ответ на него очень неоднозначный, зависит от множества факторов, и в том числе от того что именно мы понимаем под легализацией наркотиков? В настоящий момент это масштабная декриминализация медицинской и рекреационной марихуаны (конопли), проводимая в США и ряде стран Европы. То есть отмена криминальной ответственности за её хранение, распространение и употребление. Этот процесс обычно начинается с декриминализации медицинской конопли с пониженным содержанием тетрогидроканнабинола (ТГК), которая лишь немного помогает при болях и прочих неприятных ощущениях. Затем проходит несколько лет и начинается декриминализация уже рекреационной марихуаны, содержащей много ТГК, которые и вызывает у потребителя т.н. «наркотическое опьянение».
Кстати, данный термин тоже весьма спорный. Хотя с «опьянением» вроде бы все понятно, однозначного определения, что такое сами наркотики не существует. Так, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) относит к ним натуральные и синтетические вещества, вызывающие ступор сознания и минимальную чувствительность к боли и прочим раздражителям – в основном опиаты и сильнодействующие психотропные веществ. А вот Единая конвенция о наркотических средствах, принятую в 1961 году на конференции ООН, и законодательства разных государств понимают под наркотиками те вещества, которые они включило в списки запрещенных препаратов. То есть, с точки зрения закона, если вещество в этот вписок входит – то это наркотик, если нет – значит уже не наркотик! И чтобы таковым перестала быть марихуана, ее нужно лишь убрать из списка запрещенных веществ. Конечно, на уровне ООН это сделать практически невозможно (слишком много бюрократии и мало кворума), зато на уровне отдельных государств или штатов (как в США) это уже делают. При этом получается, к примеру, что в ряде штатов марихуана уже как бы и не наркотик, а вот на федеральном уровне и с точки зрения Конвенции ООН пока еще да! Эти противоречия вносят некоторую сумятицу в умы обывателей. А главное, что определение наркотиков с юридической, а не с медицинской точки зрения, не способствует ответственному к ним отношению и может навредить здоровью. Ведь как бывает: как только что-то разрешают, это автоматически считается безобидным. Однако даже не вызывающая физической зависимости марихуана не столь безобидна, как может показаться – так же, как и давным-давно декриминализированный алкоголь или никогда не запрещаемые энергетические напитки с высоким содержанием кофеина. А сейчас уже обсуждаются предложения о декриминализации т.н. тяжелых наркотиков (опиаты, кокаин).
В чем смысл декриминализации наркотиков? Во-первых, в освобождении их потребителей от уголовной ответственности. Сотни тысяч людей уже не будут арестованы полицией за сам факт обнаружения в их кармане «дозы». Ведь речь идет не только об опустившихся на дно наркоманах, но и о вполне добропорядочных людях, пожелавших расслабиться в свободное от работы или учебы время, либо срочно нуждающихся в сильнодействующем обезболивающем. Во-вторых, сделать легальной систему изготовления и продажи наркотиков, сделав их доступными, дешевыми и контролируемыми на предмет качества. Таким образом, можно будет избежать негативных последствий употребления кустарных веществ, которые физически губят множество людей. Речь ведь не только о тех же наркоманах, которые буквально заживо гниют от регулярного употребления сомнительной «бодяги». Возьмем, к примеру, известный случай из Беларуси: молодые люди, устроившие вечеринку, купили у какого-то «наркобарыги» курительную смесь (спайс), содержавшую какой-то «термоядерный» психотропный препарат. В итоге они стали настолько неадекватными, что вырезали у своего товарища глаза. По мотивам этой трагедии, кстати, в 2019 году был снят фильм «Спайс бойз». Ну и что уж говорить о случаях отравления и передозировки т.н. клубными наркотиками и стимуляторами, от которых у подростков случались инфаркты и инсульты! Наконец, доступность и дешевизна (или даже бесплатная раздача) легализованных наркотиков для зависимых от них людей, по идее, освобождает их от необходимости каждый день искать деньги на дозу. А значит, им не придется выносить из дома вещи, обкрадывать родителей и знакомых, воровать в магазинах и грабить на улицах - что должно резко сократить уровень преступности. Ну и в-третьих, это мощный удар по наркомафии, которая не просто имеет миллиардные прибыли с черного рынка наркотиков, но и создала на основе системы их незаконного распространения опасные преступные сети. Где на нижнем уровне находятся наркозависимые люди, занимающиеся кражами, проституцией и насилием, а на верхнем – наркобоссы, бандиты, коррупционеры. По идее, легализация должна разрушить сами основы наркомафии. Хотя в это верится с трудом, потому что мы имеем исторический опыт запрета алкоголя и возникновения мафии бутлегеров, которые после отмены сухого закона либо занялись легальным производством спиртного, либо переключились на иной род преступной деятельности (те же наркотики). Мафия бессмертна! Кстати, не кажется ли вам странным совпадением, что в ряде стран Запада волна строго запрета наркотиков поднялась сразу после того, как были отменены сухие законы? Как будто политики специально придумали для мафии новое направление «черного рынка».
В качестве первого шага на пути к легализации тяжелых наркотиков рассматривается программа заместительной терапии для наркозависимых, работающая в Северной Америке и Евросоюзе. Программа очень обширна: только в Европе по ней получают метадон или героин свыше полумиллиона наркоманов! Ее критика в основном направлена на то, что она не снижает общее количество наркозависимых и даже стимулирует их рост, а также на сохраняющееся число смертей. Впрочем, последнее в основном связано с двойным употреблением: получив бесплатную дозу в медицинском центре, наркоман затем добавляет к ней наркотик, купленный на черном рынке. Да, полмиллиона европейцев перестали попрошайничать, воровать и торговать собою ради необходимой дозы, но все же некоторые из них не перестали добывать дополнительные наркотики ради удовольствия. А еще один очень важный аспект, который почему-то все почти «не замечают», это образ жизни и общественное поведение таких наркозависимых. Те, кто умудряется раздобыть себе дозу больше необходимой, продолжают «кайфовать». Многие, особенно бездомные, прямо на улице. И в итоге мы и видим ту самую картину, которую описали в самом начале.
Допустим, опиаты, кокаин и амфетамины будут постепенно полностью декриминализированы, как и марихуана. Их можно будет вновь, как в старину, свободно купить в аптеке, максимум по рецепту врача. Каковы возможные последствия этого шага? С одной стороны, конечно, однозначно выиграют люди, нуждающиеся в них как в лекарствах. И, пожалуй, это единственный однозначно позитивный эффект! Да и то, если не учитывать, что если человек затянет лечение этими препаратами, то он рискует стать от них зависимым. А как с остальным? Думается, что не все употребляющие тяжелые наркотики, неважно постоянно или периодически, будут довольствоваться рекомендуемой аптечной дозой. Некоторые захотят добавить, усилить ощущения – и либо примут дополнительную порцию, либо будут искать иные, более сильнодействующие препараты. А это приведет к передозировкам и распространению на черном рынке кустарных наркотиков. То есть полностью избавиться от вызываемых наркотиками болезней и смертности, а также от наркомафии не получится. Пусть и в меньших масштабах, но они сохранятся, равно как и «наркозомби». А как быть с контролем употребления наркотиков для водителей, для людей на работе? Тут ведь просто так в трубочку не дыхнешь, эти тесты более сложные и занимают больше времени. Хотели бы вы ехать на автобусе, водитель которого принял пусть небольшую и легально купленную, но все же порцию кокаина?
Конечно, это тяжелые наркотики! Но ведь и с марихуаной не все так безобидно, как может показаться. Если перебрать «травы», да еще добавить к ней алкоголя, то можно начудить такого! Особенно если люди употребляют лишь изредка и еще не научились себя сдерживать. Это будет эффект бочонка пива, распитого старшеклассниками. Да, казалось бы, пиво почти безобидно, но если человек имеет возможность выпить его сколько влезет, и делает это первый или второй раз в жизни, то он в большой вероятностью натворит такого, о чем утром будет сильно сожалеть.
И вот теперь мы подходим к самой сути проблемы, которой, повторим, не уделяется должного внимания: практическом отсутствии позитивной культуры употребления наркотиков в нашем обществе. О чем красноречиво говорит хотя бы то, что само выражение «культура употребления наркотиков» вызывает у кого-то недоумение, а у кого-то и возмущение! В основном потому, что многие люди не совсем верно понимают значение этой фразы. На самом деле культура употребления – это соблюдение определенных правил когда, где, как и сколько употреблять, чтобы это доставляло и вам, и окружающим только позитивные эмоции. Однако в нашем обществе до сих пор сохраняется проблема с культурой употребления даже алкоголя – чему свидетельство валяющиеся на улицах в мокрых штанах алкоголики, буянящие пьяницы, преступления на почве алкоголя. Ведь хотя с основами этой культуры знаком практически каждый, соблюдают ее не все. А если на наше общество обрушится поток легальных доступных наркотиков?
Тут сразу вспоминаются американские индейцы, а также аборигены Сибири и Океании, которые спивались целыми племенами. Ученые утверждали, что все дело в генетике: мол, на них алкоголь действует особенно агрессивно. Однако они упускали из виду еще одну важную причину: индейцы и аборигены не знали культуры употребления алкоголя, они, как говорят европейцы, не умели пить. Кроме того, у тех же индейцев и народов Сибири существовала самобытная культура употребления наркотических и психотропных веществ (отвар грибов или кактусов, например), которая очень даже соблюдалась – поэтому там практически не было наркоманов (кроме регулярно употреблявших шаманов) и никто не убивал соседей в состоянии невменяемости. Да, кстати, помните норманнских берсерков? Тоже ведь умели употреблять настойку мухомора так, чтобы обрушить ярость на врагов, а не товарищей по оружию. Так вот, грибы индейцы употребляли культурно, но так, чтобы «дух воспарил» и «пришли видения». Это их и подвело, потому что употреблять любезно предложенную белыми «огненную воду» они стали в таких количествах, чтобы к ним «пришла белочка». А белые люди не стали им пояснять, что пить можно по чуть-чуть, лишь для поднятия настроения.
Кстати, позже точно так же незнание культуры употребления опиатов и кокаина превратило в опустившихся наркоманов и буйных параноиков сотни тысяч жителей Старого и Нового Света. И если морфинистами в основном становились раненные на полях Первой мировой солдата, которым слишком долго принимали обезболивающее, то кокаинистами - широкие трудовые массы простого народа, которые в условиях сухого закона нашли для себе новый способ расслабиться. Да, кокаин в начале 20 века свободно продавался в аптеках и даже входил в состав Кока-Колы (отсюда и ее название), но долгое время он был неинтересен обществу и считался «салонным» наркотиком. В салонах (клубах, ресторанах, театрах) как раз более-менее соблюдали культуру его употребления. А потом в США, России и ряде других стран ввели сухие законы – и народные массы ринулись кто за самогоном, кто в аптеку за кокаином. Незнакомые с особенностями кокаина, они подчас вытворяли такое! Говорят, что в революциях 1917 года в России и 1918 года в Германии немалую роль сыграл тот же кокаин, щедро раздаваемый солдатам и матросам.
Очень известный пример масштабной трагедии на почве отсутствия культуры употребления – опиумная лихорадка в Китае 19 века. Хотя опиум был известен в Китае издревле, он был очень дорогим и доступен только богатым, а после запрета его продаж и вовсе стал редкостью. Британия, устроившая две Опиумные войны, добилась его свободной продажи по доступной цене – и миллионы китайцев, бросив работу и семьи, зависли в опиумных курильнях, превращаясь в иссохших наркоманов.
Таким образом, проблема не в самих наркотиках, а в тех, кто их употребляет. Как, в прочем, и в случае с оружием: только от человека зависит, будет ли он стрелять по мишени в тире или в другого человека. Однако в странах, где владение оружием декриминализировано, существуют государственные системы контроля, которые во многом формируют культуру обращения с оружием. Чему-то обучают, что-то запрещают, за что-то наказывают. Это, конечно, не дает стопроцентную гарантию безопасности - так же как и водительские права не гарантируют, что их владелец не собьет кого-то на дороге. Но это позволяет как-то контролировать общую ситуацию и приучать людей к аккуратному вождению или обращению с оружием. И вот уже даже дети знают, что давить пешеходов или стрелять в них недопустимо. С культурой употребления алкоголя, как мы уже сказали, ситуация намного хуже - даже не смотря на некоторый контроль на трезвость со стороны государства. Это, кстати, показывает, что одного лишь государственного надзора недостаточно, если у людей нет собственного осознания необходимости соблюдения правил. А вот в Древней Спарте к этому подходили серьезно: на примере пьяных илотов детям с детства наглядно демонстрировали, что напиться вдрызг это не круто! Впрочем, подобные примеры нас окружают повсюду, мы тоже видим их с детства, некоторые каждый день, и тем не менее, некоторые становятся запойными пьяницами.
Таким образом наше общество, которое до сих пор не научилось культурно пить и понятия не имеет как культурно курить марихуану (а где этому учат?), рискует еще столкнутся с проблемой массового некультурного (мягко говоря) употребления тяжелых наркотиков – если их тоже решат легализовать.
Слушайте
ИНТЕРВЬЮ
СТРОФЫ
ОСТРЫЙ УГОЛ
Их запрет или доступность это замкнутый круг проблем: решая одни, мы тут же обостряем другие, на которые ранее не обращали должного внимания. Хотя, казалось бы, они всегда были у нас перед глазами…
ноябрь 2025
ФОРС-МАЖОР
