Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

МАДЖОНГ

Полный дракон сулит богатство

Опубликовано 6 Апреля 2012 в 06:54 EDT

В августе 1967-го хунвэйбины ходили по домам с обысками. Искали гоминьдановские флаги или спрятанное оружие, радовались и комплекту маджонга. Он свидетельствовал, что его обладатель вел "тлетворный буржуазный образ жизни", предавался "развращенным удовольствиям", полностью отклонялся от "линии пролетарской революции", а посему, несомненно, опустился до того, что стал "прихвостнем мирового империализма" и "советского ревизионизма"...
Гостевой доступ access Подписаться

О но­вом ав­то­ре "Кру­гозо­ра"

Ро­дилась в Ки­тае, в Хар­би­не. Окон­чи­ла шко­лу при По­соль­стве СССР в Пе­кине. Учи­лась в Пер­вом Пе­кин­ском ин­сти­туте инос­тран­ных язы­ков. Бы­ла под­вер­гну­та реп­ресси­ям и ссыл­ке в пе­ри­од Куль­тур­ной ре­волю­ции. Пре­пода­вала рус­ский язык во Вто­ром Пе­кин­ском ин­сти­туте инос­тран­ных язы­ков. В нас­то­ящее вре­мя за­нима­ет­ся пе­рево­дами.

 
... В чад­ном ды­му мас­ля­ных све­тиль­ни­ков ме­чут­ся фи­гуры, вре­мя от вре­мени раз­да­ют­ся гор­танные вык­ри­ки: "Бе­лая кар­та!", Кун­жутный блин!", "Во­семь ты­сяч!"... Груп­пы муж­чин в длин­но­полых ха­латах гру­дят­ся вок­руг тес­но рас­став­ленных сто­ликов. Здесь про­иг­ры­ва­ют с тру­дом на­житые сос­то­яния, те­ря­ют рас­су­док, но ни­ког­да не те­ря­ют на­деж­ды поп­ра­вить все свои де­ла, выс­тро­ив строй­ный ряд кос­тя­шек "Пол­ный дра­кон". Это Ки­тай. Это - мад­жонг.

Иг­ра мад­жонг приш­ла из древ­ности. Уже ник­то в Ки­тае не пом­нит, бы­ла ли она за­везе­на чу­жезем­ца­ми или са­ми де­ти Жел­той ре­ки ее соз­да­ли. Пря­мо­уголь­ных     кос­тя­ных карт ка­сались и хо­леные паль­цы  им­пе­рато­ров,  и  гру­бые ру­ки мяс­ни­ков, изо дня в день све­жу­ющих сви­ные ту­ши.  И ес­ли бо­гатых ма­ло ин­те­ресо­вал ма­тери­аль­ный ре­зуль­тат иг­ры  (им  бы­ло дос­та­точ­но ощу­щать азарт), то для прос­тых лю­дей вы­иг­ры­ва­емые "фа­ни" (уд­во­ение пос­тавлен­ных сумм) иног­да зна­чили не мень­ше, чем са­ма жизнь. По­тому-то не­ред­ко пос­ледним шан­сом  взять ре­ванш бы­ла пос­тавлен­ная на кар­ту же­на...     

Лю­бопыт­на ис­то­рия, про­ис­шедшая с умер­шим лет де­сять на­зад Чжа­ном Пи­го - ста­рым  ис­топни­ком Пе­кин­ско­го ин­сти­тута инос­тран­ных язы­ков. Это был пос­ледний жи­вой ев­нух, ко­торый в мо­лодос­ти за­нимал прес­тижную дол­жность      в га­реме им­пе­рато­ра Пу  И. Ког­да пос­ле ре­волю­ции им­пе­ратор­ский дво­рец был объ­яв­лен го­сударс­твен­ным дос­то­яни­ем, мо­лодо­му пре­ус­пе­ва­юще­му ев­ну­ху приш­лось по­кинуть Зап­ретный го­род. Он по­селил­ся в од­ном из пе­ре­ул­ков, за­тенен­ных кро­нами рас­ки­дис­тых ака­ций. Здесь по ве­черам у во­рот до­мов за­жига­лись крас­ные фо­нари, раз­да­вались вык­ри­ки за­зывал... Чжан лю­бил за­ходить в рес­то­ран "Крас­ный", где мож­но бы­ло ско­ротать ве­чер в ук­ромном угол­ке, наб­лю­дая за иг­ро­ками в мад­жонг. Ему нра­вилась эта иг­ра, ко­торая в им­пе­ратор­ском двор­це бы­ла пре­рога­тивой ис­клю­читель­но са­нов­ни­ков вы­соко­го ран­га.

В один из ве­черов он об­ра­тил вни­мание на че­тырех не­обыч­ных по­сети­телей. Они бы­ли оде­ты в длин­ные чер­ные ха­латы и ко­рот­кие шел­ко­вые кур­тки. Иг­ро­ки усе­лись за квад­ратный, об­тя­нутый зе­леным сук­ном стол с мно­гочис­ленны­ми выд­вижны­ми ящич­ка­ми. От­ки­нув ши­рокие ру­кава, как по ко­ман­де дос­та­ли мед­ные ку­ритель­ные тру­боч­ки для опи­ума. На­чалась иг­ра: чет­ве­ро пе­реби­рали кос­ти и ле­ниво вык­ри­кива­ли тер­ми­ны: "Во­семь ты­сяч", "Ров­ный край". И вдруг са­мый мо­лодой из них пред­ло­жил сде­лать еще круг, но по-круп­но­му.

Са­мый поч­тенный из иг­ро­ков неб­режно вы­ложил ма­лень­кий сли­ток зо­лота. В гла­зах его пар­тне­ров вспых­ну­ли жад­ные огонь­ки. Блеск зо­лота выз­вал в ру­ках нер­вную дрожь. Вы­иг­ры­ши по­пере­мен­но пе­рехо­дили от од­но­го к дру­гому. И тут раз­дался воз­глас: "За­вер­шил!" Скло­нен­ные над сто­лом ли­ца трех ос­таль­ных за­кос­те­нели: от­кры­тые кар­ты сос­то­яли толь­ко из од­них и­ерог­ли­фов. Вы­иг­равший, оша­лев от не­тер­пе­ния, под­счи­тывал в уме ба­рыш. Ему уже ви­делись и но­вый дом, и еще од­на свадь­ба с жен­щи­ной, ко­торая при­ведет в при­даное хо­рошень­ких слу­жанок. Те­перь уж точ­но он смо­жет пе­реб­рать­ся из пред­местья Пе­кина в са­мый прес­тижныи вос­точный рай­он. Заг­ля­нув в чай­ную че­лове­ком сред­не­го дос­татка, он со­бирал­ся вый­ти из нее бо­гачом...

Вдруг один из про­иг­равших сде­лал по­вели­тель­ный жест, и из тем­но­го уг­ла по­яви­лись два мо­лод­чи­ка, оде­тые в без­ру­кав­ки и ша­рова­ры. Пер­вый, по­дой­дя к сто­лу, оп­ро­кинул его но­гой. На­чалась по­тасов­ка. Гро­милы быс­тро раз­де­лались и с иг­ро­ками, и со все­ми, кто по­падал­ся им под ру­ку. По хар­чевне ле­тали бу­тыл­ки, ска­мей­ки. Од­на из бу­тылок по­пала в фо­нарь. Взор­вался газ, и весь рес­то­ран ох­ва­тило пла­менем. Чжан в па­нике вы­бежал на­ружу.

На сле­ду­ющее ут­ро, в пят­ни­цу, 13 и­юня  1941 го­да, в га­зете "The Peking Chronicle" ря­дом с со­об­ще­ни­ем о вы­пус­ке Го­сударс­твен­но­го зай­ма в Со­вет­ском Со­юзе на сум­му 9,7 мил­ли­ар­да руб­лей был по­мещен ко­рот­кий по­лицей­ский от­чет о по­жаре у во­рот Сяо Мэн. В ог­не по­гиб­ло шесть че­ловек... Их лич­ности ус­та­новить не уда­лось. Чжан по­шел в храм Бе­лых об­ла­ков, что­бы за­жечь аро­мат­ные па­лоч­ки в бла­годар­ность за счас­тли­вое спа­сение. Он ни­ког­да и по­думать не мог, что эта иг­ра мо­жет окон­чить­ся столь тра­гичес­ки...

Мно­го бы­ло у на­рода игр, боль­шинс­тво из них за­быто, но на­деж­дой ки­тай­ско­го ис­ка­теля уда­чи был и ос­та­ет­ся мад­жонг. Не од­нажды пра­вите­ли стра­ны пы­тались зап­ре­тить эту ли­хора­доч­ную слеж­ку за ло­жащи­мися в квад­ратное по­ле кос­тя­ми. Но да­же ес­ли зап­рет дей­ство­вал два по­коле­ния, то сле­ду­ющее за ни­ми вновь на­чина­ло счи­тать, сколь­ко и ка­кие кос­тяшки ле­жат в кру­гу, по­чему дрог­ну­ла ру­ка у пар­тне­ра, ког­да он вык­ла­дывал на стол "три па­лоч­ки" или "се­вер­ный ве­тер" (наз­ва­ния карт).

Пос­ледний зап­рет при­ходит­ся на 1950 год. Мад­жонг тог­да был от­не­сен к "ув­ле­чени­ям бур­жу­азии", и ули­чен­но­го в том, что он об­ща­ет­ся со сво­ими друзь­ями за че­тыре­хуголь­ным сто­лом, ожи­дали са­мые стро­гие ад­ми­нис­тра­тив­но-пар­тий­ные ме­ры. За­несен­ные в лич­ное де­ло по­меты ти­па "скло­нен к азар­тной иг­ре" мог­ли сто­ить че­лове­ку карь­еры. Та­ких не при­нима­ли ни в пар­тию, ни в выс­шие учеб­ные за­веде­ния. А при раз­гро­ме не­легаль­ных игор­ных до­мов всех по­пав­шихся от­прав­ля­ли на тру­довое пе­ревос­пи­тание". На­боры мад­жонных карт под­ле­жали изъ­ятию и унич­то­жению. В те вре­мена их не­воз­можно бы­ло най­ти да­же в ко­мис­си­он­ных ма­гази­нах.

Ред­кие об­ла­дате­ли мад­жонга за­час­тую прип­ря­тыва­ли его на дно сун­ду­ков и дос­та­вали толь­ко в ка­нун Праз­дни­ка Вес­ны, Лишь в тот ве­чер мож­но бы­ло рас­став­лять квад­ратные сто­лики, пок­ры­вать их мяг­кой ска­тертью, что­бы, на вся­кий слу­чай, ос­ла­бить зву­ки сда­ва­емых кос­тей, и стар­шее по­коле­ние пре­дава­лось до­рогой и зна­комой иг­ре. Труд­но объ­яс­нить по­чему, но имен­но в ночь на этот праз­дник ос­ла­бева­ли все зап­ре­ты: что обыч­но бы­ло "нель­зя", в эту ночь бы­ло - "мож­но".

По ста­рин­но­му обы­чаю, в ночь на пер­вый день го­да по лун­но­му ка­лен­да­рю не по­ложе­но смы­кать глаз. Во вре­мена пред­се­дате­ля Мао де­сять ча­сов, про­веден­ных за мад­жонгом, бы­ли как бы воз­вра­том в мо­лодость. С рас­све­том иг­ро­ки с со­жале­ни­ем ос­тавля­ли свои сто­лики. Ра­душ­ный хо­зя­ин, лю­бов­но пе­рете­рев кос­ти, ак­ку­рат­но ук­ла­дывал их в де­ревян­ный ла­ковый фут­ляр и вновь пря­тал на дно сун­ду­ка. Мад­жонг сно­ва ста­новил­ся зап­ретным.

В ав­густе 1967-го хун­вэй­би­ны хо­дили по до­мам с обыс­ка­ми. Ис­ка­ли го­минь­да­нов­ские фла­ги или спря­тан­ное ору­жие, ра­дова­лись и ком­плек­ту мад­жонга. Он сви­детель­ство­вал, что его об­ла­датель вел "тлет­ворный бур­жу­аз­ный об­раз жиз­ни", пре­давал­ся "раз­вра­щен­ным удо­воль­стви­ям", пол­ностью от­кло­нял­ся от "ли­нии про­летар­ской ре­волю­ции", а по­сему, не­сом­ненно, опус­тился до то­го, что стал "прих­вос­тнем ми­рово­го им­пе­ри­ализ­ма" и "со­вет­ско­го ре­визи­ониз­ма".

Но вот де­сять лет нес­конча­емых го­нений прош­ли. Лю­ди вер­ну­лись к нор­маль­ной жиз­ни. Вер­нулся и мад­жонг, хо­тя не­кото­рое вре­мя ки­тай­цы про­дол­жа­ли с опас­кой смот­реть на лю­бимую преж­де иг­ру. И хо­тя ком­плек­ты мад­жонга на­чали про­из­во­дить в не­боль­ших ре­мес­ленных це­хах, за­видев их на при­лав­ках, по­купа­тели, опа­са­ясь воз­вра­та реп­рессий, от­во­дили гла­за. Приш­лось Гос­со­вету да­же из­дать осо­бое рас­по­ряже­ние "О раз­ре­шении про­дажи и упот­ребле­ния мад­жонга". Так ки­тай­цы по­лучи­ли об­ратно иг­ру сво­их пред­ков, к ко­торой их ве­ками тя­нуло ге­нети­чес­ки.

Сей­час мад­жонг в Ки­тае пе­режи­ва­ет но­вое рож­де­ние. Осо­бен­но в тех мес­тах, по ко­торым не столь за­мет­но прош­лась ев­ро­пей­ская ци­вили­зация. Не­ред­ко кресть­янин, про­ведя ночь скло­нен­ным над квад­ра­том, сло­жен­ным из мад­жон­гных кос­тей, ран­ним ут­ром от­прав­ля­ет­ся об­ра­баты­вать свой учас­ток.

В мел­ких го­род­ках мад­жонг - од­но из луч­ших уве­селе­ний. В лю­бом клу­бе есть для не­го за­вет­ный сто­лик. И хо­тя азар­тные иг­ры на день­ги в Ки­тае офи­ци­аль­но зап­ре­щены, но са­ма суть мад­жонга пред­по­лага­ет не­об­хо­димость де­лать став­ки. Это бу­дора­жит кровь, при­ят­но ще­кочет нер­вы.

Мад­жонг - суть и квин­тэссен­ция куль­ту­ры ты­сяче­лет­не­го Ки­тая. На этих кар­тах и га­дали, а сам га­датель ис­по­кон ве­ков был осо­бо важ­ной фи­гурой. Его по­чита­ли, ему под­но­сили да­ры. По­это­му сер­дца ки­тай­цев, на­вер­но, лас­ка­ют на­чер­танные на кос­тях ви­ти­ева­тые и­ерог­ли­фы, обоз­на­ча­ющие "за­пад, вос­ток, се­вер и юг". Все те же вет­ры, все те же пе­режи­вания: ля­жет ли мой ве­тер в за­вет­ную ком­би­нацию "три по че­тыре"? Не выб­ро­сил ли я счастье из до­ма, вы­ложив в круг кос­тяшку, на ко­торой на­писа­но сло­во * вос­ток"? А мо­жет, ее сто­ило при­бере­гать до пос­ледне­го?

Дра­кон для жи­телей Под­не­бес­ной - сим­вол си­лы, влас­ти и мо­щи. Соб­ранные по по­ряд­ку де­вять кос­тей на­зыва­ют "пол­ный дра­кон". Ли­цо иг­ро­ка си­яет, ког­да он, объ­яв­ляя свой вы­иг­рыш, про­из­но­сит тор­жес­твен­ные для не­го сло­ва: "Пол­ный дра­кон!" Мо­жет быть, в та­кую ми­нуту в нем иг­ра­ет кровь пред­ков и ему ка­жет­ся, что этим вы­иг­ры­шем он при­об­щился к ми­ру силь­ных, на мгно­вение при­кос­нулся к ры­чагам влас­ти, ибо сос­тавлен­ный им "пол­ный дра­кон" да­рит ему свою мощь.

Дро­жит ру­ка у иг­ра­юще­го, ког­да паль­цы ук­ла­дыва­ют три кос­тяшки, на каж­дой из ко­торых прос­тавле­но сло­во "бо­гатс­тво". В раз­ные эпо­хи ча­ру­ющие зву­ки это­го сло­ва в кон­крет­ном воп­ло­щении оз­на­чали раз­ное. Для од­них -"еще од­на на­лож­ни­ца", "еще од­но по­местье", "еще боль­ше слит­ков зо­лота в лар­це". Для дру­гих - сыт­ный стол на каж­дый праз­дник, свинья в за­кут­ке, теп­лая ват­ная одеж­да зи­мой... А ны­не это - от "ав­то­моби­ля по спе­ци­аль­но­му за­казу" и "ко­лос­саль­но­го лич­но­го сче­та в бан­ке" до воз­можнос­ти от­праздно­вать свадь­бу род­но­го ча­да в рес­то­ране по­луч­ше, мар­ки ча­сов поп­рестиж­ней...

Еще од­на за­вет­ная кар­та в мад­жонге - "крас­ная се­реди­на". Три "крас­ные се­реди­ны", соб­ранные вмес­те, то­же мо­гут оз­на­чать круп­ный вы­иг­рыш. Ты­сяче­летия при­учи­ли лю­дей: не вы­деляй­ся, не будь за­мет­ным в об­шей тол­пе, так ты не на­живешь се­бе за­вис­тни­ков, так бу­дет мень­ше со­пер­ни­ков, же­ла­ющих под­си­деть те­бя. А для это­го луч­ше при­дер­жи­вать­ся "Крас­ной се­реди­ны".

Что­бы по­нять чу­жие на­роды, нуж­но знать и их фи­лосо­фию, и их иг­ры. По­няв внут­ренний смысл мад­жонга, лег­че про­ник­нуть взо­ром в глубь мыс­лей и ча­яний ки­тай­ца, про­ще об­ри­совать для се­бя кон­тур его мыш­ле­ния. И тог­да не­понят­ное ста­нет бо­лее по­нят­ным и мож­но бу­дет раз­га­дать не­раз­га­дан­ное.

Ло­жат­ся на квад­ратное по­ле кар­ты из сло­новой кос­ти, бам­бу­ка, а те­перь и из плас­тмас­сы... Те же вык­ри­ки, что и ты­сячу лет на­зад. Те же ком­би­нации, ко­торы­ми ус­лажда­ли се­бя им­пе­рато­ры свер­гну­тых и низ­ло­жен­ных ди­нас­тии. Те же страс­ти, тот же азарт. То же зна­комое же­лание "пой­мать фор­ту­ну". Ис­то­рия по­меня­ла свой об­лик, но мад­жонг и сей­час, как и две ты­сячи лет на­зад, - Пред­мет на­ци­ональ­но­го ки­тай­ско­го азар­та...
 
_____________________ 
 © Ala Roudenko

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

СТРОФЫ

ПУШКИН – ВЫСОЦКИЙ (ПОЭМА)

Борис Пукин май 2025

Царь Эдип

Потому тут и мор, что остался с женой,
что сроднился вполне со случайной страной;
кто не хочет ослепнуть – не слушай слепца,
нет нам Родины, матери нет, нет отца!

Дмитрий Аникин май 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

РЕЗОНАНС

Украинский почемучка (сериал)

Почти каждое утро и почти каждый украинский гражданин, просыпаясь, задает себе первый вопрос: "Почему американец Дональд Трамп решил, что можно безнаказанно и на свой выбор отбирать у соседа его дом (квартиру), страну, жену, например, и детей?"

Виталий Цебрий май 2025

ИЗ ЖУРНАЛИСТСКОГО ДОСЬЕ

Неизвестный плагиат

Почему «Буратино» был заимствованием, а «Терминатора» едва ни сочли воровством?

Сергей Кутовой май 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка