Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

"Как веточка в апреле"... 12 июня — День рождения Анны Франк

Опубликовано 17 Июня 2020 в 08:44 EDT

“...Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось...”.
Гостевой доступ access Подписаться

“...Мне кажется - я - это Анна Франк, прозрачная, как веточка в апреле. И я люблю. И мне не надо фраз. Мне надо, чтоб друг в друга мы смотрели...” /Евгений Евтушенко, «Бабий Яр»/.

Сияющие глаза, с вечной усмешкой в уголках, черные развивающиеся волосы и обворожительная улыбка...

Эта девочка - автор знаменитого «Дневника Анны Франк» — документа, обличающего нацизм. Книга стала мировым бестселлером — не только из-за своей пронзительной интонации, но и главным образом потому, что сумела объединить в судьбе одной девочки миллионы человеческих трагедий, связанных с нацистским геноцидом.  Анна Франк и её семья считаются одними из самых известных жертв нацизма. Дневник является документом войны, свидетельством необычайной жестокости, с которой преследовались евреи, и горькой нищеты, на которую они были обречены в пору гонений, свидетельством готовности людей прийти на помощь ближнему, но также и совершить предательство, свидетельством способности человека приспосабливаться и оставаться неприспособленным.

Дневник Анны Франк — один из самых известных документальных артефактов Второй мировой войны и одновременно проникновенная и искренняя история девочки-подростка. Анна получила тетрадку в подарок от отца на тринадцатилетие и вела дневник три года, пока вместе с семьей (немецкими евреями) пряталась в убежище от нацистов. В дневнике она рассказывает о происходящем вокруг: о домашних неурядицах, о своих переживаниях, о семье и друзьях, и все это на фоне войны.

Эта книга не может оставить равнодушным никого. Отбросив нас на 75 лет назад в период нацистской оккупации Нидерландов, дневник Анны Франк поведает о том, как несколько еврейских семей пытались выжить в тайном убежище, скрываясь от гестапо. День за днём еврейская девочка в своём дневнике рассказывает вымышленной ею подруге Китти всё, что происходит с ней и с другими обитателями убежища, записывая в него свои самые сокровенные мысли, горести и радости. Её детская жизнь по воле взрослых быстро стала недетской, превратив дневник девочки в значимый документ и в обвинительный акт. Последняя запись в дневнике датирована 1 августа 1944 года, вскоре гестапо по доносу арестовало всех обитателей убежища. Судьба Анны и её семьи трагична - все погибли в концлагере, лишь одному отцу девочки Отто Франку чудом удалось выжить, после освобождения из концлагеря вернуться в Нидерланды и найти дневник.

Анна Франк была одной из миллиона еврейских детей, погибших во время Холокоста.

Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю — 1 августа 1944 года. Этот дневник, найденный в потайной комнате после ареста семьи, был сохранен для Анны Мип Гис – одной из тех, кто помогал прятать семью Франк.

В течение двух лет семья Анны Франк (1929 — 1945) скрывалась в убежище в одном из офисных домов в Амстердаме. Все это время девочка вела дневник, фиксируя хроники войны и свои личные переживания. Весной 1944 года Анна услышала по радио выступление министра образования Нидерландов Херрита Болкештейна, который призывал граждан сохранять любые документы, свидетельствующие о страданиях народа в годы немецкой оккупации. Особой ценностью, по словам политика, будут пользоваться дневники. Тогда-то Анна и приняла решение переписать свой дневник, переделав его в роман.

Сохранившиеся дневниковые записи Анны поражают ее отца Отто до глубины души. Оказывается, его дочь мечтала стать писательницей или журналисткой и хотела издать свои рассказы о жизни в убежище. Друзья Отто убеждают его опубликовать дневник, и 25 июня 1947 года этот дневник, названный «Убежище», издается тиражом в 3000 экземпляров. 

И это только начало: книга переводится на 70 языков и служит материалом для фильмов и спектаклей. Люди по всему миру знакомятся с историей Анны, и в 1960 году убежище превращается в дом-музей Анны Франк.

Анна Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне в больнице Отечественного Женского Союза при заводе «Эшенхеймер» в ассимилировавшейся еврейской семье. Отец Анны Отто Франк был офицером в отставке и в тот период работал предпринимателем, мать Эдит Холлендер Франк — домохозяйкой. У Анны была старшая сестра Марго Франк, которая родилась 16 февраля 1926 года. Детство Анны Франк началось с побега. В возрасте 4 лет она вместе с семьей бежала из Франкфурта-на-Майне в Амстердам. В Веймарской Германии, где родилась Анна, в 1933 году на выборах победили национал-социалисты. К власти пришел Гитлер, и жизнь в родном Франкфурте стала опасной и невозможной.

1 сентября 1939 года, когда Анне исполняется 10 лет, нацистская Германия совершает вторжение в Польшу: начинается Вторая мировая война. Вскоре после этого, 10 мая 1940 года, немцы оккупируют Нидерланды. Голландская армия сдается через пять дней. Оккупанты принимают многочисленные законы и распоряжения, усложняющие евреям жизнь. В частности, евреям запрещается посещать парки, кинотеатры и магазины. Анна все реже выходит на улицу. Ее отец теряет свое предприятие, поскольку евреям больше не разрешается иметь собственный бизнес. Все еврейские дети, в том числе и Анна, обязаны ходить в отдельную еврейскую школу. 

Отец считал себя немцем, ему не приходилось сталкиваться с антисемитизмом, его жизнь  была налажена. Но пришел к власти Гитлер, и все рухнуло как карточный домик. В 1938 и 1941 годах отец Анны пытался получить визы для своей семьи, чтобы эмигрировать в Соединённые Штаты или на Кубу. 1 декабря 1941 года ему предоставили единственную визу для себя на Кубу, но спустя десять дней Германия и Италия объявили войну США, и виза была отменена Гаваной.

5 июля их дочь Марго получила от Центрального Бюро Еврейской эмиграции повестку в гестапо, которая предписывала ей явиться для отправки в транзитный концентрационный лагерь Вестерборк. На следующий день, 6 июля, на рассвете (тогда шёл сильный дождь и Франки рассчитывали, что при такой погоде на улице будет мало гестаповцев) Анна с родителями (Марго перебралась в убежище раньше) пешком (евреям в то время уже запрещалось пользоваться общественным транспортом) пришла на Принсенграхт. Чтобы создать иллюзию того, что они без багажа, на всех троих одето было по несколько комплектов одежды.

Восемь человек не подозревали, что в этом убежище им придется провести долгие 25 месяцев. Укрывавшие их голландцы были предельно осторожны. Несмотря на крайние меры предосторожности, кто-то из соседей узнал о том, что в задней части 263-го дома скрываются какие-то люди и донес в гестапо. 4 августа 1944 года примерно в половине одиннадцатого утра возле парадного входа остановился автомобиль. Из него вышли четверо гестаповцев во главе с Карлом Зильбербауэром, голландская полиция и началась облава.

За книжным шкафом они нашли дверь, где все это время прятались евреи. Все восемь человек четыре дня содержались в тюрьме на улице Ветерингсханс, а затем были помещены в транзитный концентрационный лагерь Вестерборк, где, как уклонившиеся от повесток, направлены на самые тяжёлые работы. 3 сентября они были депортированы в Освенцим. Этот 93-й состав, в котором было 1019 человек, стал последним эшелоном, увозившим голландских евреев в лагерь смерти, — после него депортация евреев из Вестерборка в Освенцим прекратилась. К тому же обитатели убежища имели несчастье попасть в Освенцим во второй половине 1944 года, когда уничтожение евреев в немецких концлагерях было особенно интенсивным.

По прибытии Анна вместе с матерью и сестрой была насильственно отделена от отца. Затем были направлены на досмотр к доктору Йозефу Менгеле, который решал, кто будет допущен в лагерь. Из 1019 человек 549, включая всех детей, которые были младше 15-ти лет, были отправлены в газовые камеры. Анна, которой исполнилось 15 несколько месяцев назад, оказалась самой юной заключённой, которая не подверглась этому отбору из-за своего возраста. Августа, Эдит, Марго и Анна были направлены в барак 29, где три недели провели на карантине. 7 октября в блоке, где содержались Франки, прошёл отбор женщин для работы на оружейной фабрике. В числе отобранных были Эдит и Марго, однако у Анны к тому моменту началась чесотка, из-за чего её мать и сестра отказались от этого предложения, потому что не хотели бросать Анну.

Отто сразу же насильно отделили от семьи. Эдит и девочки держались вместе. Анне Франк едва исполнилось 15-ть. Ее не удушили в газовой камере, но отправили на работы, непосильные для ребенка. Изнуряющий труд, голод и болезни сделали свое дело. Первой умерла от истощения мама девочек. Марго и Анна держались друг за друга и за жизнь из последних сил. Советская армия была всего в 100 км от Освенцима, когда девочек погрузили в вагон и вместе с последним этапом отправили в концлагерь Берген-Бензель. На новом месте Марго заболела тифом, вскоре брюшной тиф сразил и Анну. В один из апрельских дней Марго потеряла сознание и упала со своих нар на бетонный пол и пролежала там без помощи, пока не умерла. После смерти сестры у Анны не осталось сил бороться за жизнь. Она потеряла к ней интерес и умерла буквально через несколько дней после Марго.

Сохранились свидетельства, по которым первые признаки тифа у сестёр Франк были заметны уже к 7 февраля — согласно голландским органам здравоохранения, которые изучали этот вопрос, большинство заключённых Берген-Бельзена умирали от тифа спустя 12 дней после проявления первых его признаков.

. Единственным человеком, сумевшим пережить концлагерь, стал Отто Франк. Остаток своей жизни он посвятил делу памяти о своей семье и об Анне. Его бывшая работница, друг семьи Мип Гис нашла дневник девочки сразу после ареста семьи Франк и передала его отцу после войны только тогда, когда информация о гибели Анны в концлагере подтвердилась.

В 1948 году амстердамская полиция начала процедуру розыска предателя. Согласно полицейским отчётам такой человек существовал, но его имени не знал никто. Было известно лишь, что за каждого еврея он получил награду в семь с половиной гульденов.

Фашисты  убили шесть миллионов евреев, граждан двадцати государств, богатых и нищих, знаменитых и неизвестных. Атомные бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки внезапно, от них нельзя было укрыться. Но гитлеровцы, начиная с 1933 года, открыто устраивали облавы на миллионы людей, как устраивают облавы на волков. Евреи пытались скрыться, прятались в ямах, в заброшенных шахтах, в щелях городов; дни, месяцы, годы они ждали расправы. Шесть миллионов были удушены в газовых камерах, расстреляны в ярах, обречены на медленную смерть от голода. Они были отделены от мира стенами гетто, колючей проволокой концлагерей. Никто не знает, что они думали и чувствовали. За шесть миллионов говорит один голос – не мудреца, не поэта – обыкновенной девочки.

Анна Франк вела дневник, как это часто делают девочки ее возраста. Детская жизнь по воле взрослых быстро стала недетской. Дневник девочки превратился и в человеческий документ большой значимости и в обвинительный акт. Один голос из шести миллионов дошел до нас. Это еще детский голос, но в нем большая сила – искренности, человечности и таланта. Не каждый писатель сумел бы так описать и обитателей убежища и свои переживания, как это удалось маленькой Анне.

Что видела Анна? Тесный чердак, где честные и смелые голландцы в течение двадцати пяти месяцев скрывали восемь обреченных: немецкого эмигранта Отто Франка, его жену, двух дочерей – Марго и Анну, чету ван  Даан, их сына Петера, зубного врача Дусселя.

На  детское платье Анны была пришита шестиконечную звезду, и она приняла  случившееся с глубоким непониманием, но и с глубоким достоинством. В убежище  Анна  вела дневник.

Запись 19 ноября 1942:

“Немцы звонят в каждую дверь и спрашивают, не живут ли в доме евреи... Вечером, когда темно, я вижу колонны людей с плачущими детьми. Они идут и идут, осыпаемые ударами и пинками, которые почти сбивают их с ног. Никого не осталось — старики, младенцы, беременные женщины, больные — все тронулись в этот смертельный поход…”

1 августа 1944 года Анна Франк сделала в своем дневнике последнюю запись: "...ищу способ, чтобы стать такой, какой я хотела бы и могла бы быть, если бы не было на свете других людей". Девочка до последнего верила в человечность.
.
Единственным членом семьи, выжившим в нацистских лагерях, был отец Анны Отто Франк. После войны он вернулся в Амстердам, а в 1953 году переехал в Базель (Швейцария). Он умер в 1980 году.

Известен тот, кто лично нашёл, задержал и отправил в концлагерь Анну Франк, её семью и ещё нескольких евреев в Амстердаме — это эсэсовец Карл Йозеф Зильбербауэр, выделявшийся жестокостью даже в своей организации.

Анна Франк, как и ее сестра Марго, покоится в братской могиле на территории бывшего лагеря Берген-Бельзен под Ганновером. Природа отвоевала у людей эту территорию ужаса: там, где стояли бараки, сегодня простирается густой вересковый ковер.

Мемориал сестёр Анны и Марго Франк размещен на территории бывшего концлагеря Берген-Бельзен.

В Амстердаме создан дом-музей Анны Франк— в том здании, где она скрывалась и писала свой дневник. Её именем названы улицы в ряде городов Израиля, в частности в Бат-Яме, Петах Тикве, Ашкелоне, Хадере и Рамат-Гане.

Цитаты из этой уникальной книги:

“Можно заткнуть людям рот, но нельзя запретить им думать, лишь потому, что они слишком молоды”.

“Для всякой девушки тот день, когда ее впервые поцеловали, — самый важный день!”

“Петер сказал ещё:
— Евреи всегда были и будут избранным народом.
Я ответила:
— Хорошо бы они хоть раз были избраны на что-то хорошее.”

“Солнышко сияет, небо голубое-голубое, веет приятный ветерок, и мне так хочется... так хочется... всего!.. Хочется поговорить, хочется свободы, друзей, хочется побыть одной. Так хочется... плакать!”

“Анна спросила: «Почему они хотят сделать из нас зверей?». На что кто-то ответил: «Потому что они сами — дикие звери»”.

“Пока я могу видеть это, — подумала я, — безоблачное небо и солнечный свет — я не смею грустить”.

“Нечего разыгрывать страдания, если тебе прекрасно живется!”

“О чувствах легче говорить шепотом, чем разглашать их на весь мир”.

“После каждой войны всегда говорят: это никогда больше не повторится, война — такой ужас, любой ценой нужно избежать ее повторения. И вот люди снова воюют друг с другом, и никогда не бывает иначе. Пока люди живут и дышат, они должны постоянно ссориться, и как только наступает мир, они опять ищут ссоры”.

“А мой совет такой: "Иди в поля, смотри на солнце, любуйся природой. Ищи счастье в себе самой, подумай обо всем прекрасном, что есть в тебе и мире и будь счастлива". А тот, кто сам счастлив, может дать счастье и другим. Тот, в ком есть мужество и стойкость, тот никогда не сдается и в несчастье!”

«Анна Франк напоминает мне молодое растение, переселенное из условий умеренного горного климата в условия знойной долины. Оно зацветает здесь буйно и пышно, чтобы затем безвременно погибнуть, как и Анна Франк, этот маленький смелый цветок, который расцвел за затемненными окнами убежища», - написала Анни Ромейн Ферехор, голландский публицист.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

СТРОФЫ

Подборка стихов "Бурый медведь"

Живу лишь мечтой, уходя от унынья-
Белоголовым орлом бы мне стать!
И распахнув темно-серые крылья,
С ветром вдогонку над тучей летать.

Татьяна Грант апрель 2024

ПРОЗА

Здрасьте, кума Настя, Америка!

Первые еврейские беженцы из России сразу в Америку не попадали. Их туда не пускали. Началось это более ста лет назад. Всех привозили на Эллис Айлэнд- небольшой остров, расположенный недалеко от Нью-Йорка. Здесь были не только евреи, но и итальянцы, украинцы, поляки. Основная цель начальной изоляции – карантин…

Анатолий Стеклов март 2024

ПРОЗА

МОЙ ДВОР. ИЛИ О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ

Шёл пятьдесят пятый. Прошло всего десять лет, как окончилась Великая Отечественная Война и не зажили ещё раны, нанесённые ею. Страх и горе ещё жили в глазах людей. Первым тостом во время любого застолья было «За Родину, за Сталина!», а последним – «За то, чтобы не было Войны!» — это было время, когда фронтовики не стеснялись пролитой слезы, вспоминая о падших и с гордостью носили свои награды. Мои сверстники и я росли рядом с этими людьми и чувствовали себя, как за каменной стеной.

Борис Пукин март 2024

ПРОЗА

Этапы длинного пути

Раннее детство. Война. В конце 1943 года мы получили письмо от папы, который сообщил, что находится в Киеве, в госпитале, после ранения, полученного при освобождения города и что он был в уцелевшем нашем доме на улице Софиевской. В наших комнатах в коммунальной квартире жили какие-то люди В конце 1943 года мы получили письмо от папы, который сообщил…

Эдуард Малинский апрель 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Страшнее кошки зверя нет»

Уже в конце октября «Ансар Алла» начала ракетные обстрелы Израиля, правда, без видимого успеха. Йемен и Израиль разделяют почти 2000 км, по земле — это напичканная системами ПВО территория враждебной хуситам Саудовской Аравии, а в Красном море постоянно дежурят корабли военно-морского флота США, способные перехватывать ракеты. Кроме того, и сам Израиль защищен собственными современными системами противоракетной обороны.

Эдуард Малинский март 2024

ОСТРЫЙ УГОЛ

Что не так с «абрамсами»?

Американской и европейской бронетехнике отводили решающую роль в украино-российской войне. Но всё пошло не по плану…

Сергей Дяченко апрель 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Аннушка уже разлила масло...»

Статья эта посвящена подведению итогов полугодия военной кампании в секторе Газа, где происходит жесткое противостояние между АОИ – Армией Обороны Израиля и террористической организацией Хамас, хотя сам знак равенства между цивилизованным государством, армия которого по своей мощи, между прочим, по рейтингу входит в первую десятку армий мира, и террористической организацией, к тому же объявленной во многих странах вне закона, звучит унизительнодля государства.

Эдуард Малинский апрель 2024

ИСТОРИЯ

Невероятно, но факт: Сталину дали по башке прямо на трибуне Мавзолея

Кто осмелился поднять руку на "пролетарского вождя" и что с ним случилось потом?

Аким Знаткин апрель 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть вторая

Светлейший князь Потёмкин «На месте ли монумент императору Петру Великому?»

Ф. И. Тютчев: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом…»

Баснописец Крылов. «Вы, Иван Андреич, вымойтесь, да причешитесь и никто вас не узнает!»

Игорь Альмечитов апрель 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка