Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Статистика знает все, но можно ли ей доверять?

Опубликовано 7 Марта 2025 в 06:27 EST
Обновлено 7 Марта 2025 в 09:30 EST

Причиной шока были трехзначные числа, обозначавшие количество сбитых самолетов членов антигитлеровской коалиции на Восточном и Западном фронтах ТВД. Выяснилось, что пилоты немецкой 52-й истребительной эскадры Эрих Хартманн, Герхард Баркхорн и Гюнтер Рахлл за годы войны сбили 352 (348 советских и 4 американских), 301 и 275 самолетов соответственно.
Гостевой доступ access Подписаться

В си­лу ря­да при­чин,  упо­мяну­тых в статье, ста­тис­ти­ке в этой об­ласти до­верять нель­зя, по­тому что в са­мой су­ти уче­та  унич­то­жения  са­моле­тов   про­тив­ни­ка  за­ложе­на ве­ро­ят­ность ис­ка­жения ста­тис­ти­ки: она соз­на­тель­но при­носит­ся в жер­тву при­мата пси­холо­гии по­беды  над все­ми ос­таль­ны­ми фак­то­рами  у глав­но­го дей­ству­юще­го ли­ца на воз­душном те­ат­ре во­ен­ных дей­ствий – пи­лота. И это об­сто­ятель­ство не­сок­ру­шимо, по­тому что кор­ни не­дос­то­вер­ности этой ста­тис­ти­ки  обус­ловле­ны про­цес­са­ми, за­ложен­ны­ми в  ди­алек­ти­чес­кой три­аде: единс­тво и борь­ба про­тиво­полож­ностей, пе­реход ко­личес­тва в ка­чес­тво и за­кон от­ри­цания от­ри­цания. К со­жале­нию, во­ен­ная ста­тис­ти­ка, вы­нуж­денная учи­тывать фак­тор пси­холо­гии, име­ет свою спе­цифи­ку.

«Ста­тис­ти­ка – это на­ука, она не ер­пит приб­ли­зитель­нос­ти»
(Ка­луги­на, ру­ково­дитель стат­бю­ро, ге­рой филь­ма  «Слу­жеб­ный  ро­ман»)

   Ещё  до рас­па­да СССР, мы ис­пы­тали страш­ный шок,  про­читав в не­боль­шой за­мет­ке в од­ном из но­меров га­зеты «Ар­гу­мен­ты и фак­ты» за 1990 год дан­ные о лич­ных сче­тах не­мец­ких лет­чи­ков-ис­тре­бите­лей в го­ды Вто­рой ми­ровой вой­ны. При­чиной шо­ка бы­ли трех­знач­ные чис­ла, обоз­на­чав­шие ко­личес­тво сби­тых са­моле­тов чле­нов ан­ти­гит­ле­ров­ской ко­али­ции на Вос­точном и За­пад­ном  фрон­тах ТВД.

    Вы­яс­ни­лось, что пи­лоты не­мец­кой 52-й ис­тре­битель­ной эс­кадры  Эрих  Хар­тманн,  Гер­хард Бар­кхорн   и Гюн­тер Рахлл  за го­ды вой­ны сби­ли  352 (348 со­вет­ских и 4 аме­рикан­ских), 301 и 275 са­моле­тов со­от­ветс­твен­но.

   Меж­ду тем, ещё со школь­ной скамьи мы гор­ди­лись на­шими  зна­мени­тыми лет­чи­ками триж­ды Ге­ро­ями Со­вет­ско­го Со­юза Ко­жеду­бом И.Н. и  Пок­рышки­ным А.И, удос­то­ен­ны­ми та­кого вы­соко­го зва­ния за унич­то­жение  62 и 59 вра­жес­ких са­моле­тов со­от­ветс­твен­но.

Это бы­ли луч­шие из луч­ших асов со­вет­ских ВВС: луч­ши­ми аса­ми в СССР счи­тались пять­де­сят  дваж­ды Ге­ро­ев Со­вет­ско­го  Со­юза, унич­то­жив­ших,- каж­дый, не ме­нее 20 вра­жес­ких са­молё­тов - по су­ти, це­лый воз­душный флот вра­га. И на­род  соз­да­вал им дол­жное за их рат­ные под­ви­ги.

    Но…вы чувс­тву­ете раз­ни­цу ре­зуль­та­тов у не­мец­ких и со­вет­ских асов? Кста­ти го­воря, ас в тер­ми­ноло­гии за­пад­ных пи­лотов - это лет­чик, сбив­ший 5 и бо­лее са­моле­тов про­тив­ни­ка. Так вот, в сос­та­ве не­мец­кой люф­тваф­фе  та­ких асов бы­ло бо­лее трех ты­сяч. Толь­ко на их сче­ту бы­ло, как ми­нимум, бо­лее  15 ты­сяч воз­душных по­бед!

А под­робнее  спи­сок выг­ля­дит так.

На сче­ту 13 не­мец­ких пи­лотов - от 200 до 275 по­бед, у 92  пи­лотов  - от 100  до 200, и у 360 лет­чи­ков - от 40 до 100 по­бед. 

А  где же луч­шие  ста­лин­ские со­колы ?  В се­реди­не чет­вертой сот­ни, что не очень-то и  впе­чат­ля­ет на та­ком фо­не..

 В дей­стви­тель­нос­ти, бы­ло от че­го ис­пы­тать шок.

     Пер­вая ре­ак­ция на­шего чи­тате­ля, как две кап­ли во­ды, бы­ла по­хожа на ре­ак­цию че­хов­ско­го  ге­роя  из  «Пись­ма к уче­ному со­седу»: от­став­ной уряд­ник вой­ска Дон­ско­го пи­сал док­то­ру Фрид­ри­ху, ка­са­ясь на­личия пя­тен на Сол­нце: «Это­го не мо­жет быть, по­тому что не мо­жет быть ни­ког­да!»

 В от­ли­чие от от­став­но­го уряд­ни­ка, ко­торый яв­но  не ут­руждал се­бя по­ис­ком ар­гу­мен­тов, мы пос­та­ра­ем­ся свою точ­ку зре­ния ар­гу­мен­ти­ровать, по воз­можнос­ти, дос­то­вер­но.

    Но сна­чала нем­но­го ис­то­рии. Ещё в го­ды Пер­вой ми­ровой вой­ны не­мец­кий лет­чик Ман­фред фон Рих­тгоф­фен ( вни­матель­ный чи­татель, на­вер­ня­ка, вспом­нит, что Алек­сей Ме­ресь­ев из «По­вес­ти о нас­то­ящем че­лове­ке» был сбит в воз­душном бою с лет­чи­ками из не­мец­ко­го ави­акор­пу­са име­ни это­го са­мого фон Рих­тгоф­фе­на) унич­то­жил  80 а­эроп­ла­нов стран Ан­танты, а в го­ды Вто­рой вой­ны на Ти­хо­оке­ан­ском ТВД япон­ские лет­чи­ки Тет­цу­го Ива­мато и Хи­рой- ши Ни­шиза­ва сби­ли со­от­ветс­твен­но 202 и 103 аме­рикан­ских са­моле­та.

А вот са­мый ре­зуль­та­тив­ный аме­рикан­ский ас  Ри­чард  Ай­ра Бонг  на сво­ем  лич­ном сче­ту имел лишь 40 тро­фе­ев!  Т.е. поч­ти вдвое мень­ше, чем Ко­жедуб и Пок­рышкин!

    А ес­ли ещё  глуб­же  уг­лу­бить­ся в ис­то­рию, то в кон­флик­те на ре­ке Хал­хин-Гол с мая по ав­густ 1939 го­да  япо­нец Хи­роми­то  Си­ноха­ра пре­тен­до­вал на 58 сби­тых са­моле­тов, луч­ший же со­вет­ский ас Сер­гей Гра­цевец  ог­ра­ничил­ся 12 япон­ски­ми жер­тва­ми. В це­лом же  ру­ководс­тво им­пе­ратор­ской ар­мии за­яви­ло о 1162 со­вет­ских  са­молё­тах, сби­тых в воз­ду­хе и 98, унич­то­жен­ных на зем­ле, но со­вет­ская сто­рона приз­на­ла ги­бель 207 еди­ниц в бою и 42 – на зем­ле. Что же ка­са­ет­ся по­терь япон­ской сто­роны, то она бы­ла сог­ласна с  по­терей толь­ко 88 сво­их са­моле­тов, сби­тых в бою и 74  час­тично пов­реждён­ных, в  то вре­мя как  ру­ководс­тво  РККА  нас­та­ива­ло на 588 «япон­цев», сби­тых в бою и 58, унич­то­жен­ных на зем­ле.

 Утом­ля­ет ста­тис­ти­ка? Сог­ла­сен!  Но на­ши опа­сения нас­чёт дос­то­вер­ности ста­тис­ти­ки на­чина­ют оп­равды­вать­ся. И кор­ни это­го яв­ле­ния то­же по­нем­но­гу на­чина­ют про­рисо­вывать­ся. Но ещё нем­но­го тер­пе­ния: это не­об­хо­димо для пол­но­ты кар­ти­ны…

   Во вре­мя зим­ней кам­па­нии 1939 – 1940-х  го­дов в Фин­ляндии  со­вет­ская сто­рона оз­ву­чила по­тери фин­нов в ко­личес­тве 422  сби­тых са­молё­тов,  свои же по­тери  оце­нива­ла  чис­лом  261, са­ми же фин­ны ут­вер­жда­ли, что сби­ли 521 са­молёт про­тив­ни­ка, а свои по­тери  про­дек­ла­риро­вали весь­ма ори­гиналь­но: в  хо­де  бо­евых дей­ствий они со­вер­ши­ли 5693 вы­лета, по­теряв при этом в воз­душных бо­ях толь­ко 53  ма­шины, а 314  их са­моле­тов бы­ли  по­раже­ны зе­нит­ка­ми со­вет­ской ПВО. Как буд­то хрен  сла­ще редь­ки!

     Ну, и как ви­шен­ка на тор­те, ста­тис­ти­ка ле­та 1941го­да: воз­душные на­лёты люф­тваф­фе на Мос­кву.
 Со­вет­ская сто­рона ут­вер­жда­ла: в хо­де 89 бо­ёв в те­чение 9 на­летов на сто­лицу в и­юле сби­то 59 не­мец­ких са­моле­тов, но до­кумен­таль­но под­твержде­но толь­ко 22, в ав­густе в 81 бою за 16 на­летов сби­то 30 вра­жес­ких еди­ниц, но под­твержде­но 12.

При­чем ар­гу­мен­ты со­вет­ской сто­роны, ска­жем пря­мо, не убеж­да­ют:  по­чему – то  они ба­зиру­ют­ся на рас­хо­дах бо­еп­ри­пасов.

    На­де­юсь, что чи­татель уже по­нял, о ка­кой сом­ни­тель­ной ста­тис­ти­ке идет речь в за­голов­ке статьи.

    Сра­зу воз­ни­ка­ют впол­не ре­зон­ные воп­ро­сы о при­чинах   та­ких   боль­ших нес­ты­ковок  в ин­форма­ции  про­тивос­то­ящих сто­рон в ко­личес­твен­ных оцен­ках по­терь. Что ка­са­ет­ся оце­нок са­мих пи­лотов, тут при­чины ле­жат на по­вер­хнос­ти: лет­чик пос­ле стол­кно­вения ви­дит толь­ко ухо­дяще­го вра­га, ос­тавля­юще­го за со­бой дым­ный след, у не­го нет воз­можнос­ти прос­ле­дить эпи­зод до кон­ца – вы­шел ли про­тив­ник из пи­ке или во­шёл в не­об­ра­тимый што­пор, - дру­гие  пер­во­оче­ред­ные  за­боты  у не­го …

В ито­ге  пи­лот убеж­денно ра­пор­ту­ет о сво­ей по­беде. И та­кой взгляд на си­ту­ацию в воз­душных бо­ях в рав­ной сте­пени был при­сущ обе­им про­тиво­борс­тву­ющим сто­ронам.  Да­же ус­та­нов­ка  фо­топу­леме­тов не дос­тигла же­лан­ной це­ли: ап­па­рату­ра фик­си­рова­ла толь­ко на­чало стрель­бы по про­тив­ни­ку, но не её пос­ледс­твия.

     По­нят­ны мо­тивы са­мих пи­лотов вы­дать же­ла­емое за дей­стви­тель­ное: нич­то че­лове­чес­кое им не чуж­до. Но бро­са­ет­ся в гла­за, что в ис­ка­жении  ста­тис­ти­ки весь­ма де­ятель­но учас­тво­вали не толь­ко не­пос­редс­твен­ные учас­тни­ки со­бытий, но да­же  ру­ководс­тво и люф­тваф­фе и со­вет­ских ВВС:  они пред­по­чита­ли  все сом­ни­тель­ные си­ту­ации трак­то­вать в свою поль­зу, ис­хо­дя  из  впол­не по­нят­ных со­об­ра­жений  ком­пенси­ровать в ка­кой-то сте­пени собс­твен­ный ущерб и уве­личить на­несен­ный про­тив­ни­ку урон. От­сю­да и раз­личные оцен­ки од­них тех же со­бытий. Так что мож­но ска­зать, что речь шла не толь­ко о фаль­си­фика­ции, но  и  о  за­уряд­ной  лжи на длин­ных но­гах!

   Ко­неч­но же, в  по­доб­ной си­ту­ации  при­ходи­лось  ссы­лать­ся на, ка­залось бы, дос­то­вер­ные  ис­точни­ки:  под­твержде­ния на­зем­ных служб. Но эти служ­бы час­то толь­ко де­зин­форми­рова­ли…

 С со­вет­ской сто­роны, так на­зыва­емые пос­ты ВНОС (воз­душное наб­лю­дение, опо­веще­ние, связь), ком­плек­ту­емые, как пра­вило, бой­ца­ми нес­тро­евой  служ­бы, при наб­лю­дении с боль­ших рас­сто­яний, час­то не мог­ли дос­то­вер­но оп­ре­делить, чей са­молёт упал.

Нап­ри­мер, воз­душный бой 19.04.43. в рай­оне Мур­ман­ска:  пост ВНОС под­твер­дил ин­форма­цию о па­дении 4-х не­мец­ких са­моле­тов. И хо­тя про­вер­ка вы­яс­ни­ла, что в чис­ло упав­ших са­моле­тов по­пала и «А­эро­коб­ра»  с  со­вет­ской сто­роны, ра­порт ник­то ис­прав­лять не стал,  он так и ушел на­верх.
 Не луч­ше кон­троль был и на не­мец­кой сто­роне

    При ус­ло­вии, что да­леки от соб­лю­дения кор­рек­тнос­ти бы­ли обе сто­роны, всё-та­ки дол­жны же бы­ли быть ка­кие-то ре­аль­ные при­чины  для столь  зна­читель­ной раз­ни­цы о  по­терях про­тивос­то­ящих сто­рон   в ин­форма­ции нем­цев и  чле­нов ан­ти­гит­ле­ров­ской ко­али­ции?

   Дей­стви­тель­но, ре­аль­ные при­чины су­щес­тву­ют, и, преж­де все­го, в го­раз­до бо­лее  вы­сокой ин­тенсив­ности ис­поль­зо­вания  не­мец­кой сто­роной   сво­их  ВВС – 6 вы­летов в день про­тив  од­но­го вы­лета  у со­юз­ни­ков, и как ре­зуль­тат: на­личие бОль­ше­го  ко­личес­тва це­лей у пос­ледних, т.к. ави­ация со­юз­ни­ков ко­личес­твен­но зна­читель­но  пре­вос­хо­дила люф­тваф­фе.

    Срав­ним ко­личес­тво бо­евых вы­летов у асов про­тиво­борс­тву­ющих сто­рон.  У нем­цев:  Эрих Хар­тманн – 1425, Гер­хард Бар­кхорн – 1104,  Валь­тер Кру­пин­ски -1100 вы­лета, а у Ко­жеду­ба   все­го 330. Вот вам и от­гадка. Прав­да, не толь­ко раз­ни­цей в ежед­невном ко­личес­тве вы­летов объ­яс­ня­ет­ся это яв­ле­ние: ука­зан­ные не­мец­кие асы на­чина­ли свою  лёт­ную карь­еру ещё в Ис­па­нии на сто­роне Фран­ко, а Ко­жедуб  при­был в Дей­ству­ющую ар­мию толь­ко в мар­те 1943 го­да.

   Но… вы­рисо­выва­ет­ся ин­те­рес­ная за­коно­мер­ность: ес­ли раз­де­лить ко­личес­тво бо­евых вы­летов на чис­ло сби­тых са­моле­тов, то у каж­до­го из этих  пи­лотов во­юющих стран при­ходит­ся по 4- 6  вы­летов на один сби­тый са­молет. Это уже шаг впе­ред к вы­яс­не­нию до­совер­ности!

  А об­щая при­чина боль­шо­го ко­личес­тва вы­летов у нем­цев - не­об­хо­димость ох­ва­та ог­ромных фрон­то­вых прос­транств  при ог­ра­ничен­ном ко­личес­тве  воз­душных «шты­ков».  Эта же при­чина зас­тавля­ла не­мец­кую сто­рону про­водить пе­рефор­ми­рова­ние и по­пол­не­ние  воз­душных  под­разде­лений не­пос­редс­твен­но  во фрон­то­вых ус­ло­ви­ях,  не вы­водя их из бо­евых по­ряд­ков.   Со­вет­ские же час­ти уда­лялись из зо­ны бо­ев на 1- 2 ме­сяца. Впро­чем, на­чиная с 1943 го­да, и со­вет­ские ВВС пе­реш­ли на сис­те­му пе­рефор­ми­рова­ния в по­левых  ус­ло­ви­ях.

  К чис­лу бы­ту­ющих  при­чин  сле­ду­ет от­нести  и  сло­жив­ше­еся на За­паде мне­ние, что не­мец­ким асам лег­че  бы­ло от­ли­чить­ся на Вос­точном фрон­те, сра­жа­ясь с «фа­нер­ной»  со­вет­ской ис­тре­битель­ной  ави­аци­ей, ибо эти же не­мец­кие асы ча­ще  по­гиба­ли на За­паде в бо­ях с  дю­ралю­мини­евы­ми   «Спит­фай­ера­ми»  и «Мус­танга­ми».

При­чем жу­пелом сто­рон­ни­ков  дан­ной те­ории был  не­мец  Ханс  Фи­лино - 176 по­бед на Вос­то­ке и 28 на –За­паде. Та­кая же струк­ту­ра  ито­гов воз­душных бо­ёв бы­ла и у Гюн­те­ра   Рах­лла - 272 по­беды на Вос­то­ке и все­го 3 - на За­паде, и у Гер­ма­на Гра­фа: со­от­ветс­твен­но - 212  и 10.

    Да­лее… Сле­ду­ет при­нять во вни­мание и прин­ци­пи­аль­но раз­ные ус­ло­вия воз­душных бо­ев на Вос­точном и За­пад­ном ТВД.

    На Вос­то­ке – рас­тя­нутый, нап­ри­мер, у не­мец­кой груп­пы ар­мий «Центр» на сот­ни ки­ломет­ров фронт  меж­ду Брян­ском и Ве­лики­ми Лу­ками в 1941 го­ду, или Ржев­ский выс­туп, где шли неп­ре­рыв­ные бои в те­чение все­го 1942 го­да, и не­мец­кие пи­лоты со­вер­ша­ли по 6 бо­евых вы­летов в день.

Уч­тём ещё один фак­тор:  ос­новная цель со­вет­ских лет­чи­ков – штурм на­зем­ных вой­ск про­тив­ни­ка, о  чём в По­левом Ус­та­ве Крас­ной Ар­мии  (ПУ-39) на стр.23  пря­мо  за­писа­но:

«Глав­ная за­дача ави­ации -  в со­дей­ствии ус­пе­ху на­зем­ных вой­ск в  бою и во­ен­ных опе­раци­ях»...

Т.е. не унич­то­жение ави­ации про­тив­ни­ка, а со­дей­ствие ус­пе­ху на­зем­ных вой­ск!

Сле­дова­тель­но, ос­новным кри­тери­ем  при оцен­ке эф­фектив­ности дей­ствий со­вет­ской  ави­ации яв­ля­лась  под­дер­жка на­зем­ных вой­ск, а не лич­ные сче­та от­дель­но взя­тых асов!

 … Рас­смот­рим ти­пич­ный эпи­зод: в по­доб­ном  на­лете на час­ти вер­махта  при­нима­ют учас­тие 8 пи­киру­ющих бом­барди­ров­щи­ков  Пе-2 под прик­ры­ти­ем 8 ис­тре­бите­лей Як-3, но их ата­ку­ет эс­кадрилья в сос­та­ве  12  не­мец­ких са­молё­тов. Вот где иде­аль­ные ус­ло­вия для воз­душных «джентль­ме­нов уда­чи» 20-го ве­ка!  Гу­ляй, Ва­ся!

    А на За­паде? Нап­ри­мер, бом­барди­ров­ка Бер­ли­на  6 мар­та 1944 го­да, в ко­торой при­няли учас­тие 814 бом­барди­ров­щи­ков под прик­ры­ти­ем 943 ис­тре­бите­лей. Ар­ма­да  ан­гло-сак­сов пе­ресек­ла гра­ницу Гер­ма­нии в 10 ча­сов 20 ми­нут ут­ра, а в 16.45 пос­ледний са­молет со­юз­ни­ков уже вер­нулся на а­эрод­ром вы­лета:  в не­бе Гер­ма­нии про­тив­ник на­ходил­ся все­го нес­коль­ко ча­сов, в те­чение ко­торых пи­лоты вер­махта ус­пе­ли сде­лать все­го  по два вы­лета.

 В то же вре­мя та­кая мас­са са­моле­тов на ог­ра­ничен­ном прос­транс­тве… Бо­евое  пос­тро­ение  «ко­роб­ка», още­тинив­ша­яся  поч­ти дву­мя ты­сяча­ми пу­шеч­ных и пу­лемет­ных ство­лов! Да­леко не иде­аль­ные ус­ло­вия для «охо­ты» да­же для са­мых удач­ли­вых  не­мец­ких асов!

    Да­лее…Вы­ше уже упо­мина­лось, что стро­итель­ным ма­тери­алом  для  про­из­водс­тва со­вет­ских  ис­тре­бите­лей слу­жила прес­со­ван­ная дре­веси­на – дю­ралия ед­ва хва­тало для про­из­водс­тва бом­барди­ров­щи­ков.  По­это­му ма­шина или не об­ла­дала тре­бу­емой проч­ностью или бы­ла из­лишне тя­желой.  Да и зап­равля­лись эти са­моле­ты да­леко не луч­шим ави­аци­он­ным бен­зи­ном – с ок­та­новым чис­лом не 100, а толь­ко 78. Всё это сни­жало лет­ные ка­чес­тва со­вет­ской ави­ации, о  чем ни­же бу­дет ска­зано  бо­лее под­робно.

… И хо­тя вы­ше уже бы­ло упо­мяну­то, что ос­новная цель со­вет­ских лет­чи­ков – это  штурм на­зем­ных вой­ск про­тив­ни­ка, но коль ско­ро в на­шей статье речь идет о ста­тис­ти­ке по учё­ту сби­тых в воз­душных бо­ях  са­моле­тов про­тив­ни­ка, нель­зя не упо­мянуть о тех фак­то­рах, на ко­торых бы­ла пос­тро­ена вся сис­те­ма по­ощ­ре­ний ус­пешных дей­ствий ави­ации ВВС РККА, вклю­чав­шей в се­бя наг­радную сис­те­му и сис­те­му де­неж­ных вып­лат.

Ес­ли в на­чаль­ный пе­ри­од вой­ны сис­те­мы по­ощ­ре­ний как та­ковой поп­росту не су­щес­тво­вало, то уже к се­реди­не 1942 го­да она бы­ла дос­та­точ­но чёт­ко вы­рабо­тана.

     Для лёт­чи­ков-ис­тре­бите­лей эта сис­те­ма бы­ла ори­ен­ти­рова­на, преж­де все­го, на унич­то­жение удар­ной ави­ации про­тив­ни­ка - так, в при­казе На­род­но­го ко­мис­са­ра обо­роны И. В. Ста­лина от 17 и­юня 1942 го­да раз­ме­ры де­неж­ных вып­лат раз­гра­ничи­вались в за­виси­мос­ти от ти­па унич­то­жен­но­го вра­жес­ко­го са­молё­та - ес­ли за сби­тый ис­тре­битель ав­тор по­беды по­лучал 1000 руб­лей, то за бом­барди­ров­щик пла­тили вдвое боль­ше (ра­нее раз­мер вып­лат был еди­ным). Так­же в при­казе ого­вари­валось, что лёт­чик, сбив­ший 5 бом­барди­ров­щи­ков про­тив­ни­ка, пред­став­лялся к прис­во­ению зва­ния Ге­рой Со­вет­ско­го Со­юза - ис­тре­бите­лей  же для по­луче­ния "Звез­ды" на­до бы­ло "нас­тре­лять" в 2 ра­за боль­ше.

    По ме­ре то­го как со­вет­ские лёт­чи­ки чувс­тво­вали се­бя в не­бе всё уве­рен­нее, "нор­ма­тивы" сби­тых са­молё­тов на пред­став­ле­ние к наг­ра­дам рос­ли и окон­ча­тель­но бы­ли зак­репле­ны в сен­тябре 1943 го­да в про­цити­рован­ном ни­же "По­ложе­нии...", дей­ство­вав­шем до кон­ца вой­ны:

"...Лёт­чи­ки ис­тре­битель­ной ави­ации пред­став­ля­ют­ся к пра­витель­ствен­ным наг­ра­дам: а) За лич­но унич­то­жен­ные са­молё­ты про­тив­ни­ка в воз­душных бо­ях или на а­эрод­ро­мах:
- к пер­вой наг­ра­де - за 3 лич­но сби­тых бом­барди­ров­щи­ка (раз­ведчи­ка), или за 4 лич­но сби­тых са­молё­та дру­гих ти­пов, или за 6 са­молё­тов, унич­то­жен­ных на зем­ле;
- к пос­ле­ду­ющим наг­ра­дам - за каж­дые сле­ду­ющие 4 лич­но сби­тых са­молё­та-бом­барди­ров­щи­ка (раз­ведчи­ка), или 5 лич­но сби­тых са­молё­тов дру­гих ти­пов, или 6 са­молё­тов, унич­то­жен­ных на зем­ле;
- к выс­шей наг­ра­де - зва­нию Ге­роя Со­вет­ско­го Со­юза - за 10 лич­но сби­тых са­молё­тов-бом­барди­ров­щи­ков (раз­ведчи­ков) или за 15 лич­но сби­тых са­молё­тов дру­гих ти­пов;
- к выс­шей наг­ра­де - зва­нию дваж­ды Ге­роя Со­вет­ско­го Со­юза - за 30 лич­но сби­тых са­молё­тов всех ти­пов;
- к выс­шей наг­ра­де - зва­нию триж­ды Ге­роя Со­вет­ско­го Со­юза - за 50 лич­но сби­тых са­молё­тов всех ти­пов".

 Ко­неч­но же, ко­ман­до­вание  ВВС вся­чес­ки под­держи­вало  вы­сокую ре­зуль­та­тив­ность  со­вет­ских лёт­чи­ков в воз­душных бо­ях. Но к про­цес­су учё­та сби­тых са­молё­тов про­тив­ни­ка  оно же про­яв­ля­ло стран­ное рав­но­душие.

     Ес­ли в дру­гих ро­дах вой­ск фор­мы от­четнос­ти всё вре­мя со­вер­шенс­тво­вались, да­же о сос­то­янии кон­ско­го по­головья в вой­сках су­щес­тво­вала чет­кая сис­те­ма учё­та, то для пи­лотов  от­сутс­тво­вали да­же прос­тей­шие блан­ки  сос­тавле­ния от­чё­тов о сби­тых са­молё­тах:  лет­чи­ки сос­тавля­ли эти от­чё­ты в сво­бод­ной фор­ме, по­лага­ясь, в ос­новном, на свои ли­тера­тур­ные спо­соб­ности.

Что, впро­чем, впол­не ло­гич­но вы­тека­ет из про­дек­ла­риро­ван­ной кон­цепции при оцен­ке эф­фектив­ности дей­ствий ави­ации: при­мат под­дер­жки на­зем­ных вой­ск, а не лич­ные сче­та от­дель­но взя­тых асов! Сле­дова­тель­но, и кри­терии     раз­ви­тия ВВС дол­жны бы­ли от­ли­чать­ся.

По ло­гике апо­логе­тов  со­вет­ской кон­цепции,  для вы­пол­не­ния глав­ной за­дачи ВВС  не­об­хо­димо  бы­ло  стро­итель­ство мас­со­вого Воз­душно­го Фло­та, что  свя­зано с не­из­бежным по­ниже­ни­ем его сред­не­го уров­ня, т.к. осу­щест­вля­лось  оно не ру­ками   опыт­ных  про­фес­си­ональ­ных ра­бочих  - где их взять в дос­та­точ­ном ко­личес­тве в стра­не, толь­ко де­сять лет на­зад на­чав­шей мас­со­вую ин­дус­три­али­зацию?!  - а вче­раш­них  вы­пус­кни­ков  школ ФЗО и ре­мес­ленных учи­лищ. От­сю­да и сни­жение  сред­не­го уров­ня ка­чес­тва мас­со­вого про­из­водс­тва са­молё­тов по срав­не­нию с опыт­ны­ми об­разца­ми, но эта не­кото­рая по­теря ка­чес­тва, по мыс­ли сто­рон­ни­ков по­доб­ной точ­ки зре­ния,  не очень – то  от­ра­жалась на ос­новной фун­кции ави­ации: под­дер­жка  на­зем­ных вой­ск!

Но нас­то­ражи­ва­ет не­кое не­со­от­ветс­твие меж­ду этой дек­ла­раци­ей приз­на­ния соз­на­тель­но­го сни­жения ка­чес­тва са­моле­тос­тро­ения в уго­ду их мас­со­вого про­из­водс­тва. Воз­ни­ка­ет  воп­рос:  мас­со­вого, по срав­не­нию с  про­из­водс­твом са­молё­тов, у ко­го?

Вот ста­тис­ти­ка по вы­пус­ку   са­моле­тов го­ды вой­ны в сле­ду­ющих стра­нах: США – 300 тыс, Гер­ма­ния – 100 тыс, СССР – 112,1 тыс, Япо­ния – 85,6 тыс са­молё­тов.

При­веден­ные дан­ные от­нюдь не сви­детель­ству­ют о ка­кой-то осо­бой мас­со­вос­ти вы­пус­ка со­вет­ских са­моле­тов, оп­равды­ва­ющей сни­жение их ка­чес­тва.

 Так что не­гоже  под фла­гом стро­итель­ства мас­со­вых ВВС  для вы­пол­не­ния  иных за­дач, оп­равды­вать ха­лат­ность и бе­зала­бер­ность.

    Ко­неч­но, по­тери в ВВС не­из­бежны: в мо­били­заци­он­ном пла­не 1941 го­да эти по­тери в ави­ации бы­ли за­ложе­ны вы­ше по­терь в дру­гих ро­дах вой­ск. И по­тому  за­дачей во­ен­но­го ру­ководс­тва яв­ля­ет­ся  фор­ми­рова­ние ме­ханиз­ма эф­фектив­но­го вос­полне­ния этих по­терь.

    И во­об­ще,  мас­со­вые ВВС бо­лее ус­той­чи­вы. По­это­му по­теря 30 - 40 бо­евых еди­ниц  при на­личии воз­душно­го со­еди­нения в ко­личес­тве 300 ис­тре­бите­лей для вза­имо­дей­ствия  с на­зем­ны­ми вой­ска­ми  не так ощу­тима, как убы­тие из строя де­сят­ка са­моле­тов в элит­ной  эс­кадре из нес­коль­ких де­сят­ков ма­шин, за­нима­ющей­ся охо­той  на  сво­их ви­зави для по­пол­не­ния лич­ных пос­лужных спис­ков.

    И – вни­манию чи­тате­ля - ин­те­рес­ная ста­тис­ти­ка! А ин­те­рес­на она тем, что не очень – то дос­то­вер­но под­твержда­ет выс­ка­зан­ные в статье взгля­ды апо­логе­тов раз­личных то­чек зре­ния на кри­терии оце­нок дей­ствий ВВС про­тиво­борс­тву­ющих сто­рон на ТВД.

Дей­стви­тель­но, ло­гич­но бы выг­ля­дели  бОль­шие  циф­ры по­терь со­вет­ских ВВС, но Ви­кипе­дия, на дан­ных из ко­торой опи­ра­ет­ся вся при­веден­ная в статье ста­тис­ти­ка, при­водит сле­ду­ющую ин­форма­цию:

 За го­ды Вто­рой ми­ровой вой­ны Гер­ма­ния толь­ко на Вос­точном фрон­те по­теря­ла 59,5 тыс, в т.ч. поч­ти по­лови­ну – 25 тыс, -  в 1944- 1945 го­дах. Со­вет­ский Со­юз в воз­душных  бо­ях  по­терял 45 тыс. са­молё­тов.

И прос­то для ин­форма­ции: США  по­теря­ли  - 65,16 тыс на ев­ро­пей­ском и на ти­хо­оке­ан­ском ТВД.   Япо­ния по­теря­ла, по раз­личным ис­точни­кам, от 35 до 50 тыс са­моле­тов.

     Ка­кие же вы­воды мож­но сде­лать из все­го вы­шес­ка­зан­но­го? Преж­де все­го, нас­коль­ко оп­равдан за­голо­вок статьи?    Ока­зыва­ет­ся,  он оп­равдан дваж­ды: во-пер­вых, по­тому что, как мы вы­яс­ни­ли по хо­ду рас­ска­зан­но­го, ста­тис­ти­ка по­терь, по при­роде сво­ей, не мо­жет быть дос­то­вер­ной, т. к. каж­дая из про­тиво­борс­тву­ющих сто­рон вы­да­ет же­ла­емое за дей­стви­тель­ное, умень­шая свои и уве­личи­вая чу­жие по­тери в каж­дом из эпи­зодов, и во – вто­рых, ито­говые сум­марные   ре­зуль­та­ты за всю во­ен­ную кам­па­нию ни­как не со­от­ветс­тву­ют сум­ме от­дель­но взя­тых сла­га­емых, т.е. на­руша­ет­ся ос­новное пра­вило ма­тема­тики.

  В са­мом де­ле, и По­левой Ус­тав РККА про­воз­гла­ша­ет глав­ной целью ави­ации вза­имо­дей­ствие с на­зем­ны­ми вой­ска­ми, а не «охо­ту» за воз­душны­ми  вра­гами, а апо­логе­ты та­ких взгля­дов   да­же оп­равды­ва­ют  этим худ­шее ка­чес­тво со­вет­ских са­моле­тов по срав­не­нию с не­мец­ки­ми, а что же в ито­ге?

На Вос­точном фрон­те Гер­ма­ния по­теря­ла на 25% са­молё­тов боль­ше, чем со­вет­ские ВВС.  И это ещё од­на при­чина не­дос­то­вер­ности при­веден­ной в Ви­кипе­дии ста­тис­ти­ки. Мо­жет быть, у ко­го-ни­будь из чи­тате­лей есть «бо­лее пра­виль­ный  Гло­бус»? Бу­ду прем­но­го бла­года­рен!

И, на­конец, про­цити­ру­ем по­эта:

«Ведь ес­ли звез­ды за­жига­ют,
Зна­чит, это ко­му-ни­будь нуж­но?
Зна­чит, кто-то хо­чет,
Что­бы они бы­ли?»
(В. Ма­яков­ский «Пос­лу­шай­те!»,1914 г.)

    Ко­му же нуж­ны звёз­ды на не­бос­во­де? Не вни­кая в суть со­дер­жа­ния стро­чек по­эта, мы ис­поль­зу­ем в сво­их це­лях  толь­ко фор­му сти­хот­во­рения, по­тому что нас ин­те­ресу­ют звёз­дочки на фю­зеля­же са­моле­та, сви­детель­ству­ющие о ко­личес­тво сби­тых  са­молё­тов про­тив­ни­ка.

Эти звёз­дочки, на­рисо­ван­ные пос­ле ухо­да са­моле­та про­тив­ни­ка в «не­из­вес­тность»  с  не­понят­ным  ис­хо­дом,  при­дава­ли  пи­лоту за­дор и  уве­рен­ность в  сво­их си­лах, в то вре­мя как не­об­хо­димость про­вер­ки  ис­хо­да боя при­води­ла к боль­шой за­дер­жке вре­мени по вы­яс­не­нию ис­ти­ны, что яв­ля­лось уда­ром  по пси­хике лёт­чи­ка.

По­тому  в  ВВС  до­пус­кался учёт сби­тых са­моле­тов по ра­пор­там лет­чи­ков:  пи­лот бу­дет уве­рен­нее чувс­тво­вать се­бя, не бу­дет бо­ять­ся всту­пать в бой  -  он пе­решаг­нёт глав­ную прег­ра­ду:  ощу­щение не­уяз­ви­мос­ти про­тив­ни­ка.

Да, тон­кая ма­терия – пси­холо­гия по­веде­ния че­лове­ка, еже­минут­но под­верга­юще­гося опас­ности смер­ти!

Ка­кой же вы­вод из все­го вы­шес­ка­зан­но­го мож­но сде­лать?  Вы­вод не­уте­шитель­ный.

  В си­лу ря­да при­чин,  упо­мяну­тых в статье, ста­тис­ти­ке в этой об­ласти до­верять нель­зя, по­тому что в са­мой су­ти уче­та  унич­то­жения  са­моле­тов   про­тив­ни­ка  за­ложе­на ве­ро­ят­ность ис­ка­жения ста­тис­ти­ки. о чем крас­но­речи­во сви­детель­ству­ет пре­дыду­щий аб­зац: ста­тис­ти­ка соз­на­тель­но в жер­тву при­мата пси­холо­гии по­беды  над все­ми ос­таль­ны­ми фак­то­рами  у глав­но­го дей­ству­юще­го ли­ца на воз­душном те­ат­ре во­ен­ных дей­ствий – пи­лота. И это об­сто­ятель­ство не­сок­ру­шимо, по­тому что кор­ни не­дос­то­вер­ности этой ста­тис­ти­ки  обус­ловле­ны про­цес­са­ми, за­ложен­ны­ми в  ди­алек­ти­чес­кой три­аде: единс­тво и борь­ба про­тиво­полож­ностей, пе­реход ко­личес­тва в ка­чес­тво и за­кон от­ри­цания от­ри­цания. К со­жале­нию, во­ен­ная ста­тис­ти­ка, вы­нуж­денная учи­тывать фак­тор пси­холо­гии, име­ет свою спе­цифи­ку.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ПОЛЕМИКА

Вечная война России

На переговорах с делегацией Украины в Стамбуле Мединский, путинский извращенец от истории петушился: Россия может воевать вечно! А поскольку переговоры Трампа с Путиным закончились ничем – Путин продолжает водить нашего старого и глупого барашка за нос, то война продолжается.

Юрий Кирпичёв июнь 2025

ВЕХИ

Войны и судьбы: Итак, она звалась Татьяной…

С Татьяной Хмельницкой, моей учительницей музыки, я познакомился… даже страшно сказать, сколько лет назад! Пожалуй, прошло уже более полувека и уже прожита целая жизнь. Музыкального таланта мне, чтобы поступить в консерваторию, не хватило, я стал журналистом. Но и сама по себе «музыкальная тема», и многие люди, музыканты и педагоги, меня окружавшие в юности, были со мной до конца репортерской карьеры.

Виталий Цебрий апрель 2025

СТРОФЫ

Подборка стихов “Ночь без войны…”

Владимир Проскуров июнь 2025

КУЛЬТУРА

Джаз в «Красной чайхане»

Красный цвет неизменно приходит на ум при изучении распространения джаза лагерного и внелагерного в 1920-30-х годах – красного цвета были стяги, транспаранты, лозунги, плакаты, обложки энциклопедий и книг марксистских классиков, афиши, сцены, абажуры, «красными» называли переориентированные на пролетарскую публику чайханы…

Назар Шохин июнь 2025

ИСТОРИЯ

Украинские маршалы

Смотрел краем глаза парад победы…

Виталий Цебрий май 2025

ПОЛЕМИКА

Вечная война России

На переговорах с делегацией Украины в Стамбуле Мединский, путинский извращенец от истории петушился: Россия может воевать вечно! А поскольку переговоры Трампа с Путиным закончились ничем – Путин продолжает водить нашего старого и глупого барашка за нос, то война продолжается.

Юрий Кирпичёв июнь 2025

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Мирись, мирись, мирись! И больше не дерись!

Или русский пат – самый патологичный пат в мире

Виталий Цебрий июнь 2025

КУЛЬТУРА

Джаз в «Красной чайхане»

Красный цвет неизменно приходит на ум при изучении распространения джаза лагерного и внелагерного в 1920-30-х годах – красного цвета были стяги, транспаранты, лозунги, плакаты, обложки энциклопедий и книг марксистских классиков, афиши, сцены, абажуры, «красными» называли переориентированные на пролетарскую публику чайханы…

Назар Шохин июнь 2025

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка