Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x
январь 2012

КАКИЕ МЫ

Размышляет Андрей Кончаловский

К сожалению, правительство не озабочено, чтобы понять русскую ментальность, этические установки, тормозящие развитие страны. Когда, наверное, стоило бы заказать подобные исследования в научных институтах. Мы так и будем действовать методом тыка, поить больного святой водой, когда ему необходимо квалифицированное лечение. Они хотят провести модернизацию без формирования гражданского общества. А это невозможно, поэтому у нас вся страна - эта станица Кущёвская, XIII век, когда рыцари грабят крестьян, и делятся с герцогом.

С режиссером Андреем Кончаловским мы встретились на «круглом столе», организованным в Москве мордовским аграрием Виктором Бирюковым. Казалось бы, что делать человеку, покорившему Голливуд и российский кинематограф, на «кухне», где обсуждается вечная тема – судьбы России. Однако именно это сегодня волнует автора сценария «Андрей Рублев», и американского экшна «Поезд - беглец».  В чем же истинный трагизм российского общества?

 

     

- ...как-то забывают, что все попытки переустройства страны, которые произошли за последние три века, провалились потому, что не происходило самого главного – модернизации русского менталитета. Если мы возьмем 98 процентов населения во времена Петра I и сравним с сегодняшним российским обществом, то увидим, что система ценностей практически не изменилась. И у нас до сих пор не сформировались ни ценность жизни, ни социальная индивидуальная ответственность. Самый коренной и масштабный пример модернизации страны – реформы Петра – и те не изменили русской ментальности. Они, как говорил Гершензон, накрыли Россию тонким плащом цивилизации, но внизу осталась гигантская, дремучая, непроснувшаяся масса, которая до сих пор дремлет.

 

- И эту массу невозможно разбудить?

 

- Я так не считаю.  Все европейский страны, которые шли по пути создания гражданского общества, переходили от одной ментальности к другой. Другой вопрос, что это потребовало четырех веков, кровавой битвы протестантизма, и усвоения новых социальных обязанностей.

 

Нам просто нужно понять, почему мы так запаздываем с рождением гражданского общества, без которого невозможна никакая модернизация… Вот сегодня открыт геном человека. Многое в нас самих стало понятным. А раньше мы и представления не имели, КАКИЕ процессы управляют человеческим организмом. Говорили, ну, вот натура такая, природа. И такими же словами говорим сегодня о российском обществе, менталитете. Когда наверняка существует социологический, культурологический геном русского поведения.

 

В работах гарвардских ученых Хантингтона, Харрисона, Горандона, приводится разделение наций по типологии. Они приводят пример народов, которые легко воспринимают изменения, и которые изо всех сил душат прогресс. Говорить о том, что любое общество с удовольствием воспринимает все прекрасные идеи, абсолютная иллюзия. Даже Конституция не может быть действенной, если ей сопротивляются нравы населения. Социолог Лоуренс Харрисон сформулировал четыре фактора, от которых зависит развитие общества, открытого прогрессу. 

 

Первый: радиус доверия - способность радоваться успехам другого, огорчаться его неудачам. Выяснилось, что в отсталых странах, к примеру, Латинской Америки, радиус доверия ограничен семьей. Все, что за ее пределами, вызывает безразличие или враждебность. Для таких обществ характерно кумовство, раздача должностей родственникам и друзьям, коррупция.

 

Второй: жесткость морального кодекса. Обычно источник системы этики и морали - религия. В христианской морали человек ответствен перед Богом за свои деяния. Но в разных конфессиях мера ответственности различна: в одних нарушение морали искупить можно, в других - нельзя. Иной раз достаточно покаяться - и ты снова чист. Это порождает ощущение безнаказанности.

 

Третий фактор: использование власти для личного обогащения. В нецивилизованных странах человек, получивший власть, автоматически получает лицензию на обогащение. Он занимает свой пост относительно бедным человеком, а покидает его баснословно богатым.

 

И, наконец, четвертый фактор: отношение к труду, новаторству, богатству. В отсталых странах труд – это повинность. Новаторство воспринимается как ересь и угроза стабильности. Процветание другого воспринимается, как лишение тебя собственного куска, доли. Поэтому успех соседа - угроза твоему благополучию.

 

- Вы просто набросали психологический портрет России и ее регионов!

 

- Тогда вам не нужно объяснять, ПОЧЕМУ у нас провалились все попытки модернизации. Пренебрежение к закону, разнузданность власти, неготовность людей к взаимному сотрудничеству, недоверие к дальнему ближнему, отсутствие гражданского сознания, преследование личных интересов - это все черты крестьянского сознания, которое господствовало в средние века. С тех пор некоторые страны эволюционировали, а некоторые так и застыли в этой эпохе. И мы в том числе.

 

Да, большинство россиян давно живет в городах. Но это ничего не изменило. Крестьянская этика господствует даже в Кремле. Там, конечно, уже не помнят об этих своих корнях, но ценности исповедуют те же. Они зависят от семьи и ближнего круга, доверяют только друзьям и родственникам. А значит, и их индивидуальная ответственность распространяется только «на своих».

 

- Большую роль в русском менталитете сыграло православие…

 

- В свое время ООН разработала индекс человеческого развития: самая развитая страна имеет индекс 1, самая отсталая - 162. Так вот, у протестантских стран показатель равен 9,2. Католических - 17,4. Православных - 62,6. Как вам эти цифры? В православии грех легко искупить раскаянием и исповедью, не здесь ли причины легкого отношения к закону в России? К тому же РПЦ всегда старалась жить в изоляции даже от других христианских течений. В той же православной Греции больше терпимости к инаковерующим, священник спокойно может служить совместную службу с католиком.

 

А у нас Русь упустила опыт открытой богословской дискуссии. Признаком благочестия стал считаться не рассуждающий разум – «не должно смети иметь мнение». Как писал Ключевский, в те века вера - была единственной силой, которая создавала сносное нравственное общежитие. Но при этом нам запрещали размышлять. Нас предостерегали от злоупотребления мыслью. Нам твердили: веруй, но не умствуй. Мы стали бояться мысли как греха, пытливого разума - как соблазнителя».

 

Это основа нашей ментальности – мы привыкли верить, не размышляя. А это означает нетерпимость к любым новшествам и инакомыслию. А так же уверенности, что вся власть от Бога. Поэтому мы подсознательно стремимся слушаться начальника, причем он обязательно должен быть в единственном лице. И никакого многобожия!

 

К сожалению, правительство не озабочено, чтобы понять русскую ментальность, этические установки, тормозящие развитие страны. Когда, наверное, стоило бы заказать подобные исследования в научных институтах. Мы так и будем действовать методом тыка, поить больного святой водой, когда ему необходимо квалифицированное лечение. Они хотят провести модернизацию без формирования гражданского общества. А это невозможно, поэтому у нас вся страна – эта станица Кущёвская, XIII век, когда рыцари грабят крестьян, и делятся с герцогом.

 

- Может быть демократия в  конечном итоге, изменит наше мировоззрение? 

 

- Это трагическое заблуждение. Демократия не причина, она - следствие некоей эволюции сознания народа. Именно эволюции, а не штыков и большой крови. Культуру и нравы не изменить грубой силой. Посмотрите на Афганистан или Ирак.  Я думаю, что основа демократии – это правосознание гражданина.

 

Кто является носителем этого правосознания? Безусловно, буржуазия. Только буржуа - социально ответственный гражданин, потом что он создает все своими руками, и в своем мировоззрении независим от власти. Я стараюсь быть буржуа, стараюсь честно зарабатывать, не воровать.

 

- А как вы относитесь к мнению, что свобода не для русских?

 

- Мой двоюродный дедушка, историк, как-то сказал, что свобода – это великий дар, но отнюдь не абсолютное благо. Потому что русский человек не знает, как с ней обращаться. До сих пор актуальна мысль Плеханова о том, что демократия в России начала ХХ века была невозможна, ибо не было исторических предпосылок для ее развития.

 

- Хотелось бы поговорить о кино…

 

- А кинематограф меня вообще не интересует.

 

ИЗ ДОСЬЕ

 

Андрей Сергеевич Кончаловский (20 августа 1937, Москва) — советский, американский и российский режиссер, сценарист. Прадед по материнской линии — русский художник Василий Суриков. Отец — Сергей Владимирович Михалков, драматург, поэт, известный детский писатель. Мать — поэтесса, переводчица Наталия Кончаловская, дочь художника Петра Кончаловского. Старшая сестра Екатерина — дочь от первого брака Натальи Кончаловской. Была замужем за советским писателем Юлианом Семеновым. Младший брат — кинорежиссер Никита Михалков.  В 1965 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма) и дебютировал фильмом «Первый учитель» по повести Чингиза Айтматова. В роли главной героини Алтынай снял молодую балерину Наталью Аринбасарову, на которой потом женился. В 1980 году получил звание народного артиста РСФСР. 2002 год - академик Национальной академии кинематографических искусств и наук.2005 год - офицер ордена Искусств и литературы Франции. В 2005 году основал «Продюсерский Центр Андрея Кончаловского», который создает программы для ведущих каналов российского телевидения - НТВ, РТР, «Культура», «Звезда», продюсирует театральные постановки, осуществляет книгоиздательские проекты. С 2010 года член Общественной палаты Российской Федерации. Избранная фильмография: «Первый учитель» - дипломная работа. «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль (Н.Аринбасарова) на МКФ в Венеции-1966 (Италия). Приз в номинации «Лучший иностранный режиссер» на МКФ Jussi Award-1973 (Финляндия).  «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Приз международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) — поощрительная премия на МКФ в Берлине-1988 г. (Германия).«Дворянское гнездо». Приз в номинации «Лучший иностранный режиссер» на МКФ Jussi Award-1973 (Финляндия).   «Дядя Ваня». «Серебряная раковина» на МКФ в Сан-Себастьяне-1971 (Испания). Приз в номинации «Лучший иностранный режиссер» на МКФ Jussi Award-1973 (Финляндия).  «Романс о влюбленных». «Хрустальный глобус» на МКФ в Карловых Варах-1974 (Чехословакия).  «Сибириада». Большой специальный приз жюри МКФ в Канне-1979 (Франция). «Поезд-беглец» (США). Премия "Золотой глобус-1986" (США) — приз за лучшую мужскую роль (драма) (Д.Войт). Номинация на премию "Оскар-1986" (США) в категориях: «Лучшая мужская роль» (Д.Войт), «Лучшая мужская роль второго плана» (Э.Робертс). «Танго и Кэш» (США). «Курочка Ряба». Победитель в номинации «Лучший иностранный фильм» на МКФ-1995 в Тромсё (Норвегия). Номинация на «Золотую пальмовую ветвь» на МКФ в Канне. «Одиссея» (США), ТВ. Премия "Эмми-1997" (США) в номинациях «Лучший режиссер мини-сериала для ТВ», «Лучшие спецэффекты для мини-сериала (ТВ)». Номинация на премию "Золотой глобус-1998" (США) в категориях «Лучший мини-сериал или фильм для ТВ», «Лучшая мужская роль в мини-сериале для ТВ» (А.Ассанте). 2007 – «Глянец», 2010 – «Щелкунчик и крысиный король».  Соавтор сценариев «Андрей Рублев»,  «Иваново детство», «Раба любви», и др.

Отдельно

Андрей Кончаловский начал выращивать бычков мясных пород на своих землях, которые находятся в Мещовском районе Калужской области. Говядина,  в том числе мраморная, будет выпускаться под брендом «Едим дома», который использует супруга Кончаловского Юлия Высоцкая в своей телепередаче и книгах рецептов. Выпускаемая продукция будет подаваться на столы московских ресторанов и прилавки столичных магазинов. Режиссер планирует вложить в проект порядка четырех миллионов евро. Участком калужской земли сельхозназначения в три тысячи гектаров Кончаловский владеет около трех лет, однако хозяйством не занимался, хотя покупал землю по очень низкой цене при условии ее обработки. Калужские власти приняли решение изъять необрабатываемые земли у нерадивых собственников. В списках значился и Андрей Кончаловский, пока тот не начал заниматься животноводством.
Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

Борьба за мировое лидерство или драка за планетарные ресурсы?
Борьба за мировое лидерство или драка за планетарные ресурсы?

Суть и смысл войны в Украине становятся понятными лишь с осознанием того, что она является эхом глобального кризиса. И что подобное эхо будет звучать в разных уголках Земли всё чаще и чаще…

Сергей Дяченко октябрь 2022

ИСТОРИЯ

«Герр полицай» какими были добровольные помощники Гитлера
«Герр полицай» какими были добровольные помощники Гитлера

Для поддержания «нового порядка» на оккупированных территориях у германского командования не хватало своих солдат. И тогда на службу во вспомогательную, а затем и в специальную полицию стали принимать местных коллаборационистов.

Сергей Кутовой октябрь 2022

55 ЛЕТ СО ДНЯ СМЕРТИ ЧЕ ГЕВАРЫ

Последний поход Че (поэма памяти Эрнесто Гевары)
Последний поход Че (поэма памяти Эрнесто Гевары)

Пока моё сердце бьётся,
Покуда тверда рука
Мне выбирать не придётся,
Дорога моя - борьба!

Сергей Дин октябрь 2022

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x
Исчерпан лимит

Исчерпан лимит гостевого доступа

Пожалуйста, зарегистрируйтесь, чтобы получить безлимитный доступ к публикациям на сайте.

Регистрация беслатна и конфенденциальна

Регистрация

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook