АННА МИХАЛКОВА: Я ОПТИМИСТ
Диалог со "звездой" в Германии
Опубликовано 19 Июня 2013 в 05:41 EDT
В ФРГ, в Эссене, на Фестивале российской культуры, был показан фильм Авдотьи Смирновой "Кококо". Представляла картину зрителям исполнительница одной из двух главных ролей актриса Анна Михалкова:
- Для меня приятная неожиданность, что в кинотеатр пришло так много зрителей. Это сейчас большая редкость… Работа в фильме "Кококо" мной очень любима. Потому что это, на мой взгляд, очень умное кино. Кино с хорошим, качественным юмором и с… блестящими актерскими работами (Смеется). Кстати, сценарий Дуня Смирнова писала специально для меня и для Яны Трояновой, которую все узнали после фильма "Волчок". Желаю всем хорошего просмотра.
Зрителям кино понравилось. После сеанса актрису долго не отпускали: вопросы, впечатления, цветы, автографы… А собственный корреспондент "Кругозора" Григорий Крошин побеседовал с ней.
НАША СПРАВКА: Анна Никитична Михалкова - старшая дочь в семье Никиты Михалкова и Татьяны Михалковой, родилась 14 мая 1974 г. в Москве. В 1997г. окончила ВГИК (актёрский факуьтет, курс Анатолия Ромашина), в 2002-м ушла с последнего курса юридического факультета Московского государственного института международных отношений.
Отец в 1993 г. снял фильм "Анна. От 6 до 18", рассказывающий о детстве и отрочестве дочери.
С 2005 г. Анна Михалкова - ведущая передачи "Спокойной ночи, малыши!" на телеканале "Россия".
Награды: 2006 - кинопремия "Золотой орёл" - Лучшая женская роль в кино (фильм А. Смирновой "Связь"); 2007 - Национальная премия кинокритики и кинопрессы "Белый слон" - Лучшая роль второго плана (фильм К. Серебренникова "Изображая жертву"); 2009 - кинопремия "Ника" - Лушая женская роль второго плана (фильм Ал. Прошкина "Живи и помни"); 2012 - 23-й открытый российский кинофестиваль "Кинотавр" - Приз за лучшую женскую роль (фильм А. Смирновой "Кококо"), (совместно с Яной Трояновой).
Муж - предприниматель Альберт Баков (р. 1962 г.), сыновья: Андрей Баков - р. 2000 г., Сергей Баков - р. 2001 г.
- Анна, о фильме чуть позже, а пока скажите: как вы вообще пришли в кино? Заразила семья? Или по внутреннему побуждению?
- Не знаю, как и отвечать на этот вопрос… Хочется сказать: "по блату" (Смеется). В принципе в детстве я хотела стать актрисой. Как, по-моему, и большинство детей, особенно девочек. Потом, какое-то время, я, наоборот, не хотела быть актрисой, занималась разными другими вещами. Потом, в какой-то период времени я поняла, что, наверное, все же стоит попробовать. И я считаю, что попробовала достаточно удачно (Смеется). По крайней мере, знаю, что не занимаю чье-то место.
- Впервые вы появились на экране в 1993-м в фильме, снятом вашим папой, - "Анна. От 6 до 18". Как вы, героиня фильма, относитесь к нему? К самой идее его?
- Я думаю, что идея фильма пришла позже. Сначала был материал, который очень долго не имел законченной формы, а потом возникла идея рассмотреть на примере конкретного человека события, происходившие в стране за довольно большой период времени. Я к нему отношусь как к очень личному и не могу сказать, что я его очень люблю, потому что мне не особо свойствен эксгибиционизм души.
- Как-то вы сказали, что "ощущали враждебность к своей фамилии". С чьей стороны? От коллег? От прессы?.. И как вы с этим справлялись?
- Ну… эти проблемы особенно болезненны в подростковом возрасте. А потом ты уже начинаешь понимать, что тратить время на то, чтоб разбираться, почему с тобой так общаются, есть ли у людей к тебе предубеждение или его нет, бессмысленно. Я постоянно сталкиваюсь либо с враждебной настроенностью по отношению ко мне, либо с подобострастием. В принципе я даю любому человеку пространство и время для того, чтобы он как-то выработал сам свое отношение ко мне. И в зависимости от этого я соответственно поступаю. И даже не столько в зависимости от этого, а я вообще-то в жизни веду себя, как сама считаю нужным. Конечно, мы все в той или иной мере зависим от ситуации, от людей, с которыми общаемся, но я не чувствую дискомфорта, если кто-то чересчур свободно со мной общается или, наоборот, пытается самоутвердиться за мой счет, меня это уже давно не волнует.
- Вас давно уже, по-моему, не сравнивают ни с папой, ни с дядей, ни с сестрой… Вы сама по себе яркая творческая единица, это уже всем ясно. А трудно ли было поначалу входить в профессию? Мешала вам фамилия? Или помогала?
- С одной стороны, конечно, мешала, а с другой, наоборот, помогала. Если говорить лично обо мне, то у меня были разные ситуации. То ты получаешь либо какую-то явно тобой не заслуженную любовь, так сказать, авансом, то ли совершенно не заслуженный, идущий шлейфом за фамилией негатив по отношение к себе. На моей работе сейчас это уже никак не сказывается - не вредит и не помогает. Если б я на это еще тратила свое время, то, наверное, с ума бы сошла.
- А что вас привлекает в продюсировании? Оно не отвлекает вас от актерства?
- Нет, меня ничто ни от чего не отвлекает (смеется). Ну… Актерство я, конечно, люблю, как и все остальное в принципе. Здесь у меня обычно одно вытекает из другого. Во-первых, мне интересен сам процесс кинопроизводства. И чем старше я становлюсь, тем интереснее создавать и формировать что-то самой. Всё зависит от того, чем я на данное время занимаюсь. Если я начинаю что-то продюсировать, то это я делаю часто для моих друзей из кино, с которыми мы занимались некими проектами, и у меня была возможность им помочь. Мне нравится заниматься организацией процесса. Актерство и продюсерство для меня это просто разные грани одного и того же вида искусства.
- То есть вы занимаетесь продюсированием, исходя из своих собственных соображений, а не из-за того, что вас кто-то об этом просит либо заставляет?
- Конечно. Меня уже давно никто ничему не заставляет, слава богу. Вообще, я счастливый человек, так как сейчас имею возможность выбирать.
- Если можете выбирать, то от многого отказываетесь? По каким причинам? Сценарий не нравится? Режиссер? Съемочный коллектив? Может быть, гонорар?..
- Да, отказываюсь от многого. Но гонорар никогда не являлся основным мотивом. Отказываюсь по разным причинам. Бывает, что мне не нравятся люди. Чаще всего ты ведь выбираешь работу по каким критериям? Это либо хорошая роль, либо это хороший режиссёр. Ну, еще есть такое явление, как так называемый "актерский субботник", когда друзья-актёры просят тебя им подыграть, помочь сняться.
- Может быть, такой "субботник" для вас - выходящий в эти дни сериал Первого канала "После школы"?
- Ну, там у меня совсем маленькая роль.
- И в который уже раз вместе с Михаилом Пореченковым…
- Да, это так. И кем мы только с ним уже не были на экране: и супругами, и любовниками… Миша очень удобный для меня партнер. Мы с ним давние друзья, дружим и семьями, его жена это вообще одна из моих лучших подруг. И плюс ко всему он большой профессионал. Работать с ним легко. Он очень помогает как партнер.
- Вы производите впечатление спокойного, уравновешенного человека. Сказали, что вам всё в радость… Разве такое может быть в жизни?
- Я действительно довольно уравновешенный человек. И, по большому счету, мое существование достаточно комфортное. И жизнь свою я строю по такому принципу: мне не хочется тратить время на какие-то специально создаваемые стрессовые ситуации, выяснения отношений, это вообще не моя форма. Просто есть люди, которые энергетически от этого заводятся, заряжаются. Например, многим артистам нужен конфликт для того, чтобы растревожить свой аппарат. Мне же, наоборот, нужно состояние любви.
- Ваш муж Альберт Баков - бизнесмен, то есть не имеет отношения к сфере искусства. Как он относится к вашей работе?
- Не на "ура", конечно. Он совершенно нормальный человек, а нормальный человек, конечно, вряд ли может с пониманием относиться к нашей работе, если он не из этой среды. Но поскольку я не очень много времени провожу на съемках, делаю это очень дозированно, стараюсь этим заниматься не в ущерб нашим отношениям и интересам семьи. Свободное от съемок время стараюсь посвящать детям.
- Помимо съемок в кино вы ведь еще - ведущая в "Спокойной ночи, малыши!". Об этой работе вы как-то сказали: "Это моя жизнь, моя судьба, мои любимые персонажи!" Это связано с тем, что у вас два сына?
- Конечно. Именно поэтому я приняла предложение поработать в этой программе. Мои мальчики Андрей и Сергей, увы, уже не смотрят её, а я все еще там... У моих парней разница в один год и один день, один и тот же знак зодиака - оба Тельцы, как и я. Но при этом они такие разные. Андрюша, старший сын, лидер по натуре, в школе отличник. Сережа, тоже очень целеустремленный. Если не может выиграть по правилам, то меняет их - такая у него натура. У них сейчас очень интересный возраст, мне страшно нравится с ними общаться.
- В сериале "Жизнь и судьба" вы сыграли роль, которую я лично считаю лучшей среди женских ролей в этом фильме, с чем вас и поздравляю.
- Да что вы?! Там ведь этой роли и нету почти: всего пара эпизодов… Но - спасибо большое. Мне это неожиданно и очень приятно слышать такой отзыв именно об этой моей работе, потому что мне так хотелось, чтобы Сергею Владимировичу Урсуляку понравилось то, что я делаю. Просто из моего человеческого отношения к нему.
- Но как вам удалось так точно угадать в этом образе эпоху, описанную в "Жизни и судьбе"? Ведь вы не жили тогда…
- Это вообще какая-то мистика. Точно так же меня спрашивают: как это ты так точно показала деревенскую бабу в фильме "Свои", ты же не жила в то время и не знаешь этой среды… (Смеется). Видимо, по характеру я эмпат, т. е. человек, обладающий свойством вчувствоваться в предлагаемый образ. То есть если сценарий и образы написаны точно, то, по большому счету, мне ничего не надо делать. Тут другое интересно: оказалось, что мой типаж сам по себе очень ложится на то время. Было интересно, что когда я увидела материал на экране, у меня было ощущение, что я смотрю кино 40-50-х годов. Но, между прочим, многие "гроссмановеды" были недовольны. Ясно, что роман Гроссмана, такой всеобъемлющий, очень сложен для экранизации. Естественно, что из него взяты лишь определенные сюжетные линии. Но то, что он показал истории разных людей, мне это очень понравилось.
- Вы до съемок наверняка читали сам роман? Изучали обстановку того времени?
- Да, конечно, читала роман. Но специально ничего не изучала, нет. У меня вообще нет такого, что вот, мол, я вхожу в образ… и т. д. Ты, конечно, затрачиваешься, но это происходит помимо моей воли.
- По-вашему, почему серьезные фильмы у нас не слишком пользуются успехом у публики, часто проваливаются в прокате?
- Видимо, потому что людям, привыкшим в кинотеатре есть попкорн, очень сложно перестроиться на какой-то серьезный просмотр. А людей, подготовленных к зрелищам другого рода, осталось, к сожалению, очень мало.
- Ваша фраза: "Все нужно делать через преодоление неуверенности в себе - надо приходить к человеку и прямо сказать: вам нужна я и никто другой"… Такое уже было у вас? С кем?
- Да. Например, Кириллу Серебренникову я так однажды сказала. Что очень хочу с ним поработать. Потом я снялась у него в фильме "Изображая жертву". Знаете, есть артисты, готовые себя предлагать всегда и везде… Но это должно быть обязательно связано с твоим твердым ощущением, что у тебя есть потенциал, позволяющий тебе заявить режиссеру, если ты уверен в этом и знаешь, как этот потенциал раскрыть. Я при этом никогда не прошу роли. Никогда. У меня бывает просто отчетливое желание работать именно с этим режиссёром.
- Вы уже после окончания ВГИКа вдруг поступаете в МГИМО. Разочаровались в актерской профессии?
- Нет, не разочаровалась. Просто тогда был тяжелый кризис в кино, ничего не снималось, и я нигде не была занята. А по моим тогдашним ощущениям своих возможностей, я могла бы что-то еще делать, кроме кино. Поступила в МГИМО, мне это было тогда интересно, да и просто захотелось иметь какое-то системное образование: ведь актерство-то это больше ремесло, чем образование. Ну а потом родились дети - сначала Андрей, а потом Сергей, и мне уже стало не до учебы, я бросила ее, недоучившись полгода. А потом я поняла, что не буду заниматься международным правом.
- Чем вам близка героиня из "Кококо"? Или проблема?
- В этой картине мне было интересно вообще обсуждение темы того, что в нашем государстве живут два в общем-то разных народа, которые вроде бы говорят на одном языке, но совершенно друг друга не понимают… Как сиамские близнецы, которые не могут друг без друга, но и не могут жить вместе. А что касается взаимоотношений двух главных героинь (моей и Яны Трояновой), то там такая мысль: когда мы влюбляемся в человека, мы наделяем его свойствами, которые сами себе представляем. Но потом оказывается, что этот человек - совсем не то, что ты себе нафантазировал… Так бывает и в дружбе, и в любовных отношениях. И еще: Яна - актриса такого мощнейшего дарования, что рядом с ней существовать очень сложно, и в жизни, и на съемках. Но такого прекрасного партнера, как Яна, у меня еще не было. По тому, как много она от тебя забирает, и по тому, сколько она тебе может отдать обратно. Но для нее это каждый раз саморазрушение, постоянное сжигание себя.
- Теперь, если не возражаете, блиц-интервью. Итак, кем вы себя считаете: актрисой? Продюсером? Телеведущей? Работником Фонда культуры?
- В основном я считаю себя мамой моих детей. Самая лучшая и основная из моих профессий.
- Какие вам роли как актрисе ближе?
- Мужские (смеется). А если серьезно, то нет у меня каких-то особых предпочтений.
- У вас никогда не было желания поработать в театре?
- Нет, не было никогда.
- Вы оптимист по жизни или пессимист?
- Я оптимист.
- А не бывает минут отчаяния, когда всё хочется бросить?
- Нет, не бывает. Я просто не могу себе этого позволить. У меня же дети, семья… Они не могут зависеть от моих настроений никаким образом.
- Что вам больше всего не нравится в себе?
- Ну, я же не на исповеди (Смеется). Я к себе довольно критична, но не до такой степени, чтобы рассказывать об этом в интервью.
- А что раздражает в людях?
- Глупость.
- Сейчас вы снимаетесь?
- Уже нет. Закончила съемки у Григория Константинопольского в 8-серийном телефильме "Кукушечка".
________________
На фото: Анна в беседе с автором.
Слушайте
НЕПОЗНАННОЕ
Будь научная фантастика действительно строго научной, она была бы невероятно скучной. Скованные фундаментальными законами и теориями, герои романов и блокбастеров просто не смогли бы бороздить её просторы и путешествовать во времени. Но фантастика тем и интересна, что не боится раздвинуть рамки этих ограничений или вообще вырваться за них. И порою то, что казалось невероятным, однажды становится привычной обыденностью.
октябрь 2024
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Кремлевский диктатор созвал важных гостей, чтобы показать им новый и почти секретный образец космической техники армии россиян. Это был ракетоплан. Типа как американский Шаттл. Этот аппарат был небольшой по размеру, но преподносили его как «последний крик»… Российский «шаттл» напоминал и размерами и очертаниями истребитель Су-25, который особо успешно сбивали в последние дни украинские военные, но Путин все время подмигивал всем присутствующим гостям – мол, они увидят сейчас нечто необычное и фантастическое.
октябрь 2024
Призывы наших американских доброжелателей (и искренних друзей из ЕС тоже), которые убеждают украинцев в необходимости быть приверженцем демократии во время войны, причем обязательно на своей территории, – это более похоже на провокацию, нежели на уговоры соблюдать права и свободы человека. Как, каким образом их соблюдать и кто когда это делал? Пусть кто мне скажет!
сентябрь 2024
ФОРСМАЖОР
ОСТРЫЙ УГОЛ
Подчинить себе других намного проще, чем сохранить собственную свободу.
сентябрь 2024